Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году icon

Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году



НазваниеАналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году
Дата конвертации10.12.2012
Размер336.99 Kb.
ТипДокументы
источник

Аналитическая справка

по итогам проведения регионального экзамена

в начальной школе в 2012 году





С.А. Бачище, заместитель начальника отдела «Психологическое сопровождение образовательного процесса»

ГБУ РЦРО


Второй год новой формой итоговой аттестации в ходе введения нового федерального государственного стандарта начального общего образования для выпускников начальной школы явился региональный экзамен.

Экзамен проводился в форме комплексной итоговой работы, которая ориентирована на стандарты второго поколения.

Цель регионального экзамена: комплексная оценка достижений выпускниками начальной школы планируемых результатов освоения программы начального общего образования на межпредметной основе.

Назначением комплексной итоговой работы было определение степени соответствия подготовки учащихся общеобразовательных учреждений по русскому языку, математике и окружающему миру и по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий» образовательному стандарту.

Содержательный материал тестов опирался на Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.


^ 1. Этап подготовки и проведения регионального экзамена в 4-х классах.


В Оренбургской области второй год проводится региональный экзамен для выпускников начальных классов в форме комплексной итоговой работы.

В целях дальнейшего формирования региональной системы оценки качества образования, систематизации и обобщения знаний обучающихся, повышения ответственности обучающихся и педагогов за результаты своего труда приказом Министерства образования Оренбургской области от 24.10.2011 г. № 01/20-1349 был утвержден состав рабочей группы по разработке контрольных измерительных материалов (демонстрационных вариантов и экзаменационных работ) для проведения регионального экзамена в 2012-2013 учебном году.

С 1 декабря по 15 декабря было организовано обсуждение рабочей группой демонстрационной версии комплексной итоговой работы для проведения регионального экзамена в 4-ых классах, целью которого стала разработка валидных, соответствующих образовательному стандарту экзаменационных материалов.

С целью корректировки модели комплексной итоговой работы была создана рабочая группа из представителей 4 муниципальных образовательных учреждений г. Оренбурга: МОУ «Начальная общеобразовательная школа №25», МОУ «Начальная общеобразовательная школа №68», Лицей №6 и МОУ «Гимназия №2»,. На общем заседании было проведено обсуждение демоверсий, в том числе и вариантов, предложенных участниками рабочей группы: определены виды и типы заданий, количество заданий, перечень проверяемых элементов содержания.

В демонстрационную версию были внесены изменения по итогам первого года проведения комплексной итоговой работы:

  • по содержанию работы;

  • по структуре работы и характеристике заданий (тип и уровень сложности);

  • по времени выполнения работы.

Уровень сложности заданий демонстрационной версии экзамена был соотнесен с программным содержанием УМК «Гармония», так как 54% школ области используют в своей практике данный комплект.

Задания экзаменационной работы были ориентированы в основном на базовый уровень освоения основных элементов содержания по таким предметам, как русский язык, литературное чтение (работа с текстовой информацией), математика и окружающий мир.


Также была проведена апробация демоверсии экзаменационной работы, в которой участвовали все образовательные учреждения области.

В ходе обсуждения экзаменационной работы из ряда территорий были получены предложения, которые были учтены при корректировке демоверсии.


^ 2. Характеристика комплексной итоговой работы в 4-х классах.


Нормативно-правовая база


Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года № 373);

  • Федеральный закон РФ «Об образовании»;

  • Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 года № 1327).

При создании модели экзаменационной работы были использованы материалы, рекомендованные для проведения итоговой оценки достижения планируемых результатов с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (книги и пособия из серии «Стандарты второго поколения»: «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» и «Планируемые результаты начального общего образования»), а также демонстрационные материалы, разработанные «Национальным агентством тестовых технологий».


^ Структура экзаменационной работы


Экзаменационная комплексная работа состоит из 30 заданий, которые нацелены на оценку способности учащихся работать с информацией, представленной в различных видах (художественные и научно-познавательные тексты, таблицы, диаграммы и др.) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам в структуру работы включены две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ.

В первой части представлены 15 заданий: 4 задания относятся к разделу «Чтение: работа с текстовой информацией» и 11 заданий – к разделу «Русский язык». Задания первой части направлены на проверку практического освоения системы языка и включают задания, связанные с чтением как видом речевой деятельности учащихся и с группой умений, обеспечивающих адекватное понимание учебного текста.

Вторая часть работы включала в себя 15 заданий, из которых 6 заданий относятся к разделу «Окружающий мир» и 9 заданий – к разделу «Математика». По сравнению с демоверсиями 2011 г. изменилось количество заданий (на 1 задание меньше в разделе «Чтение: работа с текстовой информацией» и в разделе «Математика»).

В каждой части работы были представлены задания по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий».

Используемые в работе тексты могли быть разного содержания, но содержание не должно было выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы (разнообразные учебные и практические ситуации).


^ Время выполнения и условия проведения работы


Увеличилось время на выполнение каждой части экзаменационной работы – 45 минут (в 2011 г. – 40 минут.).

Работа выполняется в два дня.


^ Используемые в работе типы заданий


В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • Задания с выбором (ВО – 21) одного ответа из четырех предложенных.

  • Задания с кратким ответом (КО – 9).


^ Уровень сложности заданий


Задания экзаменационной работы были ориентированы в основном на базовый уровень освоения основных элементов содержания по таким предметам, как русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир.

Выполнение отдельных заданий могло оцениваться разным количеством баллов в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений.

Проверка выполнения заданий осуществлялась на основе разработанных критериев. Критерии освоения учебного материала зависели от типа используемых заданий.

Принятый в практике педагогических измерений минимальный порог освоения учебного материала находится в пределах от 50 % до 65 % от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы.

По результатам выполнения комплексной работы предполагалось выстраивать профили способностей выпускников начальной школы работать с информацией и решать учебные и практические задачи с использованием знаний и умений по отдельным предметам и универсальных способов действий.


^ Проверяемые работой элементы содержания образовательного стандарта


В первой части работы были представлены основные содержательные разделы курса русского языка:

фонетика и графика;

состав слова (морфемика);

морфология;

синтаксис;

орфография и пунктуация.

Также в первую часть включены задания, контролирующие умения работать с текстовой информацией.

Вторая часть работы включала такие основные содержательные разделы курса окружающий мир, как «Человек и природа» и «Человек и общество», задания этой части были направлены на систематизирование и углубление исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях.

Входившие во вторую часть работы задания по математике были направлены на проверку освоения основных начальных математических знаний, умения решать учебные и практические задачи средствами математики.

В работе представлены такие основные содержательные разделы курса математики, как «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические величины», «Работа с данными».


^ Проверяемые умения


Содержание и структура экзаменационной работы предоставляли возможность достаточно полно проверить комплекс умений по предмету:

  • опознавательные умения,

  • классификационные умения,

  • орфографические и пунктуационные умения,

  • блок умений, связанных с чтением как видом речевой деятельности и с адекватным пониманием прочитанного.


^ 3. Анализ достижений планируемых результатов выпускников начальной школы.


В Оренбургской области в 2012 году в региональном экзамене для выпускников начальных классов в форме комплексной итоговой работы принимали участие 19460 (в 2011 г. - 18823) выпускников 4-ых классов начальной ступени обучения (97,4% от общего числа выпускников начальной школы) из 1074 общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований области.

По решению администрации и методических советов общеобразовательных учреждений по объективным причинам освобождены от итоговой аттестации в форме комплексной итоговой работы 527 выпускников начальной школы (2,6%).

Региональный экзамен в течение двух лет проведения сдавали все выпускники начальных классов в таких территориях, как Асекеевский и Первомайский районы.

Не участвовали в региональном экзамене по объективным причинам 26 учащихся из 306 выпускников Тоцкого района, 37 учащихся из 295 выпускников Акбулакского района и 45 учащихся из 282 выпускников Переволоцкого района.


Таблица 1

Основные количественные показатели регионального экзамена среди выпускников 4-х классов общеобразовательных учреждений области


Количество территорий, участвующих в апробации

Общее количество выпускников

Количество выпускников, участвующих в апробации

Количество экспертов предметных комиссий


Количество

предметных комиссий

Количество предметных подкомиссий

Перекрёстная проверка

44

19987

19460

1074

43

49

24


В проверке экзаменационных работ участвовали территориальные предметные комиссии всех муниципальных образований, в состав которых вошли 1074 учителя начальных классов.

В 11 территориях области (г. Оренбург, г. Новотроицк, г. Медногорск, Абдулинский, Александровский, Беляевский, Илекский, Кувандыкский, Первомайский. Пономаревский и Ясненский районы) в составе предметных комиссий были образованы подкомиссии. В Абдулинском и Ясненском районах было сформировано 7 предметных подкомиссий и 7 пунктов, где проводили перекрёстную проверку, в Пономаревском районе работало 6 подкомиссий, в г. Оренбурге определено 3 предметных подкомиссии, которые проводили перекрёстную проверку.

Таким образом, можно говорить, что в перечисленных выше территориях были созданы условия для проведения более объективной проверки экзаменационных работ.

В Адамовском районе проверку экзаменационных работ (332 работы) осуществляла 1 эксперт. Объективность такой проверки вызывает сомнение.

Проанализируем основные качественные показатели регионального экзамена среди выпускников начальной школы.

^ Таблица 2

Результаты комплексной оценки выпускников начальной школы



Год

Кол-во учащихся

Кол-во сдававших

Критический уровень

Допустимый уровень

Уровень выше среднего

Высокий уровень

2012 г.

19987

19460

111

1353

7204

10785




97,4% от общего кол-ва

0,6%

7%

37%

55,4%

2011 г.

19355

18823

518

1947

5211

11147







97,3% от общего кол-ва

2,8%

10,3%

27,7%

59,2%



Диаграмма 1

^ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА





Анализируя данные диаграммы 1, заметим, что 55,4 % (10785), показали высокий уровень овладения основными учебными действиями (в 2011 г. таких учащихся было на 3,8% больше).

37,0 % (7204) выпускников начальной школы показали уровень освоения основными элементами содержания образовательного стандарта начальной ступени образования выше среднего, 7,0% (1353) выпускников – допустимый уровень, и лишь 0,6 % (111) - критический уровень при выполнении комплексной итоговой работы.

В таких территориях, как г. Бугуруслан, г. Гай, г. Медногорск, Александровский, Бугурусланский, Бузулукский, Матвеевский, Новоорский, Октябрьский, Оренбургский, Ташлинский, Шарлыкский районы и ЗАТО Комаровский, не зафиксировано ни одного экзаменуемого, чей уровень освоения знаний был бы критическим.


^ Таблица 3

Территории области, имеющие экзаменуемых с критическим уровнем освоения образовательного стандарта




Территории

общее кол-во

критический уровень 0б. - 23 б.



%

допустимый уровень 24 б. - 31 б.


%

высокий

уровень 39 б. - 47 б.


%

Кваркенский

217

7

3,2

22

10,1

88

40,6

Светлинский

167

5

3,0

56

33,5

34

20,4

Илекский

274

7

2,6

41

15,0

95

34,7

Сакмарский

243

6

2,5

32

13,2

71

29,2



По результатам регионального экзамена в 4 классе выделяются территории, показавшие высокий процент выполнения работы на критическом уровне: Кваркенский - 3,2%, в Светлинском районе снизился процент до 3% (в 2011 г. – 41%).

В 10 территориях (г. Бузулук, г. Оренбург, г. Новотроицк, Абдулинском, Акбулакском, Домбаровском, Красногвардейском, Новосергиевском, Тоцком и Тюльганском районах) процент участников экзамена, показавших критический уровень освоения образовательного стандарта не превышает средний областной балл.

Выпускники, показавшие критический уровень освоения образовательного стандарта, имеют недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у выпускника начальной школы трудностей в изучении отдельных предметов в средней школе.

В 20 территориях, указанных в таблице 4, зафиксирована большая доля выпускников начальной школы с высоким и выше среднего уровнем освоения образовательного стандарта, которые имеют хорошие перспективы на будущее обучение в основной и старшей школе.

Успешно сдали экзамены в территориях: г. Оренбург - 69,8% учащихся показали высокий уровень знаний, в Новоорском районе – 65,9%, в г. Орск – 63,4%.


Таблица 4


Территории области, имеющие большой процент экзаменуемых с высоким и выше среднего уровнем освоения образовательного стандарта



Территории




^ Уровень

выше

среднего 32 б. - 38 б.


%

Высокий

уровень 39 б. - 47 б.


%

г. Бугуруслан

487

167

34,3

297

61,0

г. Оренбург

4895

1354

27,7

3419

69,8

г. Орск

2267

713

31,5

1437

63,4

г. Бузулук

823

283

34,4

503

61,1

г. Гай

389

121

31,1

251

64,5

Акбулакский

258

106

41,1

135

52,3

Александровский

166

66

39,8

88

53,0

Красногвардейский

232

95

40,9

120

51,7

Курманаевский

138

51

37,0

78

56,5

Новоорский

320

99

30,9

211

65,9

Новосергиевский

312

128

41,0

174

55,8

Октябрьский

195

71

36,4

114

58,5

Оренбургский

826

292

35,4

471

57,0

Переволоцкий

237

94

39,7

128

54,0

Северный

138

51

37,0

81

58,7

Ташлинский

255

82

32,2

159

62,4

Тоцкий

280

102

36,4

166

59,3

Тюльганский

213

90

42,3

109

51,2

Шарлыкский

181

72

39,8

101

55,8

ЗАТО Комаровский

83

24

28,9

52

62,7


^ 4. Анализ результатов регионального экзамена по предметным областям


Работа с текстовой информацией


В ходе выполнения тестовых заданий выпускники начальной школы продемонстрировали способность работать с текстовой информацией, представленной в различных видах (художественные, научно-познавательные тексты) на основе сформированных предметных знаний и умений, а также освоение универсальными учебными действиями.

Работа с текстовой информацией (часть 1 - литературное чтение, часть 2 – окружающий мир) оказалась наиболее трудной, несмотря на то, что в процессе изучения программного материала по литературному чтению уже с 1 класса формируются способности к полноценному восприятию литературного текста и умению работать с ним.


При выборе текстов (художественного, научно-популярного стилей) для осознанного восприятия и передачи смысла прочитанного учитывались следующие параметры: объем (от 70 до 150 слов); сложность содержания; язык и строение фраз; размер букв и их начертание (шрифт).

С помощью тестовых заданий по работе с текстовой информацией проверялись умения:

    • предметные умения:

      • выявлять специфику функционально-смысловых типов речи;

      • различать употребление в тексте слов для точной характеристики предметов при их сравнении;

    • универсальные учебные умения:

      • воспринимать и передавать содержание прочитанного с учетом специфики художественного текста;

      • выделять главную и существенную информацию в тексте;

      • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

      • определять авторскую позицию теста и высказывать, доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение


При выполнении раздела «Работа с текстовой информацией» первой части экзаменационной работы затруднения вызывали задания, контролирующие:

- определение принадлежности прочитанного текста к смысловому типу речи;

- определение авторской позиции в тексте.


Напомним, что работа с текстовой информацией по формированию умений, определяющих осознанность чтения, начинается с 1 класса и включает в себя:

  • работу над пониманием прочитанного с помощью вопросов по содержанию;

  • уточнение темы путём выбора более точного заголовка;

  • нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;

  • озаглавливание прочитанного;

  • работу по восстановлению деформированного картинного плана;

  • пересказ в опоре на картинный план.

Также важнейшим умением при работе с текстовой информацией является умение ребёнка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значение.

Во 2 классе продолжается работа над формированием осознанного чтения, которая включает в себя:

  • работу по выявлению в тексте слов и выражений, значение которых непонятно, по формированию осознанной потребности в выяснении смысла незнакомых слов и выражений;

  • выделение опорных (важных для понимания) слов в тексте;

  • работу над осознанием авторского и собственного отношения к персонажам;

  • работу над формированием умения формулировать тему небольшого произведения;

  • работу по выявлению смыслового и эмоционального подтекста;

  • работу по определению идеи произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

  • работу по определению главной мысли, формулированной в тексте.

В 3, 4 классах продолжается работа по выделению главного и второстепенного в более насыщенных информацией текстах, а также:

  • работа по составлению простого плана произведения;

  • работа по составлению вопросов к прочитанному тексту;

  • работу по написанию изложений и сочинений.


Русский язык


В разделе «Русский язык» первой части экзаменационной работы проверялись следующие умения:

    • различать звуки и буквы

    • характеризовать звуки русского языка и проводить звукобуквенный анализ слова;

    • разбирать по составу слова с однозначно выделенными морфемами и оценивать правильность проведения разбора слова по составу;




    • подбирать слова с однозначно выделяемыми морфемами к заданному слову из предложенного списка схем;

    • находить главные члены предложения;

    • определять части речи;

    • определять принадлежность слова к определенной части речи;

    • выделять предложения с однородными членами;

    • употреблять знаки препинания при однородных членах предложения (при однородных сказуемых);

    • правильно писать личные окончания глаголов;

    • правильно употреблять разделительный Ь в практике правописания;

    • правильно писать безударные гласные, проверяемых ударением в корне слова;

    • правильно писать падежные окончания прилагательных;

    • применять орфоэпические нормы.

Также проверялись такие универсальные учебные умения, как умение различать предложение, словосочетание, слово и устанавливать связь между словами, умение применять правила правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок и др.

К типичным ошибкам, допущенным учащимися при выполнении тестовой части раздела «Русский язык», следует отнести ошибки в:

- характеристике звуков русского языка;

- выделении предложений с однородными членами;

- правописании разделительного Ь;

- правописании личных окончаний глаголов;

- правописании падежных окончаний прилагательных.


^ Окружающий мир


Задания раздела «Окружающий мир» второй части экзаменационной работы направлены на систематизацию и углубление исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях.

В комплексной работе представлены основные содержательные разделы курса окружающий мир – «Человек и природа», «Человек и общество».

Задания раздела «Окружающий мир», проверяют освоение следующих предметных умений:

  • различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • соотносить сезонные изменения и явления природы;

  • различать государственную символику Российской Федерации;

  • соотносить конкретное историческое событие с датой;

  • соотносить конкретную дату исторического события с веком, используя при обозначении века римские цифры;

и следующих универсальных учебных умений:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • обобщать – осуществлять генерализацию и выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения существенной связи ряда;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Анализ результатов регионального экзамена показывает, что выпускники овладели на базовом уровне всеми основными и наиболее значимыми знаниями и умениями по всем разделам изучения курса «Окружающий мир». Они имеют представление о явлениях живой и неживой природы, умеют выделять их основные признаки, различать прошлое, настоящее и будущее, находить место изученных событий на «ленте времени», используя дополнительные источники информации.

Выделим те элементы содержания стандарта начального общего образования по курсу «Окружающий мир», которые недостаточно хорошо усвоены и вызвали затруднения при выполнении экзаменационной работы:

из раздела «Человек и природа»:

- различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

из раздела «Человек и общество»:

- соотносить основные (изученные) исторические события с датами.

Типичные ошибки, допускаемые выпускниками начальной школы, позволяют предположить, что учащиеся демонстрируют неглубокое знание фактологического материала по курсу «Окружающий мир».


Математика


Во второй части комплексной итоговой работы представлены основные содержательные разделы курса «Математика». Задания по математике направлены на проверку освоения основных начальных математических знаний, формирования умения решать учебные и практические задачи средствами математики.


С помощью тестовых заданий по математике проверялись следующие умения:

предметные умения:

  • распознавать последовательность чисел, составленную по заданному плану;

  • соотносить основные единицы измерения с величинами;

  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

  • выполнять арифметические действия с использованием изученных алгоритмов (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000);

  • вычислять значение числового выражения письменно (в пределах 1000000, содержащего 3-4 арифметических действия, со скобками и без скобок);

  • решать текстовые задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»;

  • вычислять площадь, периметр;

  • читать, сравнивать и обобщать информацию, представленную в форме диаграммы;

универсальные учебные умения:

  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

  • соотносить и сравнивать величины;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результатов);

  • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, используя жизненный опыт, анализировать информацию, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий представленную в текстовой форме арифметическим способом;

  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояний;

  • интерпретировать (распознавать) информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы).

Результаты комплексной итоговой работы позволили выявить элементы содержания математического образования, которые недостаточно усвоены выпускниками начальной школы, к ним относятся:

  • решение текстовых задач в 2-3 действия:

- на зависимость между величинами: скорость, время, расстояние;

- на нахождение площади, периметра прямоугольника.

Результаты регионального экзамена показывают, что базовая математическая подготовка, составляющая основу начального образования, у учащихся, принимавших участие в региональном экзамене, в целом сформирована.

Общие результаты экзамена показывают, что у школьников в недостаточной мере сформированы:

  • логическое мышление,

  • общеучебные умения (сравнение, классификация, умение анализировать информацию),

  • навыки работы с тестовыми заданиями,

  • вычислительные навыки.

Эти проблемы связаны с тем, что учителя много времени и внимания уделяют на отработку алгоритмов решения заданий стандартного характера, т.е. «натаскивают» учеников на определенные типы заданий, на определенные формулировки. В то же время на уроках недостаточно внимания уделяется решению текстовых задач, требующих применения знаний из различных разделов курса математики, недостаточно решается задач практического характера, связанных с жизненным опытом выпускников.


^ 6. Основные выводы и рекомендации


В итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего образования, приняли участие 19460 выпускников или 97,4% от общего количества выпускников (19987) 4-ых классов Оренбургской области.

На основании оценки достижения планируемых результатов выпускников начальной школы можно сделать следующие выводы:

  • 99,4% (19349) выпускников достигли опорного уровня подготовки, необходимого для продолжения образования на следующей ступени образования по всем содержательным линиям и основным разделам учебной программы;

  • 0,6 % (111) выпускников достигли критического уровня подготовки, т. е. имеют недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе.

В целом выпускники начальной школы справились с тестовыми заданиями по двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий»), поэтому можно говорить о сформированности у них отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Различия в программах, по которым велось преподавание в школах, участвовавших в региональном экзамене, не оказало значительного влияния на результаты экзамена.

Таким образом, анализ достижений планируемых результатов выпускников начальной школы позволяет сделать вывод о том, преподавание на начальной ступени образования в школах области в основном соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Анализ результатов регионального экзамена также позволяет выделить общие тенденции в школьном преподавании:

- у учащихся сформированы основные знания и умения, необходимые для продолжения образования в основной школе:

    • умения учебно-познавательные и предметно-практические;

    • коммуникативные и информационные умения;

    • система знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах.

- основные затруднения при выполнении экзаменационной работы превалировали при выполнении заданий следующих разделов:

по русскому языку:

фонетика,

синтаксис,

орфография;

работа с текстовой информацией;

по математике:

работа с текстовыми задачами,

геометрические величины;

по окружающему миру:

человек и природа (различие явлений живой и неживой природы; соотношение сезонных изменений и явлений природы);

человек и общество (соотношение основных (изученных) исторических событий с датами).

На основе проведенного анализа были составлены следующие ниже рекомендации.

В целях эффективной подготовки учащихся к экзамену в форме комплексной работы на уроках русского языка считаем необходимым:

- проводить на уроках систематическую работу с текстами различных стилей (художественного, научно-популярного и публицистического и т. д.);

- формировать у школьников такие виды чтения, как: просмотровое (ознакомительное), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации;

- учить понимать, анализировать, интерпретировать текст в знакомой и незнакомой познавательных ситуациях;

- расширять диапазон текстов и заданий к ним на уроках по гуманитарным дисциплинам;

- использовать межпредметные связи при работе с текстом;

- усилить работу по изучению синтаксиса;

- усилить работу по систематизации и обобщению орфографических навыков на уроках русского языка;

- систематически использовать на уроках гуманитарных дисциплин работу со справочной литературой;

- на уроках русского языка особое внимание уделять работе над созданием самостоятельных письменных высказываний учащихся, работе над композиционным построением сочинений различных функционально-смысловых типов речи;

- развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

При изучении курса «Окружающий мир» рекомендуем:

- включать задания, формирующие понятийный аппарат учащихся при повторении каждого раздела;

  • учить учащихся ориентироваться в потоке поступающей информации (знание географической номенклатуры, основных фактов, основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями);

  • использовать проблемные методы обучения, позволяющие учащимся применять полученные знания в новой ситуации при изучении нового материала чаще;

  • систематически использовать на уроках задания, связанные с объяснением событий в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний.

С учетом выявленных пробелов в математической подготовке школьников, на уроках математики следует более тщательно подходить к обучению учащихся решению текстовых задач в 2-3 действия: на зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; на нахождение площади, периметра прямоугольника.


Руководителям муниципальных методических служб предлагается:

  • обсудить данные аналитические материалы на заседаниях методических объединений учителей начальных классов;

  • совершенствовать работу методических объединений учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС и новых форм проведения итоговой аттестации;

  • выявить причины недостатков в подготовке учащихся и продумать пути и средства их устранения;

  • в рамках подготовки к проведению итоговой аттестации систематически проводить пробные комплексные проверочные работы в соответствии с новым ФГОС;

  • организовать обмен опытом работы учителей, методистов по подготовке к проведению новой формы экзамена.

Для более эффективной работы по организации экзамена и проверки экзаменационных работ выделим ряд рекомендаций по организации экзаменационной процедуры и работы предметных комиссий:

- заранее создать муниципальные базы данных экспертов предметных комиссий;

- организовать предварительный инструктаж и тренинг членов предметной комиссии по вопросам проверки экзаменационных работ.

Администрации образовательного учреждения необходимо:

  • обеспечить проведение анализа итогов экзамена в соответствии с разработанными критериями. Этот анализ будет способствовать планированию управленческих действий, направленных на повышение качества планируемых результатов как основы системы оценки достижений требований стандарта.

  • усилить контроль за преподаванием в начальной школе по формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных).

На уровне городских (районных) и школьных методических объединений необходимо:

  • проанализировать результаты экзамена по оценке достижений планируемых результатов;

  • составить план подготовки выпускников к итоговой аттестации в 2013 году;

  • на основании выявленных недочетов в подготовке выпускников необходимо составить методические рекомендации по их устранению;

  • на заседаниях методических объединений начальных классов продолжить знакомство педагогов с нормативно-правовыми, организационными, содержательными особенностями экзамена; осуществлять знакомство с критериями оценивания работ выпускников; осуществлять разбор наиболее сложных заданий, предлагавшихся в рамках экзамена.

Учителям начальных классов необходимо:

  • при годовом планировании уроков отводить достаточное количество времени на организацию повторения материала начальной школы;

  • при проведении текущих и итоговых проверок знаний учащихся чаще использовать материалы и инструментарий, используемые в рамках новой формы проведения экзамена;

  • совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности для организации индивидуального и дифференцированного обучения школьников;

  • продумать систему работы со школьниками, имеющими разный уровень подготовки;

  • чаще использовать тестовые технологии при организации обучения;

  • изыскивать возможности для осуществления дополнительной подготовки выпускников через систему уроков;

  • активнее использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении учебных занятий и при подготовке к экзамену.

  • перенести акцент от знаний к оценке достижений планируемых результатов и овладения универсальными учебными действиями;

  • составить открытый перечень требований к подготовке учащихся и образцы заданий, конкретизирующих эти требования, с целью знакомства всех категорий выпускников с особенностями содержания проверки;

  • больше внимания уделять не только отработке стандартных алгоритмов решения задач, но и формированию умений применять знания для решения задач в несколько измененной или новой для ученика ситуации; чаще использовать задачи практического содержания;

  • больше внимания уделять развитию общеучебных умений и навыков учащихся: умение находить и анализировать информацию, умение работать с различными источниками информации; умение найти более рациональный способ решения, умение осуществлять самоконтроль при решении примеров и задач;

  • больше внимания уделять развитию самостоятельности мышления учащихся, что будет способствовать формированию умений решать задачи и, в конечном итоге, повышению качества математического образования;

  • при подготовке к экзамену обязательно изучить демоверсию и планировать повторение с учетом наиболее сложных тем;

  • познакомить школьников с критериями оценивания экзаменационных работ в рамках новой формы итоговой аттестации.

Таким образом, подводя итоги экзамена, отметим следующее, что муниципалитетами проводилась серьезная и трудоемкая работа по организации и выстраиванию учебного процесса в ходе подготовки к региональному обязательному экзамену для достижений планируемых результатов, отвечающих общей идеологии стандарта.




Похожие:

Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconАналитическая справка по результатам пробного регионального экзамена математика 7 класс за 2011-2012 год

Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconАналитическая справка по итогам региональных экзаменов в 4-х, 7-х, 8-х классах мбоу «Джарлинская оош» в 2011-2012 учебном году. Во исполнение приказа мку «Отдел образования администрации муниципального образования «Адамовский район»
Аналитическая справка по итогам региональных экзаменов в 4-х, 7-х, 8-х классах мбоу «Джарлинская оош» в 2011-2012 учебном году
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconИнформационно-аналитическая справка о результативности проведения комплексной работы в 4классе за курс начальной школы
Тюльганского района от 13. 05. 2013 №105 «Об организации и проведении регионального экзамена для учащихся 4, 7, 8-х классов общеобразовательных...
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconАналитическая справка о состоянии качества образования по результатам I полугодия основной и старшей школы
Качество знаний в первом полугодии – 35. 0 %. В 2011-2012 учебном году по итогам 1 полугодия качество знаний составило 31. 0%. По...
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconАналитическая справка об итогах муниципального этапа и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году

Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconПриложение к приказу №149 от 08. 11. 2012 Аналитическая справка
«О проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году», в целях...
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconПлан подготовки к региональным экзаменам по русскому языку и математике в 7, 8 классах и комплексной работе в 4 классе в 2012-2013 учебном году мбоу «Калининская оош»
Информирование обучающихся 7,8 классов, выпускников начальной школы, родителей по вопросам подготовки и проведения регионального...
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению экзамена в новой форме в пунктах проведения экзамена в 2012 году Хабаровск 2012
Порядок проведения экзаменов в пунктах проведения экзамена в период государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших...
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconАналитическая справка по работе мо учителей начальных классов в 2012-2013 учебном году
Мельников Юра с работой «Что случилось с черёмухой» занял 1 место. Стала победителем приоритетного национального проекта образования....
Аналитическая справка по итогам проведения регионального экзамена в начальной школе в 2012 году iconИнформационно-аналитическая справка о результатах работы моу «Частоозерская сош» по итогам 1 четверти 2011-2012. От 11. 2011 г
Справка составлена на основе анализа отчётов учителей оу за первую четверть по направлениям
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы