Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений icon

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений



НазваниеПрограмма курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений
Дата конвертации28.08.2013
Размер177.12 Kb.
ТипПрограмма курса
источник

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного)

общего образования»


_____________ Ветрова А.Н.

«____ » ___________ 2012 г.





УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ____от ____________2012г.

Директора МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного)

общего образования»


______________ Ветров А.А.




Рабочая программа

внеурочной деятельности

«ОБЖ»

1 год обучения


Составитель рабочей программы

Баганова Т.В. учитель начальных классов


Пояснительная записка к рабочей программе «ОБЖ»

Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», « О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.

^ Цели программы:

• Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

• Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

• Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

•Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;

•Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;

^ Задачи программы:

• развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

• стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни

приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

• формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;

• выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Реализация программы позволит:

· привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

· сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Принципы и методы обучения младших школьников ОБЖ

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.

Метод обучения — это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.

При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.

Например, исторические справки по дорожной, пожарной или бытовой тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебнике или рабочей тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора, между природным явлением и особенностями поведения человека при нём и т, д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Так, наблюдая происходящее на улице, в природе, в месте скопления людей ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие целиком. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.

Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.

Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в различных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.

Беседа может строиться дедуктивно (от известных общих правил к частным заключениям) или индуктивно (от отдельных фактов, понятий к общим выводам). Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой пройденного.

В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой — актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в окружающей среде.

В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные — комментировать, поправлять. Можно предложить каждому учащемуся самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других учащихся.

Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и водители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить школьника придумать название для картинки, задача усложнится. Учащийся сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного — как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).

Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.

Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальными картинами жизни. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира; пожарного, спасателя, медицинского работника. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в рассматриваемой обстановке. То есть младших школьников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.

Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.

Домашние задания, имеющиеся в учебниках и рабочих тетрадях, даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности поведения, закрепить и обобщить изученное в школе.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.

Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.

Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.

Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.

Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.

В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места по маршруту движения в школу, вокруг школы, объекты, представляющие опасность, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, указательные знаки, светофоры и т.д.

Педагог просит детей прислушаться к звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов; где нельзя гулять, играть, находиться длительное время и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций.

В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.

Экскурсия может быть вводной, ознакомительной, обзорной. Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у учащихся целостное представление об окружающей их среде, взаимосвязи в ней объектов и субъектов жизнедеятельности, постоянно возникающих различных нестандартных ситуаций и т.д. Обратить внимание детей на особенности опасного поведения участников дорожного движения, окружения людей в плане пожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения на природе, у воды и нарушения правил безопасности жизнедеятельности. Научить детей видеть и предвидеть опасности. Рассказать о типичных ошибках в поведении детей, не умеющих предвидеть опасность. Объяснить новые для детей понятия по тематике безопасности.

Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике ОБЖ, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.

^ Описание места предмета в учебном плане

Программа изучается в 1 классе один час в неделю (33ч в год), во 2-4 классах один час в неделю (34 ч в год).

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

^ Формы контроля ЗУН:

• беседа;

• фронтальный опрос;

• индивидуальный опрос;

• практикум;

• тестирование.

Личностные результаты:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

^ Метапредметные результаты :

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

^ Предметные результаты:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.


^ Содержание рабочей программы «ОБЖ» в 1 классе


  1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч)

Цели: ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»; учить предвидеть опасность; находить опасные предметы; учить правила безопасного поведения; обобщить знания о населённых пунктах; ввести термин улица. Ознакомить с понятием чрезвычайная ситуация; видами ЧС.

  1. ^ Безопасность на улице (3 ч)

Цели: Ознакомить с правилами безопасности на улице, с элементами улицы и правилами перехода улицы; развивать умение предвидеть опасную ситуацию. Определить безопасный путь в школу.

  1. ^ Наши верные друзья на улицах и дорогах (5 ч)

Цели: Обобщить знания о светофорах и их сигналах; ознакомить с сигналами регулировщика; ознакомить с видами перекрёстков; ознакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Закрепить знания о дорожных знаках; научить практически использовать полученные знания.

  1. ^ Это должны знать все (6 ч)

Цели: Вести термины: одностороннее и двустороннее движение; ознакомить с особенностями движения группами, с правилами движения по загородной дороге; изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге; объяснить опасность игр на проезжей части, определить безопасные места для игр. Обучать правилам поведения с незнакомыми людьми.

  1. Мы – пассажиры (3 ч)

Цели: ознакомить с различными видами общественного транспорта и знаками, обозначающими остановку транспорта; ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и правилами пользования общественным транспортом. Ознакомить с правилами поведения в момент аварии, обучать принимать безопасное положение (группироваться).

  1. ^ Безопасность на водоёмах (2 ч)

Цели: актуализировать знания детей о водоёмах; ознакомить с правилами поведения в разные времена года; познакомить со спасательными средствами.

  1. ^ Безопасность в помещении (6 часов)

Цели: учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при общении с ними. Ознакомить с правилами пожарной безопасности, правилами поведения при пожаре дома, в школе, в транспорте; познакомить с правилами электробезопасности, правилами оказания медицинской помощи при ожогах. Знакомство с правилами поведения «Один дома» при телефонных звонках и звонках в дверь.

  1. ^ Безопасность в лесу и во дворе. (2 ч)

Цели: ознакомить с опасностями в лесу и во дворе, учить правила безопасного поведения. Учить отличать ядовитые растения и грибы. Объяснить понятие бешенство и правила поведения при укусах животных.


^ Учебно-методическое обеспечение


1.Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. Под ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2009

2. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008

3.Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учебник для общеобразов. Учрежд. – М.: Просвещение, 2010

4. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов/ сост.О.В. Павлова, Г.П. Попова, ШГ.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного)

общего образования»


_____________ Ветрова А.Н.

«____ » ___________ 2012 г.





УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ____от ____________2012г.

Директора МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного)

общего образования»


______________ Ветров А.А.




^ Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе «ОБЖ»

на 2012-2013 учебный год


31 час


Учитель: Баганова Т.В.





Тема занятия

Дата

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч)

1

Какие бывают опасности.

06.09.2012

2

Правила безопасности.

13.09.2012

3

Город, посёлок, микрорайон, где мы живём.

20. 09.2012

4

Что такое чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа.

27.09.2012

Безопасность на улице (3 ч)

5

Безопасность на улице.

04.10.2012

6

Переходим улицу.

11.10.2012

7

Безопасный путь в школу и из школы.

18. 10.2012

Наши верные друзья на улицах и дорогах (5 ч)

8

Наш друг – светофор.

25.10.2012

9

Сигналы регулирования дорожного движения.

08.11.2012

10

Виды перекрёстков.

15.11.2012

11

Знакомство с дорожными знаками.

22.11.2012

12.

Угадай, какой знак.

29.11.2012

Это должны знать все (6 ч)

13

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

06.12.2012

14

Будь внимательным и осторожным.

13.12.2012

15

Движение группами.

20.12.2012

16

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

27.12.2012

17

Где можно и где нельзя играть.

17.01.2013

18.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

24.01.2013

Мы – пассажиры (3 ч)

19

Знакомство с видами пассажирского транспорта.

31.01.2013

20

Правила поведения в транспорте.

07.02.2013

21

Как защитить себя вовремя аварии.

14.02.2013

Безопасность на водоёмах (2 ч)

22

Правила безопасного поведения на водоёмах в осенний и весенний периоды.

28.02.2013

23

Осторожно лёд! Правила поведения на воде в зимний период.

07.03.2013

Безопасность в помещении (6 часов)

24

Какие опасности подстерегают нас в помещении.

14.03.2013

25

Электричество.

21.03.2013

26

Ожог.

04.04.2013

27

Основные правила пожарной безопасности.

11.04.2013

28

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

18.04.2013

29

Один дома. Я умею разговаривать по телефону.

Один дома. Звонок в дверь.

25.04.2013

Безопасность в лесу и во дворе. (2 ч)

30

Ядовитые растения и грибы. Не трогай нас!

16.05.2013

31

Осторожно! Бешенство!

23.05.2013




Похожие:

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. Региональный компонент 10-11 классы
«Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 10-11 классы», разработанной авторским коллективом в составе:...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-12 класса (базовый уровень)
А. Т. Смирнова (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. – М. «Просвещение»,...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconУчебное пособие для учащихся 6-10 классов: "Основы безопасности жизнедеятельности"; Карточки для самостоятельной работы
Учебное пособие для учащихся 6-10 классов: “Основы безопасности жизнедеятельности”
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconУчебное пособие для учащихся 6-10 классов: "Основы безопасности жизнедеятельности"; Карточки для самостоятельной работы
Учебное пособие для учащихся 6-10 классов: “Основы безопасности жизнедеятельности”
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconРабочая программа по предмету основы безопасности жизнедеятельности (среднее (полное) общее образование)
А. Васнев и в соответствии с Государст­венным образовательным стандартом среднего (полного) общего об­разования. Программа «Основы...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconРабочая программа по предмету основы безопасности жизнедеятельности (основное общее образование) Учитель: Рябых О. Е
...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2011-2012 учебный год. 5 9 классы
Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по реализации основ безопасности жизнедеятельности за счет времени, отводимого на проведение классных часов, а также оформления документации
О повышении эффективности подготовки учащихся образовательных учреждений Грайворонского района по безопасности жизнедеятельности
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconАннотация рабочей программы по обж в 5-11 классах
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007.). Основная литература...
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений iconРабочая программа основного общего образования по обж 11 класс Программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений «обж». М. «Просвещение»
Программа предназначена для углубленного изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы