Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива icon

Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива



НазваниеСистемно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива
Дата конвертации06.11.2012
Размер129.19 Kb.
ТипРеферат
источник

Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива


Бубнова Лариса Ивановна, директор школы


http://festival.1september.ru/articles/514670/


Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.


Г.С.Батищев


Сегодня школа переживает время больших перемен. Инициированные процессом модернизации образования на нас сыплются, как из рога изобилия, все новые и новые инновации: компетентностный подход, профилизация, изменения содержания образования, ЕГЭ и т.п. Как бы мы не относились к подобным изменениям, нам следует признать две вещи. Даже если нововведение инициировано “сверху”, все равно педагоги воспринимают школьную администрацию в качестве тех, что “заставляет” их меняться. Жизнь так изменилась в последнее время, что настоятельно требует от нас перемен в школьной организации. Любое изменение в школьной практике влечет за собой сопротивление членов педколлектива, поскольку оно, сопротивление, заложено в самой природе человека. Получается, что преодоление сопротивление своих подчиненных и есть истинное содержание управленческой деятельности. Какие же стратегии работы руководителя с педагогами рекомендует нам педагогическая наука?

Разъяснительная работа и жесткая линия проведения нововведений, если это касается преобразований, связанных с формами организации учебного процесса. Если изменения касаются содержания образования, то нам рекомендуется включать как экономические рычаги воздействия, так и психологическое мотивирование. [8]

С целью реализации основных направлений модернизации образования, педагогический коллектив школы № 5 работает над внедрением инновационных технологий школьного обучения в течение трех последних лет. Нами изучены научные разработки, методические рекомендации, мировой и российский опыт по вопросам: компетентностного и системно-деятельностного подходов в технологии обучения; образовательных технологий, отвечающих идеям компетентностно-ориентированного стандарта образования. [3;4]

Среди прочих задач, поставленных перед педагогическим коллективом на 2005-2007 гг. следует выделить такие, как: овладение всеми учителями эффективными педагогическими технологиями; формирование диагностических интересов, творческих возможностей развития личности обучаемого и учителя как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательский.

В целях решения поставленных задач, на этапах проектирования и конструирования конкретного содержания деятельности, нами была разработана комплексно-целевая программа “Управление качеством образовательного процесса в ходе реализации деятельностного подхода”, которая явилась подпрограммой общей концепции развития школы, и включает в себя четыре модуля: научно-методическая работа учителя в школе и городе, ВШК (контроль-смотр теоретической и практической подготовки, творческой лаборатории и конечных результатов), программа работы с аттестуемыми учителями и общественно-личная, государственная экспертиза деятельности педагога. [2]

Цель: Стимулирование деятельности педагогического коллектива по освоению современных технологий обучения и защите права каждого учителя на внедрение инноваций. На этапе педагогических коммуникаций отрабатывались ключевые понятия: учебные компетенции; продуктивное обучение на основе деятельностного подхода; педагогическая система и системность, как неотъемлемое свойство человеческой практики и организации. В трактовке понятия дидактической системы по В.П.Беспалько-В.М.Монахову системообразующим фактором является учебный процесс и эту функцию может выполнить любой компонент педагогической системы, в т.ч. деятельностный подход к организации учебного процесса и такой компонент как управление системой.

Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Мы позволили себе смелость распространить этот подход и к работе с педагогическим коллективом. [7] Планируя конкретное содержание управленческой деятельности на год по выполнению КЦП, мы осуществили попытку внедрения модели единой системы ВШК, аттестации педагогов и методической работы по повышению уровня квалификации. [2]

Интеграция в управленческой деятельности предусматривает укрупнение единиц управленческой деятельности на основе усиления взаимосвязи между составляющими её различными компонентами. Интеграция контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в системе ВШК – это пример укрупнения информационно-аналитической базы, функций, форм, методов, организационной структуры управленческой деятельности. [9]

Создание единой системы работы с педагогическими кадрами мы начали с моделирования интерактивной информационной аналитической базы, основой которой является определение единых критериев (подходов) оценки профессиональной квалификации. Дальнейшее развитие интеграции было обеспечено модульным построением работы с кадрами, давшим нам возможность объединить не только информационно-аналитическую базу управленческой деятельности но и интегрировать её формы и методы. Модуль в данном контексте представляет систему (комплекс) форм управленческой деятельности одновременно и в небольшом временном промежутке реализующих функции контроля, аттестации и повышения квалификации.

Основу информационно-аналитической базы составляет технологическая карта учителя и карты мониторинга по различным аспектам и направлениям профессиональной деятельности (таких карт – 16), которые мы предлагаем заполнить каждому из аттестуемых учителей, что и составляет основу методического портфолио учителя.

“Интегральная технология” управления позволяет перейти от надзора к системно-деятельностному управлению качеством образования, и: минимизировать дискомфорт и затраты педагога в ходе аттестации; предупредить физический и моральный износ учителя; высвободить энергию для новых творческих поисков; мотивировать на новые достижения, переходя от методов побуждения к внутренней мотивации педагога. Дифференцированный подход к работе с педагогическими кадрами определяется на основе: психологической восприимчивости педагога к новому в УВП; распределения учителей по группам контроля на основе мониторинга: сервисный –9, частичный – 20, плановый – 21, усиленный – 8.

Вид, формы и методы ВШК направлены на удовлетворение потребностей педагогов в самовыражении и самоутверждении – для сотрудников сервисной и частичной групп контроля через: перевод на самоконтроль, передачу дополнительных полномочий; привлечение к участию в инновационной деятельности; аттестацию на более высокую квалификационную категорию; привлечение к управленческой деятельности; включение в резерв руководящих кадров. Функции методической работы по темам: “Деятельностный подход к методике продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика” и “Современный урок” мы определили как: систему обучения педагогов в образовательном учреждении; систему взаимообмена педагогическим опытом в ОУ, городе и районе; систему планомерной инновационной деятельности в ОУ; курсовую переподготовку по проблемам модернизации образования с учетом индивидуально-ориентированного подхода к членам педагогического коллектива.

Анкетирование педагогического коллектива, данные мониторинга, диагностика идеологической деятельности учителя по организации учебного процесса на входе в инновационный процесс показали, что технологии продуктивного обучения на основе деятельностного подхода имели место быть в практике работы учителей на различных уровнях освоения.

“Инвентаризация” методологий, новых технологий форм, приемов организаций поисковой деятельности учащихся в процессе обучения показали, что банк методических идей продуктивного обучения неисчерпаем, - российский и зарубежный опыт предлагают: образование в глобальном информационном сообществе (ТОГИС); индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО); пилотирование, модульное обучение; технологию полного усвоения, КСО; систему интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; интерактивные формы обучения; теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) и другие. [5;6;7] Примечательно, что “носители” этих идей оказались среди членов педагогического коллектива и готовы поделиться первым опытом.

Ряд семинаров, заседания педагогических советов, недели педагогического мастерства были отведены обмену теоретическими и практическими наработками по данным технологиям. Разработка методических тем школы “Деятельностный подход и методика продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика”, “Современный урок” прошла через работу каждой методической секции, нашла своё отражение в планах и деятельности каждого учителя по повышению квалификации через систему самообразования и прохождения курсовой переподготовки.

В данном вопросе управление учителем осуществлялось на паритетном и латентном уровнях: мы представили учителю веер информации (возможностей) извне, организовали взаимообучение по теме “методом погружения” в информационную среду, стимулировали учительский поиск на основе мотивации педагога, предоставив право выбора привлекательной деятельности, форм отчета по избранной теме. [8]

С целью внедрения идей продуктивного обучения, освоения методики деятельностного подхода, самообразования и саморазвития учителя осваивались диалоговые формы педагогических коммуникаций: педсовет-деловая игра, организационно-деятельностная игра, организационно-обучающая игра, круглый стол, аукцион методических идей и педагогическая мастерская, педагогические чтения, мастер-классы. В течение трех лет “творческая лаборатория” педагогов школы по освоению инновационных технологий представлена в различных формах: мастер-классы – 12 чел.; НПК – 14 чел.; Конкурс “Учитель года” - 3 лауреата городского конкурса, 1 – участник областного; Опубликовано 19 разработок уроков и внеклассных мероприятий и 10 детских работ в различных разделах фестиваля педагогических идей “Открытый урок” ( “Первое сентября”). преподаватель истории Сакович Л.Л. стала победителем городского конкурса “Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии” в рамках национального проекта “Образование-2007”.

О ходе разрешения управленческой задачи по мотивации педагогов, смене педагогического мышления и презентации передового педагогического опыта в инновационном процессе свидетельствуют схема продвижения нового в педагогическим коллективе которую мы выстраиваем к концу учебного года на основе таких диагностических методов как наблюдение, интервьюирование, анкетирование, ранжирование и неоконченное предложение, с учетом данных технологических карт членов педагогического коллектива, выбрав в качестве критериев оценки освоения деятельностного подхода к УВП девять ступеней продвижения педагога к новому и нормативные результаты, достигаемые педагогами в работе по-новому. [Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3]

Валидность такой методики оценки инновационного процесса в школе подтверждена и матричным представлением объекта обновления (по М.М.Поташнику) [1], позволяющим нам оценивать общий объем всех начинаний в школе, осуществлять их координацию в случае необходимости скорректировать их выбор. Таким образом, интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации при освоении технологий коррекционно-развивающего обучения, личностно-ориентированной модели обучения и воспитания на основе продуктивного подхода, позволяет повысить эффективность всех механизмов управления качеством образования (обеспечить становление системы управления качеством образования): в течение трех последних лет процент успеваемости учащихся возрос с 99,5% до 100%, при росте качества знаний с 33% до 39%; 90% против 80% учителей оценивают управленческую деятельность руководителей школы позитивно; 42% педагогов повысили квалификационную категорию; 70% учителей овладели IКТ-технологиями.

Переход в режим развития отдельных модулей потребовал от нас нормативной регламентации происходящих преобразований: в новой редакции утверждено Положение о внутришкольном контроле в МОУ “СОШ № 5” г.Братска, должностные обязанности руководителей школы дополнены такой макрофункцией как формирование у учителя потребности непрерывного профессионального роста, разработаны и утверждены Положения об учителе, работающем на самоконтроле и методическом Портфолио педагога. В планах на будущее мы предполагаем совершенствование мониторинга в системе ВШК – перевод его на компьютерную основу; работу по нивелированию профессиональных стереотипов отрицания нового, постепенное приобщение всего педагогического коллектива к ценностным основам продуктивного обучения, с учетом индивидуально-ориентированного подхода. [10;11] Вместе с тем, разрабатывая тему “Системно-деятельностный подход в технологии управления школой”, мы отдаем себе отчет в том, что технологической обработке поддаются только формы учебно-воспитательной деятельности. Управление учебно-воспитательным процессом настолько сложно, зависит от массы изменяющихся факторов и обстоятельств, что не поддается точному технологическому расчету и имеет лишь вероятностное, лишь примерно предсказуемое течение и результат. Любая педагогическая технология рассчитана на обученного и точного исполнителя и не спасет учителя и руководителя от самостоятельного и творческого поиска, отбора и комбинирования различных педагогических средств, методов приемов и технологий в его конкретной сложной учебно-воспитательной и управленческой ситуации: внутренне стимулирование, мотивация на самообразование, ответственное принятие решений свойственны не всем педагогам даже при ориентации руководителя на поддержку и создание условий для развития учителя.


Список литературы.

1.О.Г.Хомерики, М.М.Поташник Развитие школы как инновационный процесс. Новая школа. Москва. 1994

2. Т.Н. Макарова “Учебный процесс: планирование, организация и контроль”. Центр. Педагогический поиск. Москва, 2002 г.

3. Д.А.Иванов, Л.Ф.Иванова и др., “Компетентностный подход” г. “Первое сентября”. № 46, 2002

4. И.Г.Агапов “Учимся продуктивно мыслить” Ж.”Вестник образования”, № 2, 2001.

5. Е.И.Степанова “Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности”. ТЦ “Сфера”, Москва, 2004

6. Г.Ю.Ксензова “Перспективные школьные технологии” Педагогическое общество России. Москва, 2002

7.Педагогические образовательные технологии: определение и классификация. Ж.Директор школы, 2004 (№№ 7,8,9)

8. С.Фролова “Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения”, Ж.Директор школы , № 22, 2004

9. Т.Харисов “Интегральная технология: модель единой системы ВШК, аттестации и повышения квалификации. Ж. Директор школы., № 3, 2004

10. Л.А.Магальник “Теоретические основы и методы управления образовательным учреждением” ИПКРО, Иркутск, 2006.

11. Д.Е.Фишбейн. Практикум эффективного управления. Ж. Директор школы № 7,8,9,10, 2006 г.


Приложение № 1
^

Девять ступеней продвижения педагога к новому








ПРИЗНАК

( новое в поведении педагога)
^

Позиция педагога


9

Разрабатывает собственную методику или технологию

Новатор

8

Совершенствует методику или технологию

Мастер

7

Обучает других работать по-новому

Учитель

6

Регулярно делится с другими своими результатами

Агитатор

5

Получает результаты и спонтанно делится с другими

Пропагандист

4

Проводит уроки по-новому, получает устойчивые результаты

Специалист

3

Провел урок, получил устраивающие его результаты

Экспериментатор

2

Узнал кое-что, хочет попробовать, планирует урок по-новому

Начинающий

1

Не знает, но хочет узнать, интересуется, просит дать почитать

Любопытный

0

Педагог не знает и не хочет знать о новой модели, отстаивает и защищает старую модель

Эталон прошлого (стажист)



^ НОРМАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОСТИГАЕМЫЕ

ПЕДАГОГАМИ В РАБОТЕ ПО-НОВОМУ.






ПРИЗНАК

( новое в поведении педагога)
^

Позиция педагога


9

Разработана собственная методика

Новатор










8

Усовершенствована методика, т.е. устранены недостатки, сняты трудности

Мастер

7

Обучены другие, работающие по-новому

Учитель

6

Новые педагоги привлечены к новому делу

Агитатор

5

Вызвал интерес у других педагогов к новому делу

Пропагандист

4

Есть устойчивые результаты у учащихся

Специалист

3

Получены устраивающие результаты – обретена уверенность

Экспериментатор

2

Есть план урока по-новому

Начинающий

1

Есть интерес – просит дать почитать

Любопытный

0

Отстаивает старую модель, позволяя сравнить новое со старым

Эталон прошлого (стажист)



Приложение №3






Похожие:

Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconСистемно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»
Системно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconСистемно-деятельностный подход как технологическая основа фгос
Сегодня же наша цель – разобраться, почему именно этот подход положен в основу федеральных стандартов 2 поколения и как мы можем...
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconПлан-конспект семинара «Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения»
Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconТема контроля
Методический семинар «Системно-деятельностный подход как методологическая основа фгос»
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconСистемно-деятельностный подход в обучении основа Стандарта Учитель 1В класса Е. А. Киселева в 2012 – 2013 учебном году я стала реализовывать Федеральный стандарт. Для работы был выбран умк «Система ро л. В. Занкова»
В 2012 – 2013 учебном году я стала реализовывать Федеральный стандарт. Для работы был выбран умк «Система ро л. В. Занкова», в основе...
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconОтчет о работе методического объединения
«Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-математического цикла»
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconОтчет о работе методического объединения
«Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-математического цикла»
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconСегодня одна из важнейших
В стандартах нового поколения в основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает
Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconЦель: формирование социального опыта учащихся на основе связи обучения с внеурочной и внешкольной деятельностью: системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива iconПлан работы кмо на 2012-2013 уч г
Методическая тема уо: «Системно деятельностный подход в обучении как основа государственного стандарта»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы