План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год icon

План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год



НазваниеПлан работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год
Дата конвертации20.05.2013
Размер211.09 Kb.
ТипПлан
источник

Утверждаю:

Директор школы: _______ /Журавлёва О.П./

от «___»______ 2012г.


План работы библиотеки МОБУ «Новотёпловская основная общеобразовательная школа»

на 2012/2013 учебный год
с.Новая Тёпловка

 


12. План работы школьной библиотеки

Настоящий план работы составлен на основе статей следующих докумен- тов: Закона « Об образовании», Закона «О библиотечном деле», «Положе- нии о библиотеке МОБУ «Новотёпловская основная общеобразовательная школа».

I. Вводная часть

  Миссия библиотеки.

 Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования  и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.

Для того чтобы успешно осуществлять миссию библиотеки (или идею отдельной акции), достигая при этом поставленных целей, выделяются 2 альтернативные стратегии:

· ограниченный рост,

· рост

Основные цели библиотеки:

1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информацион ных процессов; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.


 Задачи библиотеки:

    • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.

    • Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

    • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.

    • Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.

    • Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.

 Основные функции библиотеки:

1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
5. Воспитательная  – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями МОУ, другими библиотеками, медиатеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации
^

Общие сведения о библиотеке


№ п/п

2011/2012 учебный год

2012/2013 учебный год

1.

количество учащихся - 34 из них читателей - 34

количество учащихся -35 из них читателей  - 35

2.

количество учителей - 10 из них читателей -  10

количество учителей 10  из них читателей 10

3.

другие работники и родители   50
Итого: 94 читателей – 100%

другие работники и родители   50
Итого: 95 читателей – 100%

4.

книговыдача  - 11,1

книговыдача - 13

5.

число посещений -3

число посещений - 3

6.

объем библиотечного фонда -1047 
объем учебного фонда  -530
объем художественного фонда- 439

объём методической литературы-91
CD, DVD - 47

объем библиотечного фонда  - 1185
объем учебного фонда  - 654
объем художественного фонда - 440
объём методической литературы -91

CD, DVD - 47

7.

книгообеспеченность учеб. - 15,6
книгообеспеченность худ.лит. – 4,05

книгообеспеченность методической литературой – 9,0

книгообеспеченность учеб. – 18,7    
книгообеспеченность худ.лит – 4,63   

книгообеспеченность методической литературой-9,1  

8.

обращаемость – 0,35

обращаемость – 0,32

9.

посещаемость 32,3

посещаемость – 33,4

10.

читаемость -

читаемость –

 


Вывод:

Низкий показатель обращаемости фонда  - 0,32 указывает на перенасыщение в фонде библиотеки документов, не имеющих спроса, что вызвано издержками в политике комплектования фонда (на определенном этапе – его полного отсутствия). Необходимо освободить фонд от устаревшей и непрофильной литературы, излишней экземплярности на основе  изучения его состава и использования.

18,7 возросший показатель книгообеспеченности учебниками выше по сравнению с прошлым годом, позволяет сделать вывод о до получении нужного количества учебников.

Возросший показатель  читаемости  позволяет сделать вывод о достаточной пропаганде фонда в прошедшем году.

По сравнению с прошлым годом возросла активность посещения библиотеки учащимися, в связи оказания услуг по получению информации из сети Интернет.

II. Формирование фонда библиотеки

№ п/п


Содержание работы

Срок исполнения
^

 

Работа с фондом учебной литературы


 




  1.  

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2009/2010 учебный год.
Составление справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы в Комитет по Образованию.

Сентябрь-октябрь

 

2. 

Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам.

Май-июнь
Август-сентябрь

3.

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

  1. Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)

  2. Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2012/2013 учебный год

  3. Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации

  4. Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013/2014 год  администрацией школы, его передача районному методисту

  5. Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году, но не заказанных по бланку заказов (внебюджет)

  6. Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа

  7. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки.

Ноябрь

В течение года

 

Октябрь

 

Октябрь

 

 

Октябрь

 

Октябрь, май

 

В течение года

В течение года

 

4.

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)

Декабрь,
Апрель

5.

Списание учебного фонда с учетом ветхости  и смены учебных программ

Октябрь-декабрь

6.

Изучение и анализ использования учебного фонда

В течение года

7.

 Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы

В течение года

8.

Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию

В течение года

9.

 Ведение тетради выдачи учебников

Май, сентябрь

10.

 Составить УМК на 2012/2013 учебный год

Август-сентябрь

 


 

Работа с фондом художественной литературы






Изучение состава фонда и анализ его использования

Декабрь



Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений

Постоянно в течение года

  1.  

Учет библиотечного фонда

По графику инвентаризации
материального отдела

  1.  

Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации

По мере комплектования
РМЦ

  1.  

Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы

Постоянно

  1.  

Подведение итогов инвентаризации.
Списание недостающих изданий, оформление акта замены-утери. Оформление акта о проверке библиотечного фонда в материальном отделе бухгалтерии.

Октябрь-ноябрь

  1.  

Покупка мебели для абонемента библиотеки

Август-сентябрь

  1.  

Выдача документов пользователям библиотеки

Постоянно

  1.  

Работа с фондом:

  1. оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей,  разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления

  2. соблюдение  правильной  расстановки фонда на стеллажах

  3. проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год

  4. обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации

 

Постоянно в течение года

10. 

Работа по сохранности фонда:

  1. Организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности

  2. Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном  порядке

  3. Организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива и ГПД

  4. Составление списков должников 2 раза в учеб. году

  5.  Обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать  санитарный день

  6. Систематический  контроль   за  своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий

 

Постоянно в течение года

Постоянно в течение года

 

1 раз в месяц

 

Декабрь, май

Постоянно в течение года

 

Постоянно в течение года

11. 

Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу

Октябрь-декабрь

12

Обеспечение работы читального зала

В течение года

13.

Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек)

По мере необходимости

 
^

Комплектование фонда периодики


 

1.

Комплектование фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы
Оформление подписки на 1 полугодие 2013 года
Контроль доставки

Октябрь

2.

Оформление подписки на 2 полугодие 2013 года
Контроль доставки

Апрель

III. Справочно-библиографическая работа



Содержание работ 

 Срок исполнения

1.

Создать картотеку газетно-журнальных статей на основе выписанной периодики за 2012/2013 г.г.

В течение года

2.

Вести тетрадь учёта библиографических справок

Постоянно

3.

Создание и ведение электронного каталога нетрадиционных  носителей информации

Октябрь-декабрь

4.

Проведение библиотечно-библиографических занятий  для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий
См. темы занятий в разделе «Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся»

В течение года

5.

Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения  по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам.

По заявкам

7.

Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Консультации у каталога и картотек. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности                                                                                             

В течение года

8.

 Обновление сайта школы по библ. мероприятиям

1 раз в месяц
Библиотекарь.

IV.  Работа с читателями





 

Содержание работ

 

Срок исполнения

I
^

Индивидуальная работа


 

1.

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей.

Постоянно

2.

Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся.

Постоянно

3.

Рекомендательные беседы при выдаче книг

Постоянно

4.

Беседы о прочитанном

Постоянно

5.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку.

По мере поступления

6.

Провести  анкетирование учащихся начальной и средней школы по теме «Твои любимые книги»

Январь-февраль

7.

Изучение и анализ читательских формуляров

В течение года

II

Работа с родительским комитетом школы

 

1.

  • Составление списка учебников, необходимых учащимся к началу учебного года для родительских комитетов Методическая помощь в проведении родительских собраний.

  • Вывешивание рекламной информации для родителей  на сайт библиотеки

 

  • Выступление на родительских собраниях. Пропаганда книг на родительских собраниях.

  • Работа с родительским комитетом по комплектованию фонда библиотеки в рамках акции родителей «Подарим библиотеке книжку»

  • Провести анкетирование родителей на родительских собраниях по теме «Что и как читают наши дети?»

Май-июнь

 


По плану школы

 

Раз в месяц

 

По плану школы

 

 

Январь

III

Работа с педагогическим коллективом

 

1.

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.

На педсоветах

2.

Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

Апрель

3.

Оказание методической помощи к Уроку знаний 1 сентября «Семья и государство» .

Август

4.

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет

По требованию МО и педагогов

IY

Работа с учащимися

 

1.

Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

2.

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)

1 раз в четверть

3.

Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику.

Постоянно

4.

Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя.

Постоянно

5.

Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах школьных библиотек

В течение года

6.

Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начальной и основной школы

Октябрь-март

Y.

Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся
Темы:

  • Организовать экскурсию в школьную библиотеку учащихся 1-2-х классов на тему «Откуда пришли буквы?» с показом наглядного материала. Знакомство с библиотекой, конкурс литературных загадок. Торжественное вручение подарков. Запись в библиотеку.

  • Структура книги: внешнее и внутреннее оформление книги – 2-е классы

  • «Говорящие обложки» - самостоятельный  выбор книги в школьной библиотеке. Художники-иллюстраторы детских книг – 2-е и 3-е классы

  • Первое знакомство с каталогом: шифр, каталожная карточка, отделы каталога и разделители – 3-и классы

  • Твои первые энциклопедии, словари, справочники: обзор. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, указатели – 3-4 классы

  • История книги. Древнейшие библиотеки – 3,4,5 классы. Мультимедийная презентация с викториной.

 

 

Ежегодно в октябре

 

 

Ноябрь

Ноябрь-декабрь

 

Декабрь

 

Март

 

Март
YI.

^ Массовая работа
Выставочная деятельность. Цель:
Раскрытие фонда, пропаганда чтения.
Вызвать интерес к предмету через литературу.
Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе.

 В течении года.

1.

Плановые ежегодные выставки:

 




  • «Обильный край, благословенный!»

  • Ежегодная плановая выставка «Читать – это модно!» с рекомендательными списками литературы (в рамках Программы Чтения)

  • 180 лет со дня рождения  Иоанна Кронштадского

  • 280 лет со дня рождения Суворова А.В.

  • 110 лет со дня рождения Жукова Г.К., военачальника, общественного деятеля

  • Плановая выставка «С Новым годом! С Рождеством!» с показом  старых ёлочных игрушек.

  • Организовать в библиотеке выставку, посвященную мировой классике в целях пропаганды классических произведений для подростков (в рамках Программы Чтения)

Сентябрь (08.09.)

Октябрь

 

Октябрь (19.10.)
Ноябрь (24.11.)
Декабрь (01.12.)

 

Декабрь

Март-Апрель

2.

Выставки в помощь учебному процессу:

 




  • Выставки учебных изданий по предметным неделям 

По предметным неделям.

3.

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей:

 

3 -70 лет со дня начала публикации в газете Западного фронта «Красноармейская правда» поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (1942) 4 сентября

^ 5 – 195 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817-1875)

23 – 80 лет со дня рождения русского писателя Василия Ивановича Белова (193

^ 3 – 125 лет со дня рождения русского поэта, драматурга и переводчика, писателя, редактора Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964)

6 – 160 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852-1912)

4 – 130 лет со дня рождения русского писателя, публициста, популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана (1882–1942) «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Занимательная механика», «Занимательные задачи и опыты»

^ 10 – 130 лет со дня рождения русского писателя Алексея Николаевича Толстого (1883-1945

24 – 165 лет со дня рождения русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916)

^ 25 – 75 лет со дня рождения русского поэта, актёра Владимира Семёновича Высоцкого (1938–1980)

4 – 140лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954)

^ 8 – 190 лет со дня рождения французского писателя-фантаста Жюля Верна (1828-1905)

4 – 335 лет со дня рождения итальянского композитора Антонио Вивальди (1678-1741)

24 – 105 лет со дня рождения русской писательницы Веры Васильевны Чаплиной (1908-1994)

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март

Апрель



4.

Воспитание здорового образа жизни

 




    1. Создание папки материалов на тему «Искусство быть здоровым»

    2. Создание буклетов «Спорт – здоровье!»

В течение года

В течение года

5.

Нравственное воспитание

 




  • Провести в пятых классах  обзор   детских журналов

  • Понятие рождественского рассказа. Обзор рождественских рассказов русских, зарубежных и современных писателей

 

Март

Декабрь

6.

Экологическое воспитание

 




  • Создание тематической картотеки «Наша планета в экологической опасности»

  • Провести экологическую игру «Поле чудес» по теме «Цветы» среди учащихся начальной школы

 

В течение года

Март-Апрель

7.

Эстетическое воспитание:

 




  • Организовать для начальной школы конкурс стихов по произведениям писателей-юбиляров (С.Я.Маршак)

  • К 160-летию Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка провести с учащимися начальной школы беседу о жизни и творчестве . Подготовить викторину по его произведениям с мультимедийной презентацией.

Ноябрь 


8.

Патриотическое воспитание:

 




  • Организовать выставку к 67-летию Победы с беседой и конкурсом рисунков учащихся средней школы

  • Организовать викторину для 2-4 классов по истории Великой Отечественной войны и провести обзор книг военно-патриотической тематики

  • Организовать выставку «И содрогнулась вся земля…»

  • к 9 Мая.

Апрель


Май


9.

Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам

 




1.День Знаний (помощь в подготовке праздника)

Сентябрь




2.День Учителя в России (помощь в подготовке праздника)

Октябрь




3.Прощание с Азбукой (подбор стихотворений, сценариев)

Декабрь




4.Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам)

Конец декабря




5.День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов)

Февраль




6.Международный женский день. Подбор стихов, песен,сце-нариев

Март




7.9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для встречи ветеранов.
Май

^ V. Повышение квалификации



Содержание работ

Срок выполнения

1.

Участие в районных совещаниях, проводимых управлением образования Бузулукского района.

По графику районного МО библиотекарей

2.

Принять участие в городском конкурсе «Библиобраз»

Сентябрь-Октябрь

 

VI.  Взаимодействие с библиотеками района



Содержание работ

Срок выполнения

1.

Сотрудничество по обслуживанию школьников с сельской библиотекой:
Формы работы:

  • Экскурсии по библиотеке

  • Экскурсии по музею

  • Тематические беседы

  • Библиографическая помощь

 

В течение года

 

 




Похожие:

План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан работы в дни осенних каникул мобу «Новотепловская основная общеобразовательная школа» 2012-2013 учебный год

План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан воспитательной работы мобу «Новотепловская основная общеобразовательная школа» 2012-2013 учебный год
Акция «Неделя добрых дел» посвященных дню пожилого человека. Участие в концерте. (1-9 кл.)
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан работы в дни зимних каникул мобу «Новотепловская основная общеобразовательная школа» 2012-2013 учебный год
Анкетирование учащихся1-4 классов по теме «Твои любимы книги». Громкие чтения произведений русского писателя А. Н. Толстого
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан мероприятий по подготовке к обязательному региональному экзамену мобу «новотёпловская основная общеобразовательная школа» 2012 2013 учебный год
Педсовет: утверждение плана «Мероприятий по подготовке к обязательным региональным экзаменам в 2012-13 учебном году», графика проведения...
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан по внедрению фгос ООО и реализации фгос ноо мобу «Новотёпловская оош» 2012-2013 учебный год
Основные задачи школы в данном направлении вытекают из положений образовательной программы мобу «Новотёпловская оош», программы развития...
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан мероприятий по подготовке к промежуточной аттестации мобу «новотёпловская основная общеобразовательная школа» 2012 2013 учебный год
Педсовет: утверждение плана «Мероприятий по подготовке к промежуточной аттестации в 2012-13 учебном году», графика проведения консультаций...
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан работы ошрк мобу «Платовская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год
...
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconГрафик проведения контрольных работ мобу «Каменносарминская основная общеобразовательная школа»
Мобу «Каменносарминская основная общеобразовательная школа» 2012-2013 учебный год
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос в мобу «Твердиловская основная общеобразовательная школа» на 2011-2012 учебный год
Мобу «Твердиловская основная общеобразовательная школа» на 2011-2012 учебный год
План работы библиотеки мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа» на 2012/2013 учебный год iconОтчёт по состояния воспитательной работы по итогам I четверти 2012 – 2013 уч год мобу «Новотёпловская основная общеобразовательная школа»
Отчёт по состояния воспитательной работы по итогам I четверти 2012 2013 уч год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы