Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии icon

Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии



НазваниеВопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии
Дата конвертации25.08.2013
Размер47.02 Kb.
ТипДокументы
источник

Вопр.1 Проблема определения предмета и объекта психологии.


Основная проблема определения предмета и объекта социологии состоит в том, что существует огромное количество точек зрения по данной проблематике. Маклаков утверждает, что объектом психологии является сама личность, Рубинштейн - что психика. А говоря о предмете, кто-то считает, что им являются в общем смысле все психические явления как одного человека, так и наблюдаемые в группах, а кто-то - что психическая деятельность и психические процессы являются предметом психологи, а не психические явления вообще. Но также проблема заключается и в том, что объект не материален и его невозможно пронаблюдать, прощупать и т.д.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Вопр 3. Значение ощущений в отражении окружающего мира.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, то есть чувство, непосредственно связанное с ощущением.

Практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в целом мы получаем благодаря восприятию.


Вопр 4 Направления и отрасли психологической науки.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином "общая психология".

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются




Рис.2. Структура общей психологии




Рис.3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию


научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.


Вопр 5. Проблема происхождения и развития психики в филогенезе.

Филогенез - (от греч . phylon - род, племя и ...генез), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Филогенез изучается в единстве и взаимообусловленности с индивидуальным развитием организмов - онтогенезом. ;




Похожие:

Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconВопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии
Но также проблема заключается и в том, что объект не материален и его невозможно пронаблюдать, прощупать и т д
Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconДокументи
1. /Лекции+вопр/10 Проектирование ИС.doc
2. /Лекции+вопр/11...

Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconНазвание объекта (предмета)

Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconИнформатизация учебного процесса
Естественно, что заглавной является проблема определения места и роли компьютера в образовательном процессе. Существенной является...
Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconПроект Система психологического сопровождения профильного обучения
В современном мире всё чаще встаёт проблема жизненного определения подрастающего поколения. Эта проблема возникает либо из-за низкой...
Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии icon«утверждаю» Руководитель объекта Место печати (на подписи) 2010 г. Паспорт безопасности объекта
Полное и сокращённое наименование организации (объекта), форма собственности и ведомственная принадлежность
Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconЛитература А. Блок с. 76-80 прочитать. «На поле Куликовом», «Россия» выразительное чтение, вопр с. 86, 87. С. Есенин с. 88-89 прочитать. «Пугачёв» выразительное чтение, вопр с. 95
А. Блок с. 76-80 – прочитать. «На поле Куликовом», «Россия» выразительное чтение, вопр с. 86, 87
Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconМбоу «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках фгос при изучении предмета
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках фгос при изучении...
Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconДиагностико-прогностический скрининг первоклассников
...
Вопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии iconОтчет о Неделе психологии в школе
С 1 по 9 марта 2010 года в нашей школе проходила Черно-белая Неделя Психологии. Посвящена Черно-белая Неделя психологии контрастам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы