Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка icon

Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Дата конвертации03.02.2013
Размер317.13 Kb.
ТипРабочая программа
источник




«Согласовано»

Руководитель МО

___________Головкова Т. И.

Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «СОШ Яковлевская» по УР

_____________ Гайкова С. А.


«____»____________2010 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ Яковлевская

_____________Ермолаева И. В.


Приказ № ___ от «___»____2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Носовской Светланы Анатольевны,


педагога высшей квалификационной категории,


по биологии


10 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010 г.


2010 - 2011 учебный год

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа курса «Общая биология» для 10 класса III ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы по биологии для среднего общего образования (Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 99, [13] с.)


На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 35 часов.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития совре­менных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализиро­вать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; слож­ных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз­личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни­ками информации;

воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бе­режного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст­венному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развитая учащихся. В основе отбора со­держания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, опреде­ляющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практиче­ской деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содер­жанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценно­стных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Курсивом в содержании данной программы выделен материал, предлагаемый к изучению в ознакомительном плане.


Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентирооанного и личностно ориентированного подходов: освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребо­ванными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) обще­го образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информа­ции в различных источниках.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и перечисленные в приложении №2 к инструктивно-методическому письму о преподавании биологии (2007-2008 уч. г.) «Распределение демонстраций, лабораторных и практических работ в соответствии с примерной программой по биологии среднего общего образования 10-11 классы». При вы­полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, герба­рии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени практические работы включены в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические ра­боты, требующие длительного выполнения, могут быть выполнены в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. 10 класс/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2009,

а также методических пособий для учителя:

  1. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина/авт.-сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.

  2. Электронные учебники: «Биология, 9 класс. Основы общей биологии»

«Биология, 10 класс»

Экология, 10-11 класс»


Система уроков, представленная в рабочей программе, ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестовые проверочные работы.


^ Количество часов:

Всего 35 часов; в неделю 1 час

Лабораторных работ – 3

Практических работ – 4


Требование к уровню подготовки

- объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой
    природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта уровню организации живого, приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.



^ Календарно-тематическое планирование


дата

№ урока



Раздел, тема урока

Практическая часть

Домашнее задание

Подготовка к ЕГЭ, код контролируемого элемента

план


факт


^ Раздел 1. Введение в биологию (2ч)








1

Вводный инструктаж по т/б. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи




§1.1



1.1







2

Основные свойства живого. Знакомство с заданиями ЕГЭ.




§1.2


1.2. Обратить внимание на вопрос: «Превращение энергии в клетке»


Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (3ч)








3

История представлений о возникновении жизни на Земле. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Пр. р.№1

§2.1


6.4







4

Предпосылки возникновения жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров.




§2.2, 2.3


6.4







5

Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.




§2.4, 2.5


6.4


Раздел 3. Учение о клетке (13 ч)








6

Элементный состав живого вещества биосферы. Неорганические вещества, липиды, углеводы, их роль в клетке.




§3.1, 3.2.2, 3.2.3


2.3. Обратить внимание на функции, которые выполняют органические вещества в клетке.







7

Белки, их структура, свойства и функции. Биологические катализаторы.




§3.2.1


2.3







8

Нуклеиновые кислоты




§3.2.4


2.3







9

Витамины.




Конспект


2.3







10

Строение и функции прокариотической клетки





§5.1


2.4. Различие про- и эукариотной клеток.







11

Цитоплазма эукариотической клетки. Строение биологической мембраны. Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Вклю­чения.




§5.2.1


2.4. Привести структуру органоидов клетки и выполняемые ими функции в сравнительной таблице. Поработать с определением рисунков органоидов клетки.







12

Клеточное ядро. Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа №1 «Изучение строения и сравнение растительной и животной клетки под микроскопом (на готовых микропрепаратах). Приготовление микропрепаратов клеток растений»

Л. р. №1


§5.2.2, 5.4


2.4







13

Обмен веществ в клетке (метаболизм). Пластический обмен. Биосинтез органических молекул в клетке.




§4.1


2.5. Важно отработать понятие метаболизм.. Решение цитологических задач. Остановится на основных этапах биосинтеза белка, указать какие клеточные структуры задействованы в этом процессе.







14

Этапы энергетического обмена.





§4.2


2.5







15

Фотосинтез. Хемосинтез




§4.3


2.5. Важно отработать понятия: фотосинтез, хемосинтез. Разобрать на примерах.







16

Жизненный цикл клеток





§5.3, повт. §4, 5.1,5.2

2.7







17

Неклеточные формы жизни. Клеточная теория.







3.1. Особенности строения вируса.







18

Тестирование по теме «Учение о клетке»











^ Раздел 4. Размножение организмов (2ч)








19

Бесполое размножение растений и животных

§6.1





3.2. Отработать понятия: бесполое размножение. Привести примеры из курсов «Ботаники» и «Зоологии».







20

Половое размножение

§6.2





3.2. Отработать понятия: половое размножение. Привести примеры из курсов «Ботаники» и «Зоологии». Важно отработать понятия: митоз, мейоз, жизненный цикл клетки.

Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение.


^ Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (4 ч)








21

Эмбриональное развитие животных.




§7.2


3.3.







22

Постэмбриональное развитие животных




§7.3


3.3. Обратить особое внимание на следующие вопросы: эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов, жизненные циклы и чередование поколений (на примерах материала курса «Зоология»)







23

Общие закономерности онтогенеза. Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Пр. р.№2

§7.4


3.3







24

Развитие организма и окружающая среда. Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

Пр. р.№3

§7.5


3.3


Раздел 6. Основы генетики и селекции (10 ч)








25

История представлений о наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. Законы доминирования. Полное и неполное доминирование. Множественные аллели




§9.1, 9.2.1


3.4. Решение генетических задач.








26

Закон расщепления. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание




§9.2.2, 9.2.3


3.5. Решение генетических задач.







27

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования




§9.2.4


3.5. Решение генетических задач.







28

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Генетические карты хромосом




§9.3


3.4. Решение генетических задач.







29

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом




§9.4



3.5. Решение генетических задач.








30

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Лабораторная работа №2 «Решение генетических задач и составление родословных»

Л. р. №2


§9.5



3.5. Решение генетических задач.








31

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Комбинативная изменчивость




§10.1


3.6. Решение генетических задач







32

Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа №3

«Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Л. р. №3

§10.2


3.6







33

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Селекция




§11.1, 11.2, 11.4



3.8. Обратить внимание на следующие вопросы:

1) Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

2) Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.







34

Тестирование по темам «Размножение организмов», «Индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики и селекции»




§11.3,



3.9.







35

Биотехнология и генетическая инженерия. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Пр. р.№4









Содержание программы


Раздел 1 Введение в биологию (2 часа)

^ ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ (1 час)

Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.

Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Место биологии в формировании научных представлений о мире.

Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

^ ТЕМА 1.2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА (1 час)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие как результат эволюции живой материи.

Раздел 2

^ Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (3 часа)


ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (1 час)

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. ^ Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Демонстрация схемы экспериментов Л .Пастера.

Практическая работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

^ ТЕМА 2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (1 час)

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Демонстрация схемы этапов формирования планетных систем.

^ ТЕМА 2.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ(1 часа)

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточность.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс воз­никновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволю­ционных преобразований материи в целом.

Раздел 3 Учение о клетке (13 часов)

ТЕМА 3.1. ^ ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 часа)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).


^ ТЕМА 3.2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (1 час)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.

Демонстрация строения клеток различных прокариот.

^ ТЕМА 3.3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК ЭУКАРИОТ (3 часа)

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Вклю­чения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Особенности строения растительной клетки.

Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клеток.

Лабораторная работа

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

^ ТЕМА 3.4. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ (МЕТАБОЛИЗМ) (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (энергетический обмен на примере расщепления глюкозы, пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез).

^ ТЕМА 3.5. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТОК (1 час)

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. ^ Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Демонстрация фигур митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.


ТЕМА З.6. ^ НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ.

ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ (0,5 часа)

Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.

Демонстрация моделей различных вирусных частиц.

ТЕМА 3.7. ^ КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (0,5 часа)

Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов.

Демонстрация материалов, рассказывающих о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клетки. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Раздел 4 Размножение организмов (2 часа)

ТЕМА 4.1. ^ БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (1 час)

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.


ТЕМА 4.2. ^ ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (1 час)

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения.

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.

Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Демонстрация микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.

Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Раздел 5 Индивидуальное развитие организмов (4 часа)

ТЕМА 5.1. ^ ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (1 час)

Типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономер­ности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция.

Демонстрация на тему: сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития; моделей эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных; таблиц, иллюстрирующих бесполое и половое размножение.

Практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.


^ ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (1 час)

Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом.


Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых; амфибий).

^ ТЕМА 5.3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА (1 час)

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). ^ Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

^ ТЕМА 5.4. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (1 час)

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).

Демонстрация фотографий, отражающих последствия воздействия факторов среды на развитие организма; схем и статистических таблиц, демонстрирующих последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения.

Основные понятия. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионадьного развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий — курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды — на развитие организма и продолжительность жизни.

Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.


Раздел 6 Основы генетики и селекции (10 часов)

^ ТЕМА 6.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О

НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (0,5 часа)

История развития генетики.

Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Генотип и фенотип организма; генофонд.

^ ТЕМА 6.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (4,5 часа)

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.


^ ТЕМА 6.3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 часа)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов).

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. ^ Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).


^ ТЕМА 6.4. СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И МИКРООРГАНИЗМОВ. (2 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Практическая работа. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.


Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум.


Учебно-методические средства обучения


Основная литература

1. Общая биология. 10 класс/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2009;

2. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина/авт.-сост. Т. И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.;

3. Электронные учебники: «Биология, 9 класс. Основы общей биологии»

«Биология, 10 класс»

Экология, 10-11 класс»

Дополнительная литература

1. Х.АйлаФ., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.

  1. Биология / Под ред. проф. Ярыгина. М.: Медицина, 2001.

  2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

  3. Вилли К., Детье В. Биология. М.: Мир, 1974.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.

  5. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.

  6. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  1. Козлова Т. А. Методические рекомендации и тематическое планирование к учебнику «Общая биология» для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004.

  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии:
    курс для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  3. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 2003.

  4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

  5. Общая биология. 10—11 / Под ред. Ю.И.Полянского. 22-е изд. М.: Просвещение, 1991.

  6. Общая биология. 10—11 /Под ред. Д. К. Беляева и А. О. Рувинского. 6-е изд. М.: Просвещение, 2003.

  7. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

  8. Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта. М.: Мир, 1982.

  9. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1993.

  10. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

  11. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

  12. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

  13. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 3-е изд. М.: Высшая школа, 1989.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  2. Акимушкин И. И. Мир животных (млекопитающие, или звери).М.: Мысль, 1988.

  3. Акимушкин И. И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

  4. Акимушкин И. И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.

  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

7'. Нейфах А. А., Лозовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

  1. УинфриА. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  2. Шпинар 3. В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977.

  3. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  4. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.


Оборудование и приборы

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Микроскопы, готовые микропрепараты тканей растений и животных

Гербарные растения

Комнатные растения

Таблицы по общей биологии

Муляжи плодов диких и культурных растений.




Похожие:

Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для среднего общего образования (Сборник нормативных документов....
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Заместитель руководителя по увр моу сош №12 г. Балашова Саратовской области
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г....
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса группового экстерната разработана на основе Примерной программы среднего (полного)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2006 г и Программы курса химии для 10- 11 классов...
Рабочая программа для среднего общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 11 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы