Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка icon

Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Дата конвертации03.02.2013
Размер270.36 Kb.
ТипРабочая программа
источник




«Согласовано»

Руководитель МО

___________Головкова Т. И.

Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «СОШ Яковлевская» по УР

_____________ Гайкова С. А.


«____»____________2010 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ Яковлевская »

_____________Ермолаева И. В.


Приказ № ___ от «___»____2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Носовской Светланы Анатольевны,


педагога высшей квалификационной категории,


по биологии


11 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010 г.


2010 - 2011 учебный год

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа курса «Общая биология» для 11 класса III ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы по биологии для среднего общего образования (Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 99, [13] с.)


На изучение биологии на базовом уровне в 11 классе отводится 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая програм­ма для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития совре­менных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализиро­вать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; слож­ных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз­личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни­ками информации;

воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бе­режного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст­венному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развитая учащихся. В основе отбора со­держания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, опреде­ляющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практиче­ской деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содер­жанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценно­стных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Курсивом в содержании данной программы выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.


Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентирооанного и личностно ориентированного подходов: освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребо­ванными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) обще­го образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информа­ции в различных источниках.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и перечисленные в приложении №2 к инструктивно-методическому письму о преподавании биологии (2007-2008 уч. г.) «Распределение демонстраций, лабораторных и практических работ в соответствии с примерной программой по биологии среднего общего образования 10-11 классы». При вы­полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, герба­рии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени практические работы включены в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические ра­боты, требующие длительного выполнения, могут быть выполнены в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. 11 класс/ / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2009,

а также методических пособий для учителя:

Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина/авт.-сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.

Электронные учебники: «Биология, 9 класс. Основы общей биологии»

«Экология, 10-11 класс»


Система уроков, представленная в рабочей программе, ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестовые контрольные работы.


^ Количество часов:

Всего 35 часов; в неделю 1 час

Лабораторных работ – 2

Практических работ – 7

Экскурсий - 2


Требование к уровню подготовки

- объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой
    природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта/ уровню организации живого, приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.



^ Календарно-тематическое планирование


дата



урока


Раздел, тема урока

Практическая часть

Домашнее задание

Подготовка к ЕГЭ, код контролируемого элемента

план


факт


^ Раздел 1. Эволюционное учение (13 ч)








1/1


Вводный инструктаж по т/б. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея. Труды Ж. Кювье и Ж. Сент-Илера.




§12.1.1, 12.1.2


6.2







2/2


Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты




§12.1.3










3/3


Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе




§12.2, 12.3.1


6.2







4/4


Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование и естественный отбор




§12.3.2


6.2. Взаимосвязь движущих сил эволюции







5/5


Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

Л. р. №1


§12.4.1


6.1







6/6


Синтетическая теория эволюции. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях




§12.4.2, 12.4.4


6.2







7/7


Формы естественного отбора




§12.4.5


6.2







8/8


Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Л. р. №2

§12.4.6


6.2







9/9


Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Пути и скорость видообразования




§12.4.7


6.1. Поработать с понятиями микроэволюция и способы видообразования.







10/

10

Главные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического прогресса




§13.1


6.4. Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса.







11/

11


Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов




§13.2


6.4







12

/12


Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)»




Повт. §12, 13


6.3. Проблема многообразия видов. Как можно доказать, что эволюционные процесс – это реальный процесс?







13


Тестирование по теме «Эволюционное учение»











^ Раздел 2. Развитие органического мира (7 ч)








14/1


Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры




§14.1, 14.2


6.4







15/2



Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру




§14.3

6.4







16/3



Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру




§14.4


6.4







17/4


Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира




§15.1


6.5. Происхождение человека, особенности организма человека, связанные с прямохождением. Животное и биосоциальное в человеке. Атавизмы.







18/5


Стадии эволюции человека. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Пр. р. №1

§15.3

6.5







19/6


Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы




§15.4



6.5







20/7


Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза




Конспект


6.5


^ Раздел 3. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 ч)








21/1


Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы




§16.1


7.4. Решение экологических задач







22/2



Круговорот веществ в природе




§16.2


7.4. Решение экологических задач







23/3


Жизнь в сообществах. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы




§17.1, §17.3.1


7.2







24/4


Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)». Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Пр. р. №2




7.2







25/5


Абиотические факторы среды. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости




§17.3.2, 17.3.3


7.1. Разобрать на примерах: закон оптимума и закон минимума.







26/6


Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Пр. р. №3

§17.3.4


7.1. Необходимо отработать практические задачи по нижеуказанным темам.

Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).







27/7


Смена биоценозов. Практическая работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

Пр. р. №4

§17.3.5

7.3. Решение экологических задач.







28/8


Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм




§17.4.1


7.1







29/9


Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.




§17.4.2, 17.4.3


7.1







30/

10


Практическая работа №5 «Решение экологических задач»

Пр. р. №5













31/

11

Тестирование по теме «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»











^ Раздел 4. Биосфера и человек (3 ч)








32/1


Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Практическая работа №6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Пр. р. №6

§18.1


7.5. Решение экологических задач







33/2


Проблемы рационального природопользования, охраны природы. Практическая работа №7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Пр. р. №7

§18.4


7.5. Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Важнейшие экологические проблемы современности, пути их решения.







34/3


Бионика.




Гл.19











35

Подведение итогов












Содержание программы


Раздел 1 Эволюционное учение (13 часов)

ТЕМА 1.1. ^ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ

ПРИРОДЫ ДО Ч. ДАРВИНА (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

ТЕМА 1.2. ДАРВИНИЗМ (3 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Лабораторная работа

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

ТЕМА 1.3. ^ СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ.

МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (4 часа)

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

^ ТЕМА 1.4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. Окрестности школы. Парк.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Раздел 2 Развитие органического мира (7 часов)

^ ТЕМА 2.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ

ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов бес позвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млеко­питающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

ТЕМА 2.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.

Практическая работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Раздел 3 Взаимоотношения организма и среды.

Основы экологии (11 часов)

ТЕМА 3.1. ^ ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ (2 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе.

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы, учебно-опытный участок).

^ Практические работы. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания). Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач.


ТЕМА 3.2. ^ ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ (2 час)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Демонстрация карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши.

ТЕМА 3.3. ^ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ (3 часа)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.


^ ТЕМА 3.4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ (3 часа)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.


Раздел 4 Биосфера и человек (3 часа)

^ ТЕМА 4.1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

БИОЛОГИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ (2 часа)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

^ Практические работы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


^ ТЕМА 4.2. БИОНИКА (1 час)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

^ Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.


Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум.


Учебно-методические средства обучения


Основная литература

1. Общая биология. 11 класс/ / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2009;

2. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина/авт.-сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.;

5. Электронные учебники: «Биология, 9 класс. Основы общей биологии»

«Экология, 10-11 класс»


Дополнительная литература

1. Х.АйлаФ., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.

  1. Биология / Под ред. проф. Ярыгина. М.: Медицина, 2001.

  2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

  3. Вилли К., Детье В. Биология. М.: Мир, 1974.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.

  5. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.

  6. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  1. Козлова Т. А. Методические рекомендации и тематическое планирование к учебнику «Общая биология» для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004.

  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии:
    курс для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  3. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 2003.

  4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

  5. Общая биология. 10—11 / Под ред. Ю.И.Полянского. 22-е изд. М.: Просвещение, 1991.

  6. Общая биология. 10—11 /Под ред. Д. К. Беляева и А. О. Рувинского. 6-е изд. М.: Просвещение, 2003.

  7. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  8. Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта. М.: Мир, 1982.

  9. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1993.

  10. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  11. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

  12. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

  13. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 3-е изд. М.: Высшая школа, 1989.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  2. Акимушкин И. И. Мир животных (млекопитающие, или звери).М.: Мысль, 1988.

  3. Акимушкин И. И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

  4. Акимушкин И. И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.

  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

7'. Нейфах А. А., Лозовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

  1. УинфриА. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  2. Шпинар 3. В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  3. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  4. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.


Оборудование и приборы

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Гербарные растения

Комнатные растения

Таблицы по общей биологии

Торсы стадий эволюции человека и представителей рас человека




Похожие:

Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для среднего общего образования (Сборник нормативных документов....
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Заместитель руководителя по увр моу сош №12 г. Балашова Саратовской области
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г....
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса группового экстерната разработана на основе Примерной программы среднего (полного)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2006 г и Программы курса химии для 10- 11 классов...
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 11 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы