Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа icon

Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа



НазваниеРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Дата конвертации03.02.2013
Размер176.35 Kb.
ТипРабочая программа
источник




«Согласовано»

Руководитель ММО

__________Головкова Т.И.

Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы МОУ « Яковлевская СОШ»

_____________ Гайкова С.А.


«___»____________2010 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Яковлевская СОШ»

_____________ Ермолаева И.В.


Приказ № __от «___»___2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Носовской Светланы Анатольевны,

высшая квалификационная категория


по учебному курсу «Биология»

9 класс

Базовый уровень


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010 г.


2010 - 2011 учебный год

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа базового курса «Биология» для 9 класса II ступени обучения составлена на основе программы курса биологии для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 9 классы. – М.: «Просвещение», 2009 год. Авторы: В.В Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова). Рабочая программа полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года и примерной программе (основного) общего образования по биологии (базовый уровень) опубликованной в сборнике нормативно-правовых документов для общеобразовательных учреждений («Сборник нормативно-правовых документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»).

^ Программа рассчитана на 68 часов; 2 часа в неделю; включая 5 практических работ, 4 контрольных работы, 9 лабораторных работ.

Рабочая программа по биологии для 9 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Рабочая программа по биологии для 9 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие компоненты: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обеспечения образования.

^ Цели программы:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания человека;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации

^ Задачи программы:

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 класса

В результате изучения биологии учащийся 9 класса должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых орга­низмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена ве­ществ и превращения энергии, питания, дыхания, выде­ления, транспорта веществ, роста, развития, размноже­ния, наследственности и изменчивости, регуляции жизне­деятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и пове­дения;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании совре­менной естественно-научной картины мира, в практичес­кой деятельности людей и самого ученика; родство, общ­ность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль био­логического разнообразия в сохранении биосферы; необхо­димость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; за­висимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, прояв­ления наследственных заболеваний, иммунитета у челове­ка; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяс­нять результаты опытов; наблюдать за ростом и развити­ем растений и животных, поведением животных, сезонны­ми изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основ­ные части и органоиды клетки, органы и системы орга­нов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов живот­ных, растения разных отделов, животных отдельных ти­пов и классов; наиболее распространенные растения и жи­вотных своей местности, культурные растения и домаш­них животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособле­ния организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей от­дельных систематических групп) и делать выводы на ос­нове сравнения;

  • определять принадлежность биологических объек­тов к определенной систематической группе (классифика­ция);

  • анализировать и оценивать воздействие факто­ров окружающей среды, факторов риска на здоровье че­ловека, последствий деятельности человека в экосисте­мах, влияние его поступков на живые организмы и эко­системы;

  • проводить самостоятельный поиск биологи­ческой информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — не­обходимую информацию о живых организмах (в том чис­ле с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызыва­емых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфек­ции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркома­ния), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при прос­тудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюде­ния правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • экскурсии.


Формы контроля ЗУН:

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум;

  • самостоятельная работа;

  • контрольная работа.



^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 9 КЛАСС
(2ч, всего 68 ч)

9 класс


Введение. Биология в системе наук (2 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной, картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущнос­ти жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

^ Глава 1. Основы цитологии — науки о клетке (10 ч)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основ­ные положения клеточной теории. Значение цитологичес­ких исследований для развития биологии и других биоло­гических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого, Химический состав клетки. Основные компонен­ты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Ци­топлазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, живот­ных и растений. Вирусы.

Обмен веществ и превращении энергии з клетке. Спо­собы получения органических веществ: автотрофы и гете-ротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матри­це ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превраще­ния веществ и энергии в клетке.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие про­цесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных моле­кул и вирусных частиц; схема путей метаболизма о клет­ке; модель-аппликация «Синтез белка».


Лабораторные работы:

• Строение эукариотических клеток у растений,животных, грибов и прокариотических клеток у бакте­рий.

  • Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.


^ Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое зна­чение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у рас­тительных и животных организмов. Деление, рост, диф­ференциация клеток, органогенез, размножение, старе­ние, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходст­во зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

^ Глава 3. Основы генетики

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования призна­ков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы ис­следования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и не­полное доминирование. Закон чистоты гамет и его цито­логическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структу­ра половых хромосом. Наследование признаков, сцеплен­ных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая из­менчивость. Мутации, Причины и частота мутаций, мута­генные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различ­ных комбинаций генов и их роль в создании генетическо­го разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчи­вость. Роль условий внешней среды в развитии и прояв­лении признаков и свойств.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирую­щие законы наследственности, перекрест хромосом; ре­зультаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, кол­лекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

  • Изучение изменчивости у растений и животных. а Изучение фенотипов растений. Практическая работа:

  • Решение генетических задач.

Глава 4. Генетика человека (3 ч)

Методы изучения наследственности человека. Генети­ческое разнообразие человека. Генетические основы здо­ровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Демонстрация: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

^ Лабораторная работа:

• Составление родословных.

Глава 5. Эволюционное учение (15 ч)

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. ^ Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и живот­ных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых ор­ганизмов.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие мик­роэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эво­люции и их характеристика.

^ Движущие силы, и результаты эволюции.

Естественный отбор — движущая и направляющая си­ла эволюции. Борьба за существование как основа естест­венного отбора. Роль естественного отбора в формирова­нии новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный харак­тер. Взаимоприспособленность видов как результат дей­ствия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны при­роды и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и мак­роэволюции. Усложнение растений и животных в процес­се эволюции. Биологическое разнообразие как основа ус­тойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гер­барные экземпляры и коллекции животных, показываю­щие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюст­рирующие процессы видообразования и соотношение пу­тей прогрессивной биологической эволюции.

^ Лабораторная работа:

в Изучение приспособленности организмов к среде оби­тания.

Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (3 ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная ос­нова селекции организмов. Достижения мировой и отече­ственной селекции.

Демонстрации: живые растения, гербарные экзем­пляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционе­ров.


^ Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История раз­вития органического мира.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отра­жающих флору и фауну различных эр и периодов.

Экскурсия:

История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

^ Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (10 ч)

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологичес­ких факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосисте­мы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте ве­ществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особеннос­ти агроэкосистем.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернад­ский — основоположник учения о биосфере. Роль челове­ка в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структу­ру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной дея­тельности человека на природу; модель-аппликация «Био­сфера и человек»; карты заповедников России.

Лабораторные работы:

  • Строение растений в связи с условиями жизни.

  • Подсчет индексов плотности для определенных видов растений. • Выделение пищевых цепей в искусственной экосис­теме (на примере аквариума).

  • Практические работы:

  • Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

  • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

  • Выявление приспособлений организмов к среде оби­тания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

  • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятель­ности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

  • Экскурсия:

  • Среда жизни и ее обитатели.



^ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК:


Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 20 – С. 303.


Методического пособия для учителя:

Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 9 классы. - Москва: «Просвещение», 2009 год. Авторы: В.В Пасечник,С.В.Суматохин, Г.С. Калинова;


^ Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию.9 класс. тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. «Ведение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. М.: Дрофа,2004. – 128с.

  2. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по биологии. 3-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2001

  3. Биология в таблицах 6-11 классы: справочное пособие/ Авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2003-240 с.

  4. Биология в таблицах и схемах./авт.- сост.Онищенко А.В.,ООО « Полиграфуслуги», Санкт-Петербург, 2005-128с.

  5. Биология.9 класс: тесты/ авт. сост. М. В. Оданович.- Волгоград: Учитель, 2007.-150с.

  6. Вили К. Детье В. Биология. – М.: Мир, 1974 г.

  7. Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в Вузы.-М.: Высшая школа, 2003.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

  2. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9класс/авт.-сост. В.С.Рохлов, А.В.Теремов и др.-М.: АСТ: Астрель,2010-69с.


^ Перечень практических работ


Практическая работа № 1 Тема: Решение генетических задач.

Практическая работа № 2 Тема: Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

^ Практическая работа № 3 Тема: Выявление приспособления организмов к среде обитания, типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

^ Практическая работа № 4 Тема: Описание экосистемы своей местности. Составление схем передачи веществ и энергии.

Практическая работа № 5 Тема: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы


        1. Печатные пособия

1.1. Серия справочных таблиц по общей биологии.

2. Рельефные таблицы

2.1. Археоптерикс

3. Коллекции

3.1. Формы сохранности ископаемых растений и животных.

3.2. Хлопок.

3.3. Шерсть.

3.4. Иван Владимирович Мичурин – великий преобразователь природы.

3.5. Набор овощей.

3.6. Набор фруктов.

^ 4. Информационно-коммуникативные средства. .

4.1. Экспресс-подготовка. Биология.

5. Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1septemb@r.ra - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ra - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/ediicatlon - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы


        1. Печатные пособия

1.1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

1.2. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

^ 2. Учебно-лабораторное оборудование

2.1. Набор моделей кристаллических решёток: меди, поваренной соли.

2.2. Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы».

^ 3. Учебно-практическое оборудование

3.1. Набор № 1и 2 ОС «Кислоты».

3.2. Набор № 3 ОС «Гидроксиды».

3.3. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов».

3.4. Набор № 5 ОС «Металлы».

3.5. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы».

3.6. Набор № 9 ОС «Галогениды».

3.7. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».

3.8. Набор № 11 ОС «Карбонаты».

3.9. Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты».

3.10. Набор № 14 ОС «Соединения марганца».

3.11. Набор № 15 ОС «Соединения хрома».

3.12. Набор № 16 ОС «Нитраты».

3.13. Набор № 17 ОС «Индикаторы».

3.14. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Мультимедийные программы по всем разделам курса.

4.2. Экспресс-подготовка. Биология..

4.2. Компьютер




Похожие:

Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Минобрнауки, 17. 12. 2010 г.)
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
...
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) пояснительная записка статус документа
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы