Первые слова icon

Первые слова



НазваниеПервые слова
Дата конвертации27.08.2013
Размер29.73 Kb.
ТипДокументы
источник

Первые слова


Понимать язык ребенок начинает несколько раньше, чем произносить первые слова. Первые признаки понимания ребенком речи окружающих обнаруживаются около 8-9 месяцев: ребенок начинает реагировать на смысл слов в речи взрослых, а не просто на интонацию. В 9-10 месяцев многие дети произносят первые слова: «мама», «папа», «ав», «ам-ам» и т.п.

Затем разрыв между пассивным и активным словарем ребенка - между тем, что ребенок понимает, и тем, что он может произнести, - значительно увеличивается. К году ребенок может произносить 2-4 слова, а понимать уже 40-50. Надо иметь в виду, что «говорение» к году не обязательно, необходимо другое: ребенок должен начать понимать речь взрослых, обращенную к нему.

Если развитие восприятия речи происходит более быстро и плавно, то развитие «говорения» - гораздо более медленно и скачкообразно. Сначала ребенок прибавляет к своему словарному запасу по 1-6 слов в месяц. Это может длиться от полугода до года. Затем обычно возникает «лексический скачок», когда ребенок начинает усваивать 8-12 слов в неделю, а спустя еще 2-3 месяца - «лексический взрыв», когда усваивается 8-12 слов в день. Наконец становится практически невозможным разграничить активный и пассивный словарный запас ребенка.

Проверить, понимает ли ребенок слова, не так-то просто. Некоторые дети очень рано, в 9-10 месяцев, выполняют просьбы взрослого «Дай мишку» и т.п., а некоторые дети не делают, зато адекватно реагируют на вопрос «Где мишка?»: поворачивают голову к игрушке, хватают ее, следят взглядом за названным предметом. Понимание языка свидетельствует о нормальном речевом развитии ребенка, даже если ребенок долго не переходит к «говорению». Работа логопеда с «неговорящими» детьми начинается с проверки того, что именно ребенок понимает, так как пассивный словарный запас - основа активной речи.

Состав начального детского словаря неоднороден. В него входят, во-первых, нормативные слова, звуковая форма которых, как правило, упрощается, адаптируется ребенком. В основном это простые слова, обозначающие предметы, с которыми ребенок так или иначе взаимодействует: вода, каша, кукла, молоко, мяч, носки, тапки, чай, яблоко и т.п. Языковое и интеллектуальное развитие ребенка взаимосвязано, и раньше других дети начинают называть предметы, с которыми они производят какие-нибудь действия, - об этом пишут и отечественные и зарубежные психологи.

Во-вторых, это звукоподражательные и лепетноподобные слова «язык нянь» - «ав», «баба», «бай-бай», «бо-бо», «деда», «му», «мяу», «ням-ням» и т.п. Они содержат звуки, легкие для произношения, представляют собой по большей части соединение двух одинаковых слогов. Своеобразна и их ритмическая структура: слоги, как правило, произносятся с одинаковым ударением, нет преобладания одного из них как ударного. И это отвечает способностям маленького ребенка к выговариванию звуков - в начальных детских словах незаметно «подчеркивание» одного из слогов.

Опытные педагоги советуют: какой-нибудь заинтересовавший ребенка предмет, называть и полным, и упрощенным названием (ворона-кар). При этом в пассивный словарь попадают оба слова, а в активный - поначалу лишь одно, более фонетически легкое. Когда спустя некоторое время ребенок оказывается способным признести другой, более сложный вариант, он сразу это делает, и слово « перекочевывает» из пассива в актив. Некоторое время, в течение месяца-двух, оба варианта могут использоваться ребенком параллельно, то есть он будет говорить то «гусь», то «га», то «кукла», то «ляля». Именно в этот период родителям и нужно отказаться от употребления в своей речи слов «языка нянь», полностью перейти на «взрослые» варианты слов. Когда это должно происходить? Время вытеснения слов «языка нянь» нормативными словами варьируется от 1 года 8 месяцев до двух с половиной лет.

Ранние детские слова не только звучат необычно, но и означают не то или не совсем то, что означают в речи взрослых. Поначалу слово для ребенка является, по сути дела, именем собственным: чашкой он может назвать только свою чашечку, из которой сам пьет, мишкой - только одного, с которым спит, и т.п.

В речи детей от года до двух лет, уже научившихся обобщать, происходит, кроме нормального, и ложное обобщение - расширение сферы использования слова, образование собственных переносных значений. Так, словом «ава» дети могут назвать не только собаку, но и многих других четвероногих животных; словом «сяй» (шар) - не только различные шары и шарики, но и мяч, родинку и вообще все округлое, а словом «тяй» - не только чай, но и компот, воду, а также чашку, чайник и самовар. В словаре полуторагодовалого ребенка расширенный смысл может иметь половина всех используемых слов!




Похожие:

Первые слова iconЗапиши буквы, с которых начинаются первые слова в предложениях

Первые слова iconСлужба по подбору, подготовке, сопровождению и поддержке замещающих семей в Бурейском районе
Вот он уже подрос, делает первые шаги, с интересом изучает окружающий мир. Его первые слова "мама", "папа" и Ваша жизнь наполняется...
Первые слова iconРусский язык 2 класс Корень слова
Мы начинаем изучать состав слова. Да, да!Слова состоят не только из звуков и букв, но и из частей- «кирпичиков», с помощью которых...
Первые слова icon«Как научить ребёнка говорить?»
Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать...
Первые слова iconМногознание уму не научает
Давайте сначала поиграем. Возьмите первый корень из слова грамзапись, добавьте к нему приставку из слова открытие, присоедините к...
Первые слова iconДокументи
1. /первые романовы материал/Doc1.doc
2. /первые...

Первые слова iconТема «Однокоренные слова. Корень слова» Марукевич Л. С
Оборудование: кластеры «Слова», «Родственные слова»; напечатанные листы с отрывками текстов (каждому ученику), кластер «Р. с.» каждому...
Первые слова iconТема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Наглядность: 1) карточки (части слова + предложение + понятия + шляпки + окончания)
Первые слова iconВыявление коммуникативных и организаторских способностей
Вы считаете предположительным. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте особое внимание на первые его слова. Ваш ответ...
Первые слова iconМетодическая разработка лекционного занятия по русскому языку
Тема: «Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы