1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека icon

1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека



Название1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека
Дата конвертации21.03.2013
Размер133.3 Kb.
ТипДокументы
источник

цели


этапы

1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека.

2. Содействовать осознанию учащимися значимости органов чувств в жизнедеятельности человека.

3. Формировать КОД учащихся.

I

Через диалог подвести учащихся к самостоятельному определению темы и цели урока.




Организовать деятельность детей по выработке критериев оценивания знаний.

II

Организовать практическую работу детей по определению источника запаха в пузырьках для осознания особенностей работы носа как органа обоняния.


Организовать наблюдение за предметными рисунками, их сравнение для выявления связи между вкусами и зонами языка.


Через обсуждение проблемной ситуации о принятии горькой таблетки,

формировать мотивацию самостоятельной работы с учебником по определению связи между вкусами и зонами языка


Использовать жизненный опыт детей для знакомства с коже как органом осязания.


Организовать практическую работу в паре по определению предмета на ощупь для осознания особенностей работы кожи как органа осязания.


Использовать таблицу «Строение внутреннего уха для изучения работы органа слуха»


Организовать практическую работу по определению источников звука для осознания особенностей работы уха как органа слуха.


Организовать деятельность детей по определению нового неизвестного органа чувств - органа равновесия в процессе проведения физминутки.


Через проблемный диалог мотивировать учащихся на самостоятельный поиск сведений из учебника о месте нахождения органа равновесия.



Актуализировать жизненный опыт детей о значимости органа обоняния в экстренных жизненных случаях, связанных с угрозой жизни (утечка газа, запах дыма, запах испорченных продуктов)


Актуализировать знания детей о значимости органа вкуса для людей определённых профессий: повар, дегустатор, кондитер.


Актуализировать жизненный опыт детей о значимости органа осязания в случаях, связанных с угрозой здоровью ( горячий чайник, острые предметы)


Актуализировать жизненный опыт учащихся о значимости органа слуха для маленьких детей при овладении речью.


Актуализировать знания детей о значимости органа равновесия для людей определенных профессий

( альпинист, эквилибрист, монтажник)




III

Организовать самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.







IV







Организовать деятельность учащихся по проверке и оценке результатов выполненных работ.



^ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

  • Организм человека очень сложно устроен. Но в нём можно выделить отдельные группы органов, которые выполняют свои функции, свою работу в организме.

На доске ключевые слова:

нос язык кожа ухо

  • Определите по ним тему урока (органы чувств)

  • Я предлагаю тему озвучить по-другому: «Многогранный мир чувств». Почему, вы поймёте в конце урока.

  • Тогда какова будет цель нашего урока? (поближе познакомиться с органами

чувств)

  • Как вы думаете, с помощью какого органа чувств мы получаем большее число информации? (глаза)

  • Глаза - это окна в окружающий мир и мы с помощью них получаем 80% информации о нём, остальные 20% приходятся на остальные органы чувств. Именно на изучении этих органов мы сегодня остановимся.

  • Прежде чем приступить к изучению новой темы, выработаем критерии оценивания знаний, которые вам понадобятся для их проверки в конце урока.

Выработка критериев

^ II. «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ .

1. Нос - орган обоняния.

  • Ребята, у вас на партах два пузырька. В них ватки, пропитанные пахучим веществом. Скажите, какой орган чувств мы сейчас включим в работу? (нос).

Вывешиваю

^ НОС - ОРГАН ОБОНЯНИЯ

  • Орган обоняния расположен в носовой полости. Если во вдыхаемом воздухе находится хотя бы одна частица пахучего вещества, мы почувствуем его запах. Чувствительные клетки органа обоняния определяют, что это за частицы и сообщают в мозг.

  • Ваша задача - определить по очереди запах в двух пузырьках, затем поделиться с соседом по парте своим предположением и прийти к единому мнению.

Проверка 1 человека.

  • У какого животного орган обоняния развит лучше, чем у человека? (у собаки).

  • Как человек использует острое обоняние собаки? (служат в милиции, на границе, в поисковых работах).

-В каких экстренных жизненных случаях, связанных с угрозой жизни, может помочь орган обоняния? (утечка газа, запах дыма, запах испорченных продуктов)


^ 2. Язык - орган вкуса.

Вывешиваю картинки.

  • Посмотрите на рисунки и скажите, что их объединяет? (съедобные продукты)

  • Какой по логике должен последовать следующий вопрос? (чем различаются?)

  • Ответьте на свой вопрос, (отличаются вкусами)

  • Вывешиваю под картинками:

^ СОЛЁНЫЙ СЛАДКИЙ КИСЛЫЙ ГОРЬКИЙ

  • Сформулируйте, о чём будем говорить? (Будем говорить о языке - органе вкуса)

Вывешиваю

ЯЗЫК - ОРГАН ВКУСА.

  • Язык снабжён вкусовыми сосочками, которые способны узнавать некоторые вещества, попавшие в рот.

Выставляю картинки.

  • Посмотрите внимательно на картинки. На какое открытие наталкивают о (Четыре основных оттенка вкуса распознаются различными участками языка).

  • Хотите узнать, какой участок, распознаёт какой вкус? (Да).

  • На листочках в таблице вы сможете это узнать. Рассмотрите, соотнесите с рисунками на доске и расставьте правильно.

Один ученик у доски расставляет картинки.


  • На какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не заметив?

  • Все мы иногда болеем и знаем, что такое насморк, при котором теряется обоняние. Как это влияет на вкусовые ощущения? (Безвкусной кажется любая пища)

  • Какой можно сделать вывод? (Обоняние и вкус связаны)

  • Для людей каких профессий орган вкуса имеет большое значение?(повар, дегустатор, кондитер)

^ 3. Кожа - орган осязания.

  • Поздно вечером, когда на улице темно, в квартире внезапно погас свет. Фонарь лежит в одном из ящиков стола. Каким образом в полной темноте вы достанете фонарик? ( наощупь)

  • Какой орган чувств вам поможет? (Кожа)

Вывешиваю:

^ КОЖА - ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

  • Органом осязания служит вся кожа, но особенно развито чувство осязания подушечках пальцев и на ладонях рук.

  • Что о предмете может рассказать наша кожа? (холодный или тёплый, гладкий , шероховатый, мягкий или твёрдый, тупой или острый)

  • Всё это позволяют нам сделать клетки, чувствительные к холоду, теп растяжению, боли и давлению.

Практическое задание:

  • Проверим, насколько чувствительна кожа на кончиках пальцев. У каждого из вас конверт, в конверте маленький предмет. После моего объяснения, вы повернётесь друг к другу лицом. Один из вас закроет глаза, а второй подаст в руки предмет из конверта. Задача - наощупь определить, что за предмет в руках. То же самое задание, только с другим предмет выполняет второй сосед по парте.

^ Проверка (пуговица, скрепка).

  • Поднимите руки, кто угадал предмет.

  • Вы убедились, насколько большое значение для нас играет кожа в познав окружающего мира.

От каких повреждений надо оберегать кожу? (порезы, ожоги, обморожения, ушиб)

В каких жизненных ситуациях, связанных с угрозой здоровью, может помочь орган осязания?( горячий чайник, острые предметы)


^ 4. Ухо - орган слуха.

  • Ребята, как вы думаете, какие от рождения люди не смогут научиться говорить?(глухие).

  • С каким органом чувств тесно связана речь? (с органом слуха)

Вывешиваю:

^ УХО - ОРГАН СЛУХА.

  • Маленький ребёнок слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Вот почему не слышащие люди не говорят.

Вывешиваю таблицу.

  • Как вы думаете, что нового поможет узнать эта таблица? (Как устроен орган слуха, каким образом слышим звук)

^ Мой рассказ по таблице.

  • Почему прислушиваясь, мы иногда поворачиваем голову? (Поворачиваем ухо в сторону, откуда доносится звуки, то есть их источник, чтобы лучше их слышать.)

Практическое задание.

  • Закройте глаза. Послушайте звуки и определите их источник (колокольчик, бумага, хлопок ладошки).

Проверка:

  • Кто угадал все источники, поднимите руку. Молодцы!

  • Продолжите моё утверждение:

^ ОРГАНЫ СЛУХА НЕ ТОЛЬКО УЛАВЛИВАЮТ ЗВУКИ, НО И ...(определяют источник).

5. Орган равновесия

  • Ребята, мы сегодня вспомнили о пяти органах чувств, Я открою вам секрет, оказывается их шесть. Кто знает об этом органе чувств? ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ?

  • Я попрошу вас встать. Согните в коленке и поднимите правую ногу повыше. Постарайтесь в течение нескольких секунд устоять на одной ноге.

  • Какое чувство нам помогло сохранить устойчивость и не упасть? (чувство равновесия)

Шестым органом чувств является:

Вывешиваю^ ОРГАН РАВНОВЕСИЯ

  • Какой у вас напрашивается вопрос? (Где находится орган равновесия?)

  • Есть ли у вас предположения? Хотите их проверить? Прочитайте в учебнике информацию об органе равновесии .

Проверка после самостоятельного чтения.

  • Кто из ребят был прав? Где находится орган равновесия? (во внутреннем ухе)

  • Покажем по таблице.

  • Что ещё нового узнали о чувстве равновесия?

  • Для людей какой профессии чувство равновесия имеет большое значение?

( альпинист, эквилибрист, монтажник)

  • Мы сегодня более подробно узнали об органах чувств, которые помогают получить информацию об окружающем мире, и вся эта информация поступает в мозг, где с обрабатывается, и составляется единое впечатление о том, что мы слышим, видим, ощущаем.

  • Продолжите моё утверждение, можете воспользоваться вариантами на листочке:

  • ^ МЫ ВОСПРИНИМАЕМ МИР... (сразу всеми органами чувств)

  • Вот почему, тема урока «Многогранный мир чувств». Мы чувствуем мир со всех его граней, во всех его проявлениях.



^ Ш. ПРАКТИКУМ НО САМОСТОЯ 1ЕЛНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ.

  • Пришло время проверить себя и применить свои знания при выполнении заданий. Они у вас на листочках.

^ IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Проверка:

  • Ставим знаки «+» - если всё верно, и «- » - если ошиблись.

-Оцените свою работу по выработанным в начале урока критериям.

Доволен ли ты своей работой или нет? Почему?


  • В заключении хочу спросить, какие открытия для себя вы сделали на уроке?

  • Выбери утверждение:

всё понял, могу помочь другим;

всё понял

могу, но нужна помощь


^ САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Урок на тему «Многогранный мир чувств» из курса «Мир и человек» Вахрушева А. А. Этот урок находится в общей системе уроков «Человек и строение» и знакомит детей с органами чувств.

Я подготовила урок как целостную систему, создать которую помогли в первую очередь ТДЦ и СУМ.

Тип этого урока - формирование новых знаний и умений учащихся, соответствует СУМ, так как оно даёт много новых теоретических знаний и понятий. Этот тип урока определяет и ТДЦ.

Но так как ТДЦ носит слишком общий характер, я её разбила на учебные задачи каждого урока. Поэтапное решение этих задач и послужило пут достижении ТДЦ урока.

Поставленная мной цели через содержание учебного материала определили выбор МО и ФОПД.

Дам характеристику основного этапа урока «Совместное открытие знаний» через взаимодействие СУМ, МО, ФОПД.

По принципу минимакса учебник 4 класс «Человек и природа» содержит большой материал, который ребята могут усвоить, и разнообразные задания, которые ученики могут выполнить. Содержание по данной теме не стало исключением.

^ Строение уха. Зоны чувств языка Десять заданий .

И так как на каждом уроке я стремлюсь создать условия, по возможности максимального усвоения знаний, то мой выбор пал на те же формы и методы, которые дают такую возможность и служат средством в достижении целей.

На основном этапе урока я преимущественно использовала фронтальную форму организации познавательной деятельности, которая предполагает одновременное выполни общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задач на уроке я непосредственно общалась со всеми учащимися класса, рассказывала, показывала, вовлекала в беседу, мотивировала деятельность.

В случае, когда содержание учебного материала было вполне доступно самостоятельного изучения

таблица зон чувствительности языка

орган равновесия

я использовала индивидуальную форму организации познавательной деятельности, позволяло осуществить на моём уроке деятельный подход в обучении и ставить ребёнка в положение субъекта обучения.

Самостоятельная деятельность была организована и в выполнении практичен работ, метод которого я выбрала для этого урока

определение запаха,

источника звука, предмета на ощупь.

Также для усвоения новых знаний я использовала и другие МО. Так, например характеру познавательной деятельности учащихся и участие учителя в учебном процессе использовала объяснительно-иллюстрационный метод,

таблица «Строение уха» проблемный метод, когда создаются

проблемные ситуации в ведении новых знаний об органах осязания, равновесия, слуха.

Последний метод позволил мне целенаправленно использовать приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение), которые развивают мышление, внимание, память. Этому способствуют проблемные вопросы и задания:

  • Какой по логике должен последовать следующий вопрос?

  • Сформулируйте, о чём будем говорить.

  • На какое открытие наталкивают рисунки?

-Какой можно сделать вывод?

Выдвижение и проверка гипотез.

Так как эффективность любого урока определяется тем, что именно ученики взяли процессе обучения, в ходе введения новых знаний с помощью опроса и сигналов старалась прослеживать степень усвоения материала, а конечный результат работы был виден при проверке самостоятельной работы после выполнения двух заданий и рефлексивной деятельности.

А они показали, что материал ребята усвоили и посчитали урок полезным плодотворным.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сосногорска


Урок по предмету «Окружающий мир»

из курса «Мир и человек» Вахрушева А.А

Тема: «Многогранный мир чувств» 4 класс


Разработала учитель начальных классов: Шаталова Е.П




Похожие:

1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconКлассный час 2 класс Цель: способствовать формированию гражданско патриотических чувств учащихся, любви к своей Родине
Цель: способствовать формированию гражданско – патриотических чувств учащихся, любви к своей Родине
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconМатериалы для подготовки к празднованию 20-летия Конституции РФ
Цели:- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном...
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconУрока Название темы Уроки 1, 2 Происхождение человека. Этапы его становления. Урок 3 Расы человека, их происхождение и единство
...
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconОбразовательная программа на 2009 2013 годы
Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconПрограмма курса дополнительного образования для учащихся 10-11-х классов
«Основы научно-исследовательской работы» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но...
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconКонспект урока технологии Тема: «Построение чертежа плечевого изделия» модуль: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Способствовать формированию знаний учащихся о принципах расчета и построения чертежей швейных изделий
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconУрок Мужества «От Георгия Победоносца до Георгия Жукова»
Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, эмпатии и сопереживанию, получении опыта расширения и творческого применения...
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconБилет №16. Гипотезы происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных
Органы чувств. Строения, функции, профилактика заболеваний (на примере одного из органов чувств)
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconКлассный час "Ты имеешь право "
Цели: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «Всеобщая декларация человека», «право», «обязанность», способствовать...
1. Способствовать формированию знаний у учащихся об органах чувств человека iconКлассный час «Наркомания знак беды»
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки подростков
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы