Руководство по усвоению учебного материала icon

Руководство по усвоению учебного материала



НазваниеРуководство по усвоению учебного материала
страница1/5
Дата конвертации27.08.2013
Размер0.67 Mb.
ТипРуководство
источник
  1   2   3   4   5

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ШКОЛЬНИКОВ, В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЯХ».



М-0 Комплексная дидактическая цель

Содержание этой модульной программы позволит Вам;


- изучить конкретные образовательные технологии;

- усвоить их особенности, положительные и отрицательные характеристики;

- сформировать (скорректировать) свои подходы к организации образовательного процесса.

Уважаемый коллега!


В этой части нашей книги мы предлагаем Вам познакомиться с описанием ряда образовательных технологий.

Вы вправе работать, используя какую-либо одну из них (или других, не приведенных здесь). Вы вправе сочетать различные технологии, использовать их частично, модифицировать. Обязательным требованием является педагогическая целесообразность того или иного подхода к проектированию и конструированию образовательного процесса.

Примите совет: при обдумывании проблем обязательно записывайте свои мысли. По окончании работы вернитесь к своим записям и проанализируйте ход своих рассуждений, выделите наиболее важные идеи. Это основа Вашего педагогического кредо!

^

М – 1 . Типы обучения


Интегрирующая дидактическая цель:

- уметь характеризовать типы обучения;

- уметь выводить определение на основе анализа-синтеза педагогической действительности;

  • соотносить свою педагогическую деятельность с требованиями науки;

  • изучить основные психофизиологические особенности развития ребенка.

УЭ- 1.1. Сущность поддерживающего и развивающего обучения

№ п\п

Содержание заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

1.

Цель: выявить сущность поддерживающего и развивающего типов обучения.




2.

Задание 1.Изучив соответствующую статью, ответьте на вопросы и выполните задания: Что такое поддерживающее обучение? Что такое инновационное обучение? Сформулируйте парадигму поддерживающего обучения. Сформулируйте парадигму инновационного обучения.

Напоминаем:

1. «Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе» (Советский энциклопедический словарь\Гл. Ред А.М.Прохо- ров, - М., 1988, с. 967).




Как Вы полагаете, какая парадигма господствует в современной педагогической науке? А в современной педагогической практике? На какую парадигму опираетесь Вы при организации образовательного процесса?

2. «Под парадигмами, - пишет Т.Кун, - я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Философия и методология науки\Под ред. В.И.Купцова,- М., 1996, с. 193).

3.

Задание 2. Охарактеризуйте сильные стороны и ограничения каждого из типов обучения.





^ Типы обучения

В конце 70-х годов нашего века на заседании Римского клуба (создатель его Аурелио Печчеи) был заслушан доклад «Нет пределов обучению», в котором сформировалась идея о двух типах обучения. Обучение понималось в широком смысле слова: как процесс приращения опыта, как индивидуального, так и социокультурного.

Были обозначены следующие типы обучения: 1) поддерживающее или воспроизводящее обучение; 2) инновационное или развивающее обучение.

Процесс и результат поддерживающего (воспроизводящего) обучения направлен на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип процесса обучения обеспечивает преемственность социокультурного опыта; именно он и является традиционным.

Процесс и результат инновационного обучения стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие перед человеком и обществом проблемы.

Проблемы развития инновационного обучения, а именно: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения широко исследуются в настоящее время (10, 24, 27, 34, 35, 38, 44 и др.)

Ученые отмечают, что одна из болевых точек нашего образования исторически связана с превалирующим развитием вербально-логического, аналитического, левополушарного мышления в ущерб синтетическому, образному, интуитивному и ситуативному, т.е. правополушарному. Устранение указанной «болевой точки» образования требует организации обучения, обеспечивающего внутренне согласованное развитие личности обучающегося.

Практика убеждает в том, что отказываться от воспроизводящего обучения нельзя. Вместе с тем необходимо устранение его негативных последствий. Это возможно при модернизации традиционного обучения, а также при сочетании и интеграции способов обучения, обеспечивающих и усвоение знаний, умений, и развитие обучающихся.

УЭ-1.2 Психофизиологические обоснования необходимости сочетания поддерживающего и развивающего обучения

№ п\п

Содержание заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.

Цели:

- уяснить важность обеспечения функциональной нагрузки в учебной деятельности и левого, и правого полушарий головного мозга ребенка для его развития;

- осмыслить практический опыт педагогической деятельности по учету индивидуальных различий детей в их учебной деятельности.





2.

Задание 1. Прочитайте соответствующую статью. Какие основные идеи отражает данная статья?

Выпишите их на отдельный лист.

3.

Задание 2. Ответьте на вопросы: Что нового для себя Вы узнали? На какие вопросы данная статья не дает ответа?

Сделайте пометки в составленном Вами списке. Обсудите с коллегами и статью, и Ваши мысли, возникшие в ходе работы с ней.

4.

Задание 3. Опишите случаи из Вашей педагогической практики, иллюстрирующие положения данной статьи.




5.

Задание 4. Составьте программы наблюдения педагогической деятельности учителя и учебной деятельности учащихся на учебном занятии с целью выявления психофизиологических особенностей школьников и учета их в учебно-педагогических ситуациях.

Задание для руководителей школы.

6.

Задание 5. В чем состоит особенность опыта педагогической деятельности по учету индивидуальных особенностей школьников американской учительницы Ливер Б.Л.?

Рекомендуем изучить книгу Ливер Б.Л. “Обучение всего класса”.

^ Психофизиологические обоснования необходимости сочетания поддерживающего и развивающего обучения

В своих стремлениях обеспечить воспитуемым гармоничное развитие, по мнению В.Оконя (23, с.201), школа встречает различные преграды, часто ее постигают неудачи. Одной из важнейших причин этих неудач является потеря равновесия в образовании, в настоящее время направленном преимущественно на интеллектуальное развитие при недостаточном внимании к воспитанию культуры чувств и культуры труда. В.Оконь резко оценивает эту ситуацию как не выдерживающую критики в свете развития современной физиологии, психологии и, тем более, педагогики. Педагог ссылается на исследования американских неврологов по функционированию правого полушария головного мозга. В течение многих лет внимание почти всех концентрировалось на левом полушарии, где локализована речь, и его изучению отводили доминирующую роль. Исследователи правого полушария Р.Сперри и Дж.Боган, о которых сообщает В.Оконь, пришли к выводу, что изучение правого полушария имеет не меньшее значение.

Обратимся к литературе, которая описывает функциональные нагрузки обоих полушарий (20, 23, 32, 43). Установлено, что левое полушарие контролирует правую половину тела, в том числе, и действия правой руки. Оно управляет процессами обработки информации, логического и аналитического мышления; а также вербализацией, т.е. оно «ответственно» за речь, чтение, письмо и математические операции. Правое же полушарие мозга, контролирующее деятельность левой половины тела, в том числе, и левой руки, выполняет совершенно другие, хотя и не менее важные для человека функции, такие, как наблюдение за окружающим миром, его целостное осмысление, интеллектуальная интуиция, осязательные ощущения и музыкальные способности. Именно эта сфера познания, по мнению В.Оконя, до сих пор, как правило, недооценивалась в воспитании. Причину педагог видит в том, что данная сфера не в состоянии вербализовать то, что «знает» о мире, об искусстве или о технике. В то же время факт, что оно определяет индуктивные, сравнительные и интеграционные процессы, ставит ее на уровень левого полушария, которое предопределяет процессы лингвистические и математические.

Исследования нейрофизиологов доказали, что при обучении и воспитании через слово у ребенка формируется избирательное, аффективное отношение к окружающим людям, предметам, видам деятельности, а также эмоциональная коррекция поведения ребенка через аффективную сторону речи.

Мозг человека обладает двумя системами хранения значения слова – образной и вербальной. Эмоции развиваются в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности. У мальчиков 7 – 8 , 11 – 12 лет отмечено превосходство над девочками по уровню развития большинства параметров интеллекта, причем в старшей группе это преимущество более отчетливо (43, с.168).

Величина межполушарной ассиметрии очень динамична, однако чаще она выше у мальчиков, т.е. мозг мальчиков «более ассиметричен» в функциональном отношении, чем мозг девочек (там же, с.197), мозг девочек «более симметричен» (там же, с.198). Исследования физиологов, нейрофизиологов показали, что фактор пола оказывает существенное, детерминирующее влияние на специализацию полушарий, на формирование межполушарных взаимодействий.

Безусловно, учесть все особенности детей при организации их учебной деятельности в условиях массового обучения трудно. Но ориентироваться учителю и учитывать, что в классе присутствуют дети с самыми разными, часто противоположными физиологическими, психическими и психологическими характеристиками необходимо.

Значимые для педагогов выводы должны ориентировать их на учет выявленных особенностей психофзиологичеких процессов, связанных с учебной деятельностью: в обоих полушариях выполняются важные и своеобразные функции, пренебрежение которыми неблагоприятно отражается на жизни личности и общества; атрофия в развитии личности таких черт как воображение, интуиция, объемное понимание проблем или способность к дивергенционной деятельности, столь важной в области художественного и технического творчества, приводит к не менее серьезным последствиям, чем безграмотность или ограниченность рационального и аналитического мышления; названные функции обоих полушарий не могут осуществляться независимо друг от друга, поэтому невозможно применение к ним отдельных, изолированных педагогических воздействий; различие между функциями полушарий отнюдь не может быть сведено к различию между материалом, которым каждое из них оперирует. Значительно более продуктивно искать различие в самих способах манипулирования этим материалом - безразлично, словесным или образным (32, с.202-203; 39,с.161) Учитывая существенное влияние фактора пола на специализацию полушарий, учителю следует дифференцировать средства своей деятельности при работе с мальчиками и девочками.

Спецификой «правополушарного» мышления многие авторы считают готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприятию многих предметов и явлений в целом со всеми его составляющими элементами. С «левополушарным мышлением» связывается: напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит аналитический, а не синтетический характер (там же). Поэтому благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.

Таким образом, гармоничное взаимодействие обоих мозговых полушарий является условием полного развития человека. Оно требует многостороннего возбуждения центров, находящихся как в левом, так и в правом полушариях мозга. Учитель, стремящийся к созданию условий для полного, гармоничного развития личности ученика, должен учитывать функциональную ассиметрию полушарий мозга и в соответствии с исследованиями физиологов подходить к построению учебного процесса.

Массовая отечественная практика осваивает способы обучения детей на основе учета их возрастных различий. Такая же проблема как учет индивидуально-типологических особенностей детей остается практически неразрешенной. Те исследования, которые ведутся в школах разных типов по разноуровневому, дифференцированному обучению в итоге приведут педагогов к необходимости разрешить и вышеназванную проблему. Тем более, что крупицы опыта обучения «разных детей по –разному» имеются.

Американский педагог Бетти Лу Ливер (20) попыталась разрешить проблему обучения всего класса без селекции детей на различные группы: классы выравнивания, классы педагогической поддержки, классы компенсирующего обучения, реальные, гимназические и т.п. Бетти Лу Ливер, опираясь на опыт педагогов-гуманистов, предложила свой подход к обучению детей разными способами. А именно в этом квинтэссенция гуманистической педагогики. Бетти Лу Ливер рассматривает класс не как обобщенного ученика, а как ансамбль учебных стилей. Наверное, как и в любой другой идее, в идее обучения Бетти Лу Ливер можно увидеть возможности еще более глубокой селекции детей. Недаром на родине автора определение учебных стилей стали воспринимать как определение границ возможностей ребенка. Такие явления не случайны, от них не застрахована ни одна идея. Главным в пресечении подобных явлений должна стать подготовка будущих учителей-гуманистов. Если в школу придет работать учитель с ярко выраженной педагогической направленностью, с педагогическими способностями, ориентированный на помощь и поддержку любого ученика, человек нравственно чистый и целый, то «педагогических вывертов" в школе станет намного меньше.

Рассмотрим идею учебных стилей американского педагога. В основе данной идеи лежит понимание индивидуальных различий детей как основание для индивидуального развития ребенка.

Учебный стиль, по Бетти Лу Ливер, определяется тем, какое полушарие головного мозга у ребенка является доминирующим, ведущим, какой тип темперамента присущ ученику, каков его психологический тип по отношению к окружающим, каковы особенности его характера (тип акцентуации), творческие способности и т.п. «Внимательное отношение к учебным стилям – не самый простой способ помощи учащимся. Бетти Лу Ливер считает, что самая главная и серьезная причина учебных неудач школьников кроется в конфликте между учебными стилями школьников и стилями преподавания учителей.

В отечественной педагогике также имеется понятие «стиль учения», но в него заложено обобщенное, интегрированное представление об учебном опыте, присущем конкретному ученику с его индивидуальными психологическими особенностями.

Книга Бетти Лу Ливер написана для того, чтобы помочь учителям «...сосредоточиться на учащемся, который не учится, изменить учебную среду, задание и (или) предмет обучения так, чтобы учащийся смог учиться» (20,с.7), т.е. устранить конфликт между стилями учения и преподавания, который мешает реализации способности ученика учиться.

Использование данной методики в массовых российских школах по разным объективным причинам может быть затруднено. Но очень многое зависит от личности самого учителя Во всяком случае, мы уверены в том, что владение разными способами обучения школьников должно быть обязательным компонентом профессионального мастерства учителя.


^ Педагогическая разминка

1.Л.Н.Толстой писал: «Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужные».

Если Вы разделяете точку зрения писателя, то проранжируйте таким образом знания об организации образовательного процесса. Если же Вы не согласны с точкой зрения Л.Н.Толстого, то охарактеризуйте и обоснуйте свою позицию.

2. «Экзамен – это запоздалая форма контроля, когда брак уже устранить невозможно», - так говорят многие ученые. А что Вы думаете об экзамене?

3. А.Эйнштейна спросили: «Велика ли скорость света?» Ученый ответил: «Я никогда не запоминаю то, что можно прочесть в любом справочнике».
^

Как Вы оцениваете и как Вы относитесь к высказанной идее?


4 . В.А.Сухомлинский писал: «Не ловите детей на незнании. Отметка – не наказание. Отметка – радость».

Что Вы думаете по этому поводу? Почему много плохих отметок в классных журналах и еще больше (так ли это?) в дневниках учащихся?

5. Всем хорошо известно древнее выражение: «Корень учения горек».

Французский писатель А.Франс утверждал: «Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом».

Какие противоречивые высказывания! Какова Ваша позиция? Обоснуйте, пожалуйста, свое мнение.

6. Я.Корчак рассказал о рабочем дне школьника: «Вот первый урок. Вызвали отвечать слабого ученика. Он плохо знает урок, мямлит, всем слушать его неинтересно, скучно, каждый занимается своими мыслями и даже какой-то своей работой. Второй урок – литература. Пять человек по очереди читают одно и то же стихотворение. Все ребята учили его дома, слушать неинтересно, поэтому на многих нападает тоска и раздражение. Третий урок – математика. Учитель дал решать задачи, появилась какая-то деятельность, стало интереснее, хотелось решить все самому, но учитель торопился, и как только лучшие ученики решили эти задачи, он предложил им объяснить решения всему классу. Многим так и не удалось проявить себя и на этом уроке. На четвертом уроке томящегося от бездеятельности ученика наконец-то вызвали. Ему очень хотелось рассказать все не так, как в учебнике, а по-своему, но учительнице было некогда. Она торопилась, перебивала, досказывала сама. Правда, поставила ученику четверку, но радости от этого у него не было».
^

Каков может быть результат такого учения школьника?

Как бы Вы описали учебный день своего ученика?



М - 2. Образовательные технологии

Интегрирующая дидактическая цель:

- изучить сущность, содержание, назначение технологий образовательного процесса;

- изучить возможности образовательных технологий в развитии субъектого опыта школьника;

- уметь использовать различные технологии образовательного процесса или их интеграции при управлении учебной деятельностью школьников.
УЭ – 2.1. Понятие «технология» в педагогике

№ п\п

Содержание заданий

Руководство по усвоению учебного материала.

1.

Цели:

- ознакомиться с изменением понятия «технология» в педагогике;

- изучить причины использования технологий в образовательном процессе.




2.

Задание 1. Прочитайте соответствующий текст. Ответьте на вопросы: Как изменилось понятие «технология» в педагогике? Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса? Что понимают под педагогической технологией? Выделите в тексте определения образовательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга. Какое определение технологии ближе, понятнее Вам? Почему? Ответ аргументируйте.




3.

Задание 2 .Назовите отличия образовательных технологий с позиций психологии. Проанализируйте используемый(ые) Вами способ(ы) организации учения школьников с данных позиций.





4.

Задание 3. Составьте схему данного текста.

Напоминаем:

Вы можете использовать известные Вам схемы «Паучок» или «Генеалогическое дерево».

^ Понятие «технология» в педагогике

На первый взгляд личностно-ориентированный подход, определяемый нами в качестве ведущего в сфере образования, и технологический подход противоречат друг другу. Действительно, первый подход предполагает обращение к внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкость целей и способов их достижения. И тогда возникает вопрос – разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? Как поступить в этой ситуации?

Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность, нелинейность. Можно ли говорить о технологичности образовательного процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия «технология» и, в частности, понятию «образовательная технология».

В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М.Чошанов).

Педагогическая технология – есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчелл).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».

^ Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует , в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);

- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Руководство по усвоению учебного материала iconРуководство по усвоению учебного материала уэ-0
Цель: Сформировать представление об особенностях эгп, природных условиях, населении Европейского Севера. Развивать умение самостоятельно...
Руководство по усвоению учебного материала iconРуководство по усвоению учебного материала у э 0 1 мин
«рекреационные ресурсы», знать основные группы рекреационных ресурсов, их размещение по территории области, Верхнеуральского района,...
Руководство по усвоению учебного материала iconДифференцированно групповой подход в процессе обучения в процессе контроля за подготовкой учащихся рекомендуется
При изложении нового материала рекомендуется: возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного...
Руководство по усвоению учебного материала iconУчебного материала по «Физике» для 7 класса
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе
Руководство по усвоению учебного материала iconКонспекта урока (занятия)
Теоретическая часть: подготовка обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний (повторение пройденного материала, постановка...
Руководство по усвоению учебного материала iconПоложение о порядке экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов
Общее руководство подготовкой аттестационного материала осуществляет директор Учреждения
Руководство по усвоению учебного материала iconРуководство за подготовкой экзаменационного материала осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения
Настоящее положение определяет общеобразовательному учреждению порядок проведения экспертизы и хранения экзаменационного материала...
Руководство по усвоению учебного материала iconДокументи
1. /Содержание курса (учебного материала)/ИЗО. 2 класс.doc
2. /Содержание...

Руководство по усвоению учебного материала iconКалининская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено «утверждаю»
Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство...
Руководство по усвоению учебного материала iconРуководство усвоением учебного материала 1
Какие теоретические идеи лежат в ее основе? Что принципиально нового предложено автором данной технологии для увеличения доли самостоятельной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы