Проект сравнение басен icon

Проект сравнение басен



НазваниеПроект сравнение басен
Сергийчук М.Ю
Дата конвертации27.08.2013
Размер57.17 Kb.
ТипДокументы
источник



ПРОЕКТ

«Сравнение басен

И. Крылова и С. Михалкова»




Выполнила работу: Лаврентьева Лилия

ученица 3 «Б» класса ГОУ СОШ № 544

научный руководитель: Сергийчук М.Ю.










Москва

2010 г.






Цель:

Сравнить героев и мораль в баснях

И. Крылова и С. Михалкова

Задачи:

  • Изучить понятие басня

  • Найти схожие басни в стихах и в прозе

  • Изучить басни И. Крылова

  • Изучить басни С. Михалкова

  • Проанализировать их и сравнить



Басня – это древнерусское слово связано по происхождению с исчезнувшим глаголом БАТИ (говорить) и означало первоначально «рассказ, сказка».

Басня – изречение, где говорится о животных, но подразумеваются люди, осуждаются их слабости и пороки.

Сходство между людьми и животными было замечено давно, ещё в глубокой древности. Тогда люди мало знали себя и окружающий мир, считали животных такими же разумными существами, как и они сами, и даже высшими, как бы богами, которым поклонялись, потому что боялись их силы. О таких зверях, об их силе, подвигах и поведении создавались (складывались) рассказы-вымыслы (мифы). Эти сказки возникли у всех народов, раньше всего в Индии, оттуда попали к грекам, а из Греции распространились дальше.

Сначала в них не было никакого поучения, и рассказывались они только для развлечения. Но постепенно под видом животных стали подразумеваться люди, и так из сказки о животных появилась басня. Очень прославился своими баснями древнегреческий баснописец Эзоп, живший очень-очень давно, его сказки-басни перешли ко всем народам, вызвали появление новых баснописцев и новых басен.

Мы рассмотрим басни у И.А. Крылова (19 век) и С. В. Михалкова (век 20) и найдем их сходство и различие.


И. Крылов писал свои басни в стихотворной форме, что широкому кругу читателей известны больше, чем басни, написанные в прозе С. Михалкова.

В самого раннего детства нам известна басня И. Крылова «Стрекоза и муравей». В ней говорится о попрыгунье-стрекозе, которая «лето красное пропела», веселилась от души, ничего не делала и не заметила «как зима катит в глаза», а у неё нет ни дома, ни еды… «Злой тоской удручена к муравью ползёт она» и просит его до вешних дней прокормить и обогреть. Трудолюбивый Муравей всё лето работал, и ему не страшна зима. Поэтому он очень удивлён легкомысленным поведением своей кумы и довольно резко отвечает: «Ты всё пела? Это дело! Так поди же попляши!»

А в басне Михалкова «Белые перчатки» речь идёт о ленивом Граче, который раздобыл где-то пару белых перчаток, натянул их на лапки и задрал клюв: «Вот я какой». Чтобы не замарать перчатки, Грач целый день ничего не делал, а только любовался собой. А в это время птицы добывали себе корм и прилетели кормить птенцов. «А мне?» - крикнул Грач. – «Я голодный!»

Но птицы сказали, что он уже давно не птенчик, и к тому же, носит белые перчатки, и не дали ему корма. Так и лёг Грач спать голодным. Всю ночь он ворочался, ворочался, а потом взял да и съел одну белую перчатку «Голод не тётка!»

Как мы видим, в обеих баснях осуждается лень, безответственность, нежелание работать. И хотя герои и действия разные, мораль здесь одна: «Не надо лениться, а надо трудиться». Это же подтверждает русская народная пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».





Басня «Зеркало и обезьяна» в своём содержании высмеивает глупость, язвительность, бестактность Мартышки, которая в зеркале «видя образ свой», не хотела узнать себя и спросила Медведя: «Кум, милый мой, что это там за рожа?» И тут же вспомнила «средь кумушек своих таких кривляк пять-шесть». В ответ услышала добрый совет Мишеньки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Похожая тема раскрыта и в басне Михалкова «Зеркало». Один нахальный Носорог постоянно насмехался над другими зверями. То он кричал Жирафу: «Дяденька, достань воробушка!» То приставал к бедному Страусу: «Эй, ты, недощипанный, какая же ты птица, коль летать не умеешь!»

Зверям надоели эти насмешки, и они решили проучить нахала. И вот тут появляется зеркало. Поставили его звери перед Носорогом, чтобы повнимательнее он посмотрел на себя. Носорог долго хохотал и кричал: «Что это там за уродина?» Но так и не понял, что это был он сам. Ну, а все решили, что Носорог «глуп, как пробка», и перестали обижаться.





Если в первых парах басен схожа мораль, то в следующих парах появляются одинаковые герои. Так Петух становится центром внимания как в басне Крылова «Петух и жемчужное зерно», так и у Михалкова в басне «Упрямый Петух».

Герой Ивана Крылова нашёл в навозной куче сверкающую жемчужину и всё удивлялся:

«Какая вещь пустая!»

То ли дело зерно ячменное!

«Оно не столь хоть видно, да сытно».

«Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут

То всё у них пустяк»: - осуждает Петуха Крылов.

В басне Сергея Михалкова Петух, увидев парящего в небе орла, стал хвастаться: «Чем я не орёл?» Те, кто его побаивался, куры и щенок, согласились с ним. Но Кот возмущённо фыркнул: «Я и без крыльев высоко заберусь!» - и залез на дерево.


Петух рассердился, разбежался, замахал крыльями и…«очутился верхом на свинье». Испугавшись спросонья, Хрюшка вскочила, кинулась под лавку. Стоявшее там ведро с водой накрыло Петуха. После этого он стал похож на мокрую курицу. Но, обсохнув на солнышке, опять стал кричать: «Орёл я или не орёл?»

Да, самомнение и упрямство бывают сродни невежеству.





Ну и, наконец, познакомимся с последней парой басен, где в главной роли выступает Осёл. В образе осла часто высмеивается людское упрямство и невежество в баснях многих авторов. В басне Крылова «Осёл и Мужик» рассказывается о том, как Мужик нанял Осла на лето сторожить огород и «ворон и воробьёв гонять нахальный род».

«Осел, был самых честных правил». Он ничем не поживился, но, гоняя птиц, так всё примял и притоптал, что пропал труд Мужика, за что и получил сполна дубиной. Осёл, конечно, виноват. «Но, кажется, не прав и тот, кто поручил Ослу стеречь свой огород». Вывод один – каждый должен заниматься своим делом.

В басне Михалкова «Портрет» осуждается самомнение и чванство Осла, который, увидя портрет Тигра, заказал Зайцу-художнику нарисовать свой портрет. Заказ был выполнен – Осел, выглядел как живой. Всем очень понравилось, но только не Ослу. Он хотел выглядеть таким же хищником, как Тигр. Заяц послушался и изобразил Осла с раскрытой пастью и с когтями.

«Совсем другое дело» - сказал Осёл и понёс показывать всем портрет. Медведь увидел его и спросил: «Кто это тебя так изуродовал?»

Осёл возмутился: «Ничего ты не понимаешь. Я очень похож!» - и лягнул Медведя.

Медведь разозлился и стукнул холстом Осла по его морде. Порвал Осёл холст и выглянул из дырки. «Вот теперь ты похож!» - проворчал Медведь. Так был наказан старый Осёл за своё самомнение.




В рассмотренных баснях И.Крылова и С. Михалкова, ярко представлены герои, их поведение и характеры, в которых узнаются люди. Остроумно и шутливо идет повествование басен, подводя нравоучительный итог.

В заключение можно сказать, что басни, с которыми мы познакомились, - это маленькие художественные рассказы, полные жизни и правды. Сравнивая басни, в прозе и стихотворной форме мы выяснили, что форма не имеет значение, потому что главное их моральная ценность. Язык басен необыкновенно живой, меткий, яркий, легко запоминающийся и читать их доставляет огромное удовольствие.







Похожие:

Проект сравнение басен iconЧто твоя конопля ; 2 сравнение с нулевой связкой
«Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»); 5) развёрнутое сравнение (сравнение...
Проект сравнение басен iconA = b + c a = b ∙ c Разностное сравнение Кратное сравнение

Проект сравнение басен iconТематическое планирование по информатике и математике на 2010 11 учебный год Оглавление Информатика 2 класс
Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множества по числу элементов. Пустое множество
Проект сравнение басен iconЗанятие элективного курса «Русская словесность» в 9 классе Тема. Сравнение как средство выразительности речи
Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидно­стями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение ис­пользовать...
Проект сравнение басен iconСписок литературы на лето для учеников, переходящих в 6 класс «Повесть временных лет»
И. А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» и ещё 5 басен на выбор
Проект сравнение басен iconИнформационный проект
Интернет или локальных сетях, телеконференция. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать...
Проект сравнение басен iconБуква Фф (заглавная, строчная)
«Буква Фф (заглавная, строчная). Запись слов с буквами в — ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов»
Проект сравнение басен icon15 декабря 2011 г в гимназии в рамках недели русского языка и литературы проводилась инсценировка басен И. А. Крылова и С. Михалкова
...
Проект сравнение басен iconТема: «Басни И. А. Крылова»
Цель: Обобщить знания учащихся о творчестве И. А. Крылова; развивать интерес к чтению басен И. А. Крылова, формировать умения самостоятельно...
Проект сравнение басен iconПроект «кедр». Коллектив Единомышленников, Дорожащих Родиной. Проект «кедр»
Проект «кедр» направлен на объединение учеников, учителей, родителей и всех жителей села Акшуат в рамках осуществления социокультурной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы