Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу icon

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу



НазваниеМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу
страница1/3
Дата конвертации24.05.2013
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3




Рассмотрена на педагогическом совете Протокол№ __ « » ____2011 год


Программа внеурочной деятельности

для учащихся начальной школы

МОУ «Проскуринская средняя

общеобразовательная школа»

Бузулукского района Оренбургской области

Проскурино 2011

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МОУ «Проскуринская СОШ»

1. Нормативно-правовая и документальная основа:

И Закон Российской Федерации « Об образовании».

Ш Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования. ® Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской

Федерации. И Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в

ОУ.

• Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

• Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16). в Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе. @ Должностная инструкция старшей вожатой. Ш Должностная инструкция классного руководителя. % Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

^ 2. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой -обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

^ Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

• приобретение учащимися социального опыта;

• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

^ 3. Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

^ Задачи внеурочной деятельности:

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, сельской библиотекой, семьями учащихся.

2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

^ 7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых

образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

^ 8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

10. Организация информационной поддержки учащихся.

^ 11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. 4. Принципы программы:

X Включение учащихся в активную деятельность. >• Доступность и наглядность. >• Связь теории с практикой. >• Учёт возрастных особенностей.

!>• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. X Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

^ На содержание программы оказали влияние следующие факторы:


Традиции школы.

/V Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

их интересы,


& Особенности руководителей кружков и секций,

склонности, установки. /V Месторасположение школы.

5. Направления реализации программы

^ 1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

^ 3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

^ 6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.







Спортивно-оздоровительное


12






10

Художественно-эстетическое

Социальное проектирование Итого

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

• Работа спортивного кружка - Юный спортсмен.

• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

• Проведение бесед по охране здоровья.

• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.

2. Художественно-эстетическое:

• Организация экскурсий,, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы

^ 3. Социальное проектирование

* Проведение субботников;

* Работа на пришкольном участке.

* Разведение комнатных цветов.

* Акция «Спаси дерево».

• Разработка проектов к урокам.

Распределение времени по каждому направлению:

• Спортивно-оздоровительное - 99 ч.

• Художественно-эстетическое - 66 ч.

• Социальное проектная -33ч.

Общее количество часов-198 часов

2. Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

• конкретное планирование деятельности,

• кадровое обеспечение программы,

• методическое обеспечение программы,

• педагогические условия,

• материально-техническое обеспечение.

6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

• педагоги школы, реализующие программу;

• библиотекарь;

^ Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи


Мероприятия


Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности


Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми I деятельности в данном направлении.


Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса


Семинары с специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методических объединениях с цельк обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам.


Обеспечение комфортных условий для работы педагогов


Изыскать возможности материального поощрение руководителей кружков




Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий


Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетов возможностей педагогов.




6.2. Материально-техническое обеспечение:

• выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

• материалы для оформления и творчества детей,

• наличие канцелярских принадлежностей,

• аудиоматериалы и видеотехника,

• компьютеры,

• телевизор,

• проектор,

• экран и др. ^ У.Предполагаемые результаты:

• внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

• улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

• укрепление здоровья воспитанников;

• развитие творческой активности каждого ребёнка;

• укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

^ Задачами сотрудничества являются:

• усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;

• гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

• развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

• освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

• оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

• непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

• развитие сотрудничества с учителями и детьми в , исследовательской


^ 8. Условия для самореализации учащихся.

№ п/п


Виды деятельности


Название секции, кружка и т.д.


Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва)


1


Игровая -..,.,,,_


КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д.


1 класс


2.


Художественное творчество


Кружок «Веселые нотки» Кружок «Юный художник»


1 класс


3.


Спортивно-оздоровительная


«Подвижные игры» Кружок «Юный спортсмен» «Весёлые старты» Дни здоровья Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни


1 класс


4.


Досугово -развлекательная деятельность


Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.


1 класс


5.


Трудовая деятельность


Трудовые десанты.


1 -класс


6


Познавательная деятельность


Предметные недели, конкурсы «Умники и умницы», «Учимся жить вместе», «Калейдоскоп чудес»


1 -класс


7.


Туристско-краеведческая деятельность


Туристические походы, экскурсии, школьная программа «Летопись моего села»


1 классы






^ 8. Условия для самореализации учащихся.

№ п/п


Виды деятельности


Название секции, кружка и т.д.


Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва)


1


Игровая -..,.,,,_


КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д.


1 класс


2.


Художественное творчество


Кружок «Веселые нотки» Кружок «Юный художник»


1 класс


3.


Спортивно-оздоровительная


«Подвижные игры» Кружок «Юный спортсмен» «Весёлые старты» Дни здоровья Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни


1 класс


4.


Досугово -развлекательная деятельность


Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.


1 класс


5.


Трудовая деятельность


Трудовые десанты.


1 -класс


6


Познавательная деятельность


Предметные недели, конкурсы «Умники и умницы», «Учимся жить вместе», «Калейдоскоп чудес»


1 -класс


7.


Туристско-краеведческая деятельность


Туристические походы, экскурсии, школьная программа «Летопись моего села»


1 классы






^ 8. Условия для самореализации учащихся.

№ п/п


Виды деятельности


Название секции, кружка и т.д.


Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва)


1


Игровая -..,.,,,_


КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д.


1 класс


2.


Художественное творчество


Кружок «Веселые нотки» Кружок «Юный художник»


1 класс


3.


Спортивно-оздоровительная


«Подвижные игры» Кружок «Юный спортсмен» «Весёлые старты» Дни здоровья Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни


1 класс


4.


Досугово -развлекательная деятельность


Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.


1 класс


5.


Трудовая деятельность


Трудовые десанты.


1 -класс


6


Познавательная деятельность


Предметные недели, конкурсы «Умники и умницы», «Учимся жить вместе», «Калейдоскоп чудес»


1 -класс


7.


Туристско-краеведческая деятельность


Туристические походы, экскурсии, школьная программа «Летопись моего села»


1 классы






  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу. Должностная инструкция зам директора по воспитательной работе
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconМетодическое пособие для педагогов дополнительного образования г. Соль-Илецк, 2013 Содержание: Введение
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconМетодические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconПрактические рекомендации педагогу дополнительного образования по комплектованию и сохранности контингента обучающихся Методические рекомендации педагогам дополнительного образования
Отмечая роль и место моау дод «цдт» в воспитании и развитии подрастающего поколения, при комплектовании групп обучающихся следует...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу icon«Занятия в системе дополнительного образования» Методические рекомендации педагогам дополнительного образования
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
Управлением специального образования совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи подготовлены...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу iconЦентр дистанционного образования Кемеровской области Методические рекомендации для родителей
Методические рекомендации предназначены для родителей обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы