Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» icon

Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны»



НазваниеУрока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны»
Дата конвертации10.03.2013
Размер138.52 Kb.
ТипУрок
источник


Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 8 »

округа Муром Владимирской области


Тема урока:


«Муромцы в годы

Великой Отечественной войны»


9 класс


Учитель истории

Галкина А.Б


2010-2011 учебный год


Пояснительная записка

Тема урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны»


Цели и задачи: - Показать, как Муромская земля помогала ковать победу над врагом. Организовать встречу с ветеранами Великой Отечественной войны Фомичевым В.С., труженицей тыла Фроловой А.И.

-Воспитывать у ребят любовь к Родине на примере героических подвигов наших земляков, чувство уважения к историческому прошлому, к ветеранам войны, а также чувство неприятия к насилию и войне.

-Формировать навыки исследовательской и поисково-собирательной работы, умение работать с дополнительной литературой.


Этому уроку предшествует большая подготовительная работа: класс разбивается на группы(1 группа занимается отбором литературы по данной проблеме, 2 группа предварительно встречается с ветеранами и записывает их воспоминания, 3 группа ведет подбор видеоматериала и аудиозаписи, 4 группа ребят готовит выпуск стенгазеты о ветеранах.)

Урок проходит в форме Устного журнала. На доске написаны страницы журнала: 1 страница – «Страну заслонили собой» , 2 страница – « Ну, как на фронте», 3 страница – «Не прервется связь времен» Учитель открывает одну страницу за другой. Первая страничка журнала рассказывает о начале войны (используется фрагмент видеофильма «Великая Отечественная война»), о Муромцах – Героях Советского Союза, о ветеране Великой Отечественной войны Фомичеве Викторе Степановиче, приглашенном на урок. Ребята рассказывают о героях-Муромцах и обозначают на карте «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» места боевых подвигов наших земляков, «зажигают» звезды славы.

Виктор Степанович сам рассказывает о себе, и ребятам предлагается посмотреть фрагмент фильма «Личная правда о войне», снятого центральным телевидением о ветеране. Здесь ребята говорят о том, что, несмотря на то, что « у войны не женское лицо», в годы войны Муромские девчата становились отважными зенитчицами, радистками, медсестрами.

Вторая страница _»В тылу, как на фронте» рассказывает о самоотверженном труде Муромцев в годы войн, о строительстве бронепоезда» Илья Муромец», о работе госпиталей. Труженица тыла Фролова Александра Ивановна делится с учащимися своими воспоминаниями. Звучит аудиозапись- воспоминание Е.И. Новожиловой, трактористки из села Молвотиц. Завершается вторая страница инсценировкой. Выходят два почтальона и зачитывают из солдатских писем: в 4-х письмах – радость, а в пятом письме – похоронка.

Учитель говорит, что необходимо беречь солдатские письма – память об этой страшной войне, и открывает 3 страницу – «Не прервется связь времен». Идет


^ Тема: «Муромцы в годы Великой Отечественной войны»


Цели: 1) Показать, как Муромская земля помогала ковать победу над врагом. Организовать встречу с ветеранами Великой Отечественной войны Фомичевым В.С., труженицей тыла Фроловой А.И.

2) Воспитывать у ребят любовь к Родине на примере героических подвигов наших земляков, чувство уважения к историческому прошлому, к ветеранам войны, а также чувство неприятия к насилию и войне.

3) Формировать навыки исследовательской и поисково-собирательной работы, умение работать с дополнительной литературой.


Оборудование: телевизор, магнитофон, в/ф. «Великая отечественная война», в/ф. «Личная правда о войне, а/З. «воспоминание ветерана и труженицы тыла» а/З. «Землянка», «Темная ночь», «Давным-давно была война», «Журавли» газета «Творцы победы» (о ветеранах) фронтовые письма, сумки почтальона, пилотки для бойцов, звездочки (из цветной бумаги), карта «Великой Отечественной Войны 1941-1948гг»

^ Форма: Устный журнал

На доске: тема 1 страница – «Страну заслонила собой»

2 страница – «В тылу, как на фронте»

3 страница – «Не прервется связь времен»


Ход:

  1. Вводное слово учителя

Есть истории Родины дата, которая как бы одним ударом разрубила жизнь народа надвое, отделив мирное вчера от военного сегодня. 22 июня 1941г.

Война Что мы знаем о войне?

Выросли поколения, предоставляющие её по книгам и кинофильмам.

Мы называли ее последней, лукаво делая вид, что мы не воем в Афганистане, затем в Чечне. Как горько, что последней войны не бывает. Не скоро еще о Великой Отечественной войне будет сказано вся , вся правда.

Наш Владимирский край внес весомый вклад в достижение общей победы.

Сегодня на занятии «Муромцы в годы ВОВ» мы посмотрим, как Муромская земля и Муромцы помогали ковать победу над врагом. Занятие пройдет в форме Устного журнала.

Открываем 1 страницу – «Страну заслонили собой»

1 Страница – «Страну заслонили собой»

1. Война – жесточе нету слова

Война – печальнее нету слова,

Война – светлее нету слова,

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

  1. Цветок, в росинках весь к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких - то 5 минут осталось

( фрагмент в/ф. «Великой Отечественной Войны»)

( ребята рассказывают о героях Муромцах и обозначают на карте места боевых подвигов наших земляков, зажигают звезды славы).

1.Муромский край в годы ВОВ дал 24 героя Советского Союза. Орденами и медалями награждено около 3000 человек. Где только не воевали наши отцы и деды и всюду зажигали звезды свободы и жизни для всех.

26 июня 1941 года…

Мой город Муром разрастался вширь

О нем по всей земле молва звенела

И вот стране известен богатырь –

Бессмертный сокол – Николай Гастелло.

Н.Ф Гастелло до военной службы работал на железной дороге в Муроме и Москве. Окончил школу военных летчиков. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол и в войне с белофиннами. 26 июня 1941 г. Во время нанесения бомбового удара по танковой колоне противника по дороге Молодечно – Мошковиче самолет капитана Гастелло был поврежден огнем вражеской зенитки. Летчик направил пылающую машину на скопление вражеской техники, которая взорвалась вместе с самолетом героя.

«Вниз к вражеским танкам, к цистернам, винтам.

На черные вражьи колонны

На них самолета пылающий ком

Он бросил рукой опаленной».

За этот подвиг Н.Ф. Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения этого бессмертного героя, подвиг которого в годы войны повторили более 300 летчиков.

Александр Семенович Рассказов…

Ценой своей жизни обеспечил своей части успех наступления.

А.С.Рассказов родился в д. Игнатова Муромского района. Призван в армию на 3й день войны.

Был сапером

Группа саперов под командованием Рассказова получила приказ сделать да рассвета проход в минном поле и проволочном заграждении врага. Когда ребята уже подходили к концу, фашисты обнаружили саперов, открыли огонь и убили товарищей нашего земляка. Медлить было нельзя – занимался рассвет. И тогда Рассказов бросился вперед заграждение, своею жизнью расчистив путь для наступающей пехоты.

1.7 Муромцев удостоены высокого звания за героизм и мужество, проявленные в битве за Днепр: Филатов Вячеслав Иванович из Благовещенска; Липов Дмитрий Петрович из Пестенькино; Королев Николай Степанович, Романов Иван Петрович, Лаврентьев Павел Григорьевич, Фадеев Иван Васильевич, Рязанов Иван Яковлевич все они из Мурома.

За форсирование Новороссийска получил звание Героя Советского Союза был удостоен Богатов Николай Павлович.

2.За освобождение Новороссийска получил звание Героя Советского Союза Борис Федорович Модин из деревни Кольдино. Воюя в составе Северо-Кавказского фронта в должности командира отдельного саперского батальона, Борис Федорович десятки раз показывал образы мужества и отваги, за что в 1943г. Был награжден орденом Ленина и Красного знамени.

В письме к родным он писал:

«Как тяжело когда у тебя умирает товарищ, с которым вместе дрался, вместе убивал этих гадов, с которым переживал все тяжести. Только стиснув зубы и приговариваешь: «Отомщу …за кровь наших матерей, отцов, жен, дочерей, за смерть товарищей…»

22 декабря 1943г. Модин принял следующий бой. Он послал гранату в ячейку румынского пулеметчика, пулемет захлебнулся. Пехота пошла в атаку в это время пулеметная очередь скосила Модина. Он погиб, но остались его стихи:

«Пусть бомбами и минами изрыта

Твои тропинки, балки и поля

Ты стала непреступна для бандитов,

Родная Эльтигенская земля.»

1.Героя Советского Союза получили наши земляки-летчики: Тюрик Леонид Федорович, Францев Евгений, Краснухин Александр Михайлович.

Звездами героев отмечено мужество, героизм наших земляков.


Учитель:

Сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной Войны Виктор Степанович Фомичев.

О Викторе Степановиче снят фильм «Личная правда о войне». (фрагмент т/ф.)

1. Наравне с мужчинами на защиту Родины уходили и женщины. Они становились защитниками, связистками, медсестрами. О них и о себе Юлия Друнина написала:

«Я ушла из детства в грязную теплушку

В эшелон пехоты, в санитарный взвод

Дальние разрывы, слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41й год».

В отряде комсомольцев – добровольцев оказались: Мария Темрюкова из Булатникова; Антонина Баранихина из Борисова, и многие другие. Наша землячка Нина Андреева, когда в землянку, где была установлена рация, ворвались фашисты, она противотанковой гранатой взорвала ее вместе с врагами.

Хотя линия фронта не дошла до Мурома, уже в 1941 г он стал прифронтовым городом. В городе стояло 236 отдельной зенитно-артиллерийский дивизион противоздушной обороны. Дивизион защищал от налета вражеской авиации город и его важные стратегические объекты: заводы, железнодорожный вокзал, мост через Оку. В апреле1942 г командованию дивизии было приказано принять на службу девушек-добровольцев жительниц Мурома. Сразу приняли около 50 человек. Среди них была Галина Иоффе. Она вспоминает: «Суровы и неумолимы показались нам уставы Красной Армии, трудная мужская работа у зенитных орудий и приборов. Присутствие девушек-бойцов чувствовалось во всем, в подтянутости всех бойцов, в уютных землянках, в образцовой чистоте и порядке на каждом шагу, в задорных плясках и песнях в часы досуга. Нашими любимыми песнями были «Огонек» и «В землянке». (звучит а/З. «В землянке»).

Учитель:

Где только не воевали наши земляки. И всюду зажигали звезды славы. Долго, ох долго шла война. И шла она не только на полях сражений. Открываем 2 страницу – «В тылу как на фронте».

2 страница – «В тылу как на фронте»

2. Обстановку в городе в 1-ые военные дни передает работница комбината «Красный луч» Мария Шубина:

«Город осунулся, посуровел, исчезли как-то сами по себе улыбки. На фабрике быстро почти не осталось мужчин – ушли на фронт бить гитлеровцев. Их место заняли пенсионеры, подростки, а еще больше – женщины. Даже говорили тогда «женская молодежь». Работали в 2 смены по 12 часов. Но усталости не замечали. Рыли окопы у Стригино. Туда и обратно ходили пешком, а после земляных работ шли на смену. Так и жили.

Учитель:

Сегодня у нас в гостях труженица тыла Фролова Александра Ивановна. Расскажите о себе.

Александра Ивановна родилась 2 мая 1924 года в д. Елено Ляховского района в большой крестьянской семье. В семье было 7 детей. Александра Ивановна была старшей. Когда ей еще не исполнилось 3-х лет, семья переехала в Муром. После 8 класса пошла в училище пос. Вербовский учиться на технолога. Проучилась 7 месяцев…Началась война. Александре Ивановне шел 17-й год. Тогда она и пошла работать на завод «Станкопатрон» бронировщицей цеха №5. Делали гильзы, клеймили детали. За военное время освоила много профессий – токаря, шлифовщика и др.

Из воспоминаний Александры Ивановны:

«Жизнь была тяжелой. Работали по 16 часов. Вставала в 5 часов, ходила на завод пешком. На дорогу уходило 2 часа туда и 2 часа обратно. Военный паек был скудным – 800 граммов хлеба рабочим, 150 граммов детям. Помню, как мама из гнилой картошки или картофельный очисток пекла лепешки – «шлепанцы»…. Как страшно было, когда летали самолеты на Горький. Летят – гудят! Мама кричала «Выходите из дома и ложитесь на землю». Но не бомбили».

Александра Ивановна всегда отличалась настойчивостью и трудолюбием. Флажок передовика производства всегда был на ее рабочим месте.

1.8 февраля 1942 года Муромцы торжественно проводили на фронт свое детище - бронепоезд «Илья Муромец», который прошел с боями 2,5 тысячи километров и закончил войну на немецкой земле, не приняв участие в осаде берлина лишь из-за того, что мост через реку был разобран.

Из воспоминаний очевидцев:

« 8 февраля выдалось морозным днем, но люди, а казалось на станцию Муром – 2 пришло все население города, не замечали холода. Музыка духового оркестра, флаги – все создавало настроение торжественности, особой значимости момента. Виновник торжества гордо стоял на железнодорожном пути. Длиннющий приземистый бронепоезд, покрашенный в белый цвет, с нарисованным на боку паровоза былинным Ильей Муромцем. В строительстве бронепоезда принимали участие труженики вагонного и паровозного депо, завода им. Дзержинского, дистанции сигнализации и связи. Эта работа стала делом всех железнодорожников Муромского узла, всех жителей города. За годы войны бронепоезд сделал 164 артиллерийских и минометных налета на врага, сбил 7 самолетов, уничтожил 14 орудий минометных батарей , 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров врага.

  1. Высокое чувство патриотизма, забота об армии, ее воинах проявились в годы битвы с фашизмом и в помощи фронту не только трудом, но и сердечным вниманием, сбором средств, подарков, теплых пожеланий скорой победы. Вот только небольшое перечисление добрых дел того времени по материалам газеты «Муромский рабочий военных дел»

«Коллектив Паровозоремонтного завода (им Дзержинского): внес больше миллиона рублей на строительство боевых самолетов эскадрильи Николая Гастелло.

Рабочие и служащие фанерного завода собрали на самолет «Муромский Фанерщик» более 100 тысяч рублей.

Собирались средства на строительство самолетов «Марина Раскова», «Валерий Чкалов», «Муромский учитель».

Проводился сбор денег для выпуска мощных танков «Ремесленник – 22», «Пионер» и на другую боевую технику.

А всего к 1945г Муромцы внесли в фонд обороны около 20 млн. рублей.

1. Большую помощь в сборе средств оказали школьники. Вот одно из сообщений газеты «Муромский рабочий» от 25 марта 1945г.

«Пионеры дружины Гордеевой Зои (8 школа) шефствует над детскими садами, яслями фабриками «Красный прядильщик» над двумя палатами госпиталя, 10ю семьями фронтов. В госпитале ими дано 17 концертов, подарили раненым 200 кисетов с табаком, 500 конвертов.

Вспоминает Зоя Гавриловна Сарникова бывшая тимуровским лидером и вожаком пионерской дружины школы № 8 в годы войны.

«Однажды наша дружина получила задание: помочь оборудовать новый госпиталь бывшем имении Уваровых. Пошли мы по домам собирать посуду, белье, подушки. По существу в семьях лишнего ничего не осталось, но вот что удивительно: наши большие плетеные корзины наполнялись доверху, не нашлось такой семьи, где бы нам отказали»

На Муромские вокзалы приходили эшелоны с раненными. На заводах и учреждениях были созданы санитарные дружины, их вызывали к походу санитарного поезда. Всего в Муроме было развернуто 5 госпиталей. Помещались они в бывшем графов Уваровых и в зданиях школ (№ 12,13,16,36), Школьные классы превратились в операционные кабинеты, палаты для раненных. Заботой и вниманием были окружены раненные. Школьники помогали ухаживать за ними, приносили книги, газеты, выступали с концертами. Во время одного из них услышал будущий Герой Советского Союза Иван Романов чудный голос Жени Фадеевой. Услышал и не забыл. Родилась дружба, а позже и любовь, которую они пронесли через всю жизнь.

  1. Трудно в те огневые годы было всем. Но особенно тяжело было в деревнях. Все заботы легли на женские плечи, сельских девчат и мальчишек. Жены, проводившие на фронт мужей, по примеру Опариной из Прудищ сели на тракторы. Механизаторами по призыву Евгении Новожиловой из Молотиц стали совсем юные девушки. О том, как они работали, вспоминает Евгения Ивановна Новожилова:

«Мне в 17 лет не пришлось иметь дела по душе. Война, как сотням моих ровесниц, приказала стать трактористкой, растить для страны, родной нашей армии хлеб. Работали мы тогда по 2 смены. Ночью пахали зябь. Радовались, если председатель выделял в помощь мальчишку. И на весеннем севе нашими главными помощниками были подростки. Они успевали повсюду. Было все: отмороженные руки, ноги, слезы отчаяния, свинцовая усталость в теле!

Инсценировка

Входят два почтальона

1 почтальон: Письма с фронта они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Вот так (показывает письмо с фронта)

2 почтальон: Мы должны были быть невыносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или бесконечного горя.

1 почтальон: Нас ждали, ждут с нетерпением с затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адреса. Кроме писем и газет мы всегда носим пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтальоны, и скорая помощь.

2 почтальон: В 4х письмах – радость!

(а/З. «Темные ночи»)

«Здравствуйте, дорогая и любимая Ксения и детки. Сегодня утром те еще будешь спать или убаюкивать Витю, а я с оружием в руках пойду в бой на врага. Останусь живым, напишу. Пусть в этих боях, как и во всех других, спасет меня твоя любовь от гибели».

( Петр Иванович Сидоров, житель с. Ковардицы)

«Шлю я вам свой боевой привет. Наш народ и наши Красная Армия одной крови, а поэтому интересы наши общие – во что бы то ни стало разгромить врага, а потом приняться за работу, которую мы делали до 22 июня 1941г. Пару слов о себе. Пока жив и здоров. Живу хорошо. (8 марта 1943г. Муромец, Жидомиров Иван Федорович)

1 почтальон: А в пяти письмах – похоронка.

«Уважаемая Мария Ивановна, ваш сын Борис Евтихеев, будучи командиром орудия, храбро и мужественно сражаясь, прошел боевой путь через Днепр, Березинку Неман. Он был у порога, это было великое горе. Мы пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

2 почтальон: Если хочешь узнать о войне

И о майской победной весне

Попроси солдатскую мать

Письма сына ее прочитать

Эти письма хранить мы должны

Как суровую память войны.

Учитель: Мы должны беречь эти письма. Свято хранить память об этой страшной войне.


3 страница «Не прервется связь времен».

Выходят 2 бойца и 2 современника

(а/З. «Давнем давно была война»)

2 боец: Нас сегодня 3% вернулось с войны

Всех родившихся в самом начале

3% израненных, но живых

Остальные частицею родины стали.

1 современник: Только на нашу Муромскую землю не вернулось с фронта более 5 тысяч наших земляков: из них погибло 2609, пропало без вести 3029, умерло от ран 733.

2 современник: «Война до сих пор снится – вспоминает Героев Советского Союза Ивана Петровича Романова. Часто снится. Все как будто вновь переживаешь заново. Вскрикнешь во сне от кошмара и проснешься. И думаешь «Слава Богу, это был только сон», а жена разбуженная криком сидит рядом и приговаривает «Ванечка, милый, что с тобой? успокойся «И все проходит. Но уснуть до утра уже не удается. Так, наверное, до конца дней будет.

2 современник:

Опять война. Опять блокада.

А может нам о них забыть

Я слышу иногда: «не надо, не надо раны бередить»

Я думаю, что войну забывать нельзя. Война – это подвиг.

1 современник: Война – это наша общая память!

2 современник: Война – это слава народа!

1современник: Но ведь война – это страшно! Это кровь, муки, смерть.

1боец:

Да, ты прав нас убивают

И мы убиваем. Но мы не любим воевать

Мы воевали и убивали,

Чтобы этого не пришлось делать вам.

2 боец:

Мы думали о вас тогда

Представляли, какими вы будите

Без этих фантазий разве бы мы

Сумели вынести все то, что вынесли

Навстречу врагу за вас!

Учитель: Наша Муромская земля внесла огромный вклад в победу над врагом. Сегодня у нас в гостях настоящие творцы Великой Победы ветераны Великой Отечественной Войны Фомичев В.С., Козлова Н.И., труженица тыла Фролова А.И.О вас, уважаемые ветераны, ребята выпустили стенгазету «Творцы Победы» Что бы вы хотели пожелать сегодня нашему подрастающему поколению?

(Ветераны выступают с пожеланиями)

Учитель: Спасибо, уважаемые ветераны за ваш ратный и трудовой подвиг.


Д/З. подготовить сообщение на тему «Война в судьбе моей семьи»




Похожие:

Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconОсновная часть Дергачи в годы Великой Отечественной войны
Этот поисковый материал я также использовала в своей работе. Сведения о ныне живущих ветеранах и инвалидах Великой Отечественной...
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconПлан мероприятий, посвященных 68-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Организация шефства по оказанию помощи инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам участников Великой отечественной...
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconГоды военного лихолетья «Жизнь «Детей войны» во время Великой Отечественной войны»
Жизнь «Детей войны» Жигаловского района и их матерей в тылу во время Великой Отечественной войны
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconИсследовательская работа по воссозданию событий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг в Амурском районе Хабаровского края
Развитие познавательной деятельности и интереса к жизни людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» icon«Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г г.» Общие положения
Городская открытая научно-практическая конференция «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г г.»
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconТокарева Алена, ученица 9 класса
Мбоу оош с. Топлое Малосердобинского района приняли активное участие в межрайонной историко-патриотической конференции областного...
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconКоренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войны и его истоки; значение и значимость коренного перелома в ходе войны; познакомить старшеклассников со...
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconПроект «Дети – герои Великой Отечественной войны» Разработчик проекта Булатова Альбина Александровна, заместитель директора по вр
Формирование целостного представления учащихся о детях-героях Великой отечественной войны
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconВ судьбах богородчан-участников войны и ветеранов тыла. Интервью
Целью исследования является изучение посвященных Московской битве материалов, которые хранятся в фонде нашего музея, а также полученных...
Урока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны»
Тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы