Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом icon

Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом



НазваниеФ. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
Дата конвертации25.05.2013
Размер80.43 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Обобщение педагогического опыта/Карта инновационного опыта .doc
2. /Обобщение педагогического опыта/Обобщение опыта.doc
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
С. Благодатное, 2008 год




Информационная карта инновационного опыта


I Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта


Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности


Лысенко

Людмила Викторовна

М КОУ СОШ №8

356503

Ставропольский край

Петровский район

с. Благодатное

ул. Петровская, 1

учитель начальных классов

7 лет

II Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Обучение на коммуникативно-познавательной основе

как ведущий фактор

формирования и развития личности.


2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия

- между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества, направленную на поддержку и углуб­ление тех качеств школьника, на которых бази­руется умение и желание учиться.

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и дефицитом … общения.


3. Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных пли других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Теоретической основой предлагаемого опыта является

Первая идея — это личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

Ее характерные черты:

цель общения:

обеспечить ребёнку чувства психологи­ческой защищенности, доверия к миру, радости существо­вания (психологическое здоровье) сформировать начала лич­ности (базис личностной культуры); развивать его индиви­дуальность.

способы общения:

понимание, признание и приятие личности ребёнка, основанное на способности взрослых становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмо­ции;

тактика общения:

сотрудничество; создание и использо­вание ситуаций, требующих от детей проявления интеллекту­альной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирова­ние);

личностная позиция педагога:

исходить из интересов ре­бенка и перспектив его дальнейшего развития;взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного под­хода к детям).

Вторая идея фиксирует смысл того, что имеется в виду под развитием личности. Суть процесса развития личности ребенка состоит в активном приобщении малыша к миру в единстве трёх ипостасей - Я в мире, Мир во мне, Мир вокруг меня.

Третья идея связана со способом рассмотрения лич­ности и взаимодействия между взрослым и ребенком с пози­ций трансактного анализа (анализ взаимодействия). Основа­тель трансактного анализа Эрик Берне предложил особую модель описания личности (индивидуальности) и межинди­видуального взаимодействия - Р (родитель ), В (взрослый), Д (дитя).

Опыт строится на основных принципах детской природосообразности, культуросообразности, гуманизации и интеграции. Он ориентирован на развитие внутреннего мира ребенка, его собственного образа, формирование детс­кого опыта и способов освоения мира, социальной адап­тации, социально-эмоциональной выносливости и уверенности в себе и в окружающих его людях.


4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Общие направления процесса общения

Самоизменение (самосовершенствование) личности учителя как условие разви­тия личности ребенка («Учитель, изменись сам!»).

Бережное отношение к ребенку («Не по­вреди!»).

«Не повреди!» здесь означает: «Верь в силы ребенка!» или «Не повреди!» выступает под знаком «Сохрани!».

Непрямое воздействие на ребенка («Из­бегай директив!»).

Под новизной опыта работы понимается организация скоординированной совместной деятельности взрослого и ребёнка, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

Личная концепция:

- вариативное использование на уроках творческих приемов для формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков;
- создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
- активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе развития младших школьников;
- расширение границ познания младших школьников за счет использования творческих методов и приемов обучения.


5. Условия реализации изменений (включая личностно-професснональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Обучение, погружённое в общение, даёт свои результаты, если соблюдены главные условия:

  • Восприятие ребенка как личности

  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников

  • Предоставление ребенку психологи­ческой свободы:

  • Повышение и укрепление самооценки.

  • Создание творчески обогащенной об­разовательной среды.

  • Творческая позиция педагога.

6. Результат изменений

«Может ли таким образом организованный по форме и содержанию образовательный процесс, построенный по принципу « обучение через общение» привести к качественным образовательным результатам?» Опыт показал, что у младших школьников:

  • появляются действенные навыки общения ;

  • улучшается успеваемость;

  • возрастает самоуважение;

  • укрепляется дружба;

  • формируется благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);

  • повышается учебная мотивация, как показатель качества обучения;

  • риторические умения (построение фраз, умение убеждать и т.п.);

  • умение вести диалог, ставить вопросы;

  • умение слушать, слышать, вести спор, приводить аргументацию;

  • умение встать на точку зрения другого;

  • умение работать сообща для достиже­ния общей цели

  • мои ученики умеют думать, размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения,

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте







III Описание инновационного опыта

Исключительно важно уже на началь­ной ступени обучения сформировать учеб­ное сообщество — группу детей и взрослых, объединенных для совместного выполне­ния учебного задания. Такое сообщество способно решить следующие задачи:

  • обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело, попробо­вать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;

  • сотрудничество со сверстниками являет­ся дополнительным источником мотива­ции для того, чтобы включиться в учеб­ный процесс и не «выпадать» из него;

Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руко­водством взрослого) — та область Деятельности, где наиболее успешно осва­иваются полузнакомые действия;

  • навыки общения и сотрудничества ста­новятся таким же важным содержани­ем обучения, как умения и навыки чте­ния, письма и счета;

  • сотрудничество в группе равных помо­гает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мне­ние и действия с действиями других и общим результатом.

Работу по формированию общеучебных умений, навыков сотрудничества начинаю до прихода детей в школу. Практикую проведение с будущими учениками курса “Введение в школьную жизнь”, для того, чтобы помочь ребенку построить содержательный образ “настоящего школьника”.

Незнание механизмов общения, не­способность быть внимательным к се­бе, другим, неумение вести себя среди людей мешают нам быть счастливыми, здоровыми, приводят нас к неуспеху в делах. Справедливость этой мысли становится очевидной при взгляде на логическую цепочку:

контакт – стиль общения - микроклимат коллектива - результативность обучения.

Режиссёрский механизм усвоения ребёнком ценностей мира Знаний связан с созданием разнообразных условий, стимулирующих возникновение общения.

Основные компоненты опыта

Построение базовой модели общения через

Навыки сотрудничества

  • Сотрудничество взрослого и ребёнка

  • Сотрудничество ребёнка со сверстниками

  • Отношения ребёнка с самим собой

Приёмы педагогической поддержки

Стиль общения педагога - Модель активного взаимодействия «Союз».


Технология педагогических мастерских

Цель этой педагогической технологии — не прямая передача информации, а совме­стный поиск знаний. Проблема ставится перед учениками как их собственная необ­ходимость. Это одна из немногих технологий, в кото­рой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

Приёмы педагогической поддержки

  • Этика вербального обращения к учащимся.

  • Стимулирующее общение, вызывающее радость учения.

  • «Дорисовывание».

  • Приобщение детей к плану урока и т.д.



В результате выпускники начальной школы овладевают ключевыми компетенциями, под которыми понимаются универсальные умения действовать в меняющихся условиях.



IV Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Опыт будет интересен тем, кто разделяет идеи того, что каждый ребёнок в развитии продвигается своим путём, кто ставит приоритет процесса познания над знанием, кто согласен с тем, что именно деятельность ребёнка находится в центре образовательного процесса, кто уверен в том, что знать, означает созидать, а для обучения просто необходимо пространство творческой увлечённости и свободы.

Опыт имеет практическое значение Идеи обобщаемого опыта могут быть применимы в массовой практике.


Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес






Похожие:

Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconИнформационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconИнформационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование»
Учреждение, в котором работает Должность с указанием автор опыта, адрес с индексом преподаваемого предмета или
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconОтчет о реализации инициативного проекта победителя
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом моу сош №5, Хабаровский край г. Николаевск-на-Амуре, Сибирская
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconОпыт работы Требования к описанию опыта работы Опыт должен содержать
На титульном листе указывается наименование органа управления образованием района, полное наименование учреждения образования, в...
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconАнкета обобщения передового опыта
Адрес передового опыта 641016, Курганская область, Щучанский район, с. Медведское Муниципальное общеобразовательное учреждение «Медведская...
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconАнкета обобщения передового опыта
Адрес инновационного педагогического опыта
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconПриложение №2 Описание педагогического опыта работы
Автор опыта – Гейбатова Тамара Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической...
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconИнформационная карта опыта инновационной педагогической (управленческой) деятельности педагога (руководителя)
Муниципальный район (городской округ), в котором находится образовательное учреждение
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconДокументи
1. /Обощение опыта, технологии, концепции/Классификация педтехнологий.rtf
2.
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом icon1. Наименование опыта, указание его адреса и
Четкое определение наименования опыта. Уже в самом наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта...
Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом iconПонятие «диссеминация педагогического опыта». Субъекты и процессы диссеминации педагогического опыта
Понятие «диссеминация педагогического опыта». Субъекты и процессы диссеминации педагогического опыта Коптелов А. В., руководитель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы