Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа icon

Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа



НазваниеНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Дата конвертации10.03.2013
Размер380.04 Kb.
ТипПрограмма
источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

IX Ярмарка педагогических идей и образовательных проектов








Рабочие программы по музыке

(для 1 класса)


Новышева Анна Ивановна,

учитель музыки МБОУ СОШ №8


2011-2012 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса.


Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 33 часа, в том числе 2 обобщающих урока.

Структура курса состоит из двух разделов:

1. Музыка вокруг нас - 16 часов.

2. Музыка и ты - 17 часов.

Данная рабочая программа обеспечена учебно - методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, учебник «Музыка. 1 класс», рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками».

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.


Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


  • Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • Обогащение знаний о музыкальном искусстве: овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержания обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

^ Обучающиеся научатся:

---- воспринимать музыку различных жанров,

---- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности,

--- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных,

--- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов.

--- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека,

--- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств,

--- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов,

--- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


^ Учебно-тематический план предмета «Музыка» (1 класс).


урока

Тема и форма урока

Цели урока

Музыкальное содержание и понятия.

УУД

Характерная деятельность уч-ся.

Кол-во часов.

1 четверть- 9 часов.

1.

«И Муза вечная со мной!»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)

Ввести детей в тему полугодия «Музыка вокруг нас». Дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства.

^ Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

  • П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

  • Д.Кабалевский «Песня о школе».

  • И.Якушенко «Пестрая песенка»



Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Коммуникативные6 адекватно оценивать собственное поведение, воспринимать музыкальное произведение и суждение других людей о музыке.

- размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства.

- правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения.

- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

- с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования



1час.

2.

^ Хоровод муз.

Комбинированный урок.

(Урок- экскурсия)

Раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.

  • р.н.п. «Во поле береза стояла»

  • греческий танец «Сиртаки»

молдавская хороводная песня-пляска «Хора».

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: работать в паре, группе.


- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

- участие в хороводах, выполнение движений по примеру учителя,

  • давать определения общего характера музыки.




1 час.


1 час.

3.

^ Повсюду музыка слышна.

Комбинированный урок.

(Урок - игра)

Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке.

^ Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.

Ролевая игра «Играем в композитора»,

Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок

Регулятивные: решать новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.


- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. - выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах;

- приобретать (моделировать) опыт

музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание;

  • исполнять, инсценировать песни.

1 час.

4.

^ Душа музыки – мелодия.

Урок обобщения и систематизации знаний.

(Урок-путешествие)

Понять, что мелодия-главная мысль музыкального произведения.

^ Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”

маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

П.Чайковский:

  • «Сладкая греза», «Вальс»,

«Марш деревянных солдатиков».

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: применять общие приёмы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: принимать различные позиции во взаимодействии.

- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);




1 час.

5.

^ Музыка осени.

Комбинированный урок

Связать жизненные впечатления детей с художественными образами.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

  • П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

  • Г.Свиридов «Осень»

  • В.Павленко «Капельки»

Т.Потапенко «Скворушка прощается»

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.


- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов


1 час.

6.

^ Сочини мелодию.

Урок закрепления нового материала, урок-игра.

Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.

Побудить детей к выразительной мелодекламации, развивать стремление к импровизации музыки.

^ Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приёмы в решение исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.


- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

- ценить отечественные народные музыкальные традиции;

1 час.

7.

«Азбука, азбука каждому нужна…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Развивать выразительную сторону вокального исполнения .

Выяснить роль музыки в отражении различных явлений жизни.

^ Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

  • ^ Д.Кабалевский «Песня о школе»

А. Островский «Азбука»

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, инсценировках.


- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

- взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

1 час.

8.

^ Музыкальная азбука.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знакомство с нотной грамотой.

Соединять слуховые представления детей со зрительными. Учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм, познакомить с элементами нотного письма.

^ Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

  • ^ В. Дроцевич «Семь подружек»

«Нотный хоровод»



Коммуникативные: проявлять активность в решение познавательных задач.

- Ориентироваться в нотном письме

как графическом изображении типичных интонационных оборотов

(вопрос — ответ, выразительные и

изобразительные интонации и др.) ;

- узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук.

1 час.

9.

^ Обобщающий урок 1 четверти.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.





Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.


Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,

- узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять

1 час.
















- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-

ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы;

- умение выражать свои мысли.




2 четверть.

7 часов.

1.

^ Музыкальные инструменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний, урок-экскурсия.


Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов.

^ Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.

  • «Полянка» (свирель),

  • «Во кузнице» (рожок),

  • «Как под яблонькой» (гусли)

  • «Пастушья песенка» (французская народная песня)

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Комуникативные: формировать свои затруднения, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам.

ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;

- находить сходства и различия в инструментах разных народов.

- распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

1 час.

2.

«Садко». Из русского былинного сказа.

Комбинированный урок


Знакомство с жанрами музыки.

Развивать эмоционально-образное чувство первоклассников. Учить определять звучани гуслей.

^ Наблюдение народного творчества

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

  • Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)

  • Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные6 осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формировать собственное мнение и позицию.

- различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

- определять на слух звучание народных инструментов;

- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;


1 час.

3.

^ Музыкальные инструменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Решение частных задач, урок-игра.

Сопоставление звучания народных и профессиональных инструментов.

Формирование чувства стиля.

^ Музыкальные инструменты.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.

  • И.С.Бах «Шутка»

  • К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

  • Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы.

определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;

- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.


1 час.

4.

^ Звучащие картины.

Комбинированный урок.



Научить слушать музыку, звучащую в картине. Расширять художественное впечатления, развивать образное мышление.

^ Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.

  • ^ К.Кикта «Фрески Софии Киевской»

  • Л.Дакен «Кукушка»

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать сою позицию.

- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

- самостоятельную музыкальную творческую деятельность;

сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.


1 час.

5.

^ Разыграй песню.

Комбинированный урок. Урок- игра.


Познакомить детей с приёмами исполнительского развития в музыке.

^ Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки

Познавательные6 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

планировать свою деятельность;

- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.


1 час.

6.

^ Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Урок- путешествие.

Приобщить детей к культуре и обычаям различных народов через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества.

^ Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

  • «Тихая ночь» - международный рождественский гимн

  • «Щедрик»- украинская народная колядка

  • «Все идут, спешат на праздник» - колядка

  • С.Крылов - «Зимняя сказка»

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника.

- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.


1час.

7.

^ Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.

Комбинированный урок.


Выявить степень понимания роли музыки в жизни человека. Заинтересовать всех детей в участии в новогоднем празднике.

^ Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:

  • «Марш»

  • «Вальс снежных хлопьев»

  • «Па- де-де»

  • «Зимняя песенка»А.Бердыщев

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные6 строить сообщения творческого и исследовательского

характера.

- узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки;

- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;



1 час.

^ Тема второго полугодия: «Музыка и ты»

3 четверть

Край, в котором ты живешь.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Показать детям красоту родной земли, запечатлённую в музыке, поэзии, живописи.

^ Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

  • В.Степанова «Добрый день»

  • А.Шнитке - «Пастораль»

  • Г.Свиридов – «Пастораль»

  • В.Алексеев «Рощица»А.Бердышев «Приезжайте в тундру

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные6 ставить и формировать проблему.

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

- выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;

- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

- использовать музыкальную речь

как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.



1 час.

2.

^ Художник, поэт, композитор.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Привести детей к пониманию того, что искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу- саму жизнь.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

  • ^ И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»

  • И.Никитин «Вот и солнце встает»

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные6 осуществлять поиск необходимой информации.

- воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.

- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства

1 час.

3.

^ Музыка утра.

Изучение нового материала, урок-игра.

Осознание общего и контрастного в музыке

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»

  • П.Чайковский «Зимнее утро»

^ В.Симонов «Утро в лесу»

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.

- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку

1 час.

4.

^ Музыка вечера.

Комбинированный урок.


Расширение художественных представлений учащихся о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии.

^ Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

  • В. Гаврилин «Вечерняя музыка»

  • С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

  • Е. Крылатов «Колыбельная Умки»

  • В.Салманов «Вечер»

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.

- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.

- выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;


1 час.

5.

^ Музыкальные портреты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Выяснить, какого отношение авторов к своей героине или героям.

^ Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

  • ^ В.Моцарт «Менуэт»

С.Прокофьев «Болтунья»

Регулятивные6 преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкально произведения.

Коммуникативные6 задавать вопросы, строить понятные для собеседника высказывания.

- вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,

- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.

1 час.

6.

^ Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Комбинированный урок.

Познакомить с образцами русского народного фольклора, учить выделять наиболее характерные интонации героев.

^ Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

  • ^ П.Чайковский «Баба Яга»

  • «Баба – Яга» - детская песенка

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.

передавать в собственном испол_

нении (пении, игре на инструмен_

тах, музыкально_пластическом дви_

жении) различные музыкальные

образы.

1 час.

7.

^ Музы не молчали.

Комбинированный урок. Урок- историческое путешествие.

Познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, нашедшими отражение в музыке и изобразительном искусстве.

^ Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

  • ^ А.Бородин «Богатырская симфония»

  • «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)

«Учил Суворов»

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формировать проблемы.

Коммуникативные6 формировать свои затруднения. Ставить вопросы, учитывать настроение других.

определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.

- внимательно слушать.

- определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,

- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;


1 час.

8.

^ Мамин праздник.

Комбинированный урок. Урок- концерт.

Сопоставлять поэзию и музыку Орлова с инструментальной музыкой.

^ Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки

  • В.Моцарт «Колыбельная»

  • И.Дунаевский «Колыбельная»

  • М.Славкин « Праздник бабушек и мам»

  • И.Арсеев «Спасибо»

Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

Коммуникативные6 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;

- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.

применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

- передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально_пластическом движении) различные музыкальные образы.

1час.

9.

^ Обобщающий урок.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закрепить умения и навыки учащихся, полученные в 3 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.






- определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

приобретать (моделировать) опыт

музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

1 час.

^ 4 четверть- 6 часов.

1.

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний

Знакомить с тембрами различных инструментов (лютни, клавесина, гитары) и их выразительными возможнстями.

^ Музыкальные инструменты.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

  • «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, принимать участие в групповом музыцирвании.

участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.

- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;


1 час.

2.

^ Музыкальные инструменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.





Музыкальные инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.

  • И.Бах «Волынка»

  • П.Чайковский « Сладкая греза»

  • Л.Дакен «Кукушка»

  • «Тонкая рябина» - гитара

  • Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин

  • И.Конради – «Менуэт» - лютня

Познавательные6 ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

- сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.

сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

1 час.

3.

^ Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Продолжить знакомство с музыкальными инструментами.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

Регулятивные: выделять группы с целью решения конкретных задач.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, высказывать свои затруднения.

- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,

- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия.




4.

^ Музыка в цирке.

Комбинированный урок. Урок-представления.

Создание праздничной атмосферы спектакля. Осознать роль и значение музыки в цирке.

^ Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

  • А.Журбин «Добрые слоны»

  • И.Дунаевский «Выходной марш»

  • Д.Кабалевский «Клоуны»

  • О.Юдахина «Слон и скрипочка»




Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять познавательную цель.


определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

1 час.

5.

^ Дом, который звучит.

Урок изучения и закрепления новых знаний.



Ввести детей в мир музыкального театра. Учить определять понятия опера, балет.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.

Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.

  • Н.Римский-Корсаков опера «Садко»

  • ( фрагменты)

  • Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»

( «Золотые рыбки»)



Коммуникативные6 задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.



1 час.

6.

Опера-сказка.

Урок закрепления знаний.



Учить определять виды музыки.

^ Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

  • ^ М.Коваль «Волк и семеро козлят»

  • М.Красев «Муха – цокотуха»

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные6 ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: говорить свои затруднения, обращаться за помощью.

назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;

- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.

- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;

- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.


1 час.

7.

«Ничего на свете лучше нету».

Комбинированный урок.

Познакомить детей с ролью музыки в мультфильме.

^ Музыка для детей.

Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.

^ Г.Гладков «Бременские музыканты»

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников.




1 час.

8.

^ Обобщающий урок. (Урок-концерт)

Выявить степень усвоения учащимися двух тем: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

Определение уровня музыкальной культуры.

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.



Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения реального действия и результата.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, работа в группе, паре.

понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,

- осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации.

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

  • получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.









Похожие:

Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconПрограмма по математике для 5 класса на 2011-2012 учебный год учитель: Ревенко Е. Г. 2011 год Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программе основного образования по математике
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 6 класса 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая программа по «Музыке» на 2011 2012 учебный год для 5 класса
Примерной программы основного общего образования по музыке мо РФ для 5 класса, которая соответствует Федеральному компоненту государственного...
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconОбразовательная программа по геометрии 9 класс Учитель: Наумова Ирина Николаевна 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая программа по математике 6 класс Составила программу: учитель математики Писарева Л. Ю. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая учебная программа по биологии для 11 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Новышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа iconРабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы