Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» icon

Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок»



НазваниеСогласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок»
страница1/11
Дата конвертации20.03.2013
Размер2.22 Mb.
ТипПротокол
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Родничок» города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»


СОГЛАСОВАНО УтверждАЮ

методистом ИМЦ Заведующий МДОУ

управления образования «Детский сад № 10 «Родничок»

администрации муниципального __________ /Л.В. Саблина/

образования Кувандыкский район Оренбургской области

__________ /Н.А. Петровой/


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад « 10 «Родничок» города Кувандыка

Кувандыкского района Оренбургской области


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

29 августа 2011 г.


Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………………………3

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ………………………………………………13

  2. Содержание образовательного процесса…………………………………14

  3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………14-15

  4. Особенности осуществления образовательного процесса………………16

  5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы…………………………………………………………………………….16-18


ЧАСТЬ 1 (обязательная)……………………………………………………………..19

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ…………………………………19

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………………………………………39

1.3. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы………………………………………………….39-72

1.4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы в соответствии с ФГТ…………………………………………………..73-74

1.5. Модель выпускника ДОУ, согласно ФГОС НОО второго поколения…………..95

1.6. Работа с родителями…………………………………………………………...96-102

1.7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………………………………………….103-106

1.8. Коррекционная работа………………………………………………………..107-110


ЧАСТЬ 2. Региональный компонент………………………………………………111

2.1. Рабочая учебная программа «Музыкальная палитра»……………………...111-112

2.2 Рабочая учебная программа «В гостях у Терпсихоры»…………………….113-122

2.3. Рабочая учебная программа «Мастерская цвета»…………………………..123-126

2.4. Условия реализации образовательной программы ДОУ ………………………….. ……127

2.4.1. Управление реализацией программы……………………………………………..127

2.4.2. Построение развивающей среды………………………………………………….128

2.4.3. Сотрудничество с семьей………………………………………………………….130

2.4.4. Преемственность в работе ДОУ и школы ………………………………………..132

2.4.5. Взаимодействие с социальными партнёрами………………………………133

Литература…………………………………………………………………………134-136


Пояснительная записка

Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад № 10 «Родничок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.


^ Возрастные особенности детей

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.


^ Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

^ Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

^ Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

^ Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

^ Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

^ Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.


^ Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве переферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.


^ Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.

^ Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.

^ Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

^ Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и компетенций.

Так же строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

^ Кадровый потенциал:

    • обеспеченность педагогическими кадрами (укомплектованность, наличие вакансий) - укомплектован, вакансий нет;

    • средний возраст педагогических работников - 40 лет;

    • образовательный ценз администрации и педагогических работников:




Всего администрации / педагогов

Высшее образование

Средне-специальное образование

2/11

2/6

-/5




  • уровень профессиональной компетентности педагогов (наличие квалификационных категорий);

    Всего педагогов

    Высшая квалификационная категория

    Первая квалификационная категория

    Вторая квалификационная категория

    11

    0

    5

    5

  • повышение квалификации педагогических работников (получение дополнительного профессионального образования, прохождение курсовой подготовки – % от общего числа);

№ п/п

Название курсов

Год прохождения

% от общего количества педагогов

1

ИПК и ППРО ОГПУ

2005 – 2006уч. год

20%

2

ИПК и ППРО ОГПУ

2006 – 2007уч. год

10%

3

ИПК и ППРО ОГПУ

2007 – 2008уч. год

10%

4

ИПК и ППРО ОГПУ

2008 – 2009уч. год

20%

6

ИПК и ППРО ОГПУ

2009 – 2010уч.год

27%


Большую часть педагогического коллектива составляют воспитатели, имеющие наиболее продуктивный стаж работы от 6 до 20 лет.

Категория

Стаж работы

1-5

5-10

10-15

15-20

20-25

25 и выше

Заведующий







1










Заместитель заведующего по ВМР




1













Воспитатели




2

1

1

1

2

Инструктор ФИЗО







1










Хореограф







1










Музыкальный руководитель
















1


Это свидетельствует о мобильности педагогического коллектива и готовности к переходу в режим развития. Высокий профессиональный уровень, овладение новейшими образовательными технологиями стимулирует развитие у педагогов их творческого потенциала.

За последние три года обобщен опыт работы трех педагогов с представлением на педагогических советах. Имеются публикации в районной газете, центральных СМИ.

^ Сведения о семьях воспитанников

Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа мы получили следующие результаты:


Содержание

2009 г.

2010 г.

количество

%

количество

%

^ Количество детей в ДОУ

138

116

130

110

Количество детей инвалидов

1

0,7

1

0,70

^ Количество родителей

254

97

246

90

Состав семьи:

неполные

многодетные

неблагополучные с одним ребёнком


21

6

-


8,2

2,3

-


20

5

-


8,1

2

-

^ Уровень образованности родителей:

высшее

незаконченное высшее

средне-специальное

среднее


78

8

138

30


31

15,2

54

12


102

4

120

20


41,4

1,6

49

8,1

^ Социальное положение семей:

служащие

рабочие

безработные

студенты

частные предприниматели


126

80

18

-

30


50

31,4

7

-

12


118

66

16

-

46


48

27

7

-

19

Из анализа видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада. Поэтому основная задача ДОУ – создание условий для личностного развития с учетом возможностей, способностей и потребностей воспитанников.


^ Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, издание 4-е исправленное и дополнительное 2006 год, (Москва Мозайка-Синтез. Допущено Министерством образования и науки РФ).

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое, социально-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Глубоко внедрено художественно-эстетическое направление. С 2010 года началась работа по внедрению социально-личностного направления.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

^ Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе. Переход ДОУ в качественно новое состояние – Центр развития ребёнка – детский сад, характеризующийся интеллектуальной, социально-личностной, культурно-творческой направленностью.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.


Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.

  2. Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.

  3. Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.

  4. Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.

  5. Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с муниципальной программой преемственности между начальной школой и детским садом.

  6. Привлекать дополнительные ресурсы для развития детского сада путём создания родительского благотворительного фонда

  7. Ввести экспериментальную деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (группа кратковременного пребывания «Кроха»).



Условия реализации образовательной программы ДОУ

  • управление реализацией программы;

  • создание и обновление предметно-развивающей среды;

  • постановка инновационной или экспериментальной работы;

  • использование различных форм сотрудничества с семьей;

  • преемственность в работе ДОУ и школы;

  • взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.



Особенности образовательного процесса.

В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

^ Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.


Структура программы:

  1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

  2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

    • «Физическая культура»

    • «Здоровье»

    • «Безопасность»

    • «Социализация»

    • «Труд»

    • «Познание»

    • «Коммуникация»

    • «Чтение художественной литературы»

    • «Художественное творчество»

    • «Музыка»

  3. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)

  4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми освоения детьми основной общеобразовательной программы в соответствии с Федеральными государственными требованиями:

  5. Портрет выпускника

  6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

  • Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы

  • Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы детьми

  1. Условия реализации образовательной программы ДОУ

  2. Работа с родителями.

  3. Коррекционная работа.



Организация режима пребывания детей в ДОУ

Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. При построении режима дня руководствуемся основным принципом - принципом соответствия возрастным психофизическим особенностям детей.

При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.п.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребёнка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Представлены в программе режимы дня для каждой возрастной группы. Режим скорректирован с учётом работы учреждения и с учётом климата (тёплого и холодного периода).


^ Организация режима пребывания детей в ДОУ

Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ № 655 МО РФ от 5 марта 2010 г.), СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 г., Изменений N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 декабря 2010 г. N 19342.

В режиме дня предусмотрены: образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу.


Возраст детей

Образовательная деятельность

Деятельность по осуществлению присмотра и ухода

3 - 4 года

65% (410 мин.)

35% (220 мин.)

4 - 5 лет

70 % (441 мин.)

30 % (189 мин.)

5 - 6 лет

75 % (473 мин.)

25 % (157 мин.)

6 – 7 лет

78 % (504 мин.)

22 % (140 мин.)


Образовательная деятельность осуществляется через:

  • непосредственно образовательную деятельность

  • образовательную деятельность в ходе режимных моментов

  • самостоятельную деятельность детей

  • взаимодействие с семьями воспитанников

В соответствии с СанПин непосредственно образовательная деятельность в течение дня занимает:

В группах детей в возрасте 3 - 4 года - 30 мин.

В группах детей в возрасте 4 - 5 лет – 40 мин.

В группах детей в возрасте 5 - 6 лет – 75 мин.

В группах детей в возрасте 6 – 7 лет - 90 мин.


На образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, предусмотрено

В группах детей в возрасте 3 - 4 года -170 мин.

В группах детей в возрасте 4 - 5 лет - 171 мин.

В группах детей в возрасте 5 - 6 лет - 148 мин.

В группах детей в возрасте 6 – 7 лет - 144 мин.

В соответствии с СанПин для самостоятельной деятельности детей выделено:

В группах детей в возрасте 3 - 4 года - 180 мин.

В группах детей в возрасте 4 - 5 лет - 200 мин.

В группах детей в возрасте 5 - 6 лет - 220 мин.

В группах детей в возрасте 6 – 7 лет - 224 мин.


^ Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется ежедневно в течение 30 минут в каждой возрастной группе.

Согласно п. 2.13. приказа МО РФ №655 «В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов».

В режиме обеспечен баланс четырёх направлений развития ребёнка:





Направления развития ребенка

Возраст детей

Физкультурно-оздоровительное

Социально-личностное

Познавательно-речевое

Художественно-эстетическое

3 – 4 года

475 мин. в неделю

475 мин. в неделю

475 мин. в неделю

475 мин. в неделю

4 – 5 лет

514 мин. в неделю

514 мин. в неделю

513 мин. в неделю

513мин. в неделю

5 – 6 лет

553 мин. в неделю

554 мин. в неделю

554 мин. в неделю

553 мин. в неделю

6 – 7 лет

572 мин. в неделю

573 мин. в неделю

572 мин. в неделю

573 мин. в неделю



^ Условия реализации образовательного процесса

Режим дня


В понятие «суточный режим» мы включаем непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, взаимодействие с семьями воспитанников, организацию и распределение в течение дня всех видов деятельности, отдыха, приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормативам, которые основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 – 10 и изменениями к ним.

Коррекция режима дня проводится на основе следующих положений:

  • соответствие возрастным особенностям детей;

  • учет сезонных изменений 2 раза в год,

  • смена деятельности ребенка, обеспечивающая полное функциональное восстановление организма;

  • недопустимость частых изменений режима;

  • постепенность перехода к измененному режиму;

  • выделение времени для непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных процессов, самостоятельной (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) деятельности детей, организованной как воспитателем, так и самим ребенком, времени на присмотр и уход;

  • недопустимость замены свободного времени другими формами организации.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Похожие:

Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconСогласовано утверждаю начальник отдела Заведующий
Образования администрации мбдоу«Плешановский Красногвардейского района детский сад №2»
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconСогласовано утверждаю начальник мку заведующий мкдоу «Управление образования» детский сад №21 администрации Артемовского Е. П. Безрукова городского округа

Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconСогласовано: Утверждаю: Методист по дошкольному образованию Заведующая мдоу «црр – детский сад Управления образования Администрации д. Кисловка» Томского района Томского района
...
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconСогласовано утверждаю начальник мку заведующий мкдоу «Управление образования» детский сад №21 администрации Артемовского Е. П. Безрукова городского округа
Основание: СанПиН 4 2660-10, р. 12 требования к приему детей в дошкольные организации
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconУтверждаю: Заведующий мдоу «Детский сад №29» Ощепкова Е. В. «27» сентября 2011 г
Федеральных Государственных Требований. Создается с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconУтверждаю: Заведующий мдоу «Детский сад №1» Н. Я. Шалашова «27» декабря 2010 г
Федеральных Государственных Требований. Создается с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconПротокол № 2011г. Заведующий мдоу «Детский сад №26»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» п. Сараны ( далее доу), создано на основании постановления...
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconПротокол № 20 г. Заведующий мдоу «Детский сад №3»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» г. Горнозаводска ( далее- доу), создано на основании постановления...
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconОтдел образования
«Пусть всегда будет солнце». В конкурсе приняли участие мбдоу «Детский сад №1 «Светлячок», мбдоу «Детский сад №2 «Родничок», мбдоу...
Согласовано утверждаю методистом имц заведующий мдоу управления образования «Детский сад №10 «Родничок» iconО. Н. Репина, заведующий мдоу црр-детский сад «Белоснежка» (приказ №54 от 24. 08. 2010 г.) Одобрена Советом педагогов
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «белоснежка»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы