Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» icon

Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России»



НазваниеШкольная библиотека редакция журнала «Вестник образования России»
Дата конвертации27.10.2012
Размер257.35 Kb.
ТипДокументы
источник

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Редакция журнала «Вестник образования России» открывает новую рубрику «Школьная библиотека».

Библиотека образовательного учреждения всегда осуществляла важные функции информационно-документального обеспечения учебного процесса; духовно-нравственного воспитания учащихся через знакомство с литературными произведениями зарубежных и отечественных классиков; являлась культурно-информационным центром микрорайона, села, деревни, фактическим центром внешкольной работы.

Актуальность материалов, публикуемых в рубрике, продиктована все более пристальным вниманием к школьной библиотеке со стороны государства (Федеральный закон от 03.06.09 № 119-ФЗ — Вестник образования России № 13/2009), его законодательной и исполнительной ветвей, родителей и общественности.

Открывая рубрику, редакция сочла возможным опубликовать инервью с ^ Президентом Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяной Дмитриевной Жуковой, а также Рекомендации парламентских слушаний (лето 2009 года) и принятый Минобрнауки России и РШБА План мероприятий по поддержке развития школьных библиотек.

Предполагается, что новая рубрика и ее материалы окажут эффективную помощь руководителям образовательных учреждений, библиотекарям, учителям в вопросах совершенствования и развития школьных библиотек.

Уважаемая Татьяна Дмитриевна, как долго Вы шли к созданию Русской школьной библиотечной ассоциации? Какие на этом пути были препятствия и как Вы их сумели преодолеть?

- Книги, библиотеки, просветительская деятельность - все это давно стало главным делом моей жизни. Когда же в перестроечные времена хрестоматийное, казалось бы, понимание ведущей роли книги и чтения стало утрачиваться, а СМИ «пожелтели», мы поняли, что нужен хороший, «белый» журнал. Журнал профессиональный, кото­рый бы помог школьным библиотекам укрепить позиции «России читающей». Так в 2000 году мы начали издавать журнал «Школьная библиотека». Затем я стала начальником отдела библиотек, медиатек и информационного обеспечения Министерства образования Россий­ской Федерации. Вокруг журнала, а потом отдела, сформировалась команда единомышленников, преданных идее, что сила образования, прежде всего, в сильных школьных библиотеках и чтении.

В результате административной реформы был закрыт наш отдел. Поэтому мы стали форсировать создание Ассоциации как дополнительного эффективного инструмента, в том числе и для Министерства образования Российской Федерации, - как интегратора, который вел бы деятельность по развитию тех инновационных процессов в системе школьных библиотек, заложенных отделом и тем активом, который и стал сегодня ядром Ассоциации. В 2004 году Ассоциация была за­регистрирована, и я была избрана ее президентом.

С благодарностью называю идейных вдохновителей создания РШБА. Это:

• Ястребцева Елена Николаевна, ведущий специалист в нашей стране в области школьных медиатек, которая четко видит концеп­цию школьной библиотеки в XXI веке, заведующая лабораторией «Школьная медиатека» (Российская академия образования).

• Бубекина Наталья Владимировна, крупнейший российский специалист в области библиотековедения и библиотечного обслужи­вания детей и юношества, заведующая научно-методического отдела Российской государственной детской библиотеки.

• Емельянова Вера Васильевна, руководитель Государственного управления образования Псковской области.

• Кемеровский государственный университет культуры и ис­кусств и его ректор Кудрина Екатерина Леонидовна, Гендина Наталья Ивановна, директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, педагоги и научные сотрудники университета.

• Ведущие гимназии России: «Лучшие школа России» 2005 и 2007 годов - Гимназия № 56 г. Санкт-Петербурга; Гимназия № 1 г. Новосибирска.

В сложный момент, когда закрылся библиотечный отдел в министерстве, нас поддержало издательство «Детская литература», которым руководит Вишняков Олег Вольдемарович. Оно временно предоставило Ассоциации помещения для работы и создало условия для ее первичной деятельности.

В течение ряда лет наша команда проводила большую работу по решению двух важнейших задач: повышение самосознания работни­ков библиотечного дела; информирование общества, государственной власти о системе школьных библиотек.

Недавние мероприятия показали, как я считаю, что государствен­ные структуры осознали тот факт, что в период реформ школьная библиотека является одним из основных ресурсов для качественного изменения системы образования, перехода на новые федеральные образовательные стандарты, развития информационных процессов в образовании.

Как строилось взаимодействие РШБА с уже действовавшими на тот момент общественными организациями в сфере книжного и библиотечного дела?

— На первом этапе создания нашей Ассоциации как в прес­се, так и на различных конференциях высказывались сомнения: нужна ли такая организация, когда есть Российская библиотечная ассоциация (РБА) и в ее составе действует секция школьных би­блиотек? Мы изучили зарубежный опыт и увидели, что во всех развитых странах есть и национальные библиотечные ассоциации, и ассоциации школьных библиотек.

Во всем мире профессиональные объединения являются главными разработчиками стратегии и тактики развития библиотек, инициато­рами законодательных инициатив, важными центрами повышения квалификации библиотечных работников. Международная и нацио­нальные ассоциации школьных библиотек взаимодействуют друг с другом, обогащая и обновляя библиотечные технологии и образование подрастающего поколения. Они входят также в Международную феде­рации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). Опыт таких мощных зарубежных библиотечных объединений, которые существуют уже более ста лет, как Международная ассоциация школьных библио­тек, Американская ассоциация школьных библиотек и Ассоциация школьных библиотек Великобритании, показывает, что они серьезно влияют на национальные приоритеты в образовании через укрепление школьных библиотек и социальную защиту их специалистов.

Сегодня Российская библиотечная ассоциация (РБА) — это наш партнер, и я являюсь членом Совета этой ассоциации. В Совет также входят директора крупнейших национальных библиотек, и выбор меня в члены Совета - это признание успехов нашего школьного библиотечного сообщества.

РШБА является и членом Российского книжного союза, который возглавляет Сергей Вадимович Степашин. Много лет Ассоциация работает при поддержке Екатерины Филипповны Лаховой, пред­седателя Союза женщин России. РШБА также является членом Международной ассоциации школьных библиотек, Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Лиги образования России и многих других общественных организаций.

^ Летом 2009 года состоялись парламентские слушания в Госу­дарственной Думе по вопросу развития школьного библиотечного дела. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Парламентские слушания «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» прошли в Государственной Думе Российской Федерации 1 июня 2009 года. Они были иниции­рованы тремя комитетами: комитетом по вопросам семьи, женщин и детей; комитетом по образованию и комитетом по культуре. В ходе обсуждения Ассоциация представила общественно-государственный проект «Концепции развития библиотек общеобразовательных учрежде­ний Российской Федерации». В Концепции сформулирована позиция нашей Ассоциации по основным контурам системной модернизации школьных библиотек и их интеграции в российское библиотечное и педагогическое сообщество.

^ На парламентских слушаниях из всего комплекса проблем были выделены особенно острые:

Первое. Кризисное состояние библиотечных фондов.

Второе. Низкая оплата труда специалистов школьных библиотек, массо­вый перевод специалистов сельских школьных библиотек на 0,5 ставки.

Предложены следующие меры:

1. Предусмотреть выделение государственных средств на немед­ленное восстановление фондов школьных библиотек, обеспечение их детской, справочной, энциклопедической литературой, тем самым обеспечить право ребенка не только на учебник, но на хорошую книгу и детский журнал, что актуально в условиях, когда уже около 40 % российских семей не имеет дома ни одной книги.

2. Срочно остановить кадровый кризис: социально защитить са­мую низкооплачиваемую группу работников образования - школьных библиотекарей, поднять их статус, предоставив социальный пакет педагога. Для этого внести предложение в Министерство труда и со­циального развития Российской Федерации о дополнении «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, спе­циалистов и служащих» - квалификацией «библиотекарь-педагог»;

3. Создать современную инфраструктуру по непрерывному об­разованию школьных библиотекарей (подготовке, переподготовке и повышению их квалификации).

Для решения всего комплекса проблем, включающих и мате­риально-техническую базу, и вопросы информатизации - всех про­блем, накопившихся в системе российских школьных библиотек, предложено создать Федеральную целевую программу «Школьная библиотека» аналогично программам «Школьный автобус», «Школь­ное питание» и др. Только масштаб Федеральной целевой программы будет адекватным масштабу наших проблем.

Рекомендации слушаний разосланы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управ­ление в сфере образования. Этот документ обсуждался в рамках традиционных августовских педагогических конференций. Из раз­личных регионов в Государственную Думу Российской Федерации поступают предложения, оформленные на официальных бланках губернаторов, что говорит об актуальности поднятой нами темы не только в самой среде школьных библиотекарей и системе об­разования страны, но и на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вопрос модернизации школьных библиотек обсуждается теперь не только в учреждениях, подведом­ственных Минобрнауки России, но и в других властных структурах, таких как Законодательные собрания.

Известно, что социальные процессы в нашей стране и все из­менения в мире происходят в несколько раз быстрее, чем меняется школа. И модернизация российского образования призвана «сра­ботать» на опережение. Поэтому именно школьные библиотеки, забытые на первом этапе образовательной реформы, когда они не рассматривались в качестве ресурсной базы модернизации, сегодня смогут дать устойчивость развития образовательным процессам. И наш подход - рассматривать школьные библиотеки как главный системообразующий элемент школы, где генерируется питательная информационно-образовательная и социокультурная среда для учи­телей — трансляторов инноваций и творческих учащихся.

Каковы условия, порядок вступления и членства в Русской школьной библиотечной ассоциации?

— Наша организация открытая и не предусматривает членских взносов. Мы понимаем, что те, для кого создавалась профессиональ­ная ассоциация — наши библиотекари - это самая социально неза­щищенная группа в системе образования. Ведь самая низкая оплата труда в школе — у школьных библиотекарей. Основные ресурсы, за счет которых развивается наша ассоциация, как у многих наших коллег за рубежом, - различные гранты и издательская деятельность: это специализированные журналы в поддержку хорошей книги и вдумчивого, творческого чтения молодежи. С одной стороны, из­дательская работа позволяет продвигать идеи, быть трибуной для разработчиков стратегии развития школьных библиотек, с другой стороны, это материальный ресурс, позволяющий нам реализовывать наши новые проекты. Членом РШБА может стать и отдельный библиотекарь, и юридическое лицо. Физические лица вступают в ассоциацию через региональные представительства, а региональные представительства вступают в Ассоциацию как юридические лица.

Насколько для Вас важна работа с регионами?

— Строительство региональных представительств РШБА - одно из приоритетных направлений работы нашей ассоциации. В задачу представительств входит участие в создании и реализации регио­нальной программы модернизации школьных библиотек. С этой целью в каждом регионе формируется попечительский совет, куда приглашаются губернаторы, депутаты, общественные деятели, кото­рые понимают важность нашего дела для будущего России и готовы поддержать проекты региональных программ.

Наша задача - укрепить региональные представительства, потому что Министерством образования и науки Российской Федерации функции управления библиотеками школ переданы региональным органам. Мы проводим большую работу в данном направлении. В прошлом году состоялись съезды школьных библиотекарей в четырех федеральных округах Российской Федерации: Южном, Приволжском, Уральском и Центральном. Их проведение поддержала администра­ция Президента России и полномочные представители Президента в федеральных округах. В 2009-2010 годах планируем проведение подобных съездов в оставшихся трех, например, в марте 2010 года планируется проведение Съезда школьных библиотекарей Северо-Западного федерального округа. Съезды способствуют развитию общественно-государственных механизмов в управлении системой школьных библиотек, а также выявляют лидеров регионов, которые часто становятся руководителями региональных представительств.

Татьяна Дмитриевна, можете ли Вы назвать эталонную работу регионального представительства?

— Да, конечно. Прежде всего, это Костромское региональное от­деление, деятельность которого активно поддерживается губернатором Костромской области - Игорем Николаевичем Слюняевым. Здесь соз­дан попечительский совет регионального представительства Ассоциации, в состав которого входят представители администрации губернатора, органов управления образованием. Одним из источников финансиро­вания деятельности представительства стало получение фантов.

Руководитель регионального отделения, Елена Владимировна Головань, выступила с эффективными предложениями на парламентских слушаниях в Госдуме, а также приняла активное участие в обсуждении на Всероссийском форуме школьных библиотекарей «Михайловское - 2009» проекта совместного плана РШБА и Минобрнауки России по развитию школьных библиотек в 2009/2010 учебном году.

Как строится взаимодействие Ассоциации с Министерством образования и науки Российской Федерации?

— Сразу же после парламентских слушаний состоялось заседание у заместителя Министра образования и науки Исаака Иосифовича Калины. В обсуждении проблем школьных библиотек приняли участие специалисты трех департаментов Минобрнауки России, в том числе: государственной политики в образовании; государствен­ной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей. Был выработан и утвержден «План мероприятий по улучшению библиотечного дела в общеобразователь­ных учреждениях и совершенствованию практики информационно-библиотечного обслуживания учащихся». Важнейшей задачей Ассо­циации и ее региональных представительств в ближайшие месяцы является реализация всех пунктов этого Плана.

Считаю, что принятие этого важного документа показывает новый уровень системной работы профильного министерства и профессиональной общественной организации. На его основе нашей организации делегирован ряд функций государственного органа.

С какими видными государственными и общественными дея­телями сотрудничает Ассоциация? Нам известно, что участникам Форума «Михайловское — 2009» поступили приветствия от Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, супруги главы Правительства РФ Людмилы Александровны Путиной, Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Александровича Фурсенко и других высоких лиц государства.

- Библиотекарей приветствовали многие знаковые персоны. Поступило много правительственных телеграмм, в частности от Пре­зидента России Дмитрия Анатольевича Медведева, от руководителей различных министерств, федеральных агентств, общественных орга­низаций. Надо отметить, что мы с самого начала установили рабочие отношения с Администрацией Президента Российской Федерации, ее структурными подразделениями, то есть с теми департаментами, которые занимаются вопросами культуры, образования и имеют отношение к книжной и библиотечной политике.

По итогам ежегодного Форума РШБА готовит аналитическую записку, постоянно поддерживает контакты с государственными и общественными деятелями, чтобы их участие не ограничивалось лишь приветственными адресами. В прошлом году на Форум приехал Советник Президента РФ по культуре и искусству Юрий Константинович Лаптев, в этом году - помощник Полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу Евгений Иванович Макаров.

- Татьяна Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, более под­робно о ежегодных мероприятиях в Михайловском. Сколько лет проводятся форумы такого масштаба? И, если возможно, более подробно о Всероссийском форуме школьных библиотекарей «Михайловское - 2009»*.

- Последние 15 лет система школьных библиотек была поч­ти «закрытым» пространством. Первый в истории России Съезд школьных библиотекарей (Пушкинские горы, 2007 год) сделал нашу систему открытой, резонансной. И главная задача этого Съезда -привлечение внимания государства и общества к школьной би­блиотеке как первой библиотеке в жизни ребенка, где и рождается любовь к хорошей книге и вдумчивому творческому чтению. На съезде было принято решение ежегодно проводить форумы школь­ных библиотекарей здесь, в Пушкиногорье, в святых пушкинских местах, где каждый участник получает своеобразную «пушкинскую прививку» - прививку добра и созидания на благо России.

*Информация о Форуме «Михайловское - 2009» опубликована в журнале «Вестник образования России» № 16/2009, стр. 61—67.

Форум «Михайловское - 2009» собрал делегатов из более чем 60 субъектов Российской Федерации. Это инновационно работаю­щие библиотекари из городских и сельских школ, представители органов управления образованием, директора школ. В этом году форум посетила наша коллега из Японии Юрико Накамура, доцент Университета Doshisha в г. Киото, представитель Международной ассоциации школьных библиотек и ИФЛА.

Среди делегатов Форума были представители научных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова, Краснодара: шесть докторов и семь кандидатов наук. Работа Форума, можно сказать, шла кругло­суточно: днем были лекции, семинары; проводились мастер-классы; шло обсуждение программ и. проектов, планов; до глубокой ночи работали дискуссионные площадки и проходили круглые столы. В рамках Форума работала «Библиотечная школа», и все участники Форума получили документы о повышении своей квалификации.

В современных условиях механизм работы, по моему мнению, старой школьной библиотеки в определенной части изжил себя. Во всех развитых странах в рамках изменения парадигм образования меняется и школьная библиотека. Для этого нужны хорошие кадры. Поэтому, на мой взгляд, повышение квалификации библиотекарей, обучение их новым методикам работы - одна из важнейших задач органов управления образованием, институтов повышения квалифи­кации и, конечно, РШБА.

- Каковы, по Вашему мнению, пути решения данной проблемы? Что может сделать в этом направлении РШБА?

- Этот вопрос обсуждался и на парламентских слушаниях. В настоящее время имеется кадровый кризис: почти 70 % спе­циалистов - это «уходящее поколение» энтузиастов.

Чтобы привлечь молодые современные кадры, необходимо по­высить статус профессии и, соответственно, повысить оплату труда. Сейчас библиотекари в школе приравнены к уборщицам, так как формально относятся к вспомогательному персоналу. Такого нет ни в одной стране мира.

Сейчас наша задача - решить эту проблему. Необходимо дать педагогический статус библиотекарю, в работе которого очень много педагогической составляющей, прежде всего системной работы по формированию информационной культуры личности учащихся и на­ших учителей. Этому должны соответствовать новая квалификация и наличие соответствующего диплома. Поэтому мы предлагаем ввести квалификацию и название профессии - библиотекарь-педагог, как это сделали наши коллеги во многих странах мира, а не наоборот (педагог-библиотекарь), чтобы сохранить сущностные составляющие основной профессии библиотекаря и показать, что в библиотеках именно образовательных учреждений должны работать специалисты, владеющие всем педагогическим инструментарием. Для этого необходимо иметь специальное образование.

На Форуме мы также обсуждали эту проблему. Профессор МГУ Иван Алексеевич Панкеев предложил в течение года использовать дистанционные формы обучения по программе свыше 500 часов. Тогда будет получен диплом, который даст право работать по специальности с более высоким уровнем квалификации. Наши научные кадры готовы принять выпускные экзамены на следующем Форуме. РШБА планирует обеспечить для этого научный кворум. Все это мы сейчас обсуждаем с Минобрнауки России. Прошло несколько рабочих встреч, и сейчас профессора Кемеровского и Московского университетов культуры и искусств разрабатывают для нового стандарта образования квалифи­кационные требования, и тогда сложится видение, как организовать повышение квалификации и систему переподготовки кадров. В бли­жайшее время мы будем оптимизировать этот процесс.

Несколько слов о Всероссийском конкурсе библиотекарей: как возникла идея конкурса и что Вы ждете от него в будущем?

- Мы восхищаемся конкурсом «Учитель года России», который показывает «инновационное лицо» нашего учительства. Готовясь к конкурсу такого масштаба, учителя обращаются за помощью к би­блиотекарям, которые также увлечены инновационными идеями.

Мы смогли убедить Минобрнауки России и Рособразование в том, что необходим конкурс и для выявления лучших школьных библиотекарей. В 2008 году этот конкурс был внесен в общесистемный план мероприятий Рособразования. Организовать и провести этот конкурс было поручено РШБА. Благодаря нашим партнерам, побе­дители выезжали на стажировку в Соединенные штаты Америки по программе «Открытый мир». В этом году победители примут участие в фестивале «БиблиОбраз - 2009» (г. Калининград), который прово­дится при поддержке Людмилы Александровны Путиной, и в работе ежегодной Ассамблеи «Русский мир» в Москве. Предполагаются ста­жировки победителей в одну из европейских стран. Это открывает новые возможности для наших победителей, которые реально станут проводниками новых процессов среди российских библиотекарей.

- Какие мероприятия проводятся РШБА в 2009 году и что планируется осуществить в 2010 году?

- РШБА стала участником большого международного проекта. В октябре в Риме пройдут переговоры с Президентом Ассоциации школьных библиотек Европы, на которых будет разработан проект совместных мероприятий России и Европы.

Необходимо изучение мирового опыта, в частности, таких стран, как Великобритания, Япония, Южная Корея. Интересная работа проводится в Норвегии, где создана блестящая инфраструктура непрерывного образования, дистанционные центры для сплошной переподготовки кадров библиотекарей.

В октябре во всем мире отмечается День школьных библиотек. В связи с особенностями задач школьной библиотеки в XXI веке, в условиях кризиса детского чтения, Международная ассоциация школьных библиотек приняла решение о том, что с 2008 года октябрь объявляется месяцем школьных библиотек. Месячник школьных библиотек 2008 года РШБА провела под девизом «Школьная библиотека - на повестке дня». Эта тема нашла поддержку со стороны ряда руководителей субъектов Российской Федерации. Назову один пример: съезд школьных библио­текарей Приволжского федерального округа лично курировал губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов.

В нынешнем году эта традиция будет продолжена, и в октябре будет проводиться акция «Школьная библиотека - центр притяже­ния». В ее рамках будет организовано много мероприятий по при­влечению внимания общественности и властных структур к проблемам школьных библиотек и детского чтения, что, несомненно, даст новый импульс для развития нашей ассоциации и, самое главное, нашей флагманской программы по чтению «Молодая Россия читает».

В нашем представлении, библиотека должна стать не только центром знаний, но и решать психологические проблемы ребенка, стать своего рода «аптекой» для души, снимать психологический дискомфорт у детей. В связи с этим мы начинаем новый проект совместно с российским представительством Совета Европы «Строим Европу для детей вместе с детьми», в рамках которого будет реализовываться очень интересная программа «Поднимем руки не для наказания, а для ласки».

- На днях Комитет Государственной Думы по образованию рас­смотрел и в целом одобрил проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Даже в названии пока еще нечетко определены все позиции, что вызвало многочисленные вопросы депутатов. Как Вы считаете, должны ли в Концепции найти отражение такие вопросы, как развитие русского языка, чтение и под­держка школьных библиотек?

- Убеждена, что да. Школьные библиотеки являются важны­ми помощниками государства в духовно-нравственном воспитании наших детей. Библиотеки всегда были средоточием интеллиген­ции, которая создавала среду по взращиванию новых поколений интеллигенции. И именно наши специалисты помогают, наряду с обучением, воспитанию порядочного человека, опираясь на лучшие отечественные традиции педагогики и библиотечного дела.

Неслучайно, парламентские слушания по вопросам школьных библиотек рассматривались в контексте духовно-нравственного развития детей и носили название «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей».


^ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

«ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

^ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»


(Рекомендации Парламентских слушаний. Утверждены решением

^ Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей

от 30 июня 2009 г. № 3.6-12/55)

Участники парламентских слушаний — депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства об­разования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Общественной палаты Российской Феде­рации, Общественного комитета содействия развитию библиотек России, органов государственной власти 43 субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представите­ли профессиональных сообществ — Русской школьной библиотечной ассоциации, Российской библиотечной ассоциации — обсудили во­просы совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания учащихся и достижения принципиально нового уровня работы библиотек общеобразовательных учреждений как важнейшего ресурса формирования человеческого капитала, духовно-нравственного мира детей, развития их интеллектуальных и твор­ческих способностей.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в стране действует 60 558 общеобразовательных учреж­дений, в которых работает 39 631 библиотекарь (заведующий би­блиотекой).

Рассмотрение данной проблемы приобретает особую актуальность в свете реализации предложения Президента Российской Федерации ДА Медведева по разработке Национальной образовательной страте­гии — «Наша новая школа», в основу которой положены пять направ­лений государственной поддержки и развита школьного образования:

  • обновление образовательных стандартов общего образования,

  • создание современной школьной инфраструктуры,

  • обеспечение условий для развития здоровья детей,

  • создание системы поддержки талантливых детей,

  • развитие учительского потенциала.

Участники парламентских слушаний поддерживают президентскую инициативу и в то же время с сожалением отмечают, что в проекте «Наша новая школа» не нашло отражение такое направление как развитие библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях.

Дискуссии о состоянии школьных библиотек в последние годы ведутся достаточно активно как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Привлечению внимания к данной проблеме способствовали самоорганизации профессионального сообщества и организован­ные Русской школьной библиотечной ассоциацией Всероссийские форумы школьных библиотекарей в Михайловском (2007-2009 гг.) и съезды школьных библиотекарей в Центральном, Приволжско-Южном, Уральском федеральных округах Российской Федерации.

В приветствии участникам Всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское - 2008» Президент Российской Феде­рации Д.А. Медведев отметил, «сегодня именно школьные библио­теки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи, а потому важно придать им новый, современный облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь — укрепление ма­териальной базы библиотек, оснащение их новыми современными технологиями, ведь от того, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, правовое, культурное мышление школь­ников, зависит успешное будущее нашей страны».

Подчеркивая важность совершенствования деятельности шко­лы библиотек как важнейшего социального института воспитания и развития нового поколения россиян, участники парламентских слушаний отмечают следующие проблемы в современном состоянии библиотечной сети общеобразовательных учреждений страны:

1. Несовершенство нормативной правовой базы библиотек обще­образовательных учреждений (отсутствие федеральных стандартов информационно-библиотечного обслуживания учащихся, нормативов минимального библиотечного фонда библиотек общеобразовательных учреждений, неурегулированность вопросов социального статуса школьного библиотекаря, а также ответственности учредителей об­разовательного учреждения за организацию деятельности библиотек и другое).

2. Отсутствие концептуально-методического основания модерни­зации библиотек общеобразовательных учреждений и современных управленческих решений в указанной сфере.

3. Неудовлетворительное состояние библиотечных фондов, которые практически не пополняются классической и современ­ной детской литературой, детскими периодическими изданиями, профессиональными изданиями для педагогов и библиотекарей. Низкий уровень технической оснащенности и использования новых информационно-коммуникационных технологий для информатиза­ции библиотечной деятельности.

4. Низкий социальный статус школьного библиотекаря и уровень оплаты его труда. До настоящего времени в структуре штатного расписания общеобразовательных учреждений должность школьного библиотекаря относится к перечню вспомогательных должностей (тех­нического персонала) и соответственно оплата его труда соответствует этой квалификации работников. Средний уровень заработной платы школьных библиотекарей по России значительно ниже оплаты труда библиотекарей учреждений культуры и педагогических работников. Вследствие этого молодежь не стремится получить профессию с низ­ким социальные статусом и неадекватной оплатой труда, что приводит к стремительному старению кадров школьных библиотек.

5. Отсутствие государственного заказа на подготовку специали­стов для работы в библиотеках общеобразовательных учреждений.

В педагогических вузах и вузах культуры и искусств не предусма­тривается специализация «Школьные библиотекари», закрыты спе­циализированные кафедры по указанной специальности. Проблема усугубляется неэффективной системой повышения квалификации школьных библиотекарей.

^ Участники парламентских слушаний особо подчеркивают, что без системной организации библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях, включая работу по формированию основных библио­течных фондов, обеспечение современными информационными технологиями, повышение профессионального и социального статуса школьных библиотекарей невозможно удовлетворить ни базовые об­разовательные потребности учащихся, ни их духовно-нравственную образовательную среду, ни растущий спрос педагогов на непрерывное образование.

Деятельность библиотек общеобразовательных учреждений долж­на находиться в русле модернизации системы образования России и интегрироваться во все общенациональные, региональные и местные образовательные программы.

Рассмотрев проект Концепции «Развитие библиотек общеоб­разовательных учреждений на период до 2015 года» (общественно-государственный проект) как важнейшей составляющей государ­ственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Комитету по вопросам семьи, женщин и детей совместно с Комитетом по образованию, Комитетом по культуре создать рабочую группу по подготовке предложений по совершенствованию законо­дательства в части установления федеральных требований к образо­вательным учреждениям по библиотечному обслуживанию учащихся и нормативов минимального библиотечного фонда библиотек и их ресурсного обеспечения.

1.2. Комитету по вопросам семьи женщин и детей обратиться: 1.2.1. к Фонду «Русский Мир», учрежденному Указом Президента

Российской Федерации от 21 июня 2007 года № 796, с предложением по дальнейшему развитию акции Фонда «Открываем Русский мир через библиотеку и чтение», направленной на поддержку иннова­ционных авторских проектов школьных библиотекарей;

1.2.2. к Межрегиональному общественному фонду «Центр раз­вития межличностных коммуникаций» с предложением о проведении в рамках мегапроекта «БиблиОбраз» мероприятий, посвященных раз­витию школьных библиотек России, и предоставлении возможностей для изучения международной практики организации библиотечного обслуживания учащихся и организации международных обменов школьных библиотекарей.

2. ^ Правительству Российской Федерации при рассмотрении и утверждении проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусмотреть направление по развитию би­блиотечного дела в общеобразовательных учреждениях страны.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопросы:

3.1. о включении в новый Федеральный государственный об­разовательный стандарт отдельных положений по организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений;

3.2. о разработке программно-методического документа по нормативному регулированию организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений, включая вопросы социального статуса школьных библиотекарей, аттестации данной категории работников, обеспечения новых условий оплаты их труда;

3.3. о разработке «Примерного положения о деятельности цен­тра библиотечно-информационной культуры общеобразовательного учреждения»;

3.4. о разработке нормативов обязательного финансирования библиотек общеобразовательных учреждений (внесение изменений в модельную методику нормативного подушевого финансирования в части библиотечно-информационного обслуживания учащихся);

3.5. о разработке инструктивно-методических рекомендаций руководителям региональных и муниципальных органов управления образованием общеобразовательных учреждений по определению нор­мативов минимального библиотечного фонда библиотек, внедрению перспективных моделей библиотечного обслуживания учащихся;

3.6. о подготовке предложений в Минздравсоцразвития России о внесении в перечень должностей Единого квалификационного спра­вочника должностей руководителей, специалистов и служащих новой должности «Библиотекарь-педагог информационной культуры»;

3.7. о создании дополнительных условий для автоматизации библиотечных процессов и использования новых информационных технологий в работе школьных библиотек;

3.8. о формировании и развитии системы подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации библиотекарей общеоб­разовательных учреждений, об открытии в педагогических вузах специализации «Школьные библиотеки» с присвоением выпускникам специализации «Библиотекарь-педагог информационной культуры», а также об организации аттестации библиотечных работников;

3.8. о направлении в АПК и ППРО предложений по разра­ботке и реализации в рамках программ повышения квалификации педагогических работников модуля «Развитие и функционирование центра библиотечно-информационной культуры».

4. ^ Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о восстановлении в вузах культуры и искусств в рамках специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» специализации «Школьные библиотеки».

5. Органам государственной власти субъектов Российской Феде­рации:

5.1. Рассмотреть вопрос о разработке региональных комплексных программ (проектов) модернизации школьных библиотек, в рамках которых обеспечить:

5.1.1. функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров развития информационной культуры всех участников образовательного процесса;

5.1.2. инвестирование в развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание комфортной интеллектуально-эмоциональной среды, использование новых информационных тех­нологий;

5.1.3. формирование основных фондов библиотек;

5.1.4. комплекс мер по переподготовке библиотечных работников, стимулированию их эффективной профессиональной деятельности, включая выделение специальных грантов.

5.2. Поддержать инициативу Международной ассоциации школь­ных библиотекарей о ежегодном проведении с 1 по 31 октября Месячника школьных библиотек.

5.3. Стимулировать участие общественности и бизнессообщества в обеспечении материально-технической и иной поддержки деятель­ности школьных библиотек.

5.4. Оказывать поддержку общественным инициативам по про­ведению научно-практических конференций, творческих встреч и рабочих совещаний школьных библиотекарей.

6. Русской школьной библиотечной ассоциации:

6.1. Продолжить работу по консолидации профессионального сообщества школьных библиотекарей в интересах сохранения лучших традиций библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях и развития инновационных моделей библиотечного обслуживания учащихся посредством организации:

6.1.1. Всероссийских форумов школьных библиотек «Михайловское»;

6.1.2. Всероссийских ежегодных конкурсов «Лучший школьный библиотекарь», «Лучший центр библиотечно-информационной куль­туры общеобразовательных учреждений»;

6.1.3. международного, межрегионального культурного и инфор­мационного обмена школьных библиотекарей;

6.1.4. совершенствования деятельности периодических изданий «Школьная библиотека», «Юный краевед», «Семейное чтение», «Читайка» и других специализированных изданий по детскому чтению для родителей, педагогов и воспитателей.

6.2. Проработать вопрос о создании Общественного совета по вопросам развития библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях России с участием представителей федеральных ис­полнительных и законодательных органов государственной власти, науки и культуры, бизнессообщества, общественных деятелей и средств массовой информации.

6.3. Внести в Минобрнауки России предложения по разработке:

6.3.1. нормативов ресурсного обеспечения библиотек общеоб­разовательных учреждений в соответствии с современными требо­ваниями образовательного процесса;

6.3.2. квалификационных характеристик новой должности «библиотекарь-педагог информационной культуры»;

6.3.3. лицензионных требований к центру библиотечно-информационной культуры образовательного учреждения.

Председатель Комитета Е.Б. МИЗУЛИНА

ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Октябрь 19 '2009




Похожие:

Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconПоложение о VI всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Ческий факультет мгу имени М. В. Ломоносова, Московский областной государственный университет, редакция журнала "Вестник образования...
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconПоложение о IХ всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Дарственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский областной государственный университет, редакция журнала «Вестник образования...
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconШкольная библиотека №7 сентябрь 2003
В разработке приведены несложные, но занимательные задания-игры. Взяты они из журнала
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconУтверждаю: Директор Л. Н. Зачитайло положени е о библиотеке моу сош №8 ст. Новорождественской Общие положения. Библиотека моу сош далее — «школьная библиотека»
Библиотека моу сош (далее — «школьная библиотека») является структурным подразделением школы, призванным содействовать процессу обучения...
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconКонкурсе «Лучшая школьная библиотека»
Учредителем смотра-конкурса среди библиотек образовательных учреждений «Лучшая школьная библиотека» является му «Управление образования...
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconИтоговое тестирование по теме,, Развитие России во второй половине 19 века
А,, Вестник Европы,, Б,, Современник,, В,, День,, Г,,Русский вестник
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconШкольная библиотека
«Библиотека есть лучшее из возможных подобий божественного разума, созданных людьми,место, в котором можно сразу обозреть и понять...
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconМетодические рекомендации к заполнению классного журнала в средней школе («Вестник образования», №21, 2007)
К компетенции об­разовательного учреждения относится «осуществление текуще­го контроля успеваемости и промежуточной аттестации обуча­ющихся...
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» iconПоложение о школьной библиотеке школьная библиотека I. Общие положения
Библиотека является структурным подразделением моу «Сватайская сош им. Г. Г. Колесова»,участвующим в учебно-воспитательном процессе...
Школьная библиотека редакция журнала «Вестник образования России» icon2. права и обязанности читателей
Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения (Вестник образования. 1998. №6.) и рекомендациями по составлению примерных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы