Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» icon

Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»



НазваниеМатериалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Дата конвертации28.10.2012
Размер335.17 Kb.
ТипСеминар
источник

Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»


Подготовила воспитатель М.А. Султанова

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны.

Лепка своеобразна тем, что с ее помощью можно передать форму предмета в трехмерном измерении. Поэтому все дети любят лепить животных, людей, фрукты, овощи, игрушки и другие окружающие их предметы. К тому же созданные творения с успехом можно использовать в своей игровой деятельности.

Польза для детей от данного вида деятельности очень велика: занимаясь лепкой, дети получают много знаний о предметах, что способствует развитию памяти, воображения, мышления, внимания, усидчивости и многих других, полезных и необходимых в жизни качеств.

Данная деятельность помогает укреплять и развивать пальцы, причем в процессе лепки, по сравнению с другими занятиями, достигается максимальная активность обеих рук и координируется работа двух полушарий головного мозга. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние.

Усваивая технику лепки, ребенок совершенствует специальные движения (точность, темп, направленность, плавность, ритмичность и т.п.), Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Знакомясь с воспроизводимыми предметами, дети учатся понимать их красоту, у них воспитывается чувство прекрасного, а так же любовь к изобразительной деятельности.

Лепка способствует тому, что ребенок ставит перед собой цель и в процессе деятельности достигает ее. Таким образом, развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учит это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.

Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:

  • отрывать кусочки глины и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать пластилин на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;

  • делить пластилин на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);

  • раскатывать пластилин прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);

  • раскатывать пластилин круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);

  • делить пластилин на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:

  • делить глину на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);

  • раскатывать глину круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);

  • расплющивать глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;

  • делить глину на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);

  • соединять части прикладыванием и прижиманием.

С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:

  • делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);

  • создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);

  • раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;

  • заострять и закруглять предметы;

  • раскатывать глину круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;

  • делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:

  • делить глину на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);

  • лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);

  • лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.

В работе с детьми седьмого-восьмого года жизни взрослый обращает внимание на правильное отображение предметов, учит добиваться точности в воспроизведении их характерных признаков, замечать черты сходства и отличия, придерживаться пропорций, соотносить отдельные детали с общим изображением (лепка фруктов, овощей, птиц, зверей, посуды, человека и др.).


^ Способы лепки для изображения объемной формы

Конструктивный способ: лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.

^ Пластический или скульптурный: лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

Комбинированный способ: это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

Барельеф лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);

Горельеф это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.


Приемы лепки:

  • отщипывание;

  • раскатывание;

  • сплющивание;

  • вдавливание;

  • оттягивание;

  • прищипывание;

  • примазывание;

  • прижатие;

  • сглаживание;

  • налепы;

  • процарапывание.

Виды лепки:

  • предметная лепка;

  • сюжетная;

  • декоративная.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является - обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке:

  • научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

  • учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

  • использовать различные приёмы лепки.

Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.

Для успешного овладения навыками декоративной лепки в детском саду используют предметы декоративно-прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности.

Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве.

Знакомство со скульптурой

Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.

Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.

В детском саду дети знакомятся со скульптурой малых форм. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).

^ Формы и методы, используемые при ознакомлении дошкольников

со скульптурой:

  • Экскурсии по улицам города, в музеи или выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия.

  • Рассматривание скульптур малых форм, фотографий. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из произведений.

  • Просмотр видеофильмов о городах Росси и мира на тему «Статуи и памятники».

  • Выставки художественных произведений по какому-либо виду изобразительного искусства: скульптура, декоративно – прикладное искусство.

  • Самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Обсуждение в группе увиденного.

Лепка - увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток» - и только. Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.

Способы лепки

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный способ лепки

Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический способ лепки

Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это: уточка, свинка и др.

Комбинированный способ лепки

Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их. Образцы: петушок, курочка, гусь, зайчик, крокодил, соболь, кенгуру, черепаха и др.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, Снегурочка, дед Мороз, виноград.


^ Задания для индивидуальных занятий с детьми по лепке.

Задания с использованием приемов лепки можно разделить на следующие виды:

1) используется только прием скатывания;

2) используется только прием раскатывания;

3) используются оба предыдущих приема, а также прием разрезания.

Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, обучение следует проводить поэтапно: сначала научить скатывать пластилин в шарики, затем раскатывать пластилин в колбаски, в дальнейшем сочетать оба приема. Параллельно основным приемам можно учить разрезать пластилин на кусочки при помощи стеки и другим вышеназванным приемам. При первом знакомстве детей с методами скатывания шариков, раскатывания колбасок, а также разрезания пластилина на кусочки необходимо научить их этим действиям. Педагог берет руки ребенка в свои (ладони взрослого накрывают руки ребенка сверху) и показывает, как нужно действовать. При этом ребенок получает возможность ощутить правильное движение рук и силу, с которой следует надавливать на пластилин.

В дальнейшем дети действуют самостоятельно. Необходимо следить за ходом движений их рук, чтобы навык закреплялся правильно. Если кто-то из детей не справляется, надо помочь: предложить повторить действие по показу взрослого, а если у ребенка все же не получается, то, взяв его руки в свои, выполнить действие совместно. Обычно выполнение простых приемов, особенно раскатывания, не вызывает больших сложностей у детей.

Можно детям предложить, например:

  • Делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);

  • Создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);

  • Раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;

  • Заострять и закруглять предметы; загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;

  • Делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазыванием (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

  • Делить глину на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);

  • Лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);

  • Лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

  • Слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и завернуть их в фольгу.

  • Вылепить буковки, а потом из них складывать слова.

Цветное тесто

Если вы будете лепить из цветного теста, вам не придется раскрашивать готовые изделия. Это особенно важно, если лепить будут маленькие дети, которым еще трудно точно попасть кисточкой в определенное место.

Итак, вам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых или акриловых красок. Краски должны находиться в пастообразном состоянии. Если они засохли, добавьте в баночки немного воды и подождите, пока краска размягчится.

Возьмите в левую руку кусок теста, такой, чтобы он свободно помещался у вас в кулаке. Посередине этого куска сделайте ямочку-вмятину. Указательным пальцем правой руки зачерпните из баночки кусок пасты и поместите в это углубление.

Сомкните края вмятины так, чтобы краска оказалась внутри.

Катайте комок теста между ладонями вверх и вниз. Руки немного запачкаются, но это не беда - краска легко отмывается водой. А чтобы тесто не очень прилипало к рукам, смочите их подсолнечным маслом.

Раскатав длинную колбаску, сложите ее пополам и катайте снова. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и цвет не станет однородным. Если после введения краски тесто стало слишком мягким, добавьте в него немного соли с мукой.

Приготовьте, таким образом, набор цветной массы. Часть теста оставьте неокрашенным — оно будет исполнять роль белого. Тесто каждого цвета храните в отдельном полиэтиленовом пакете или в баночке из-под йогурта с плотно закрывающейся крышкой.

Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного вам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.

  • синий + белый = голубой;

  • белый + красный = розовый;

  • синий + розовый = фиолетовый;

  • голубой + желтый = зеленый;

  • желтый + красный = оранжевый;

  • зеленый + красный = коричневый;

  • зеленый + синий = изумрудный.

И не забудьте запастись тестом телесного цвета! Для того чтобы сделать такое тесто, добавьте в светло-розовый чуть-чуть желтого.

Излишки цветного теста, которые остаются после лепки, можно смешивать в один комок, чтобы они не засохли. В результате получится «непонятный», скорее всего серо-коричневый, цвет. Но он тоже может на что-нибудь пригодиться.

^ Золотое и серебряное тесто - какая роскошь! А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) так же, как вы это делали с обычной.

Техника лепки из пластичных материалов

Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов. Поэтому, прежде чем замахиваться на что-либо сложное, научимся создавать шарики, колбаски, лепешки и т. д.

Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями.

Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии.

Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.

Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.

Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус.

Если колбаску покатать карандашом, - получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому - расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии.

Катая скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину. И скалка, и доска должны быть смазаны растительным маслом. Сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе.

Из пластин можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Делается это острым ножом, смазанным маслом. Ведите нож медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины.

На поверхности теста, глины можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д.

Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.

Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра.

Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту.

Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки - не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке.

Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию.

^ Изделие "Неваляшка"

Это изделие закрепляет полученные знания о шаре, дети учатся из шаров собирать более сложное изделие. Для этого надо слепить шары соответствующих размеров. Новое - относительные размеры деталей. Детям понять это довольно трудно. Их глазомер еще не работает. Помогите детям сделать шары правильных размеров, показывая свою работу как образец.

Шары соединяются кусочками спичек или зубочисток. Остальные детали: подставка, кокошник, глаза, нос, рот - не являются обязательными для изучения на этом занятий, но они необходимы. Изделие должно устойчиво стоять на доске и иметь законченный вид, воспитатель показывает на готовом изделии, на плакате, рассказывает, как можно это сделать, и выполняет сам. Дети дополняют свои работы самостоятельно, как получится.

Желательно найти 2-3 минуты на занятии, чтобы показать на готовом изделии роль размеров деталей. Увидев куклу, собранную из явно не подходящих по размеру деталей, дети поймут, как это нелепо: слишком большая голова или очень маленькие ручки, огромные глаза и крошечный кокошник. Дети должны убедиться, что только подходящие друг другу размеры и правильные формы делают изделие красивым, что подходящие друг другу размеры как бы дружат между собой, согласуются друг с другом и называются соразмерными. Беседа о соразмерности - хорошая подготовка для знакомства в дальнейшем с понятием пропорции.


^ Комплекс непосредственно образовательной деятельности по лепке

(младший возраст)

1. Булочки

Цель занятия. Научить детей скатывать шарики из теста на плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материалы. Тесто, разделенное на небольшие куски; доска.

Прием лепки. Скатывание

Ход занятия

Сделайте из куска теста булочку (она должна иметь форму шара) и положите ее на пластмассовую тарелку. Воспитатель. Посмотрите, какая у меня получилась булочка. Затем раздайте детям кусочки теста и предложите им самим скатать на доске булочки. Результат можно обыграть - угостить булочками кукол.

2. Пирожки

Цель занятия. Научить детей скатывать шарики из теста в руках (на весу); формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материалы. Тесто, разделенное на небольшие куски (кусок должен помещаться в детских ладошках).

Прием лепки. Скатывание

Ход занятия

Возьмите кусочек теста и начните перекладывать его из одной руки в другую, имитируя движения, которые мы используем, когда лепим пирожки. Свои действия можно сопровождать песенкой:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову -

Пирожками угощу.

Скатайте тесто и положите пирожок на пластмассовую тарелку. Затем раздайте детям кусочки теста и предложите сделать пирожки. Если у кого-то не получается, можно обхватить руки малыша своими руками и сделать пирожок вместе. Результат можно обыграть - угостить пирожками кукол.


3. Апельсины

Цель занятия. Научить детей скатывать из пластилина шарики; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин оранжевого цвета, заранее разделенный на кусочки; натуральный апельсин (или муляж, или заранее изготовленная поделка); игрушка - Чебурашка; коробочка.

Прием лепки. Скатывание

Ход занятия

Начните занятие с игры. Воспитатель. Узнаете, кто это? Это Чебурашка. Чебурашка очень любит апельсины. Сделаем апельсины для Чебурашки? Давайте посмотрим, какой бывает апельсин.

Покажите детям натуральный апельсин или его заменитель. Обратите внимание на то, что апельсин имеет круглую форму и оранжевый цвет. Затем раздайте детям кусочки пластилина. Покажите, как скатывать шарики диаметром около 3 см

Воспитатель. Вот какие получились апельсины! У меня есть коробочка, давайте сложим в нее апельсины. А теперь подарим коробку Чебурашке. Смотрите, как Чебурашка радуется! У него много апельсинов.

Можно продолжить обыгрывание готовых поделок.

Примечание. Апельсины можно скатать из теста оранжевого цвета.


4. Конфеты

Цель занятия. Научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин желтого, красного, оранжевого и других цветов, разделенный на кусочки; пластмассовая тарелка; игрушки.

Прием лепки. Скатывание

Ход занятия

Начните занятие с игры.

Воспитатель. Сегодня мы приготовим угощение - сделаем вкусные круглые разноцветные конфеты.

Раздайте детям кусочки пластилина. Покажите, как скатывать шарики диаметром около 2 см.

Воспитатель. Вот какие получились у нас конфеты! Ваня, у тебя конфетка какого цвета? Желтая? Как ты думаешь, какой у нее вкус? Лимонный. Положи конфету на тарелочку. А у тебя, Лена, какая конфетка? И так далее.

Педагог обходит с тарелкой всех малышей, просит рассказать, какая у кого получились конфета, собирает конфеты на тарелку . Если занятие проводится в маленькой группе, можно устроить так, чтобы у всех детей были разные конфеты. Затем игра продолжается: дети выбирают и приносят игрушки (лучше взять резиновые), угощают их конфетами. Можно организовать чаепитие (используйте игрушечную посуду).


5. Витамины

Цель занятия. Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики небольшого размера; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин разных цветов, разделенный на маленькие кусочки; прозрачная пластмассовая банка (с крышкой) с широким горлышком; настоящие витамины (можно использовать аскорбиновую кислоту в драже); игрушки.

Прием лепки. Скатывание

Ход занятия

Начните занятие с игры. Воспитатель. Давайте поиграем в доктора. Что дает доктор детям, чтобы они не болели и росли крепкими и здоровыми? Витамины. Сейчас я раздам всем по витаминке. Вот тебе, Дима, витаминка. Какие витамины на вкус? Правильно, кислые. Все получили витамины? Хорошо. А теперь давайте приготовим витаминки для наших любимых игрушек.

Раздайте детям кусочки пластилина. Покажите, как скатывать шарики диаметром около 1 см. Воспитатель. Вот какие получились у нас витамины! Давайте раздадим их игрушкам.

Педагог организует игру. Затем дети складывают все шарики-витаминки в банку и закрывают крышкой.


6. Вишенки

Цель занятия. Закрепить у детей навык скатывания шариков из пластилина (среднего размера); научить вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин красного (вишневого) цвета, разделенный на кусочки; палочки длиной около 5-6 см (можно использовать палочки от леденцов, ушные палочки без ваты или спички без серы); пластмассовая тарелка; натуральная вишня на черешке (или муляж, или готовая поделка из пластилина); кукла.

Приемы лепки. Скатывание, вдавливание.

Ход занятия

Начните занятие с игры. Воспитатель. Наша Маша хочет съесть ягоду. Давайте спросим Машу, какую ягодку она хочет. Маша хочет малину? Нет. Может, клубнику? Нет. Вишню! Давайте угостим Машу вишнями.

Раздайте детям кусочки пластилина темно-красного цвета. Покажите детям вишню на черешке.

Воспитатель. Какого цвета вишни? Правильно, темно-красного. А какая у них форма? Круглая. Возьмите красный пластилин, скатайте из пластилина шарики. Предложите малышам скатать из пластилина шарики-вишенки диаметром около 2,5 - 3 см. После этого раздайте палочки и покажите, как надо вдавить палочку в пластилиновый шарик. В случае необходимости помогите.

Воспитатель. Вот какие получились вишенки! Очень удобно есть вишни, если у них есть черешок. Берешь за него и кладешь вишенку в рот. Теперь у нас целая тарелка с вишнями. Много вишен. Давайте угостим Машу. А может быть, угостим еще кого-нибудь?

Затем продолжите игру: обыграйте вылепленное угощение, пригласите игрушечных гостей. Побуждайте детей угощать разных кукол.


7. Яблоки

Цель занятия. Закрепить у детей навык скатывания шариков из пластилина; научить вдавливать детали в пластилин, прижимать пластилиновые детали; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин красного или желтого цвета, разделенный на кусочки средней величины, и пластилин зеленого цвета (маленькие кусочки); натуральное яблоко или его муляж; палочки длиной 2,5 - 3 см; пластмассовая тарелка или маленькая корзина (коробка); игрушки.

Приемы лепки. Скатывание, сплющивание, вдавливание палочки, соединение деталей.

Ход занятия

Воспитатель. Представьте себе, что сейчас конец лета, пора собирать урожай. Что выросло на яблоне? Сочные, спелые яблоки. Давайте сделаем яблоки из пластилина!

Покажите детям яблоко. Обратите внимание детей на то, что яблоко имеет круглую форму и красный цвет. Спросите, какого еще цвета бывают яблоки (желтые, зеленые).

Раздайте детям кусочки пластилина красного, желтого и зеленого цвета. Предложите скатать из них шарики. Большие красные и желтые шарики диаметром 3 см - это яблоки (дети могут выбрать кусочек пластилина того цвета, который им хочется). Маленький зеленый шарик диаметром 1 см нужен для изготовления листочка. Раздайте детям палочки и предложите вдавить их в яблоки - получится яблоко с черешком.

Затем предложите взять маленький зеленый шарик, положить его между большим и указательным пальцами и сжать - получится зеленый листок. Покажите, как надо прикрепить листок к черешку - придавить. Получилось яблоко с черешком и зеленым листочком.

Можно обыграть поделку - сложить яблоки на блюдо или в корзинку (коробку) и угостить игрушки.

8. Колбаска

Цель занятия. Научить детей раскатывать из пластилина колбаски; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Красный или коричневый пластилин, разделенный на кусочки средней величины; пластмассовая тарелка.

Прием лепки. Раскатывание.

Ход занятия

Раздайте детям кусочки пластилина подходящего цвета. Объясните, что они будут лепить из пластилина колбаску. Покажите, как можно раскатать колбаску (длина 7-10 см, диаметр 2 см), постепенно передвигая ладошку с одного ее конца на другой, чтобы колбаска была одинаковой толщины по всей длине. При необходимости помогите.

Обыграйте готовые поделки. Вылепленные детьми колбаски могут быть использованы в последующей работе на занятии «Бутерброды».

Примечание. Такие же колбаски можно раскатывать из теста.


9. Бананы

Цель занятия. Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин желтого цвета, разделенный на кусочки средней величины; пластмассовая тарелка или маленькая коробочка; натуральный банан или его муляж; маленькая игрушечная обезьянка.

Прием лепки. Раскатывание.

Ход занятия

Начните занятие с игры. Покажите детям маленькую игрушечную обезьянку. Воспитатель. Смотрите, кто к нам сегодня пришел в гости! Узнали, кто это? Это обезьянка! Смотрите, какая она смешная. У нее длинный хвост, коричневая шерстка. Она умеет лазить по высоким деревьям и прыгать с ветки на ветку. А знаете, что любит обезьяна есть? Бананы! Давайте угостим ее бананами.

Покажите детям банан. Обратите их внимание на то, что банан имеет желтый цвет, укажите на его размер и форму (немного изогнутый).

Раздайте детям кусочки желтого пластилина. Покажите, как можно раскатать из них колбаски (длина около 7 см, диаметр 2 см). При необходимости помогите. Затем покажите, как надо согнуть пластилиновую колбаску, чтобы получился банан. Когда поделки будут готовы, продолжите игру: угостите обезьянку бананами, сложите бананы на тарелку и угостите другие игрушки.


10. Морковка

Цель занятия. Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путем придавливания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин оранжевого цвета, разделенный на кусочки средней величины; пластилин зеленого цвета в брусках; натуральная морковка или ее муляж; игрушечный или пластилиновый зайчик.

Приемы лепки. Раскатывание, отщипывание, соединение деталей.

Ход занятия

Начните занятие с игры. Покажите детям игрушечного зайца.

Воспитатель. Прискакал зайка из леса и говорит: «Ах, какой я голодный! Дайте мне, пожалуйста, морковку!» Есть у нас морковка? Нет. Давайте сделаем для зайчика морковку из пластилина! Покажите детям морковку. Обратите их внимание на то, что морковь имеет оранжевый цвет, что она длинная и у нее есть зеленый хвостик.

Раздайте детям кусочки пластилина оранжевого цвета и предложите раскатать колбаски (длина 5 - 6 см, диаметр 2 см). Покажите, как это делается. Обратите внимание, что колбаски не должны быть слишком длинные и тонкие. При необходимости помогите.

Затем предложите отщипнуть от бруска пластилина зеленого цвета небольшой кусочек и сделать из него колбаску (длина 2 - 2,5 см, диаметр 5 мм), раскатывая ее пальцем. Объясните, что это будет хвостик у морковки. Покажите детям, как можно прикрепить хвостик к морковке методом придавливания деталей.

Когда поделки будут готовы, продолжите игру: угостите зайчика морковками, сложите их на тарелку, угостите другие игрушки.


11. Змейка

Цель занятия. Закрепить у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец пластилиновой колбаски и заострять другой конец; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин разных цветов, разделенный на куски среднего размера; лист картона зеленого цвета; змейка (игрушечная или вылепленная из пластилина).

Приемы лепки. Раскатывание, сплющивание, заострение.

Ход занятия

Начните занятие с игры. Положите на лист картона и покажите детям маленькую змейку. Обратите внимание детей на то, что змейка длинная, тонкая. На глазах у детей раскатайте кусок пластилина в длинный и тонкий валик длиной около 10-15 см. Хвост заострите, голову приплюсните, чтобы она выделялась .

Воспитатель. Вот какая змейка у меня получилась! Покажите, где у нее голова? А где хвост? Как змея шипит? Ш-ш-ш!

Раздайте детям подготовленные кусочки пластилина разных цветов. Предложите выбрать цвет змейки и вылепить ее самостоятельно. Когда змейки будут готовы, предложите положить их спать (сложите в спираль). Продолжите игру: змеи проснулись и пошли гулять - ползать по полянке.

Примечание. Таких же змей можно раскатать из теста.


^ 12. Готовим салат

Цель занятия. Закрепить у детей навык скатывания и раскатывания пластилина; научить пользоваться стекой «нож» - разрезать пластилин на кусочки нужной величины; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин красного и зеленого цвета; стеки «нож» или пластмассовые ножи, можно также пользоваться пластмассовой линейкой маленького размера (чтобы детям удобно было держать ее в руке); дощечки; пластмассовые тарелки.

Приемы лепки. Раскатывание, скатывание (2-й способ), разрезание.

Ход занятия

Это занятие можно обыграть как угощение для кукол. Раздайте детям пластилин и предложите приготовить «овощи». «Огурец» - раскатать в колбаску пластилин зеленого цвета. «Помидор» - скатать шарик из пластилина красного цвета.

Когда «овощи» будут готовы, приступайте к приготовлению «салата». Для этого научите детей правильно пользоваться стекой «нож»: крепко держать в руке, не наклоняя «лезвие», при разрезании двигать вперед и назад с давлением достаточной силы. Сначала стоит потренироваться на куске пластилина. Затем приступайте к разрезанию «огурцов» и «помидоров» на кусочки и складыванию их в тарелку - получился «овощной салат». Готовые поделки обыграйте.


13. Бутерброды

Цель занятия. Закрепить у детей навык скатывания и раскатывания пластилина; продолжать учить пользоваться стекой «нож» - разрезать пластилин на куски нужной величины; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин красного, желтого и светло-коричневого цвета; стеки «нож» или пластмассовые ножи, или небольшая пластмассовая линейка (чтобы детям удобно было держать ее в руке); дощечки; пластмассовые тарелки.

Приемы лепки. Раскатывание, скатывание , сплющивание, разрезание.

Ход занятия

Это занятие можно обыграть как угощение для кукол. Раздайте детям пластилин и предложите приготовить «продукты». «Колбаса» - раскатать пластилин красного цвета в колбаску. «Сыр» - отрезать от бруска при помощи стеки кусок желтого пластилина. «Хлеб» - скатать из пластилина светло-коричневого цвета шарик, затем немного раскатать его до приобретения вытянутой формы и сплющить (между пальцами или на дощечке, прижав ладошкой). При необходимости помогите.

Когда «продукты» готовы, можно приступать к приготовлению «бутербродов». Для этого научите детей правильно пользоваться стекой «нож»: крепко держать в руке, не наклоняя «лезвие», при разрезании двигать вперед и назад с давлением достаточной силы.

Сначала стоит потренироваться на куске пластилина. Затем приступайте к разрезанию «хлеба», «колбасы» и «сыра». Из кусочков сложите бутерброды, разложите их на маленькие пластмассовые тарелки.

Готовые поделки обыграйте.

14. Сушки

Цель занятия. Научить детей действовать по показу - раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин светло-коричневого или другого подходящего цвета, разделенный на кусочки средней величины; натуральная сушка; кукла или другая игрушка. Приемы лепки. Раскатывание, соединение концов.

Ход занятия

Начните занятие с игры. Покажите детям игрушку и натуральную сушку.

Воспитатель. Посмотрите, что кукла Маша с собой принесла. Это сушка. Сушка вкусная, хрустящая. Съела Маша сушку. Говорит: «Хочу еще!» Давайте сделаем сушки для Маши. Предложите малышам внимательно рассмотреть сушку, обратите внимание на ее толщину и форму. Затем покажите, как ее делать: раскатайте колбаску (длина около 10 см, диаметр 1 см) и соедините концы, чтобы получилось колечко.

После этого предложите детям действовать самостоятельно. В случае затруднения помогите.

Когда поделки будут готовы, продолжите игру: сложите сушки на тарелку, угостите куклу и другие игрушки.

Примечание. Такие же сушки можно вылепить из теста.


15. Гусеница

Цель занятия. Научить детей действовать по показу - скатывать из пластилина шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин разных цветов, разделенный на кусочки; готовая поделка - гусеница; тонкие палочки (можно использовать ушные палочки без ваты); лист картона или дощечка.

Приемы лепки. Скатывание (2-й способ), нанизывание.

Ход занятия

Покажите детям готовую поделку - гусеницу. Обратите внимание малышей на то, что тело гусеницы состоит из отдельных шариков.

Воспитатель. Посмотрите, кто это ползет? Узнали? Это гусеница. Давайте сделаем нашей маленькой гусенице подружек.

Покажите детям, как делать гусеницу: скатайте из кусочков пластилина 4 - 6 шариков диаметром около 1,5 - 2 см, затем поочередно насадите каждый шарик на тонкую палочку, загладьте на последнем шарике отверстие, сделайте из маленьких шариков глаза и прилепите их в соответствующих местах. Объясните детям, что гусеницу можно сделать как из шариков одного цвета, так и из разноцветных шариков. Готовые поделки обыграйте.


16. Неваляшка

Цель занятия. Научить детей действовать по поэтапному показу - скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закреплять знания детей о величине и пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Куски пластилина оранжевого или красного цвета: один большой (для туловища), другой поменьше (для головы), два маленьких кусочка (для рук), пластилиновые шарики черного, желтого и красного цвета (соответственно глаза, нос и рот, для последних деталей вместо пластилина можно использовать бусины); горох для «пуговиц» или другие подходящие материалы; игрушка - неваляшка; доски для моделирования.

Приемы лепки. Скатывание, соединение.

Ход занятия

Покажите детям неваляшку, предложите поиграть с ней. Воспитатель. Это - кукла-неваляшка. Знаете, почему она так называется? Потому что неваляшка никогда не падает. Ну-ка, попробуйте опрокинуть ее. Не получается.

Обратите внимание малышей на то, что неваляшка состоит из отдельных шариков разного размера, соединенных между собой в определенном порядке. Раздайте детям доски для моделирования и подготовленные кусочки пластилина и предложите слепить неваляшку.

Покажите детям, как это делается, объясняйте каждый этап работы, побуждая их повторять ваши действия. Сначала скатайте шарики из подготовленных кусочков пластилина (их можно скатывать в любом порядке). Когда все шарики будут готовы, предложите детям выбрать самый большой из них и попросите поставить его на дощечку. Затем предложите выбрать второй по величине шарик и попросите прикрепить его сверху (можно скреплять шарики, держа их в обеих руках). Оставшиеся маленькие шарики прикрепите с двух сторон - получатся руки. Затем раздайте детали для лица и покажите, как прикреплять глаза, нос и рот (чтобы детям было легче ориентироваться, можно наметить места для прикрепления деталей лица при помощи стеки). Затем раздайте по 2 - 3 горошины и предложите сделать пуговицы на животике у неваляшки. Готовые поделки обыграйте.


17. Снеговик

Цель занятия. Продолжать учить детей действовать по поэтапному показу - скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закрепить знания о величине, о пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Пластилин белого цвета, разделенный на кусочки разного диаметра - два маленьких (для рук), один большой и два поменьше (для туловища), подготовленные заранее носы - «морковки» - кусочки пластилина оранжевого цвета и глаза -«угольки» - можно вылепить маленькие шарики из пластилина черного цвета или использовать бусины; крышки от бутылок или другие подходящие материалы; готовая поделка - снеговик; доски для моделирования.

Приемы лепки. Скатывание, соединение.

Ход занятия

Покажите детям готовую поделку - снеговика. Обратите их внимание на то, что тело снеговика состоит из отдельных шариков разного размера, соединенных между собой в определенном порядке.

Воспитатель. Наступила зима. Выпало много белого пушистого снега. Ребята вышли во двор и слепили снеговика. Посмотрите, какой красивый получился снеговик! Какого он цвета? Белого. А какого цвета у него глаза? Черные. А нос? Оранжевый. Давайте и мы вылепим таких же снеговиков, чтобы нашему снеговику было с кем погулять и поиграть в снежки.

Покажете детям, как делать снеговика: демонстрируйте каждый этап работы, побуждая детей к повторению. Сначала скатайте шарики из подготовленных кусочков пластилина (скатывать шарики можно в любом порядке). Когда все шарики будут готовы, предложите детям выбрать самый большой шарик и попросите поставить его на дощечку. Затем предложите выбрать второй по величине шарик и попросите прикрепить его сверху (можно скреплять шарики, держа их в обеих руках). Выберете третий по величине шарик, возьмите его и прикрепите поверх двух других - дети повторяют. Оставшиеся маленькие шарики прикрепите с двух сторон - получатся руки. Затем раздайте детали для лица и головы и покажите, как прикрепить в центре лица нос-морковку, а по обе стороны носа - глаза. На голову снеговика можно надеть крышку от пластиковой бутылки или другой подходящий предмет - получится шапка. Готовые поделки обыграйте.

Как и что лепить из пластилина с ребенком?

(консультация для родителей)


Выбор цвета

Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка - ваши предпочтения могут сильно расходиться.


Разминка

Когда цвет выбран, то не ждите, что малыш сам начнёт что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.


^ Основные действия

Покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку. В общем, следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка.


Кусочки

Отщипывание кусочков пластилина - одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло - прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.


«Колбаски» и шарики

Катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками.

Отпечатки

Одно из самых увлекательных занятий для малышей - делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.

Облепливание

Предложите ребенку облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом - получится отличная ваза. Для малышей помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них.


Пластилин и другие материалы

В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д.

Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот!




Похожие:

Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconВ. А. Сухомлинский в современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание
«Как влияет развитие мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconТема: «Встречаем весну»
Оздоровительные: развитие мелкой моторики пальцев рук; укрепление костно-мышечного аппарата; формирование речевого дыхания и голоса;...
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconТема: «Развитие умственной активности дошкольников через развитие мелкой моторики рук»

Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconРазвитие мелкой моторики на занятиях по предшкольной подготовке «Учимся рисовать»
И я пришла к выводу, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconРазвивающие задания для дошкольников
Развитие внимания, мелкой моторики, математических способностей и логики детей. Дидактические материалы для детского сада
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconШубина Т. П., воспитатель муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад М. Монтессори»
Уровень развития мелкой моторики детей как показатель интеллектуальной готовности к обучению
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconКонсультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,...
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconУмелые ручки Занятия лепкой, аппликацией, конструированием из различных "Конструкторов", рисованием способствуют развитию у ребенка образных представлений, мелкой моторики, пространственного мышления, фантазии. Мелкая моторика
Мелкая моторика это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных...
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» icon«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения...
Материалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» iconПрограмма по технологии пояснительная записка
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы