|
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году
Второй год новой формой итоговой аттестации в ходе введения нового федерального государственного стандарта начального общего образования для выпускников начальной школы явился региональный экзамен. Экзамен проводился в форме комплексной итоговой работы, которая ориентирована на стандарты второго поколения. Цель регионального экзамена: комплексная оценка достижений выпускниками начальной школы планируемых результатов освоения программы начального общего образования на межпредметной основе. Назначением комплексной итоговой работы было определение степени соответствия подготовки учащихся общеобразовательных учреждений по русскому языку, математике и окружающему миру и по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий» образовательному стандарту. Содержательный материал тестов опирался на Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования. ^ В Оренбургской области второй год проводится региональный экзамен для выпускников начальных классов в форме комплексной итоговой работы. В целях дальнейшего формирования региональной системы оценки качества образования, систематизации и обобщения знаний обучающихся, повышения ответственности обучающихся и педагогов за результаты своего труда приказом Министерства образования Оренбургской области от 24.10.2011 г. № 01/20-1349 был утвержден состав рабочей группы по разработке контрольных измерительных материалов (демонстрационных вариантов и экзаменационных работ) для проведения регионального экзамена в 2012-2013 учебном году. С 1 декабря по 15 декабря было организовано обсуждение рабочей группой демонстрационной версии комплексной итоговой работы для проведения регионального экзамена в 4-ых классах, целью которого стала разработка валидных, соответствующих образовательному стандарту экзаменационных материалов. С целью корректировки модели комплексной итоговой работы была создана рабочая группа из представителей 4 муниципальных образовательных учреждений г. Оренбурга: МОУ «Начальная общеобразовательная школа №25», МОУ «Начальная общеобразовательная школа №68», Лицей №6 и МОУ «Гимназия №2»,. На общем заседании было проведено обсуждение демоверсий, в том числе и вариантов, предложенных участниками рабочей группы: определены виды и типы заданий, количество заданий, перечень проверяемых элементов содержания. В демонстрационную версию были внесены изменения по итогам первого года проведения комплексной итоговой работы:
Уровень сложности заданий демонстрационной версии экзамена был соотнесен с программным содержанием УМК «Гармония», так как 54% школ области используют в своей практике данный комплект. Задания экзаменационной работы были ориентированы в основном на базовый уровень освоения основных элементов содержания по таким предметам, как русский язык, литературное чтение (работа с текстовой информацией), математика и окружающий мир. Также была проведена апробация демоверсии экзаменационной работы, в которой участвовали все образовательные учреждения области. В ходе обсуждения экзаменационной работы из ряда территорий были получены предложения, которые были учтены при корректировке демоверсии. ^ Нормативно-правовая база Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы:
При создании модели экзаменационной работы были использованы материалы, рекомендованные для проведения итоговой оценки достижения планируемых результатов с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (книги и пособия из серии «Стандарты второго поколения»: «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» и «Планируемые результаты начального общего образования»), а также демонстрационные материалы, разработанные «Национальным агентством тестовых технологий». ^ Экзаменационная комплексная работа состоит из 30 заданий, которые нацелены на оценку способности учащихся работать с информацией, представленной в различных видах (художественные и научно-познавательные тексты, таблицы, диаграммы и др.) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе. В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам в структуру работы включены две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ. В первой части представлены 15 заданий: 4 задания относятся к разделу «Чтение: работа с текстовой информацией» и 11 заданий – к разделу «Русский язык». Задания первой части направлены на проверку практического освоения системы языка и включают задания, связанные с чтением как видом речевой деятельности учащихся и с группой умений, обеспечивающих адекватное понимание учебного текста. Вторая часть работы включала в себя 15 заданий, из которых 6 заданий относятся к разделу «Окружающий мир» и 9 заданий – к разделу «Математика». По сравнению с демоверсиями 2011 г. изменилось количество заданий (на 1 задание меньше в разделе «Чтение: работа с текстовой информацией» и в разделе «Математика»). В каждой части работы были представлены задания по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий». Используемые в работе тексты могли быть разного содержания, но содержание не должно было выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы (разнообразные учебные и практические ситуации). ^ Увеличилось время на выполнение каждой части экзаменационной работы – 45 минут (в 2011 г. – 40 минут.). Работа выполняется в два дня. ^ В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:
^ Задания экзаменационной работы были ориентированы в основном на базовый уровень освоения основных элементов содержания по таким предметам, как русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир. Выполнение отдельных заданий могло оцениваться разным количеством баллов в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществлялась на основе разработанных критериев. Критерии освоения учебного материала зависели от типа используемых заданий. Принятый в практике педагогических измерений минимальный порог освоения учебного материала находится в пределах от 50 % до 65 % от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы. По результатам выполнения комплексной работы предполагалось выстраивать профили способностей выпускников начальной школы работать с информацией и решать учебные и практические задачи с использованием знаний и умений по отдельным предметам и универсальных способов действий. ^ В первой части работы были представлены основные содержательные разделы курса русского языка: фонетика и графика; состав слова (морфемика); морфология; синтаксис; орфография и пунктуация. Также в первую часть включены задания, контролирующие умения работать с текстовой информацией. Вторая часть работы включала такие основные содержательные разделы курса окружающий мир, как «Человек и природа» и «Человек и общество», задания этой части были направлены на систематизирование и углубление исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях. Входившие во вторую часть работы задания по математике были направлены на проверку освоения основных начальных математических знаний, умения решать учебные и практические задачи средствами математики. В работе представлены такие основные содержательные разделы курса математики, как «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические величины», «Работа с данными». ^ Содержание и структура экзаменационной работы предоставляли возможность достаточно полно проверить комплекс умений по предмету:
^ В Оренбургской области в 2012 году в региональном экзамене для выпускников начальных классов в форме комплексной итоговой работы принимали участие 19460 (в 2011 г. - 18823) выпускников 4-ых классов начальной ступени обучения (97,4% от общего числа выпускников начальной школы) из 1074 общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований области. По решению администрации и методических советов общеобразовательных учреждений по объективным причинам освобождены от итоговой аттестации в форме комплексной итоговой работы 527 выпускников начальной школы (2,6%). Региональный экзамен в течение двух лет проведения сдавали все выпускники начальных классов в таких территориях, как Асекеевский и Первомайский районы. Не участвовали в региональном экзамене по объективным причинам 26 учащихся из 306 выпускников Тоцкого района, 37 учащихся из 295 выпускников Акбулакского района и 45 учащихся из 282 выпускников Переволоцкого района. Таблица 1 Основные количественные показатели регионального экзамена среди выпускников 4-х классов общеобразовательных учреждений области
В проверке экзаменационных работ участвовали территориальные предметные комиссии всех муниципальных образований, в состав которых вошли 1074 учителя начальных классов. В 11 территориях области (г. Оренбург, г. Новотроицк, г. Медногорск, Абдулинский, Александровский, Беляевский, Илекский, Кувандыкский, Первомайский. Пономаревский и Ясненский районы) в составе предметных комиссий были образованы подкомиссии. В Абдулинском и Ясненском районах было сформировано 7 предметных подкомиссий и 7 пунктов, где проводили перекрёстную проверку, в Пономаревском районе работало 6 подкомиссий, в г. Оренбурге определено 3 предметных подкомиссии, которые проводили перекрёстную проверку. Таким образом, можно говорить, что в перечисленных выше территориях были созданы условия для проведения более объективной проверки экзаменационных работ. В Адамовском районе проверку экзаменационных работ (332 работы) осуществляла 1 эксперт. Объективность такой проверки вызывает сомнение. Проанализируем основные качественные показатели регионального экзамена среди выпускников начальной школы. ^
Диаграмма 1 ^ ![]() Анализируя данные диаграммы 1, заметим, что 55,4 % (10785), показали высокий уровень овладения основными учебными действиями (в 2011 г. таких учащихся было на 3,8% больше). 37,0 % (7204) выпускников начальной школы показали уровень освоения основными элементами содержания образовательного стандарта начальной ступени образования выше среднего, 7,0% (1353) выпускников – допустимый уровень, и лишь 0,6 % (111) - критический уровень при выполнении комплексной итоговой работы. В таких территориях, как г. Бугуруслан, г. Гай, г. Медногорск, Александровский, Бугурусланский, Бузулукский, Матвеевский, Новоорский, Октябрьский, Оренбургский, Ташлинский, Шарлыкский районы и ЗАТО Комаровский, не зафиксировано ни одного экзаменуемого, чей уровень освоения знаний был бы критическим. ^
По результатам регионального экзамена в 4 классе выделяются территории, показавшие высокий процент выполнения работы на критическом уровне: Кваркенский - 3,2%, в Светлинском районе снизился процент до 3% (в 2011 г. – 41%). В 10 территориях (г. Бузулук, г. Оренбург, г. Новотроицк, Абдулинском, Акбулакском, Домбаровском, Красногвардейском, Новосергиевском, Тоцком и Тюльганском районах) процент участников экзамена, показавших критический уровень освоения образовательного стандарта не превышает средний областной балл. Выпускники, показавшие критический уровень освоения образовательного стандарта, имеют недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у выпускника начальной школы трудностей в изучении отдельных предметов в средней школе. В 20 территориях, указанных в таблице 4, зафиксирована большая доля выпускников начальной школы с высоким и выше среднего уровнем освоения образовательного стандарта, которые имеют хорошие перспективы на будущее обучение в основной и старшей школе. Успешно сдали экзамены в территориях: г. Оренбург - 69,8% учащихся показали высокий уровень знаний, в Новоорском районе – 65,9%, в г. Орск – 63,4%. Таблица 4 Территории области, имеющие большой процент экзаменуемых с высоким и выше среднего уровнем освоения образовательного стандарта
^ Работа с текстовой информацией В ходе выполнения тестовых заданий выпускники начальной школы продемонстрировали способность работать с текстовой информацией, представленной в различных видах (художественные, научно-познавательные тексты) на основе сформированных предметных знаний и умений, а также освоение универсальными учебными действиями. Работа с текстовой информацией (часть 1 - литературное чтение, часть 2 – окружающий мир) оказалась наиболее трудной, несмотря на то, что в процессе изучения программного материала по литературному чтению уже с 1 класса формируются способности к полноценному восприятию литературного текста и умению работать с ним. При выборе текстов (художественного, научно-популярного стилей) для осознанного восприятия и передачи смысла прочитанного учитывались следующие параметры: объем (от 70 до 150 слов); сложность содержания; язык и строение фраз; размер букв и их начертание (шрифт). С помощью тестовых заданий по работе с текстовой информацией проверялись умения:
При выполнении раздела «Работа с текстовой информацией» первой части экзаменационной работы затруднения вызывали задания, контролирующие: - определение принадлежности прочитанного текста к смысловому типу речи; - определение авторской позиции в тексте. Напомним, что работа с текстовой информацией по формированию умений, определяющих осознанность чтения, начинается с 1 класса и включает в себя:
Также важнейшим умением при работе с текстовой информацией является умение ребёнка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значение. Во 2 классе продолжается работа над формированием осознанного чтения, которая включает в себя:
В 3, 4 классах продолжается работа по выделению главного и второстепенного в более насыщенных информацией текстах, а также:
Русский язык В разделе «Русский язык» первой части экзаменационной работы проверялись следующие умения:
Также проверялись такие универсальные учебные умения, как умение различать предложение, словосочетание, слово и устанавливать связь между словами, умение применять правила правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок и др. К типичным ошибкам, допущенным учащимися при выполнении тестовой части раздела «Русский язык», следует отнести ошибки в: - характеристике звуков русского языка; - выделении предложений с однородными членами; - правописании разделительного Ь; - правописании личных окончаний глаголов; - правописании падежных окончаний прилагательных. ^ Задания раздела «Окружающий мир» второй части экзаменационной работы направлены на систематизацию и углубление исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях. В комплексной работе представлены основные содержательные разделы курса окружающий мир – «Человек и природа», «Человек и общество». Задания раздела «Окружающий мир», проверяют освоение следующих предметных умений:
и следующих универсальных учебных умений:
Анализ результатов регионального экзамена показывает, что выпускники овладели на базовом уровне всеми основными и наиболее значимыми знаниями и умениями по всем разделам изучения курса «Окружающий мир». Они имеют представление о явлениях живой и неживой природы, умеют выделять их основные признаки, различать прошлое, настоящее и будущее, находить место изученных событий на «ленте времени», используя дополнительные источники информации. Выделим те элементы содержания стандарта начального общего образования по курсу «Окружающий мир», которые недостаточно хорошо усвоены и вызвали затруднения при выполнении экзаменационной работы: из раздела «Человек и природа»: - различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; из раздела «Человек и общество»: - соотносить основные (изученные) исторические события с датами. Типичные ошибки, допускаемые выпускниками начальной школы, позволяют предположить, что учащиеся демонстрируют неглубокое знание фактологического материала по курсу «Окружающий мир». Математика Во второй части комплексной итоговой работы представлены основные содержательные разделы курса «Математика». Задания по математике направлены на проверку освоения основных начальных математических знаний, формирования умения решать учебные и практические задачи средствами математики. С помощью тестовых заданий по математике проверялись следующие умения: предметные умения:
универсальные учебные умения:
Результаты комплексной итоговой работы позволили выявить элементы содержания математического образования, которые недостаточно усвоены выпускниками начальной школы, к ним относятся:
- на зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; - на нахождение площади, периметра прямоугольника. Результаты регионального экзамена показывают, что базовая математическая подготовка, составляющая основу начального образования, у учащихся, принимавших участие в региональном экзамене, в целом сформирована. Общие результаты экзамена показывают, что у школьников в недостаточной мере сформированы:
Эти проблемы связаны с тем, что учителя много времени и внимания уделяют на отработку алгоритмов решения заданий стандартного характера, т.е. «натаскивают» учеников на определенные типы заданий, на определенные формулировки. В то же время на уроках недостаточно внимания уделяется решению текстовых задач, требующих применения знаний из различных разделов курса математики, недостаточно решается задач практического характера, связанных с жизненным опытом выпускников. ^ В итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего образования, приняли участие 19460 выпускников или 97,4% от общего количества выпускников (19987) 4-ых классов Оренбургской области. На основании оценки достижения планируемых результатов выпускников начальной школы можно сделать следующие выводы:
В целом выпускники начальной школы справились с тестовыми заданиями по двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий»), поэтому можно говорить о сформированности у них отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе. Различия в программах, по которым велось преподавание в школах, участвовавших в региональном экзамене, не оказало значительного влияния на результаты экзамена. Таким образом, анализ достижений планируемых результатов выпускников начальной школы позволяет сделать вывод о том, преподавание на начальной ступени образования в школах области в основном соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Анализ результатов регионального экзамена также позволяет выделить общие тенденции в школьном преподавании: - у учащихся сформированы основные знания и умения, необходимые для продолжения образования в основной школе:
- основные затруднения при выполнении экзаменационной работы превалировали при выполнении заданий следующих разделов: по русскому языку: фонетика, синтаксис, орфография; работа с текстовой информацией; по математике: работа с текстовыми задачами, геометрические величины; по окружающему миру: человек и природа (различие явлений живой и неживой природы; соотношение сезонных изменений и явлений природы); человек и общество (соотношение основных (изученных) исторических событий с датами). На основе проведенного анализа были составлены следующие ниже рекомендации. В целях эффективной подготовки учащихся к экзамену в форме комплексной работы на уроках русского языка считаем необходимым: - проводить на уроках систематическую работу с текстами различных стилей (художественного, научно-популярного и публицистического и т. д.); - формировать у школьников такие виды чтения, как: просмотровое (ознакомительное), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации; - учить понимать, анализировать, интерпретировать текст в знакомой и незнакомой познавательных ситуациях; - расширять диапазон текстов и заданий к ним на уроках по гуманитарным дисциплинам; - использовать межпредметные связи при работе с текстом; - усилить работу по изучению синтаксиса; - усилить работу по систематизации и обобщению орфографических навыков на уроках русского языка; - систематически использовать на уроках гуманитарных дисциплин работу со справочной литературой; - на уроках русского языка особое внимание уделять работе над созданием самостоятельных письменных высказываний учащихся, работе над композиционным построением сочинений различных функционально-смысловых типов речи; - развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. При изучении курса «Окружающий мир» рекомендуем: - включать задания, формирующие понятийный аппарат учащихся при повторении каждого раздела;
С учетом выявленных пробелов в математической подготовке школьников, на уроках математики следует более тщательно подходить к обучению учащихся решению текстовых задач в 2-3 действия: на зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; на нахождение площади, периметра прямоугольника. Руководителям муниципальных методических служб предлагается:
Для более эффективной работы по организации экзамена и проверки экзаменационных работ выделим ряд рекомендаций по организации экзаменационной процедуры и работы предметных комиссий: - заранее создать муниципальные базы данных экспертов предметных комиссий; - организовать предварительный инструктаж и тренинг членов предметной комиссии по вопросам проверки экзаменационных работ. Администрации образовательного учреждения необходимо:
На уровне городских (районных) и школьных методических объединений необходимо:
Учителям начальных классов необходимо:
Таким образом, подводя итоги экзамена, отметим следующее, что муниципалитетами проводилась серьезная и трудоемкая работа по организации и выстраиванию учебного процесса в ходе подготовки к региональному обязательному экзамену для достижений планируемых результатов, отвечающих общей идеологии стандарта. |