«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» icon

«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку»



Название«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку»
Дата конвертации25.09.2012
Размер376.16 Kb.
ТипМатериалы для подготовки
источник

МБОУ «Подсосенская средняя общеобразовательная школа»


Материалы на районный конкурс

«Мой педагогический опыт»

«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате ЕГЭ»

Номинация

«Учебно-дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку»


Учитель русского языка и литературы

Андронова А. В.


2011 год


Пояснительная записка

Каким бы лёгким не было задание ЕГЭ по русскому языку, всегда найдутся выпускники, испытывающие трудности при его выполнении. Задания части В – это те задания, без успешного выполнения которых выпускник не получит высокую оценку.

Задание В4 нацелено на разграничение односоставных и двусоставных предложений, на поиск заданных конструкций в тексте. Аттестуемым предлагается найти в отрывке из текста или в составе сложного предложения простые односоставные предложения разных видов. Ошибки, возникающие при выполнении этого задания, сводятся к неумению обнаружить односоставные предложения или к неправильному определению их видов.

Проанализировав тридцать типовых вариантов экзаменационных работ 2011 года под редакцией И. П. Цыбулько, я обнаружила, что в большинстве из них задание В4 нацелено на поиск безличных предложений.

Односоставные безличные предложения вызывают затруднения и у школьников, и у студентов. Трудности вызваны многообразием форм выражения безличности и разнообразием значений. Иногда аттестуемые ошибочно принимают винительный падеж за именительный, а односоставное безличное предложение – за двусоставное.

С любым языковым явлением мы работаем систематически, на протяжении многих лет. Важно, чтобы ученики умели различать личные и безличные глаголы, имели понятие о безличных предложениях, умели различать безличные глагольные и именные предложения, знали способы выражения главного члена в предложениях названной конструкции, их семантику. Стараюсь научить школьников опознавать безличные предложения в тексте по отсутствию и невозможности использования подлежащего, помогаю понять, что они являются ярким экспрессивным средством русского синтаксиса, выработать навыки употребления безличных предложений в собственных высказываниях.

Для достижения этих целей использую отдельные приёмы и методы авторской методики Г.А. Бакулиной «Обучение русскому языку средствами субъективизации». Субъективизация предполагает непосредственное, активное и осознанное участие школьников в организации и проведении учебного процесса. Школьники самостоятельно определяют и формулируют тему и образовательную цель урока, составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям, приобретают новые знания в процессе интенсивной интеллектуальной деятельности, степень сложности которой постепенно увеличивается. На некоторых этапах урока создаю занимательную поисковую ситуацию. Она даёт возможность учащимся повысить уровень языковых знаний, умений и навыков по изучаемой теме в процессе решения лингвистических задач, способствует развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления школьников, повышению речевой активности.

Для усвоения теоретического материала организую работу с таблицами, схемами, алгоритмами, памятками, составленными совместно с учащимися и используемыми в дальнейшем для закрепления изученного. Не забываю и о средствах учебника. Эффективным является такой вид деятельности, как преобразование самостоятельно прочитанного материала в таблицу.

Для работы с безличными предложениями использую дифференцированные задания уровней А, В, С, тестовые технологии. Предложения данной конструкции служат прекрасным материалом для диктантов по памяти, взаимодиктантов, самодиктантов, изложений-миниатюр, сочинений-миниатюр, сочинений по картине, синтаксических разминок. Используются и такие виды работы, как анализ текста, исследования (что позволяет интегрировать учебные дисциплины), элементы занимательности. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.


.


^ Упражнение для работы в парах.

Прочитайте предложения. Расположите их по порядку. Если вы правильно выполните работу, прочтёте поэтические строки

^ Валентина Берестова.

И вдруг стемнело.

День настал.

Снег ложится белый-белый.

Свет зажгли.

Отчего же так темно?

Глядим в окно.

^ На какие две группы можно разделить эти предложения?

Назовите в одном односоставном предложении глагол, обозначающий действие, происходящее само по себе, без действующего лица.

^ Как называются такие глаголы ?

Составьте и запишите определение безличного глагола в тетрадь.

Безличные глаголы – это…

Попробуйте изменить по лицам глаголы: вечереет, рассвело, смеркалось, хочется.

Получилось?


^ Диагностический тест

В каких предложениях есть безличные глаголы?

Вариант 1

  1. В воздухе пахло резедой и цветами белых акаций. (И.Тургенев)

  2. Уже вечерело: тени сгущались и лиловели, по кустам разносилось предсумеречное оживление птиц. (А.Фадеев)

  3. Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана. (И.Бунин)

  4. Свежо предание, а верится с трудом. (А.Грибоедов)

  5. Мне нездоровится что-то, голова у меня болит. (А.Островский)

  6. Вот красной звёздочкой, среди тёмных садов, загорелся огонь (И.Бунин)

Вариант 2

  1. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом, ветром. (И.Бунин)

  2. Пахло отцветающей черёмухой и влажным зноем зелени. (В.Распутин)

  3. Всё шло хорошо. (В.Распутин)

  4. В ушах гудело от воя ветра в этих огромных крыльях. (Н.Сладков)

  5. Всюду веяло могучей любовью, исходящей от роста живых существ, рождённых землёю. (М.Пришвин)

  6. Тёмные южные сумерки неясной дымкой смягчают вечернюю синеву глубокой долины. (И. Бунин)



^ Упражнение для самостоятельной работы

Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте справку. Сформулируйте задание к упражнению.

^ Безличные глаголы

во фразеологических оборотах




Отсутствуют

Имеются

^ В самом деле




Голова болит




Хорошенькое дело




^ Пара пустяков




Пот прошибает






Справка: кидает в холод, раз плюнуть, иметь голову на плечах, бросает в жар и в холод, хватает с неба звёзды, нечего сказать, что и говорить, бросает в дрожь.


^ Виды предложений




Односоставные

Личные




^ Двусоставные предложения

Безличные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

1.Есть сказуемое

и

есть подлежащее.

Люблю отчизну я



1.Есть сказуемое

и

нет и не может быть подлежащего.

2.Сказуемое может быть выражено:

1.безличным глаголом

(Мне не здоровится.)

  1. оСловами нет, не было, нету

(Но нету чудес…)

  1. нНезависимым инфинитивом

(Быть бычку на верёвочке.)

  1. ССловом состояния

(В лесу было тихо.)

  1. ЛЛичным глаголом в безличном значении

(Пахнет сеном над лугами.)

  1. ККраткой формой страдательного причастия

(Как много прожито на свете)

1.Есть сказуемое

и

нет подлежащего.

2.В окончании сказуемого «живёт» определённое подлежащее.

(Люблю дымок спалённой жнивы…)



1.Есть сказуемое

и

нет подлежащего.

2.В окончании сказуемого «живёт» неопределённое подлежащее.

3.Действие выполняет кто-то (мы, или вы, или они…)

(Открыли окно…)

Кто-то выполнил действие: мы, вы, они …


Обобщённо-личные

Назывные


Характерны для пословиц и афоризмов.

(Любишь кататься – люби и саночки возить.)

(Соловья баснями не кормят.)

Относительность времени: действие может быть отнесено к любому периоду и к любому лицу.

(Победителей не судят.)

1.Есть подлежащее

и

нет сказуемого.

2.Подлежащее может быть выражено именем существительным в именительном падеже.

( Город. Зимнее небо.

Тьма. Пролёты ворот)


Алгоритм

Как определить тип простого предложения




Нет

Внимательно прочитайте монолог одного из односоставных предложений. О каком предложении идёт речь? Выпишите все предложения данной конструкции. Составьте грамматический рассказ об этих предложениях.

Сказуемое! Всё вертится вокруг него! Если есть сказуемое, то можно рассказать обо всём на свете. Собирать сказуемые – это моё хобби. Ни один тип предложений не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастать я. Собирать её мне помогли и инфинитивы, и слова состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые специально ради меня принимают значение безличных. Есть в моей коллекции одно совсем особенное слово с неуживчивым и нетерпимым характером – я говорю, конечно, о слове нет. Это уникальный экземпляр.

Иметь сказуемое очень выгодно – сразу приобретаешь столько знакомых! Обстоятельства всех типов и дополнения просто как магнитом притягиваются, а у многих из них есть свои определения. Так что возможности просто неисчерпаемые! И значений у меня столько, что есть из чего выбирать. Я и выбираю – смотря по настроению.

Выбрав значение, долго и не спеша перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне по-настоящему передать чьё-нибудь состояние – пожалуйста, могу, есть у меня сказуемые слова-состояния. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. «Молчать!» - говорю. Или: «Не входить!». Нужно ведь иногда одному побыть. А бывает, такая тоска-печаль найдёт, что попросишь другой инфинитив поработать сказуемым, да и скажешь с чувством: «Э-эх, не найти мне счастья!» А отрицательное слово нет возьмёт и поддакнет: «Нет в жизни счастья, нет…» Тут я, бывало, вспомню, как меня любят, почувствую себя полезным и нужным и как крикну ? предложениями: «Хватит ныть! Нельзя портить всем настроение!» И опять – за работу. А работы у меня всегда хватает. И это тоже ? предложение.

Есть только одна вещь на свете, которой я не могу, пробовало, но не получается. Действующее, активное лицо не могу назвать. А иногда ведь именно того и хочется, чего не умеешь.

Ради этого активного лица попросило я как-то одного восьмиклассника: «Переделай-ка ты меня в двусоставное предложение. Ну придумай что-нибудь, какое-нибудь самое завалящее подлежащее, которое никто не берёт». Он попробовал. И так меня крутил и этак – до сих пор все косточки болят! Так ничего и не вышло. Но я и из этого случая пользу извлекло: на ошибках учатся. Вот я и учу теперь всех подряд: не можешь вставить подлежащее – радуйся! Значит, у тебя самое прекрасное предложение получилось - ?

(О.Соболева)


^ Работа с таблицей

Преобразуйте материал, прочитанный в учебнике, в таблицу.

Прочитайте предложения. Можно ли в них обнаружить действующее лицо или предмет?

Сформулируйте задание к упражнению.

1.Осенью быстро смеркается. 2.Ночью холодом веет с земли. (А.Блок)

3.Мне жутко с песней грозовой. (А.Блок) 4.Нет конца лесным тропинкам. (А.Блок) 5.Далеко ещё до первых зимних бурь… (Ф.Тютчев) 6.Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.Чехов)


Безличные предложения


Образец

(примеры из учебника)

Форма выражения главного члена – сказуемого

Примеры

1. Нездоровится.

(Нездоровилось.)

Знобит. (Знобило)

Безличный глагол: 3-е л., ед.ч., наст. (буд.) вр.;

ед.ч., ср.р. прош. вр.




2.^ Веет ветерком

(ср.: веет ветерок)


Понаехало гостей

(ср.: Гости понаехали)

Личный глагол в значении безличного: 3-е л., ед.ч., наст. (буд.) вр.;

ед.ч., ср.р., прош. вр.




3.^ Эту дверь не открыть

Инфинитив




4.На озеро Ивану так и не пришлось съездить.

Нельзя пренебрегать своими обязанностями.

Инфинитив + безличная

форма вспом. глагола.

^ Можно, нельзя, нужно

и под. + безл. форма связки (или без неё)




5.Было жарко.

Об экзаменах сообщено.

Наречие или кр. страд. прич.

в ср.р. + быть в безл. форме

(или без него)




6.^ Семьи у него нет.

Не оказалось и друзей

Слова нет, не было, не будет, не окажется, не вышло и др.






Укажите номера предложений, в которых

1. Действие происходит помимо самого «деятеля».

2. При принципиальном отсутствии «деятеля».

1.На дворе ещё чуть серело. 2.Ей стало легче. 3.Не пропадать же коммерческому делу. 4.А их нельзя разве читать в другие дни? 5.Вымысла в настоящем рассказе нет нисколько. 6.Было ещё холодно, особенно перед зарёю, по утрам, а кому спать хочется, тому ещё холоднее кажется. (Н.Лесков)

Сформулируйте задание к упражнению.


Безличные предложения выражают

внутреннее состояние человека




состояние окружающей среды или природы




отрицание, отсутствие чего-либо




необходимость или неизбежность

чего-либо




разрешение или запрещение чего-либо





^ Объедините предложения одного вида. Выделите в них грамматическую основу. Дайте полную характеристику составленным группам.

Напишите оставшееся предложение. Выделите в нём грамматическую основу. Определите, какой формой глагола выражено сказуемое в этом предложении и сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Возле этой осинки летом стог поставили. (М.Пришвин)

Пахнет мятой и резедой.

В этой комнатке, тёплом углу поглядим на октябрьскую мглу. (А.Блок)

В семье много пели, играли на рояле. (К.Паустовский(

Старайся дать уму как можно больше пищи. (Л.Толстой)


^ На основании выделенной грамматической основы скажите, к какой группе относятся безличные предложения: односоставным или двусоставным?

Мы установили, что в безличных предложениях нет подлежащего. А может ли оно быть? На основании наших рассуждений составьте определение безличных предложений. Сравните его с определением, данным в учебнике. Выучите определение. Запишите в тетрадь определение по памяти.


^ Упражнения для закрепления изученного

Заполните правую сторону таблицы, сделайте вывод о способах выражения сказуемого в безличном предложении.


^ Способы выражения сказуемого в безличных предложениях



Простое глагольное сказуемое





1.Пахнет мятой и резедой.




2.Уже светает.




3. Хозяев уже не было.




4. У меня нет времени.




5. Нам не забыть этих мест.





^ Составное глагольное сказуемое





Алексею пришлось крепко подумать.





^ Составное именное сказуемое





Вдруг стало пасмурно.




В тетради правильно написано.





^ Прочитайте предложения. Определите их вид. Выделите грамматическую основу. Напишите предложения в той последовательности, которая приведена в таблице.

От радости в зобу дыханье спёрло. (И.Крылов)

Темнеет, море заволакивает туманом.

Как много думано, исполнено так мало. (Б.Брюсов)

Не сносить вам головы.

Солнца на небе не было.

Дождём продолжало засыпать тайгу.


^ Прочитайте предложения и образец.

Сформулируйте задания к упражнению.

Приятно пахло свежее сено,

Быстрое течение реки отнесло нас в сторону.

Больной не спал всю ночь.

Дождь размыл дороги.

Я не хочу спать.

Надвигался вечер.

На улице стоит жара.

Улица светла.

Свет в душе. безл. ф. лич. гл.

Образец: Поля темнели. – В полях темнело.


^ Прочитайте текст. Обратите внимание на схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они о чём-то болтали, смеялись. Увидев меня, тотчас замолкли, торопливо подправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы..

^ Я уже готов был обидеться. Однако девушки, едва поравнявшись со мной, остановились и обе сразу улыбнулись мне застенчиво и легко. Я даже растерялся.

- Спасибо вам, - сказали девушки.

- За что?

- За то, что вы встретились нам с этими цветами.

^ Девушки вдруг бросились бежать.

На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка.

- Ой, милок! И до чего же это чудесно, что ты мне встретился на пути.

^ Только в деревне загадка разъяснилась.

- Это вы нашли редкий цветок, - сказал мне садовод-любитель. – Называется «приточная трава». Есть такое поверье, будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям – спокойную старость. И вообще приносит счастье.

(По К.Паустовскому)




Б



О - Л


Задания для дифференцированного контроля знаний

А

Распределите предложения по группам. В первую группу выпишите односоставные определённо-личные, во вторую – неопределённо-личные, в третью – безличные, в четвёртую – двусоставные, в пятую - назывные односоставные предложения.

^ Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Пр…ходиш… уп…раеш…ся локтями в стол и лом…ш… себе голову: чем (бы) таким занят…ся что(бы) время прошло?

  2. Ко(р,рр)идоры пусты и чисты.

  3. Вхожу н…лепая и ро…кая.

  4. Розовые стены в окне коло(н,нн) и снег.

  5. Черпают уполовн…ком прямо из котла.

  6. Иду на фонарь.

  7. Выб…ины провалы обвалы.

  8. Пахн…т сыростью и Бониваром.

  9. Выпускают парт…ями: по десять человек.

  10. Ноч…вать мне (с,з)десь нельзя.

( По М.Цветаевой)

Подчеркните грамматические основы.


В

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания

Было тепло и (с)низу подн…мался слабый запах масл…(н,нн)ой краски исходившей от жест…ной крыши пр…стройки покраш…(н,нной) несколько лет назад. Ещё пахло мазутом и щами – (то)же совсем (не)сильно. Слышно было как вдали орут дети и ржут лошади но казалось что это не пр…родные звуки а прокруч…ваемая (где)то магнн…тофонная запись – наверно потому к…залось что (н…)чего одушевлённого вокруг не было, кроме неподвижного голубя на подоконнике через несколько окон.

(В.Пелевин)

^ 2. Найдите односоставные безличные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.

3. Выполните синтаксический разбор первого сложного предложения текста.


С

^ 1.Выпишите глагольные формы, которые не могут быть главными членами безличных предложений.

Пахну, пах, пахли, пахнет, пахло, пахла, пахни, пах бы, пахнете,

пахнуть.

^ 2.С остальными глаголами составьте безличные предложения.

3. Сочините фантастический рассказ на свободную тему. Включите в рассказ диалог. Употребите безличные односоставные предложения и подчеркните в них грамматическую основу. Используйте изобразительно-выразительные средства.


^ Алгоритм определения типов односоставных предложений





Работа с текстом

Прочитайте выразительно текст Сергея Залыгина.

Дорога. Поле. Лес. Сворачиваю к роднику. Сажусь возле ( не)высокого обомшелого сруба. Когда(то) здесь р..сли высокие кедры. Поз..нее кедровник начисто срубили.

В лесу тихо, тепло и таинственно. Поэтому чу..ствуеш.. себя как-то особенно и (не)зам..чаешь т.чения врем..ни.

К вечеру холода..т. Надо возвращаться домой.

^ Какие предложения по наличию главных членов встречаются в данном тесте?

Пользуясь алгоритмом, найдите односоставные предложения, определите их тип, укажите, чем выражен главный член этих предложений. Запишите эти предложения в тетрадь в следующем порядке: 1. Определённо-личные. 2. Неопределённо-личные. 3. Безличные. 4. Назывные.


Прочитайте фрагменты из повести Пушкина «Дубровский».

Найдите и выпишите односоставные безличные предложения.

Молодой человек заговорил с проезжим по-французски.

- Куда изволите вы ехать? – спросил он его.

- В ближний город, - отвечал француз, - оттуда отправлюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учители. Я думал сегодня быть уже на месте, но г-н смотритель, кажется, судил иначе. В этой земле трудно достать лошадей, г-н офицер.


Офицер воротился.

- Я было забыл самое важное. Дайте мне честное слово, что всё это останется между нами, честное ваше слово.

- Честное моё слово, - отвечал француз. – Но мои бумаги, что мне делать без них?

- В первом городе объявите, что вы были ограблены Дубровским. Вам поверят и дадут нужные свидетельства.


^ Какое интонационное членение вы предложите для чтения следующих строк из произведений А. С. Пушкина. Выпишите из отрывков безличные предложения.


Кая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

В домах всё тёмно. У ворот

Затворы с тяжкими замками.


Мороз и солнце! День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный?


Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук её за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой…


Всё было просто: пол дубовый.

Два шкафа, стол, диван пуховый, нигде ни пятнышка чернил.


^ Отредактируйте текст, устранив однообразие синтаксических конструкций. Используйте безличные предложения.

Я люблю осень. Особенно я люблю листопад. В ясный тёплый день я иду по дорожке, усыпанной красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. Листья мягко шуршат под ногами. Я не могу оторвать глаз от роскошно расцвеченных клёнов, берёз, боярышника. Очень хочется зарисовать всё это, но знаю, что не смогу верно подобрать краски. И я жалею, что осень скоро кончится и эта красота исчезнет.


^ Какой структуры предложение содержится в заголовке рассказа

А. П. Чехова «Спать хочется»? Докажите, что предложения данной структуры являются доминантой рассказа. Какова их роль в тексте рассказа?

^ Сформулируйте задание к упражнению.

Ключевая мысль рассказа,

объяснение трагического конца в истории тринадцатилетней няньки




Внешние причины преступления




Неодолимость состояния героини




Социальная и психологическая характеристика обстановки, где страдает ребёнок




Физическое состояние измученной Варьки




Описание зыбких сновидений, «туманных грёз» Варьки




Жестокая эксплуатация девочки, её трудовой день






^ Результаты заполнения таблицы учащимися


Ключевая мысль рассказа,

объяснение трагического конца в истории тринадцатилетней няньки

«А Варьке хочется спать, спать нельзя», «...Варьке страстно хочется спать», «Когда бегаешь или ходишь, спать уже не так хочется», «А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется!» «Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать».

Внешние причины преступления

: «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется»

Неодолимость состояния героини

«Спать хочется»

Социальная и психологическая характеристика обстановки, где страдает ребёнок

«Душно», «А спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее», «В соседней комнате, за дверью, похрапывает хозяин и подмастерье Афанасий... Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет - и все это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься спать»

Физическое состояние измученной Варьки

«...голову тянет вниз...», «Спать, спать!», «...хорошо бы сунуть голову в большую калошу и подремать в ней немножко...», «Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу...», «Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить», «Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам», «Убить ребенка, а потом спать, спать, спать...».


Описание зыбких сновидений, «туманных грёз» Варьки

«Люди с котомками на спинах в тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать»

Жестокая эксплуатация девочки, её трудовой день

«- Варька, затопи печку! - раздается за дверью голос хозяина. Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами... Она приносит дрова, топит печь...», «Работы много, нет ни одной минуты свободной»


Безличное предложение, содержащееся в самом заголовке, несет в себе ключевую мысль рассказа, объяснение трагического конца в истории тринадцатилетней няньки. Такие предложения пронизывают весь рассказ «Спать хочется». Безличное предложение «Спать хочется» подчеркивает неодолимость состояния героини. Предложение повторяется много раз, помогая понять, что истощение девочки достигло опасного предела: повалиться на пол и спать. Чехов ярко показывает нам обстановку, где страдает беззащитный ребенок.


^ Заполните таблицу примерами безличных предложений из миниатюр

В. П. Астафьева.


Способы выражения сказуемого

Примеры

Безличным глаголом

Мне с детства повезло. Очень повезло. Литературе обучал меня странный и умный человек. («Больше жизни»)

Думается в основном о конце света. («Приветное слово»)


Личным глаголом в безличном значении

Каплет с черемух. («Какое сырое утро!»)

Завыло, запело вдали густо, пронзительно. («Последний осколок»)

Еще жидкую и нестойкую рожь на взгорьях прижало к земле. («Сильный колос»)

Тонкий лед отмыло от берегов, и копны озерной травы плавали в промытых лунках. («Слякотная осень»)


Инфинитивом

Но клеща в эту пору не убить. («И милосердия...»)

Идти дальше некуда. («Раньше здесь звонил колокол»)

Слов не понять. («Печаль веков»)


Словом категории состояния на - о (предикативным наречием)


За окном мутно. («Какое сырое утро»)

На душе было легко и грустно. («Источник»)

Не работалось, тревожно на сердце было, и от одиночества я часто ходил к обрыву, смотрел на реку, на горы. («Самый памятный гонорар»)

Тоскливо мужику. («Герань на снегу»)


Сочетанием глагола или слова категории состояния на - о с инфинитивом

Однако надо было разводить костер. («Летняя гроза»)

Не часто приходится просыпаться от тишины. («Земля просыпается»)

О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно и занятно. («Осенью на вырубке)



Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

Пора уж разводить костер и варить уху. («Ах ты, ноченька»)


Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание

Покоя тоже нет и не будет его до первого листа. («Он живой!»)

Не стало гармонии. («Паутина»)

В небе ни одного облачка. («Ах ты, ноченька»)



Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

В номере было накурено. («Старая, старая история»)




^ С какой целью В. П. Астафьев использует безличные предложения?

В. П. Астафьев использует безличные предложения для выразительности. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. Безличными предложениями писатель характеризует состояние человека. Часто предложения данной конструкции Астафьев использует для пейзажных зарисовок, описания обстановки, где происходит действие, для выражения различных модальных оттенков – необходимости, долженствования, возможности и т.п. Безличные предложения позволяют передать субъективное восприятие действительности, смягчая при этом категоричность высказывания, делая повествование более лиричным. ( Ср.: И я хочу сказать – Мне хочется сказать.) С помощью безличных предложений действию иногда придаётся оттенок стихийности. Безличные предложения, в которых сказуемые выражены независимым инфинитивом, имеют значения волеизъявления или невозможности осуществления


^ Для диктантов по памяти, самодиктантов, изложений-миниатюр

Из произведений И. А. Бунина

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.


Ночью буря бушевала.

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.


И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Помолчите минутку, не шепчитесь, закройте глаза… Ах, какая тишина вековечная, господняя! Чувствуете, как слепит, печёт, радует? Слышите, как пахнет… А, главное, как слова-то свои ценишь, когда глаза прикрыты! Говоришь – и сам себя слушаешь, и всё хочется получше сказать, поглубже.

(«Аглая»)


Тихо, темно, на деревне поют петухи. Выглянула из окошечка сидевшая под ним, в тёмном небе, хозяйка, послушала, помолчала. Потом негромко, подавляя приятный зевок:

- Что ж это вы, барин, не спите? И уж не рано, петухи опевают ночь…

(«Петухи»)

Ещё ночь, глухо и снежно. В тёмном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью, когда вышел на крыльцо. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи.

…Поля очень белы, их белизна, сливаясь с бледно-серым небом, погружает в оцепенение. Вдали всё смутно, зыбко. Черно сереют инеем леса.

(«Последняя весна»)

Нынче жарко, парит, на дворе тепло пахнет разогретой муравой, из-за ярко-зелёных вершин сада ослепительно белеют великолепно круглящиеся облака. («Божье древо»)

Погоду сглазили, нынче весь день льёт. Началось ещё со вчерашнего вечера. («Божье древо»)

Вчера, как только стемнело, на баке «Юнона» подняли большой электрический фонарь, целое солнце, и далеко ударил в темноту впереди белый слепящий свет. («Воды многие»)

А чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды. Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами. Тогда встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! («Антоновские яблоки»)


^ Из произведений русских поэтов и писателей

Не было в русском пейзаже даже самой малой малости, которую бы не заметил и не описал Бунин. (К. Г. Паустовский)

О запахах в стихах и прозе Бунина стоило бы написать отдельно и подробно – они играют исключительную роль среди других его средств распознавания, живописания мира сущего, места и времени, социальной принадлежности и характера изображаемых людей. (А.Т.Твардовский)


^ Проведите самодиктовку. Подчеркните грамматические основы в безличных предложениях. Какова их роль?

Потянет из усадьбы запахом дыма, жилья.

И вот ещё запах: в саду костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. («Антоновские яблоки»)

А в долине - затишье, светло от орешника яркого,

И по светлой долине лесной

Тянет гарью сухой от костра распалённого, жаркого

Развевается дым голубой.


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить (Ф.Тютчев)


И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе. (Ф.Тютчев)


Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе! (Ф.Тютчев)


Будущего недостаточно.

Старого, нового мало.

Надо, чтоб ёлкою святочной

Вечность средь комнаты стала. (Б. Пастернак)


^ Прочитайте стихотворение И.Ф. Анненского. Расставьте в нём знаки препинания. Подчеркните безличные части сложных предложений.

Среди миров в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Её любил

А потому что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело

Я у Неё одной ищу ответа

Не потому что от Неё светло

А потому что с ней не надо света.

^ Запомните эти строчки и запишите по памяти, а потом проверьте себя по книге.


Постройте предложения. Определите способы выражения сказуемого.

^ Выучите цитаты для сочинения.

много не читать следует но многое (Тацит, римский историк)

предела человечество стой развитию себе довольно человечества нет и никогда не скажет (В. Г. Белинский, литературный критик)

судьба карьеры есть поэта нет поэта (С. Я. Маршак)

жить человеку как нельзя родины без нельзя сердца без жить

(К. Г. Паустовский)

смелостью чтобы нужно собой большой самим решиться обладать быть

(Э. Делакруа, французский живописец)

Войну нельзя разжалобить. (Л. М. Леонов, писатель)


Тестовые задания


Мини-тест

^ 1.Какое предложение не является безличным?

  1. Мне холодно и страшно

  2. Жизнь хороша.

  3. Жить хорошо.

  4. Кругом сыро и грязно.

^ 2. В каком сложном предложении обе части являются безличными предложениями?

  1. Ах, няня, няня, я тоскую; мне тошно, милая моя… (А.Пушкин)

  2. Прошло несколько дней, но не случилось ничего достопримечательного. (А.Пушкин)

  3. Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плёса был холодный, злой.

(А.Чехов)

  1. Саше не спится, но весело ей. (Н.Некрасов)


^ 3. В каком сложном предложении обе части являются сложными предложениями?

  1. В саду – костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. (И.Бунин)

  2. Не свищут соловьи, и иволги не слышно. (А.Майков)

  3. Дыхнуло ветерком, и потянуло лесной фиалкой.

(И. Соколов-Микитов)

  1. А сказка шепчет о своём, и хорошо нам с ней вдвоём. (О.Высотская)


^ 4. В состав какого сложного предложения не входит безличное?


  1. В глазах темно, и замерла душа.

  2. Блажен, кто верует, тепло ему на свете.

  3. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно.

  4. Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.


Тестовый практикум

^ 1.Какое предложение является безличным?

1. Никогда не разговаривайте с неизвестными (М. Булгаков)

2. Открой мне всю правду, не бойся меня. (А. Пушкин)

3. Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится.

(А. Грибоедов)

4. И вдруг мне почудились лёгкие, осторожные шаги за моей спиною….

(И. Тургенев)

^ 2. Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (А. Ахматова)

  1. Безличным глаголом 2. Личным глаголом в безличной форме

  2. Отрицательным словом 3. Неопределённой формой глагола

^ 3. Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть. (М. Цветаева)

  1. Безличным глаголом

  2. Личным глаголом

в безличной форме

  1. Отрицательным словом

  2. Неопределённой формой гла

^ 4.Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. (Н. Некрасов)

  1. Безличным глаголом

  2. Личным глаголом

в безличной форме

  1. Неопределённой формой глагола

4. Отрицательным словом



^ 5.Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Об этом не было сказано ни одного слова. (В. Субботин)

  1. Безличным глаголом

2. Личным глаголом в безличной форме

3. Неопределённой формой глагола

4. Кратким страдательным причастием в форме среднего рода со вспомогательным глаголом

^ 6.Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Отчего так темно сделалось? Как страшно вдруг стало.

(Н. Гарин-Михайловский)

1. Безличным глаголом

2. Личным глаголом в безличной форме

3. Наречием со вспомогательным глаголом

4. Словом категории состояния

^ 7. Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Чуть светает… (М. Цветаева)

  1. Безличным глаголом

  2. Личным глаголом

в безличной форме

  1. Неопределённой формой глагола

  2. Словом категории

состояния

^ 8. Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Леса в жемчужном инее. Морозно. (И. Бунин)

  1. Безличным глаголом

  2. Личным глаголом

в безличной форме

  1. Неопределённой формой глагола

  2. Словом категории

состояния

^ 9. Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась. (В. Маяковский)

  1. Безличным глаголом

  2. Личным глаголом в безличной форме

  3. Неопределённой формой глагола

  4. Неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом.

^ 10.В каком из сложных предложений одна часть является предложением безличным?

1. Недвижный воздух жжёт и щиплет, и мнится: ночь меж быстрых туч не звёзды – иглы с неба сыплет, так блеск их радужный колюч! ( К. Фофанов)

2. Не завидуй тому, кто силён и богат, за рассветом всегда наступает закат

(О. Хайям)

3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель

дорогой. (А. Пушкин)

4.Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренне любил! (Н. Некрасов)


Тестирование в формате ЕГЭ. 11 класс




В 4. Предложение. Грамматическая основа.

Двусоставные и односоставные предложения.


  • Внимательно прочитайте задание. Какое предложение необходимо найти двусоставное или односоставное?

  • Если необходимо найти односоставное, выясните, какое именно:

назывное, определенно-личное, обобщённо-личное,

неопределенно-личное или безличное.


  • Если необходимо найти безличное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член сказуемое, выраженное безличным глаголом, личным глаголом в значении безличного, наречием или кратким страдательным причастием, инфинитивом, отрицательным словом НЕТ, словами НУЖНО, НАДО, НЕОБХОДИМО

(Мне страшно. На улице сыро. Необходимо сообщить.)


  • Выполнив анализ предложения, ещё раз прочитайте задание

и выберите нужный вариант ответа.

Помните! Можно проверить, подставив местоимения:

^ 1. Для определенно-личных и обобщенно-личных к сказуемым можно поставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ!

2. Для неопределенно-личных – ОНИ!

3. Для безличных – подставить местоимения нельзя! (см. рисунок)

^ 1.Среди предложений 1 – 5 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

(1)Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)0но ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть — техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего. (По И. Ильину)

^ 2. Среди предложений 1 – 8 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.

(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря — порою её даже трудно заподозрить.

(8) Человеческие фамилии — вещь хитрая и тонкая.

(По Л. Успенскому)

^ 3. Среди предложений 27 – 31 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

(27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение. (30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, мы уже взрослые... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги... (По Н. Михайловой)

^ 4. Среди предложений 8 – 15 найдите сложные , в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.

(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!

(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13) Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.

(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (По В. Конецкому)

^ 5. Среди предложений 14 – 20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения.

(14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (По В. Солоухину)

^ 6. Среди предложений 5 -13 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

(5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.

(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие... (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.

(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (По В. Солоухину)


^ Для минуток отдыха

Ответьте на мои вопросы, используя безличные предложения.

- Вы плохо себя чувствуете? (мне нездоровится)

- Что говорят люди, когда им везет? (нам повезло)

- Что говорят в случае неудачи? (нам не везет)

- Когда что-то перестает нравиться? (нам не нравится)

- Почему вы не спите? (не спится)

- Как вы выразите желание все узнать о безличном предложении? (нам хочется все узнать о безличном предложении)


^ Найдите сказуемое, выраженное безличным глаголом, в стихотворном тексте на «глоком языке».

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки.

Как мюмзики в мове. (Л. Кэрролл, пер. Д. Орловской)


Найдите сказуемые, выраженные безличными глаголами.

Не идётся и не едется,

потому что гололедица,

но зато

отлично падается.

Почему ж никто

Не радуется? (В. Орлов)


Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

чтоб сразу поняли они:

до них вам дела нет.

(Г. Остер)





Похожие:

«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconКонтрольно-измерительные материалы в формате подготовки к егэ
Компетентностный подход как главное средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по французскому языку
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» icon«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате гиа»
Теоретический материал собирается в отдельные папки для каждого ученика. При выполнении тестовых заданий учащиеся могут обратиться...
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconХалитова Любовь Петровна 72/2011 Методика подготовки к егэ по русскому языку: планирование занятий, организация урок
«Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах»
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconУчебно-дидактические материалы для подготовки к гиа по русскому языку
Приколоть, одиннадцать, каменный, кого-то, коснуться,горелка,сверчок, каменщик,ненависть,невежливый
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconПробное тестирование по английскому языку в формате егэ уважаемые коллеги!
Приглашаем учащихся 10-11-х классов принять участие в интернет-тестировании в формате егэ по английскому языку на сайте
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconЕгэ по русскому языку
Никогда не ограничиваю время прохождения тестов по русскому языку, так как главная цель представленных тестов, это не контроль, а...
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconДокументи
1. /подготовка к ЕГЭ/13807_План_индивидуальной_работы_со_слабоуспевающими_учащимися.docx
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconДокументи
1. /Методические материалы для подготовки к ЕГЭ/Математический конструктор/Математический...
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconКурсы для преподавателей английского языка: «Как подготовить учащихся к егэ»
Предлагаем Вашему вниманию серию семинаров «Подготовка школьников к егэ по английскому языку»; преподаватели Language Link решили...
«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку» iconРусскому языку (егэ) -53 Минимальный балл по русскому языку (егэ) -44
Ниже установленного минимального количества баллов по математике и русскому языку никто не получил
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы