Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка icon

Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Дата конвертации10.12.2012
Размер227.44 Kb.
ТипРабочая программа
источник




«Согласовано»

Руководитель МО

__________ Шкуратова А.Н.


Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы МОУ СОШ № 2 г. Строитель

_____________ Кононова А.В.


«___»____________2010 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 2 г. Строитель

_____________ Панченко С.А.


Приказ № __от «___»____2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по учебному курсу «Органическая химия»

10 класс

Базовый уровень


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»________ 2010 г.


2010 - 2011 учебный год


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа базового курса «Органическая химия» для 10 класса III ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, Примерной программы (полного) общего образования по химии (базовый уровень) опубликованной в сборнике нормативно-правовых документов для общеобразовательных учреждений («Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автора О. С. Габриеляна (2008 года).


^ Программа рассчитана на 35 часов; 1 час в неделю; включая 2 практические работы, 2 контрольные работы, 10 лабораторных работ.


Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии и авторской программы учебного курса. Авторская программа предлагает 15 лабораторных работ, но опыт работы показывает, что на выполнение всех лабораторных работ, предложенных автором учебного времени не хватает. В тематическом планировании данной рабочей программы предусмотрено 10 лабораторных опытов, что соответствует Примерной программе.


^ Цели

Изучение органической химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
^

В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен


знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ковалентная химическая связь, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные;

  • практические работы

  • лабораторные работы

Формы контроля ЗУН ;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • контрольные работы

  • тестирование

  • самостоятельные работы

Содержание обучения. Тематическое планирование

Тема 1. Введение. Теория строения органических соединений – 3 часа




п/п



п/т


Тема урока


Эксперм


Д/З

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Задания ЕГЭ


1


1

Предмет органической химии. Неорганические и органические соедин. Валентность.




§ 1, 5

табл

стр. 27











2


2

Основные положения теории хим. строения орг. соединений.




§ 2










3

3

Основные понятия орган. химии: гомологи и гомологические ряды, изомеры и изомерия




§ 6, 7

Упр.1,2,

стр.37







А14,


Тема 2. Углеводороды и их природные источники – 8 часов




п/п



п/т


Тема урока


Экспер.


Д/З

Дата

по

факту

Дата

по

факту

Задания ЕГЭ

4

1

Природный газ. Алканы: гомологи, изомеры, химические свойства и применение.

Л.О. 1

Констр.

модел

молекул

Стр.65

Упр. 7,8

§ 11

упр.2







А26,

5

2

Алкены. Этилен, его получение, свойства, применение.

Д.О.

Получен.

С2Н4

§ 12










6

3

Алкадиены. Химические свойства бутадиена и изопрена. Каучуки. Резина.

Л.О. 2

Качеств.

реакции

§ 14










7

4

Алкины. Ацетилен, его получение, свойства, применение.

Л.О.3

Получ и свойства

§ 13










8

5

Нефть, её состав и переработка. Бензин и октановое число.

Л.О.4

коллекция

«нефть»

§ 10

Стр.58










9

6

Бензол: получение, свойства, применение.




§ 16










10


7

Обобщение знаний и решение задач по теме «Углеводороды»













В6,

11

8

Контрольная

работа 1 по теме «Углеводороды и их природные источники»

















Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе -10 ч





п/п




п/т


Тема урока


Экспер.


Д/З


Дата

по

плану


Дата

по

факту


Задания ЕГЭ

12

1

Химический состав живых организмов.
















13

2

Спирты. Получение, физические и химические свойства этанола, применение. Алкоголизм.

Д.О.

Окислен. спирта

§ 17

Упр. 5










14

3

Глицерин как представитель многоатомных спиртов, его применение.

Л.О.5

Свойства

глицер.

Стр. 138, 146







А27, А29

15

4

Фенол: получение, свойства, применение.

Демонст

кач. реак.

§ 18










16

5

Альдегиды: получение, свойства, применение. Коксохимическое производство.

Л.О. 6

кач. реак.

§ 19










17

6

Карбоновые кислоты: получение, свойства, применение.




§ 20










18


7

Сложные эфиры и жиры, их получение, свойства, применение.

Л.О. 7

образ.ср. моющих

§ 21







А17, А18

19

8

Углеводы. Глюкоза: получение, химические свойства и применение.

Л.О. 8

кач. реак.

§ 22- 23










20

9

Обобщение знаний по теме: «Кислородсодерж. соединения»













В7

21

10

Контрольная работа 2 по теме: «Кислородсодерж. соединения»


















Тема 4. Азотосодержащие соединения их нахождение в живой природе -6 ч




п/п



п/т


Тема урока


Экспер.


Д/З

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Задания ЕГЭ


22


1

Понятие об аминах. Свойства, получение и применение анилина.




§ 25










23

2

Аминокислоты как амфотерные органические соединения.




§ 26







В8,

24

3

Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот.
















25

4

Белки, их структура, биохимические функции и свойства.

Л.О. 9

свойств

белков

§ 27







А28,

26

5

Общий план строения нуклеотида. Сравнение РНК и ДНК, их значение.




§ 28










27

6

Решение экспериментальных задач на идентификацию орган соединений.

Практич.

работа 1

Стр. 293












Тема 5. Биологически активные органические соединения – 4 часа




п/п



п/т


Тема урока


Экспер.


Д/З

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Задания

ЕГЭ

28

1

Ферменты как биологические катализаторы. Значение в природе и народном хозяйстве.




§ 30










29

2

Витамины, авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы.

Витамины А и С.

Демонон

коллек

ватамин

§ 29










30

3

Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин.

Демонст

Инсулина на белок

§ 31










31

4

Лекарственная химия. Наркотические вещества. Борьба и профилактика наркомании.

Л.О.10 знакомство с домаш. и автомобил.

аптечкой

§ 32











Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения – 4 часа


32

1

Получение искусственных полимеров: ацетатный шелк, вискоза.

Демонст коллекц

волокон













33

2

Синтетические полимеры, их структура, получение, отдельные представители.

Л.О. 11

коллекц пластмасс













34

3

Распознавание пластмасс, волокон.

Практичес

работа 2













35

4

Генетическая связь между классами органич. соединений.













В1,



^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение (1ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.

^ Тема 1. Теория строения органических соединений (2 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

^ Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8 ч)
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Получение и свойства ацетилена. 4. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (10 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
^ Лабораторные опыты. 5, 6 качественные реакции на глицерин, альдегиды. 7 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 8. Свойства глюкозы, крахмала.

^ Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 9. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (4 ч)

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

^ Лабораторные опыты. 10. Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (4 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 11. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.


Используемый УМК:

1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.

2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М.: Дрофа, -2008 г. стр.27;

3. Денисова В. Г. Химия 10 класс: Поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2003 г. -151 с.

4. Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий 10-11 классы, с электронным приложением, - М.: «Глобус», 2009.

5. Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, химия 10-11 классы, - М.: «Интеллект-Центр», 2009.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Практическая работа №1 Тема: Идентификация органических соединений.

Практическая работа №2 Тема: Распознавание пластмасс и волокон.


Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы


        1. Печатные пособия

1.1. Серия таблиц по органической химии.

1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10 кл)

1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

2. Учебно-лабораторное оборудование

2.1. Набор для моделирования строения органических веществ.

2.2. Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы».

3. Учебно-практическое оборудование

3.1. Набор № 19 ОС «Углеводороды». 3.2. Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества». 3.3. Набор № 21 ОС «Кислоты органические». 3.4. Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины». 3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Мультимедийные программы к теме: «Биологически активные вещества». 4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.






Похожие:

Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Заместитель руководителя по увр моу сош №12 г. Балашова Саратовской области
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПрограмма для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПрограмма для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса группового экстерната разработана на основе Примерной программы среднего (полного)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2006 г и Программы курса химии для 10- 11 классов...
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г....
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПримерная программа для среднего (полного) общего образования география (Базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта для среднего (полного) общего образования по химии. Профильный уровень
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. Профильный уровень. М. Мон, 2005 г
Рабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПрограмма по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы