Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения icon

Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения



НазваниеЭлективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения
Иванова Зоя Алексеевна
Дата конвертации16.03.2013
Размер139.6 Kb.
ТипЭлективный курс
источник


РОО «Клуб учителей «Доживем до понедельника»

в Центральном филиале ОАО «Возрождение» г. Москва».


Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации – 2006».


Авторская программа «Литература и фольклор»

(или элективный курс для 9-11-ых классов).


Автор: Иванова Зоя Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения.


Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, МОУ «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа».


Работа награждена:

1. дипломом первой I степени лауреата Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации - 2006»;

2. дипломом II степени республиканской открытой ярмарки «Педагогические инновации -2010» (конкурс «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»);

3. дипломом участника межрегионального конкурса –проекта «Новое содержание образования» - 2010г. ( АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования»- г. Киров).


^ Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов).


Концепция курса — изучить, как шло становление художественной литературы, искусства, культуры. В основу концепции положена схема базовых жанров «Память жанра», раскрывающая исторический путь развития
искусства слова и других видов искусств. Эта концепция помогает учащимся
старших классов понять себя, свое мироощущение, чувствовать связь времен
(прошлого, настоящего и будущего), что каждый человек ответственен за
будущую культуру.

Цель курса - научить школьников практически исследовать фольклорные жанры и фольклорные мотивы в классической литературе и самостоятельно прийти к философским умозаключениям.

Задачи курса - дать глубокие знания о жанрах литературы, о том, что в искусстве нет ничего случайного; сформировать навыки анализа традиционных жанров на уровне тропов, звука и смысла, опираясь на знания народной педагогики (этнопедагогики), и умения различать подлинные произведения искусства от подделок; использовать навыки и умения в ежедневной практической деятельности; пробудить интерес к изучению корней искусства, к фольклору, народным традициям и этнопедагогике.

^ Структура курса.

В данной программе отбор и подача материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие учащихся, осмыслить свое «я» в этом мире.

В качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность, преемственность в обучении, осуществление межпредметных связей, овладение многими видами речевой деятельности.

Содержание курса можно применять и в 5-8 классах, например «Жанровое древо», фольклорные жанры.

Постепенно учащиеся знакомятся с историческим развитием искусства, учатся видеть закономерные явления.

Обучение связной речи - процесс сложный и многоаспектный, поэтому он остается в центре внимания при изучении разделов программы. Особое внимание уделяется видам деятельности учащихся. Их цель - активизировать работу учащихся, уметь самостоятельно добывать знания, стать яркой личностью.

Учащиеся должны самостоятельно разбираться в подлинности произведения и в их подделке, что очень важно для формирования культурного уровня учащихся, развития самостоятельности.

Курс завершается обобщенным повторением на примере новых произведений литературы и других видов искусства.

^ Программа элективного курса «Литература и фольклор» (36 ч.).

Введение (2 ч.).

Становление художественной культуры. Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен до наших дней. Связь литературы с историческим прошлым, настоящим и будущим. Развитие литературы шло пластами и разрушать нам его нельзя, а надо сохранить и передавать новым поколениям, творить мироздание, порядок, космос.

Закономерности становления мировой художественной культуры. Возвращение к традициям мифологической школы - новый подъем русского национального самосознания. Диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения.

^ Теория литературы. Понятие о синкретизме, корнях мифомышления, метафорическом мышлении, метафоре и мифе, обрядах, язычестве, сакраментальности, хаосе и космосе.

^ Становление художественной культуры в формах базовых жанров (2 ч.).

Энергия единения, присущая настоящему искусству, то есть обряд и миф - основа любого художественного произведения. Постижение художественного опыта человека через жанр, через память жанра.

^ Теория литературы. Память жанра, подлинное произведение, обряд и
миф, фольклор.


Чтоб не распалась связь времен (1 ч.).

Роль искусства - объединять человека с природой. Природа – тайна, мифомышление - это слитность природы и человека.

^ Теория литературы. Хаос и космос. Человеческие и природные силы,
тотемические мифы.


Сюжетно-жанровый конфликт — исторический путь искусства (2 ч.).

Обряд и миф - корни искусства. Жанр - представитель творческой
памяти, обеспечивает единство и непрерывность процесса литературного
развития.

^ Теория литературы. Развитие понятия о жанровом древе, жанре и истории; славянский миф.


Фольклор как мощный вечный ствол в становлении культуры.

(1 ч.).

Виды фольклора: словесное искусство, музыкальное искусство... Собиратели фольклора.

^ Теория литературы. Понятие о фольклоре, фольклористике, традициях,

жанрах фольклора.


Народная педагогика: фольклор от самой колыбели (2ч).

Понятие о народной педагогике как продукте исторического и социального опыта народа. Этнопедагогика в трудах И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Л.Н. Толстого.

^ Теория литературы. Развитие понятия об этнопедагогике.


Звук и смысл (1 ч.).

Звук и смысл, цвет гласных звуков. Фоносемантика - связь звука и смысла в языке. Компьютерный анализ и синтез звукоцвета.

^ Теория литературы. Понятие о зоне существенных отклонений звуков, фонетической значимости звукобукв, слабых и сильных звуках, хороших и плохих звуках; строение значения слов, частотность звукобукв. «Машинная» характеристика звуковой формы слов.


^ Загадка как литературное произведение, как один из приемов тайного языка (3 ч.).

История загадки. Мифопоэтизмы в лирике Есенина.

Теория литературы. Понятие о мифопоэтизме, фольклорном мифе и метафоре.


^ Сказка - сокровище народа (2 ч.).

Русские сказочники А.С. Пушкин и П.П. Ершов.

Теория литературы. Понятие о специфике фольклорного эпитета. Духовный смысл сказки.


^ Народная песня (1 ч.).

Фольклорные мотивы в прозе Чехова («Степь») и Пушкина. Природа и человек в русской народной песне. А.С. Пушкин и русская народная песня.

^ Теория литературы. Постоянный эпитет - загадка фольклора.


Частушка (2 ч.).

Частушка народная и авторская, подлинная и подделка. Народнопоэтическая сатира.

^ Теория литературы. Понятие о сатирическом народном произведении.


Русский земледельческий календарь (1 ч.).

Русский земледельческий календарь как соединение точных научных знаний с народным опытом - энциклопедия крестьянского быта, слияние языческого и христианского начал.

^ Теория литературы. Расширение понятия о календаре.


Сказка « Курочка Ряба» (2 ч.).

Сказка «Курочка Ряба» как диагноз нашей жизни, об ответственности перед своим народом, гимн человечности.

^ Теория литературы. Понятие о мифологическом яйце.


Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (2 ч.).

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» — духовный мир России, народное понимание красоты. Пушкин и фольклор. «Руслан и Людмила» в контексте русско-кавказских связей.

^ Теория литературы. Развитие понятия об историческом регионоведении.


Pyccкое и западное искусство ( 1 ч.).

Мифологический взгляд на природу и человека. Сравнение русского искусства с западным.

^ Теория литературы. Понятие о единой общей арийской мифологии, о корнях русского фольклора, о язычестве и христианстве в искусстве.


Литература и фольклор (3 ч.).

Литература и фольклор. Мифологический и метафорический контекст в произведениях И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

^ Теория литературы. Развитие понятия о мифологии, метафоре как основных тропах художественного произведения.


В.Г. Распутин «Изба» (2 ч.).

Загадка характера Агафьи. Совесть, доверие и любовь - начала бытия человека. Гармония человека и природы. Фольклорные традиции в рассказе.

^ Теория литературы. Исследование композиции рассказа, изобразительно-выразительные средства в рассказе.


В.И. Белов «Привычное дело» (2 ч.).

Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы. Фольклорные мотивы и юмор повести.


^ Литература и искусство (2 ч.).

Литература и другие виды искусства : палех, дымковская игрушка, богородская игрушка, полх-майданская роспись, разделочные доски Нины Якимовой, Семеновские матрешки, городецкая роспись по дереву, якутские сувениры, гжель,

36 часов

Тема

Количест­во часов

Виды деятельности учащихся

1. Становление художест­венной культуры.



2

Составление понятийных словарей на основе справочной литературы.

спспискеспсписке

2. Схема базовых жанров «Память жанра».



2

Составление опорного контекста по 8 блокам становления художе­ственной культуры.

3. Урок-диалог культур «Чтоб не распалась связь времен». О роли искусства — объединять человека с при­родой.

1

Обобщение пройденного материа­ла: учащиеся ведут диалог о путях становления художественной культуры, разбившись на группы: «Героический эпос», «Антич­ность», «Христианство», «Средне­вековье», «Возрождение», «Эпоха романов».

4. Сюжетно-жанровьй кон­фликт - это исторический путь искусства.

2

Учащиеся рисуют жанровое древо как доказательство того, что в искусстве ничего случайного нет: ни описания природы, ни мета­форичности языка произведений, что обряд и миф - корни искусст­ва – лекция .Записи.



5 Фольклор как мощный вечный ствол в становлении культуры.

1

Сообщения учащихся на темы: «Фольклор и фольклористика», «Жанры фольклора», «Собиратели фольклора».

6. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели.

2

Доклады о Г. Н. Волкове, И. Я. Яковлеве, Л. Н. Толстом как педа­гоге. Инсценирование рассказа Г. Н. Волкова «Шартан». Составле­ние тезисного плана по роману-эссе Г. Н. Волкова «Этнопедагогический манифест И. Я. Яковле­ва».

7. Жанры фольклора: колыбельная песня, сказка-издевка, потешка-забава, шутка, хороводная песня, потешка-нравоучение, пестушка, докучная сказка, закличка, приговор, небы­лица, молчанка, скороговор­ка, небылица-перевертыш, нескладуха-неладуха.

1

Лабораторно-практическое заня­тие: исследование указанных жан­ров (тема, мысль, изобразительно-выразительные средства; звук и смысл, цвет звука). Исследование на компьютере. Выводы.

8. Загадка как литературное произведение. Мифопоэтизм лирики Есенина.


3

Составление кластера к слову «Загадка», Доклады учащихся по результатам исследования загадки на тему «Есенин и фольклор, метафора, миф».

9. Сказка - сокровище наро­да.

2

Составление рефератов: «О специфике фольклорного эпитета», «Русский сказочник П. П. Ершов и А. С. Пушкин».

10. Изучение статьи И. Ильина «Духовный смысл сказ-

ки».

1

Составление кластера на основе статьи И. Ильина «Духовный смысл сказки».

11. Народная песня как жанр, несущий свет успокоения, ощущение безгра­ничности жизни, простора. Песня «Меж высоких хлебов затерялося ...».

1

Активное прослушивание песни: выписать фольклорные мотивы повести А. П. Чехова «Степь». Сообщения « Пушкин о песне», «Язык самой знаменитой в мире песни «Катюша».

12. Частушка народная и ав­торская, подлинная и подделка.

2

Запись лекции учителя на тему «Народно-поэтическая сатира». Исследование языка частушки. Доклад: «Частушка народная и частушка самодеятельная». Исследование частушек о В. М. Шукшине.

13. Беседа по книгам «Круг­лый год - русский земледельческий календарь», М.: «Правда», 1991г., «Народный месяцеслов», М. «Современник », 1992 г.

1

Самостоятельное домашнее чтение, обсуждение прочитанного. Народный календарь - это coединение языческого и христианского начал, слияние, а не двоеверие.

14. Сказка «Курочка Ряба» -диагноз нашей жизни (об ответственности перед сво­им народом).

1

Урок - мастерская: сравнить 4 варианта сказки (два русских – для детей и для взрослых, белорусскую и украинскую). Доклады учащихся по результатам исследования.

15. Яйцо курочки Рябы как мифологическое яйцо.

1

Составление кластера к «золотому яичку», интонирование сказки. Составление тезисного плана. Доклад «Мифологический взгляд на природу и человека».

16. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - духовный мир России, народное понимание красо­ты.

1

Сообщение: «А. С. Пушкин и фольклор».

17. «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина в контексте русско-кавказских связей». В. Г. Шаульская.

1

Обсуждение трех фантазий на ис­торическую тему — знакомство с практическими опытами истори­ческого регионоведения.

18. Пресс-конференция на тему: «Искусство Запада и русское искусство».

1

Составление кластера «Русское искусство». Диалог с иностран­цем.



19. Литература и фольклор («Отцы и дети», «Муму», «Бежин луг» И. С. Тургене­ва. «Война и мир» Л. Н. Толстого).

3

Диалог о мифологическом и мета­форическом контексте в произве­дениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Прослушивание проек­тов учащихся и их обсуждение.

20. Фольклорные мотивы в рассказе В. Г. Распутина «Изба». Проблема зла в современной литературе.

2

Самостоятельное домашнее чте­ние и обсуждение. Составление рецензии на 1-й абзац рассказа и сравнение его с последним абза­цем. Композиция «Избы», исследования.

21. Фольклорные традиции в повести В. Белова «Привыч­ное дело».

1

Исследование языка повести, композиции; человек и природа. Док­лады учащихся по результатам ис­следования.

22. Палех, дымковская игрушка, богородская игрушка, полх-майданская роспись, разделочные доски Нины Якимовой, Семеновские матрешки, Городецкая роспись по дереву, якутские сувениры, гжель, керамика.

2

Составление рефератов по искус­ству по предложенным образцам.



Глоссарий.

  1. Адрианова-Перетц В.П. Народно-поэтическая сатира. - Л.: Советский писатель, 1960. - 469с.

  2. Аникина ВП. Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература, 1988. - 431с.

  3. Бахтина В. От былины до считалки. - Л.: 1982. - 189с.

  4. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. -- 324с.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1991. - 155с.

  6. Зуев Н. Голос мой был эхо, русского народа. - // Литература в школе. - №4. -2000.-15-29С.

  7. Ильин И. Духовный смысл сказки. // Литература в школе. - №1. - 1992. - 2-11с.

  8. Князева М Жила-была Курочка 'Ряба. - // Литература в школе. - №3. - 2000.

  9. Князева М. Жила-была Курочка Ряба. - // Литература в школе. - №3. - 1997.- 56-67с.

  10. Кокшенева К. Проблема зла в современной литературе. // Литература в школе. - №3. - 2003. - 55-62с1

  11. Коровина В.Я. Сказки Пушкина в школе. - М.: Просвещение, 1972. - 143 с.

  12. Маранцман В.Г. Фольклор и литература. // Литература в школе. - №4. - 2000.-81-90с.

  13. Народный месяцеслов. - М.: Современник, 1992. - 126с.

  14. Некрылова А.Ф., Кострова Е. М. Круглый год. Русский земледельческий
    календарь. - М.: Правда, 1991. - 493с.

  15. Повести Древней Руси. Изборник. - М.: Художественная литература, 1987.-444с.

  16. Полтавец Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». // Литература в школе. - №1. - 1999

  17. Полтавец Е.ВЭ. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». // Литература в школе. № 6. — 1999. — 27-40с.

  18. Сказители. Искусство звучащего слова. Репертуарно- тематический сборник. - № 39. - ML: Советская Россия, 1989. - 125с.

  19. Соловей Т. , Грачева И.В. Яйцо Курочки Рябы. // Литература в школе. -№3.- 2000.-79-91с.

  20. Телегин СМ., Афанасьев АЛ. Мифологический взгляд на природу и человека, // Литература в шкале. - №3. — 1997.- 69-79с.

  21. Филимонов В.П. Память жанра. I. - Владимир.: ВОИУУ, 1994. -261с.

  22. Филимонов В.П. Память жанра. П. -Владимир.: ВОИУУ, 1994. - 190с.

  23. Шаульская В.Г. Руслан и Людмила. Личное прочтение в контексте русско-кавказских связей. — Армавир - Москва.: Международная Академия наук Краснодарское региональное отделение.- 2002. - 32с.

  24. Шашуков Народная педагогика: фольклор от самой колыбели // Литература в школе. - №4. — 1996. - 138-143с.




Похожие:

Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconСценарий «Литературное и музыкальное окружение М. Ю. Лермонтова»
Автор сценария – учитель русского языка и литературы моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской...
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconАнкета Павлова Анна Алексеевна > Учитель русского языка и литературы
Отличник просвещения СССР и рсфср, лауреат стипендии Дети Саха –Азия, Учитель учителей рс(Я), Почетный гражданин Кобяйского улуса,...
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconФокин Юрий Павлович, заслуженный учитель Казахской сср, отличник народного просвещения Каз сср, отличник народного просвещения СССР
Его уроки это обобщение, сопоставление, анализирование, мыслительная работа. Это были уроки, прививающие любовь к русскому языку...
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconПедагогический коллектив маоу «сош №22г улан-Удэ» Директор Бакутина Тамара Павловна
Заместитель директора высшей категории, учитель русского языка и литературы высшей категории
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconО. Н. Холодырева, учитель русского языка и литературы высшей категории, моу «Гуманитарно-педагогический лицей»
Учебный проект, пред­ставленный призером рес­публиканского конкурса «Учитель года» О. Н. Холоды-ревой, посвящен одной из са­мых сложных...
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconУрок в процессе социализации и формирования личности школьника
Заслуженный учитель рф, отличник народного просвещения, победитель конкурса лучших учителей России 2008года
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconТема. Табличное и внетабличное умножение и деление
Подготовила: Ляпина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу – сош №20 г. Балаково, «Отличник...
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconУчастники «Мастер-класса»- 2008-2009 уч года Гордеева Наталия Александровна-учитель английского языка, моу-сош №1, р п. Степное
Моу-сош, с. Мечетное; Евстратова Вера Владимировна-учитель русского языка и литературы моу-сош р п. Советское; Степанова Татьяна...
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconЭлективный курс по русскому языку в 9 11 классах «Сочинение на 5? Легко!» Разработал: учитель русского языка и литературы моу «сош №2 р п. Дергачи» Кириченко В. В
Разработал: учитель русского языка и литературы моу «сош №2 р п. Дергачи» Кириченко В. В
Элективный курс для 9-11-ых классов. Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения iconУрок русского языка в 3 классе. Иванова Людмила Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Тема
Тема: Обобщение изученного о частях речи – имени существительном, имени прилагательном (через разные разборы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы