Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения icon

Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения



НазваниеБиблиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения
Дата конвертации27.10.2012
Размер140.55 Kb.
ТипДокументы
источник



I Общие положения

  1. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения,

участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

  1. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными,

методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

  1. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе

усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация

к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения

профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,

уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

  1. Библиотека руководствуется своей деятельностью федеральными законами, указами и

распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительство Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеки, утверждённым директором общеобразовательного учреждения.

  1. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

  2. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утверждёнными руководителем общеобразовательного учреждения.

  3. Общеобразовательное учреждение несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

  4. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

II. Основные задачи


9. Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио - и видеокассет); цифровом (CD – диски); и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.


III. Основные функции


10. Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения;

  • комплектует универсальный фонд учебниками, художественными, научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;




  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки);




  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и. т.п.);




  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;




  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD – дисков, презентации развивающих компьютерных игр);




  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;




  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;




  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;




  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продлённого дня;



г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;



  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;




  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;




  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;




  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;




  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;



д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:



  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку:




  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;




  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.



IV. Организация деятельности библиотеки


11. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении .


12. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонент, читальный зал), может включать отделы учебников и др.


13. Библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательными планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.


14. Библиотека в праве предоставлять платные информационно-библиотечные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.


15. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.


  1. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:




    • Гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);




    • Необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПин;




    • Современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;




    • Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;




    • Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.



17. Общеобразовательное учреждение создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.


18. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектования учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несёт руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.


19. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:


  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

  • одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

  • не менее одного раза в месяц – методического дня.

20. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.


V. Управление. Штаты.


21. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.


22. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.


23. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися и их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.


24. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.


  1. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.


26. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:


а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;


б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов

работ, определяемых положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с

использованием « Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеке » (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);

в) положение о платных услугах библиотеки;

г) планово-отчётную документацию;

д) технологическую документацию.


27. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом


28. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами об образовании и (или) квалификации.

29. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки на добровольной основе.

  1. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

VI. Права и обязанности библиотеки


31. Работники библиотеки имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке

общеобразовательного учреждения;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утверждёнными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого пользователями библиотеки;

е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, повышение норматива работы на компьютере);

ж) участвовать в управлении общеобразовательного учреждения в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.


32. Работники библиотек обязаны:

а) обеспечивать пользователем возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

и) повышать квалификацию.


VII. Права и обязанности пользователей библиотеки


33. Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и читальном зале печатные издания,

аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документом;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки

на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утверждённому руководителем общеобразовательного учреждения;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

34. Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;


35. Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращение в библиотеку;


36. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получать на дом из многотомных изданий не

более двух документов одновременно;

б) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.


37. Порядок пользования читальным залом;

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.


^ Правила пользования библиотекой.


1. Бережно относится к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю.

2. Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках.

3. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки.

4. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь.

5. Расписываться в читальном формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов).

6 .Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки.

А) максимальные сроки пользования документами;

  • Учебники, учебные пособия - учебный год;

  • Научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

  • периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней.


7. Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой.

8. Полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

. 9. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получать на дом из многотомных изданий не

более двух документов одновременно;

б) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.


. 10. Порядок пользования читальным залом;

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.




Похожие:

Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке общеобразовательного учреждения
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Печорская лингвистическая гимназия»
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №15
Библиотека мбоу оош №15 (далее библиотека) является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательной...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПротокол № С. В. Демусенко от г. Положение
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке
Школьная библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПоложение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПротокол заседания управляющего совета
Библиотека общеобразовательного учреждения сош с. Бриакан является его структурным подразделением и имеет разнообразный по составу...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПриказ № от 20 г Положение о библиотеке-медиатеке
Библиотека-медиатека общеобразовательного учреждения является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим...
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения iconПоложение о библиотеке I. Общие положения
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы