Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель icon

Урок-путешествие "не с причастиями" Цель



НазваниеУрок-путешествие "не с причастиями" Цель
Дата конвертации02.09.2013
Размер69.44 Kb.
ТипДокументы
источник



Урок-путешествие "НЕ с причастиями"

Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами.

Задачи:

  • уметь правильно писать не с причастиями;

  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;

  • разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;

  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;

  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

^ Язык. Сергей Скачко. Слайд1

 С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Учитель. Доброе утро, ребята! Я очень рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете ещё один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка.

Запишите , пожалуйста, сегодняшнее число. Классная работа. Слайд2.

– Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие, но сначала надо собрать багаж, то есть вспомнить то, что изучали. Поэтому синтаксическая разминка. Разбор у доски.

http://festival.1september.ru/articles/585368/img2.gif

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.)

- Оцените себя в листах самооценки.

– Какие орфограммы встретились в этом предложении?

  • Дворе – двор (безударная проверяемая гласная в корне слова)

  • воет – выть, глагол I спряжения (правописание безударных личных окончаний глаголов)

  • неистовая – прилагательное не употребляется без НЕ, непроверяемая безударная гласная в корне слова

  • разбуженная – приставка РАЗ-, НН в суффиксе полного страдательного причастия, так как есть приставка

  • королевой – король (безударная непроверяемая и проверяемая гласная в корне слова)

– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить СУФФИКСАЛЬНЫЙ.

- Неистовая- это прилагательное.

- образуйте глагол - неистовствовать

- А причастие? Неистовствующий Слайд3.

- Ребята, как вы думаете, что такое неистовствовать?

Словарная работа со словом неистовствовать

работа с толковыми словарями.

-Запишите словарную статью в тетрадь.

- Работа по картине Айвазовского «Судно посреди шторма». Составить предложение или словосочетание, используя слова неистовствовать, неистовствующий. Слайд4



– Сегодня в путешествие отправляются три команды. Каждая должна прибыть в пункт назначения, сделав остановку в указанном месте. Ваша задача – сформулировать название вашей станции (то есть орфограмму), для этого необходимо по цепочке раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. Встречаемся в пункте назначения через 3 минуты. (Каждая команда получает маршрутный лист с заданием.)

Команда 1. Правописание НЕ с существительными Слайд5

  1. (Не)былица

  2. (Не)правда, а лож…

  3. (Не)друг

  4. (Не)в…димка

  5. (Не)приятель

  6. Учен…е без умен…я (не)польза, а беда.

  7. (Не)смерть страшна, а твоя немилость.

  8. (Не)вежда

  9. (Не)вн…мательность

Команда 2. Правописание НЕ с прилагательными

  1. (Не)взрач…ный

  2. (Не)чес…ный, а лживый

  3. Отнюдь (не)инт…ресный

  4. (Не)верный ответ

  5. (Не)чёрств, а свеж…

  6. (Не)навистный

  7. (Не)ясные огни

  8. Река (не)глубокая, но широкая

  9. Далеко (не)робкий

Команда 3. Правописание НЕ с глаголами

  1. (Не)годовать

  2. (Не)понять

  3. (Не)сделать

  4. (Не)волить

  5. (Не)успеть

  6. (Не)истовствовать

  7. (Не)ймётся

  8. (Не)волноваться

  9. (Не)доумевать

- Самопроверка выполненных заданий. Запись результатов в листы самооценки. Слайд6.

– Итак, с какой орфограммой работала 1, 2, 3 команды?

- Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

– Сформулируйте правила, приводя примеры из выполненных в маршрутных листах заданий.

– Чтобы попасть в пункт назначения, мы должны выполнить ещё одно задание. Итак, вам необходимо ответить на вопрос: “Какое слово является лишним в каждой группе?” Слайд7

^ Игра “Четвёртый лишний”

(Не)вежливый, (не)вежественный, (не)аккуратный, (не)нужный.
(Не)друг, (не)дуг, (не)ожиданность, (не)забудка.
(Не)годовать, (не)доумевать, (не)успеть, (не)взлюбить.
(Не)тревожь, (не)прячь, (не)волить, (не)волноваться

– Я думаю, что вы достойно выполнили это задание, поэтому получаете пропуск в пункт назначения.

- А теперь на основе выполненных заданий попробуйте сформулировать название станции, то есть тему нашего урока.

- Правописание НЕ с причастиями

- Что мы должны узнать о правописании НЕ с причастиями?

^ Запись темы урока. Слайд8

– К сожалению, проводник куда-то исчез, но оставил записку. (Записка в маршрутных листах). Прочитайте записку. Слайд9

Не смогу сопровождать в путешествии по станции “Правописание НЕ с причастиями”: (не)предвиденные обстоятельства заставили меня покинуть пределы нашей необыкновенной страны Грамматики.

^ Проблемная ситуация.

Как пишется НЕ с выделенным словом? (Варианты ответов учеников.)
Определите часть речи.
Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного.)
Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописания с НЕ? (Варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия.)

– Итак, нам самим придётся разобраться в тонкостях правописания НЕ с причастиями.


^ Исследовательская работа Слайд10.


Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком условии не с причастиями пишется слитно, а при каком – раздельно?». Распределите роли.

Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если вы будете испытывать затруднения во время выполнения задания, то я помогу: вам будет дана небольшая подсказка, опора-напоминание. Кому потребуется помощь, поднимите руку.


Внимание! На экране - порядок ваших действий, то есть алгоритм.


^ Обсуждение итогов исследовательской работы


Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. Слово предоставляется спикерам.

(Ученики, анализируя данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)

– Откройте учебник на с.67, прочитайте, пожалуйста, материал 24 параграфа.

- На доске алгоритм к правилу. Давайте проговорим его вместе. Слайд 11

- Ребята, обратите ещё раз внимание на причастие непредвиденные, которое встретилось нам в записке проводника. Слитно или раздельно будет писаться НЕ ?

Слайд 12


Давайте посмотрим, как работает правило на практике. Выполним упражнение 133, стр. 68. Слайд 13.

– Какое условие написания НЕ с причастиями не отображено в этом упражнении?

^ Раздельное написание НЕ с причастиями, если есть противопоставление.

– Приведите примеры. - Или упр. 135 (устно).

В тазу лежало не выстиранное, а только что замоченное бельё.
Не разбросанные, а сложенные вещи.
Не открытые, а плотно прикрытые двери.
Не спроектированное, а только задуманное здание


- Итоговый тест (листы самооценки).

- Ответы к тесту. Слайд 14

– Итак, я думаю, что мы неплохо освоились на станции Правописание НЕ с причастиями. Тогда подведём итоги.
- Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.
- Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

- Мне приятно было сотрудничать сегодня с вами на уроке. А вам?

- Что вам понравилось больше всего?

Домашнее задание

Слайд 15

– Составьте словарный диктант на изученную сегодня орфограмму (25 слов: 5 слов на каждое условие).

- Упр. 136, стр. 69.

- Оценивание учащихся.

Слайд 16




Похожие:

Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок «Слитное и раздельное написание не с причастиями» (7 класс) слитное и раздельное написание не с причастиями
Оборудование урока: учебник русского языка, перфокарты, материал для развития речи по теме «Действия и сюжетные картинки»
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок №54. Тема: «Все цифры»
Сегодня на урок к нам пришёл кот Матроскин. Он приглашает нас в путешествие на корабле. Вы согласны? Для того, чтобы отправиться...
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconЯзык – важнейшее средство общения (вводный урок–путешествие в 5-м классе)
Сегодня праздник вы пришли в пятый класс и урок у нас будет необычный. Вы не будете писать, читать это после. Сейчас мы отправимся...
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок русского языка в 3 классе по теме «Путешествие по стране Глаголии» Тема: Путешествие по стране Глаголии. Цель: Закрепить имеющиеся знания по теме «Глагол»
Продолжить работу по развитию интереса к предмету, развитию речи, мышления, умение рассуждать
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок русского языка в 6 классе
Цели: обучающая 1) учащиеся должны распознавать написание не с причастиями(слитное и раздельное); объяснять свой выбор
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconНазвание работы: урок «путешествие в страну лингвинию». Предметная область
Аннотация: Урок «Путешествие в страну Лингвинию» (2часа) является вводным к курсу русского языка в 5 классе. Использование эор (презентации)...
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок путешествие. Цель: у крепление здоровья детей
На пути нам будут встречаться различные препятствия во время путешествия к реке, но мы постараемся их успешно преодолеть
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок путешествие по сказке «Гуси лебеди». Русский язык во 2 классе (по учебнику В. П. Канакиной)
Цель: Формировать умение обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок путешествие: «Путешествие в Информландию»
«Устройство пк», «Основные клавиши», «Текстовой редактор», «Программа калькулятор», «Программа Paint»
Урок-путешествие \"не с причастиями\" Цель iconУрок-путешествие в страну «Морфемика» в 5 классе. Урок-обобщение. Цель: обобщить и систематизировать знание учащихся по теме «морфемика»
Цель: обобщить и систематизировать знание учащихся по теме «морфемика». Привитие навыков правильного разбора слова по составу. Воспитание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы