Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором icon

Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором



НазваниеИз опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором
Дата конвертации25.08.2013
Размер38.44 Kb.
ТипДокументы
источник

Из опыта работ

Воспитателя первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 4 п. Каширин»

Моисеевой Любови Федоровны


Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором


Духовно-нравственное воспитание – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности. 

Слово «фольклор» означает «народная мудрость». 
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Фольклорные произведения русского народа помогают , с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.

В работе с детьми старшей , подготовительной группы я использую следующие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные, свадебные песни и т.д.).

Веснянки – старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны.

^ Жатвенные песни. Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен – отблагодарить “матушку землю”, кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородность и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы. Жали, как правило, женщины, поэтому и песни пелись от лица женщин.

Обрядовые песни вводили детей во взрослый мир, знакомили с его правилами, воспитывали в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает.

Заклички – представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто– к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки! 
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.

Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты.

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной, 
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой. 
Слава Рожденному, 
В бедных яслях вложеному…

Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.

Ах, шаль, шаль моя, 
Шаль моя вязёная. 
Не одна я боевая,
Вся родня весёлая.

Народные игры у наших предков сопровождались пением, наряду с силой, ловкостью, выносливостью, развивали чувство сопричастности к коллективу. Любимыми играми моих детей являются : «Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки»

В духовно-нравственном воспитании ребенка немаловажную роль играют сказки. Дети постоянно просят почитать их или поставить видеокассету, чтобы еще и еще раз услышать про своих любимых героев. Ребенок часто подражает им, старается быть на них похожим. Сказка обладает своей неповторимостью, она привлекает невероятностью сказочных событий, очарованием вымысла, победой добра над злом. В сказке противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать другим людям.

Цель фольклорных произведений  – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т.д.).

Ознакомление детей с фольклором  происходит на музыкальных занятиях, занятиях художественным творчеством, в трудовой деятельности, в семье. 




Похожие:

Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconСписок педагогических работников мбдоу детский сад «Солнышко» Чарышского района, аттестующихся с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории на I квартал 2013 года
Квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории на I квартал 2013 года
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconМониторинг работы экспериментальной площадки «духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений...
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconОтдел образования
«Пусть всегда будет солнце». В конкурсе приняли участие мбдоу «Детский сад №1 «Светлячок», мбдоу «Детский сад №2 «Родничок», мбдоу...
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconПлан экспериментальной площадки «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры» на второе полугодие 2012-2013 учебного года
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconПоложение о деятельности «Академии речевой культуры дошкольников» мбдоу «Детский сад №5 «Аленка» I. Общие положения: «Академия культуры речи дошкольников»
«Академия культуры речи дошкольников» в мбдоу «Детский сад №5 «Аленка» (в дальнейшем «Академия») создана с целью обеспечения дополнительных...
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconТулинова Н. М. Воспитатель высшей категории мбдоу «Детский сад№12 комбинированного вида» г. Сосновый Бор Формирование ценностного отношения дошкольников к дружбе в процессе игровой деятельности
Только в общении с окружающими людьми человек находит себя. Общение во всех его аспектах крайне важно для взаимопонимания, предупреждения...
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconПриказ №133 о проведении фестиваля детского творчества «Ярмарка талантов» «Die Messe Talentе» в соответствии с планом работы Комитета по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области
Ые учреждения Азовского немецкого национального района Омской области 22-26 апреля 2013 года на базе мбдоу цветнопольский детский...
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconДоклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором iconОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин»
Организация предметно-развивающей среды в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию
Из опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором icon«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления»
Годом Семьи, поэтому и на муниципальном, и на областном, и на государственном уровнях учителя гуманитарных дисциплин уделяют большое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы