Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему icon

Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему



НазваниеСеминар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему
Дата конвертации28.08.2013
Размер141.23 Kb.
ТипСеминар
источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №15 «СОЛНЫШКО»


Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения

на тему: «Психологические и педагогические аспекты развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста».


Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории Агеева Н.Б.


Городской округ город Михайловка 2013г.

Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему: «Психологические и педагогические аспекты развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Задачи:

1. Дать представления о психологических и педагогических аспектах развития художественно-творческих способностей дошкольников.

2. Познакомить с теоретическими положениями вариативной методики обучения детей изобразительному искусству Т.В. Калининой.

3. Показать методы активизации творческого мышления.

4. Обучать способам абстрактного изображения окружающих предметов по методу Т. Калининой.

5. Сравнить методику Т.В. Калининой с традиционной методикой по изобразительной деятельности.

6. Дать педагогам рекомендации по внедрению элементов вариативной методики в воспитательно-образовательный процесс.

^ I. Введение в тему.

Приветствие участников и сообщение задач, которые будут решаться в процессе проведения семинара.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия. Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и во-лю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного ана-лизатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества рукирисующего [7, C. 81].

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

· Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изо-бражаемого предмета.

· Способность формирования обобщенного представления, отражающего призна-ки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

· Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представ-ления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

· Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

· Способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсор-ной оценки его согласно имеющему представлению.

· Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию и другим видам осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст детей и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, т.к. индивидуальный подход к ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Данные дидактические и психологические положения развития творческих способностей дошкольников нашли свое отражение в вариативной методике обучения основам изобразительного искусства Т.В. Калининой.


^ II. Основная часть.

1.Рассматривание изображение картинки Торранса.

Педагогам предлагается назвать то, что они видят на картинке.

(Рисунок 1)

После высказываний участников, формулируется понятие воображения.

Воображение - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

2. Составление образа по вербальному описанию.

(Представить какой-либо образ, прослушав следующие слова).

^ Хрупкое

Ледяное

Мокрое

(Схема виды воображения)

3. Знакомство с методикой Т.В. Калининой.

Программа «Альбом с кляксами» Т.В. Калининой (http://www.school-dialog.ru/)предназначена для обучения основам изобразительного искусства детей в возрасте 6-10 лет.

^ Задачи программы:

- открытие выразительных возможностей языка искусства;

- создание условий для открытия ребенком автора в себе;

- освоение диалогов «Я – Я другой», «Я – АВТОР»;

- освоение приемов работы различными художественными материалами;

- сохранение эмоциональной непосредственности ребенка.

В книге «Альбом с кляксами» все задания представляют собой игры с элементами языка искусства. Правилами игры становятся приёмы ритмической гармонизации формы. Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких художественных средств как:

цвет (холодный-тёплый, светлый-тёмный, глухой-звонкий);

линия (прямая, ломанная, волнистая), пятно, штриховка различного характера;

контраст и нюанс (по цвету и по тону);

ритм (пятен, линий, штриховки, подобных элементов);

фактура.

А также они учатся работать гуашью, пастелью, цветными карандашами, акриловыми красками, тушью, акварелью, фломастерами, гелевыми ручками, в технике бумагопластики. Осваивают приёмы цветовой и тональной растяжки гуашью, лессировки в акварели, экспрессивного мазка, набрызга, прорезной графики и другие.

Кроме того, тематика упражнений и композиций каждого раздела книги связана с открытием и исследованием образного начала в жизни природы и мире культуры, с наблюдением над единством выразительного и конструктивного (например, задания и композиции раздела «Башня, растущая в небо» связаны с исследованием правил симметрии в архитектуре, закономерностей горизонтального и вертикального ритма, единства художественных и конструктивных решений и т.д.)

Методику Т.В. Калининой можно назвать « Методикой комбинаторных игр». В ее основе лежат комбинаторные действия с элементами языка изобразительного искусства. Эти действия не подчинены целям создания конкретного изображения; ребенок « играет с заданным правилом, на основе собственных эстетических предпочтений - а в результате получается интересное и совершенно неожиданное изображение. Итак, обучение ребенка начинается не с обращения к реальной жизни.

В логике программы ступени художественного развития ребёнка(от 1 года до 12 лет) имеют следующий вид:

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ – открытие их изобразительных возможностей, переживание выразительности формы (1-5 лет).

ИГРА И ЭКСПЕРИМЕНТ С РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ АБСТРАКТНОЙ ФОРМЫ – открытие выразительных возможностей языка искусства, открытие переживания как содержания изображения, открытие возможности передачи собственного отношения (6-8 лет).

ТВОРЧЕСТВО НА ОСНОВЕ СОБСТВЕННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЗАМЫСЛА – открытие языка искусства как принципа организации восприятия, как кода восприятия, открытие структуры восприятия (9-12 лет).

^ Алгоритм работы:

Шаг первый – игры с элементами языка изобразительного искусства.

Шаг второй – это новая игра «На что это похоже?»

Шаг третий – сознательное использование ребенком открытых им в упражнении изобразительных возможностей.

Шаг четвертый – совместный анализ работ, лучше контрастных.

Шаг пятый – только после выполнения собственных композиций дети знакомятся с работами художников, сделанных на близкую тему.

В каждом рисунке заложено сразу несколько изображений. Это создает условия для постижения в дальнейшем приема создания художественного образа, как соединения нескольких изображений в одном, обретающим в результате иной смысл. Угадывая в ходе этой игры свои зрительные впечатления в абстрактных конструкциях, ребенок тем самым делает важное открытие: он открывает особые изобразительные возможности ритмически организованной формы. Он переживает ее эстетику, удивляясь неожиданным для него эффектам неизобразительной формы.

^ Игровые задания имеют свои особенности:

- Они позволяют ребенку бесконечно варьировать само задание внутри общего направления.

- При этом задания придуманы так, что в любом случае ведут к созданию выразительной формы.

- В ходе игры с изобразительными материалами, ребенок начинает замечать совпадения этих форм с формами реального мира.


За серией упражнений следует композиция. Таким образом, ребенок получает возможность не копировать, но моделировать пространство, учить изображать ребенка становится излишне. Он сам торопится воплотить в свои композиции то, что открылось ему в игре. Полная свобода в выборе и средств и темы изображения, активизирует процесс обучения. Выполнение композиций подводит ребенка к новому открытию выразительных возможностей элементов языка искусства. Задания композиции составлены так, что выполнение их условий порождает большую вероятность непреднамеренного создания детьми художественного образа, который воспринимается ребенком как образ изобразительный, воздействия которого очевидно, но открытие причины воздействия еще не произошло. Для того чтобы состоялось открытие выразительных возможностей языка искусства, необходимо сопоставление различных художественных приемов. Такое сопоставление позволяет выявить взаимосвязь формы и эмоционального воздействия. Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию (« Солнечный луг», « Большая луна», «Ночной ветер», «Вьюга») позволяет ребенку совершать подобные открытия. Буквально через несколько занятий, некоторые дети, рассматривая и обсуждая свои упражнения, обнаруживают в них не только получившиеся изображения конкретных вещей, но и то, что у этих вещей есть определенный характер, настроение, которое можно почувствовать. Это и есть самое ценное в рисунке. Например, при восприятии упражнения дети характеризуют цветы уже не просто как маки, ромашки - но как цветы распускающиеся, нежные, прозрачные, испугавшиеся ветра.

Следует отметить, что заданное движение не является движением по одной прямой. Это движение с постоянным возвращением назад к уже совершенным открытиям, но на новом материале. Так любое композиционное задание начинается непременно с игр и экспериментов с элементами языка искусства. Такое возвратное движение необходимо. Во-первых, оно позволяет сохранить эмоциональную непосредственность восприятия ребенка. Во-вторых, позволяет осуществлять художественно развитие ребенка в свойственном ему темпе, совершив определенный шаг в своем развитии, ребенок возвращается на предыдущую ступень, с новым пониманием возможностей художественной формы, он готов совершать новые открытия.


^ Ш. Практическая часть.

1.Упражнение «Одуванчики» (по методике Т.В. Калининой)

Задачи:

- освоение приёмов работы ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ;

- открытие изобразительных и выразительных возможностей художественных средств графики ЛИНИИ, ПЯТНА И ШТРИХОВКИ;

- открытие изобразительных и выразительных возможностей ТОНАЛЬНОГО КОНТРАСТА, КОНТРАСТА СВЕТЛЫХ И ТЕМНЫХ ЦВЕТОВ;

- создание образа праздничного солнечного мира.

Описание.

Цветные карандаши позволяют создать удивительные эффекты за счёт разнонаправленного штриха и изменения силы нажима на карандаш. В рисунке появляются подвижность света и воздуха, фактурность поверхности вместо однообразных плоскостей. Дети, как правило, эти возможности не используют. Данное задание поможет освоить новые способы работы с карандашами. Эффекты, полученные в упражнении, откроют выразительные возможности изменения тонального оттенка и ритмического строя пятен и штриховки.

С детьми занятие проводится как игра, в которой мы пробуем, что получится, если рисовать карандашами не так, как обычно это делаем (закрашивая плотно поверхность и при этом черкая во все стороны) – но двигая карандашом только в определённом направлении. Например, от центра в сторону (как лучи у солнца) или маленькими веерами (как иголки у сосны).

Во время работы следим за правильностью штриха, разнообразием нажима, удивляемся вместе с ребёнком красоте пушистых комочков.

Просмотр работ осуществляем только на следующем занятии! Вот тут-то и происходит открытие, что рисовали одно, а получилось…

^ Порядок работы: нарисовать комбинацию концентрических окружностей. Часть кругов заштриховать темным цветом радиальной штриховкой, усиливая плотность цвета к центру круга или от центра. Часть кругов заполнить светлым цветом штриховкой «лучи», также меняя плотность цвета.

^ Приём работы: штриховка различной плотности.

Материал: бумага (А4), цветные карандаши.

В конце занятия проводится игра «На что похоже?». Предполагаемые ответы детей: зонтики, купола, клубки шерсти, одуванчики, мать-и-мачеха…


2. Сравнение методики Т.В. Калининой с традиционной методикой по изобразительной деятельности.

^ Традиционная методика.

Методика Т.В. Калининой

Готовый образец.

Абстрактные элементы.

Учим изображать достоверно.

Самостоятельное домысливание.

Результат является ожидаемым.

Неожиданный результат.



3. «Обратная связь».

Озвучивание своих ощущений от участия в мастер-классе.

Литература:

Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2005.

Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы. Газета «Детский сад со всех сторон» № 14-15, апрель 2005.

Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой в ладошке. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

Малахова Н.Е. Творчество как показатель развития культуры в обществе. Управление дошкольным образовательным учреждением, №5 (23), 2005.

Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб, 2002.


Приложение 1 .

Порядок работы с детьми

по программе Т.В. Калининой «Альбом с кляксами»http://www.school-dialog.ru/

1) Выполнение упражнения на освоение приёма или художественного средства.

2) Игра « На что похоже?».

Открытие изобразительных (а постепенно и выразительных) возможностей ритмически организованной формы.

3) «Обыгрывание» упражнений: определение их эмоционального и сюжетного содержания в процессе совместной эмоциональной рефлексии. Возможно сочинение сказки.

4) Выполнение композиции на основе впечатлений от упражнений.

5) Совместное рассматривание работ, собранных в одну картину. Эмоционально-чувственное проживание созданного образа, открытие воздействия гармонически организованной формы на эмоционально-чувственном уровне.

6) Совместный анализ работ, контрастных по своему содержанию. Осознание воздействия ритмически организованной формы.


^ Практические рекомендации

по развитию твор­ческого воображения дошкольников.

♦ Установка на развитие творче­ских способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

♦ Каждый день работы с детьми — поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен научить ее находить (рассуждения, наводящие вопросы).

♦ Постоянно открывать перед деть­ми «тайну двойного во всем» (в каж­дом предмете, явлении, факте). «Тай­на двойного» — это наличие проти­воречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце — это хорошо, потому что светит, греет; но солнце — это и плохо, потому что сушит, жжет).

♦ Учить детей разрешать противоре­чия. Используем игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегат­ное состояние вещества заморозить воду: вода — лед).♦ Игры каждый день. Темы: «Ан­тонимы, чем связаны», «Чем похо­жи, чем может быть... листок, палоч­ка и т.п., если бы ты превратился в...» (используйте «Грамматику фан­тазии» Д. Родари).


Приложение 2




Приложение 3


Виды воображения


прямоугольник 2



Воображение

(фантазия)-

психологическая функция, направленная на создание новых образов.


Воссоздающее

(создание образа по его описанию)

Творческое

(создание принципиально новых образов)





Аналогия

Синтез
прямая соединительная линия 10 прямая соединительная линия 11




Похожие:

Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconСеминар для педагогов дошкольного отделения на тему: «Путешествие в мир кохлеарной имплантации»
Саратова. В текущем учебном году врач центра обследовала детей, дала рекомендации и направления для дальнейшего облечивания. Сурдопедагог...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconСеминар для воспитателей и педагогов доу по теме: «Повышение информационной компетентности педагогов доу»
...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconПоложение об Управляющем Совете муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №10»
Управляющий Совет дошкольного образовательного учреждения работает в тесном контакте с руководством и общественными организациями...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconСеминар для учителей-логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Рассказово 2011 г. «Взаимодействие педагогов доу по развитию и коррекции речи у детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвиваюшего вида
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconГ в Кваркенском районе на базе мдоу ново-Айдырлинский детский сад состоялось районное методическое объединение воспитателей доу по теме: «Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения» Участники семинар
Кваркенском районе на базе мдоу ново-Айдырлинский детский сад состоялось районное методическое объединение воспитателей доу по теме:...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconПубличный доклад по итогам работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» детский сад №28 «Красная Шапочка»
Работа дошкольного учреждения регламентируется Типовым положением, Уставом дошкольного образовательного учреждения, коллективным...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconСеминар для молодых специалистов и начинающих заместителей директоров на тему
Мбоу сош №1 прошел семинар для молодых специалистов и начинающих заместителей директоров на тему : «Формирование творческого потенциала...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconПоложение о Совете Учреждения Общие положения
Совет Учреждения (далее Совет) является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом дошкольного...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему icon«Детский сад «Ладушки» И. М. Михеенко 200 г. 200 г. Положение о родительском собрании мдоу
...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему iconПлан работы мбоу дпос «Учебно-методический центр» Энгельсского муниципального района на декабрь 2012 года
Постоянно действующий семинар старших воспитателей доу «Пути развития муниципальной системы дошкольного образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы