Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» icon

Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе»



НазваниеПервые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе»
Дата конвертации22.10.2012
Размер74.91 Kb.
ТипУчебник
источник

Первые итоги работы по учебникам серии «МГУ – школе» в 5-6 классах

Учитель – экспериментатор: Бахова А.Б.

C 2005 года я работаю по учебникам серии «МГУ – школе»:
Никольский С.М., Потапов М.К.,
Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
«Арифметика 5», «Арифметика 6»,
«Алгебра 7», «Алгебра 8», «Алгебра 9».

Что заставило меня обратиться именно к этим, а не к другим учебникам? Прежде всего то, что в этих учебниках, на мой взгляд, ликвидированы теоретические, практические и методические недоработки, которые были присущи школьным учебникам математики начала 90-х гг.

Один из авторов этого пособия, академик С.М.Никольский, писал, что хорошее усвоение математики в школе может быть основано только на прочном фундаменте хорошего владения арифметикой, что арифметика — основная логическая наука, и, что правильное ее изучение формирует не только умение считать, но и умение логически мыслить, и тем самым дает перспективу для других дисциплин: алгебры, геометрии. Свое уважение к этому предмету авторы подчеркивают возвращением его названия в пятые — шестые классы: «Арифметика 5» и «Арифметика 6».

Вот уже несколько лет, с тех пор как учебники были включены в Федеральный комплект, я начинаю уроки в 5 классе со слов:

«Каждый человек имеет свой максимум способностей. Например, ученый-математик академик А.Н.Колмогоров, учеником которого был один из авторов нашего учебника С.М.Никольский, говорил, что развитие его способностей завершилось в 13 лет. Смотрите, как раз к этому вашему возрасту заканчивается курс арифметики в школе. Не теряйте времени, изучайте эту науку основательно, ведь она — самая первая из математических наук, с которой вы встретились. На арифметических задачах вы научитесь рассуждать, разовьете свои способности, подготовитесь к изучению других наук, которые станут делом всей вашей жизни».

Хороший тон в обучении задает первая глава учебника «Арифметика 5» — «Натуральные числа». Здесь идут обобщение и систематизация математического материала начальной школы, но на более высоком уровне. Рассматриваются множество натуральных чисел, действия над ними. Главная цель — формирование осмысленных действий, доказательность каждого шага в решении. Особенно важно, что учебник содержит образцы решений, обучающие более рациональному счету. Кстати, заданий на упрощение вычислений, на нахождение более рационального способа в учебнике очень много. И еще одна важная деталь — большое внимание уделяется использованию законов сложения и умножения натуральных чисел, что тоже содействует рационализации вычислений.

А теперь о том, что всегда было ядром традиционного российского образования — об арифметических задачах. В учебнике их много, причем они классифицированы по типам: задачи на части, на нахождение двух чисел по их сумме и разности, задачи на движение и др. Все эти задачи по замыслу авторов должны быть решены арифметическими способами.
Начиная с 70-х гг. выделение типов задач в методике не приветствовалось. Считалось, что учителя слишком много времени тратят на «натаскивание» учащихся на решение задач определенного типа и это отрицательно влияет на развитие творческой инициативы школьников. Жизнь показала неправомочность такой точки зрения. Стало очевидно, что творчество развивается только на основе хорошей учебной базы, после длительных, может быть, даже рутинных разъяснений того, в чем состоит особенность каждой задачи, чем одна задача отличается от другой, в чем их общие черты. Вся эта огромная работа ранее уничижительно называлась «натаскиванием на типы задач».

Думаю, многие коллеги согласятся со мной в том, что в большинстве ныне действующих учебников мало внимания уделяется работе с задачами, тем более решению их арифметическими способами.

Учебники серии «МГУ – школе» сначала полностью формируют, а затем не дают возможности утратить «арифметический взгляд» на задачу, так как постоянно возвращаются к задачному материалу, постепенно усложняя его.

Во все времена у учащихся вызывала трудности тема «Обыкновенные дроби». В «Арифметике 5» соответствующий материал выстроен в логически правильном порядке: обыкновенные дроби —> дроби любого знака —> десятичные дроби.

Такое изложение оказывается более экономным, так как не требует постоянного повторения.

Хорошо готовит к изучению дробей глава «Делимость натуральных чисел». Она дает еще одну возможность повысить вычислительную культуру учащихся и завершить изучение натуральных чисел уже в V классе. В рамках этой темы изучаются НОД, НОК чисел, хотя теперь эти понятия в программе предлагается обойти вниманием. Такое предложение кажется мне нецелесообразным. В самом деле, зная различные способы отыскания НОД, НОК двух чисел без разложения на простые множители, легко удается выполнять действия с дробями, имеющими различные знаменатели. Такие способы могут служить еще одним подходом к решению проблемы рационализации вычислений.
Конечно, основная работа ученика 5 класса — изучение чисел и вычисления, но важно и то, как подается в этом возрасте геометрический материал. Программным геометрическим вопросам посвящена целая глава в учебнике для 5 класса. Она несет вспомогательную нагрузку — обеспечить геометрическими моделями основной предмет — арифметику. Это единственный геометрический блок в учебниках для пятых-шестых классов. Но только им авторы не ограничились. Геометрические вопросы, выходящие за рамки программы, помещены в виде занимательных задач, которые привлекают внимание учащихся и позволяют вести подготовку к изучению курса геометрии VII класса.

«Арифметика 6» начинается с изучения пропорций, процентов. C их помощью уже в начале учебного года повторяются все типы задач, а затем оттачивается умение решать их.

Очень важно, что в учебнике целые числа вводятся раньше, чем десятичные дроби. Идею отрицательного числа необходимо сначала изложить на множестве целых чисел, а затем переходить к дробным числам любого знака, т.е. рациональным. Это позволяет действия над рациональными числами сводить к действиям над целыми, что для учеников всегда легче.

Курс алгебры VII класса начинается темой «Действительные числа», которая подводит итог предшествующему изучению арифметики V–VI классов и на более высоком уровне систематизирует то, что было изучено. В традиционных учебниках эта тема отнесена к VIII классу. Но ее раннее появление в учебниках серии «МГУ – школе» формирует у учащихся правильное представление о действительном числе как о длине отрезка, точнее, как о координате точки на прямой. Казалось бы, этот материал сложен, но, его изложение просто и доступно, он не вызывает трудностей ни в конце, ни в начале VII класса.

Изложение темы «Алгебраические дроби» выгодно отличает рассматриваемый учебник от других пособий. После многочлена, в частности многочлена стандартного вида, вводится как обычно. Однако авторы придерживаются алгебраической точки зрения — буква у них не обязательно число, буквой может обозначаться любое алгебраическое выражение. Методически это выгодно при рассмотрении алгебраических дробей, так как алгебраическую дробь теперь можно определить как частное от деления многочлена A на ненулевой многочлен B. Многочлен трактуется как алгебраическая дробь со знаменателем 1. Тем самым снимается противопоставление целых выражений дробным.

Отдельным пунктом даны задания для повторения. Они составлены так, что прекрасно дополняют учебные тексты, концентрируют внимание на всех известных к тому времени учащимся математическим вопросах. И опять задачи — занимательные, старинные. Это еще один способ закрепить, а не потерять навык арифметических решений, приобретенный в пятых – шестых классах.

Авторы остаются верны своим правилам и помещают исторический материал, с помощью которого поддерживается интерес к математике. На основе этого материала учащиеся готовят сообщения, доклады, выпускают математические газеты — это естественный путь продолжения работы с учебником вне урока.

В середине учебного года в нашей школе проводился контроль знаний учащихся шестых классов. Он показал, что у тех, кто не занимался по учебникам серии «МГУ – школе», уровень вычислительной подготовки значительно ниже, чем в тех классах, где работа велась по этим учебникам. Отставание проявлялось и при выполнении заданий на нахождение значений выражений, содержащих дроби, и при решении текстовых задач. В конце учебного года состоялись контрольные срезы, результаты которых тоже фиксировались. Сравнение результатов послужило основанием для организации экспериментальной площадки при нашей школы на преподавание по учебникам С.М.Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина.


В центре внимания учебника VIII класса две функции: линейная и квадратичная. При их изучении ведется пропедевтика вопросов, которые будут необходимы в дальнейшем при исследовании функции, при изучении производной. Следует отметить, что на уроках, посвященных построению графиков функций, исследованию функций по ее графику, работа в классе прошла гладко, без тех трудностей, которые раньше возникали у учащихся этого возраста. Это объясняется наличием четких, понятных чертежей и рисунков в учебнике.

Учебник «Алгебра 8» снабжен богатым дополнительным материалом для повторения, позволяющим систематически проводить обобщение изученного ранее. Здесь же по традиции есть и исторический материал, и старинные задачи. К сожалению, из-за недостатка времени не удалось пока ни разу в обычных восьмых классах воспользоваться учебными текстами для углубленного изучения математики, но хорошо подготовленные учащиеся весьма успешно сделали это самостоятельно. В этом я вижу большой плюс учебников.

Итоговые контрольные срезы в VIII классе показали хорошую теоретическую подготовку учащихся, занимавшихся по этому учебнику. Ребята продемонстрировали умение исследовать линейную и квадратичную функции, умение решать рациональные уравнения, системы уравнений как аналитически, так и графически; умение решать задачи.

Учебник IX класса концентрирует внимание учащихся на неравенствах, арифметической и геометрической прогрессии, тригонометрических формулах. Поскольку знакомство с числовыми неравенствами, их свойствами уже состоялось в VIII классе, достаточно было перенести эти сведения на линейные неравенства и их системы.

Подробнее необходимо остановиться на неравенствах второй степени с одним неизвестным. В учебнике предложено каждый из следующих блоков изучать отдельно:

— неравенства с положительным дискриминантом,
— неравенства с дискриминантом равным нулю,
— неравенства с отрицательным дискриминантом,
— неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени.

Практика показывает, что такой подробный разбор каждого конкретного случая достаточно наглядно и убедительно иллюстрирует необходимость осмысленной аргументации каждого шага всей цепочки рассуждений.

В рамках темы «Рациональные неравенства» сначала изучаются лишь строгие неравенства. Когда они усвоены, переходят к нестрогим, которые решаются как совокупность уравнения и строгого неравенства. Такой подход позволяет предупреждать характерную ошибку, которую допускают учащиеся старших классов.

Проверочные контрольные работы, проведенные в нашей школе, показали, что из учащихся, обучающихся по учебникам серии «МГУ – школе», процент качества выше, чем у других . Получить такие результаты помогли не только учебники, но и хорошие методические материалы к ним, прежде всего — планирования и контрольные работы А.В.Шевкина (Математика в школе, 2001, № 4, 5). Существенным дополнением к учебникам арифметики являются «Сборник задач по математике для учащихся 5 – 6 классов» (Русское слово, 2001), «Задачи на смекалку» (Просвещение, 1996 – 2000). Это хорошие помощники в организации дифференцированной работы с текстовыми задачами. В учебно-методический комплект литературы для учителя входит и книга А.В.Шевкина «Обучение решению текстовых задач в 5 – 6 классах» (Русское слово, 2001). А дополнением к учебникам алгебры может быть пособие для учащихся «Текстовые задачи» (Просвещение, 1997) того же автора.


Трехлетний опыт работы по учебникам серии «МГУ – школе» показал следующее:
— учебники соответствуют программным требованиям;
— обучение в каждом из циклов 5–6 и 7–9 можно начинать независимо от того, по каким учебникам учились в предыдущие годы;

— по этим учебникам с успехом можно работать в общеобразовательном классе;

— научно-методическая особенность учебников заключается в том, что они нацелены на развитие учащихся при обучении арифметике и алгебре, а в конечном счете — на подготовку учащихся к поступлению и обучению в вузе.




Похожие:

Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconПлан экспериментальной работы школы №6 на 2007-2008 учебный год по апробации умк по математике серии «мгу школе» Тема исследования: Апробация умк по математике серии «мгу школе» под редакцией С. М. Никольского и др Время работы в режиме эп: 2-й год
Тема исследования: Апробация умк по математике серии «мгу – школе» под редакцией С. М. Никольского и др
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconПлан экспериментальной работы школы №6 на 2008-2009 учебный год по апробации умк по математике серии «мгу школе» Тема исследования: Апробация умк по математике серии «мгу школе» под редакцией С. М. Никольского и др Время работы в режиме эп: 3-й год
Тема исследования: Апробация умк по математике серии «мгу – школе» под редакцией С. М. Никольского и др
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconПлан экспериментальной работы школы №6 на 2006-2007 учебный год по апробации умк по математике серии «мгу школе» Тема исследования: Апробация умк по математике серии «мгу школе» под редакцией С. М. Никольского и др Время работы в режиме эп: 1-й год
Тема исследования: Апробация умк по математике серии «мгу – школе» под редакцией С. М. Никольского и др
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconОтчет по апробации умк по математике серии «мгу школе», авт. С. М. Никольского Обобщенный отчет об апробации умк по математике серии «мгу школе»
Охватывает весь школьный курс математики с 5 по 11 классы
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconОтчет по апробации умк по математике серии «мгу школе», авт. С. М. Никольского Обобщенный отчет об апробации умк по математике серии «мгу школе»
Охватывает весь школьный курс математики с 5 по 11 классы
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconУважаемая Альфуся Борисовна!
Рад, что уже четвертый год Вы работаете по учебникам серии «мгу – школе», что правильно понимаете их возможности и эта работа нравится...
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconУчебники серии «мгу школе»
Это важно. Большинство школьных предметов – фундамент Здания Науки. Лучше сразу понять, как он устроен, чтобы потом, при изучении...
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» icon7-рбд загрузка данных по учебникам из Excel-шаблонов Подготовить заполненный шаблон по учебникам «Шаблон для заполнения бд по учебникам xls»
В окне «Выбор файла для импорта» указать путь к файлу шаблонов с заполненными данными по учебной литературе
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconТематическое планирование к учебникам «Информатика и икт. Профильный уровень» для 10 класса и 11 класса Автор Угринович Н. Д
Ей школе на профильном уровне ориентировано на 280 часов (4 часа в неделю в 10-11 классах). В тематическом планировании курса в каждой...
Первые итоги работы по учебникам серии «мгу – школе» в 5-6 классах Учитель – экспериментатор: Бахова А. Б. C 2005 года я работаю по учебникам серии «мгу – школе» iconДней. 28 книг из этой серии имеются в фондах районной библиотеки. Приглашаем всех желающих ознакомиться с книгами этой серии
«Великие тайны истории» это тематически подобранные научно – популярные произведения о загадках и тайнах человеческой цивилизации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы