Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 icon

Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004



НазваниеПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
О.В. Кубасова
Дата конвертации23.05.2013
Размер244.01 Kb.
ТипПрограмма
источник

Пояснительная записка


ОСНОВА: программа «Литературное чтение» (1 – 4) (УМК «Гармония»)

автор – кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004


Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.


Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:


1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая сторона процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.


В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.


Реализовать перечисленные выше задачи поможет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.


В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и за­даниям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов твор­ческие и практические виды освоения прочитанного. Упоря­доченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием пос­ледующих литературных обобщений, являющихся базой для

дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся. Таким образом, соблюдается преем­ственность между начальным и средним звеньями школьно­го литературного образования.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам очевидны: нара­ботка технической базы чтения во 2 классе -> накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанро­вых) в 3 классе -> литературное развитие на основе упорядо­чения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей в 4 классе.


^ Читательские умения.

К концу 4 класса обучающиеся должны:

— заинтересованно, осмысленно, правильно, вырази­тельно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15—20 слов быстрее;

— полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  • составлять план и пользоваться им при пересказе; со­ставлять краткий и другие виды пересказа;

  • работать с познавательной литературой: находить необ­ходимую информацию, систематизировать и узнавать ее;

  • ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс вне текстового аппарата книги;

  • читать значительные по объему рассказы, сказки, ска­зочные повести; пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выра­зительно читать их.

^ Литературоведческая пропедевтика.

К концу 4 класса обучающиеся должны:

  • практически освоить особенности лирики, эпоса и дра­мы в сравнении: сказка — рассказ, басня — сказка, рас­сказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ — стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка;

  • уметь элементарно классифицировать сказки;

  • иметь представления о различных рассказах (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические); иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;

  • уметь отличить художественную литературу от позна­вательной на основе их практического сравнения;

  • знать некоторые приемы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста;

  • составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, Х.К. Ан­дерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.) на основе знания их творчества.



Развитие творческих способностей.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  • освоить все используемые в начальной школе творчес­кие виды интерпретации текста, уметь выбрать их в со­ответствии со спецификой произведения;

  • принимать участие в конкурсах чтецов;

  • писать небольшие сочинения разных типов (повество­вание, описание, рассуждение) на основе читаемой ли­тературы.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Читательские умения.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  • осмысленно, правильно и выразительно читать це­лыми словами минимум 90 слов в мин, про себя — ПО слов в мин; прогнозировать содержание литера­турного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

  • выявлять авторский замысел (идею произведения) по­средством анализа сюжета и постижения подтекста;

  • составлять личное мнение о литературном произведе­нии; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

  • выделять в познавательном тексте основную и допол­нительную информацию;

  • организовывать собственную читательскую деятель­ность по ознакомлению с большим по объему произ­ведением;

  • ориентироваться в детских книгах, используя для это­го определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

  • пользоваться справочной литературой и периодичес­кой печатью для детей.


^ Литературоведческая пропедевтика.

Наличие базы необходимых для дальнейшего обучения разнообразных литературных впечатлений.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • основные особенности литературных жанров (произве­дения малого фольклора, народные и литературные сказ­ки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

  • основные средства языковой выразительности (риф­ма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, ху­дожественный повтор).

Развитие творческих способностей.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

  • воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;

  • характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

  • различать произведения художественной и познава­тельной литературы и овладеть разными способами их освоения;

  • составлять представление о писателе на основе его про­изведения;

  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме уст­ной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

  • использовать дополнительные средства выразительно­сти (пластика, мизансцена, реквизит) при инсцениро­вании литературных произведений;

  • иллюстрировать литературное произведение в словес­ной, графической, музыкальной формах;

  • составлять творческий пересказ литературного произ­ведения посредством дополнения текста;

  • создавать небольшие сочинения на основе литератур­ных впечатлений.



^ Литературное чтение.

Количество часов: всего – 102 часа, в неделю – 3 часа.



Содержание

Кол-во часов

Дата

Знания, умения, навыки.

1

^ Гимн Российской Федерации

1







2

И. Токмакова «В чудной стране»

«Всё у нас, слава Богу, хорошо!» «Пётр I и мужик» Рус. нар. ск.

1




Знать основные особенности литературных видов и жан­ров (произведения малых фольклорных форм, народ­ные и литературные сказки)

Уметь иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах,

составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.


3-4

«Пётр и Петрушка» рус. нар. ск.

2




5

Контрольная работа

1




6

«Марья и ведьмы» , «Василиса Прекрасная» рус. нар. ск.

1




7

Обобщение

1




8

«Почему у месяца нет платья» сербская ск., «Жизнь человека» бразильская ск.

1




9-11

Х.К. Андерсен «Русалочка»

3




12-13

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2




14

Д. Джекобс «Рыба и кольцо» С. Маршак «Отчего у месяца нет платья» В. Берестов «Сказка»

1




15

К. Чуковский «Приключения Белой Мыши»

1




16-17

А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

2




18

Д. Родари «Эти бедные приведения»

1




19

К. Драгунский «Лекарство от послушности»

1




20

«Добрыня и Змей» (Пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (отры­вок в обработке Ю. Круглова)

1




Знать основные особенности литературных видов и жан­ров (былины, сказания) Уметь создавать небольшие устные сочинения на осно­ве литературных впечатлений.


21

Болезнь и исцеление Ильи Муромца

1




22

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» (Пересказ А. Нечаева)

1




23

Муромец и Соловей Разбойник» (отрывок в обработке В. Ани­кина)

1




24

Контрольное чтение


1







25

Х.К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп. «Ворона и кув­шин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козел»

1




Знать основные средства языковой выразительности.

Уметь пользоваться основными средствами интонацион­ной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.


26

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки» Л. Толстой «Лев и Лисица»

1




27

С. Михалков «Просчитался», «Услуж­ливый»

1




28

С. Михалков. «Заячье горе»; И. Демьянов. «Валерик и тетрадь»

1




29

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток моло­ка» Н. Сладков «В норе»

1




Уметь

прогнозировать содержание литературного про­изведения перед чтением и в процессе его первич­ного восприятия;

воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками;

характеризовать персонажи и их взаимоотноше­ния в соответствии с авторским замыслом.



30

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1




31

Р. Фраерман «Девочка с камнем»

1




32

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

1




33

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1




34

А. Платонов «Цветок на земле»

1




35-36

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2




37

Н. Носов «Огородники»

1




38

Н. Носов «Клякса»

1




39

Ю. Ермолаев «Жарко»; М. Зощенко «Елка»; О. Григорьев «Две трубы»

1




40

С. Алексеев «Капитан

роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»

1




41

А. Чехов «Ванька»

1




42

Г. Сенкевич «Янко-музыкант»

1




43-44

Д. Мамин – Сибиряк «Вертел»

2




45

Контрольное чтение

1




46

Л. Кассиль «У классной доски»

1




47

В. Лидин «Завет»

1




48

«Персей»

1







49

«Орфей и Эвридика»

1




50

«Дедал и Икар»

1




51

Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого

человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обещание Спасителя. Изгнание из рая»

1




Уметь различать произведения худ. и познавательной лит-ры и овладеть разными способами их освоения; организовывать собственную читательскую дея­тельность по ознакомлению с большим по объему про­изведением;

выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста; излагать личное мнение о литературном произве­дении.

52

«Всемирный потоп»

1




53-54

«Моисей»

2




55

С. Лагерлеф «Святая ночь»

1




56

С. Лагерлеф «В Назарете»

1




57

А. Мень «Милосердие

Иисуса»

1




58

С. Маршак «Про козла»

1




Уметь пользоваться осн. средствами интонацион­ной выразительности для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

59

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1




60-61

Н. Носов «Два друга»

2




62-63

С. Козлов «Снежный цветок»

2




64

В. Жуковский «Песня»

1




Уметь использовать дополнительные средства вырази­тельности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсце­нировании литературных произведений; иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а так­же средства библиографической помощи.


65

А. Пушкин «Птичка»; «Няне»

1




66

А. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»

1




67

М. Лермонтов «Утес»

1




68

М. Лермонтов «Молитва»

1




69

И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»

1




70

А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»

1




71

С. Есенин «С добрым утром!»

1




72

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»

1




73

С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Черный «Зеленые стихи»

1




74

Ю. Владимиров «Чудаки» ; Д. Хармс «Очень страшная история»

1




75

Контрольное чтение

1




76

В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»

1




77

О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»

1







78

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли»; В. Высоцкий «Песня Кэр­ролла»

1







79

Н. Кун «Олимп»

1




Уметь составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану; прогнозировать тему, жанр, характер текста.






80

Н. Кун «Царство мрачного Аида»

1







81

Ю.Яковлев «О нашей Родине»

1







82

М. Пришвин «Моя Родина»

1







83

И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»

1







84

«Крещение Руси»

1







85-86

Н. Соловьев «Сергий Радонежский»

2







87

В. Губарев «В открытом космосе»

1







88

Л. Яхнин «Метро» М. Ильин, Е. Сегал «Что из чего»

1







89

М. Ильин «Сто тысяч почему»

1







90

Н. Надеждина «Лук — от семи недуг»; М. Констатиновский «Что такое электричес­кий ток?»

1







91

В. Малое «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1







92

А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая

книжка самая интересная?» К. Паустовский. «Великий сказочник»

1







93

Я. Смоленский. «Как научиться читать стихи», К. Паустовский «Сказки пушкина»

1







94

К. Чуковский «Приз­нания старого сказочника»

1







95

Контрольное чтение

1




Уметь воссоздавать в воображении образы и картины, сответствующие литературному источнику;

воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками; характеризовать персонажи и их взаимоотноше­ния в соответствии с авторским замыслом;


96-102

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

7










Похожие:

Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т е читателя, адекватно, полноценно...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Окружающий мир» (умк «Гармония»). Автор кандидат педагогических наук О. Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconУчебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 4 ч. / О. В. Кубасова. Смоленск : Ассоциация ХХI век, 201
«Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед наук, доцент О. В. Кубасова) с учетом федерального комплекта государственного...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconУчебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Смоленск : Ассоциация ХХI век, 20
«Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед наук, доцент О. Т. Поглазова), с учетом федерального комплекта...
Программа «Литературное чтение» (1 4) (умк «Гармония») автор кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004 iconПрограмма «Русский язык» 1 4 класс (умк «Гармония») Авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2005
Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважение к себе как его носителю,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы