Родительское собрание - это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома; форма взаимодействия педагога с семьями учащихся |
Предназначение собрания согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка; повышение педагогической культуры родителей, их активной роли в жизни класса, ответственности за воспитание детей |
Периодичность проведения собрания Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть (триместр), но при необходимости может проходить и чаще. |
Основные элементы подготовки собрания выбор темы собрания; определение целей родительского собрания; изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников; приглашение родителей и других участников собрания; разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; оборудование и оформление места проведения родительского собрания |
Методика подготовки собрания При выборе темы собрания необходимо учитывать: целевые ориентиры жизнедеятельности классного коллектива; возрастные закономерности развития школьников; особенности протекания процессов обучения и воспитания; логику формирования педагогической культуры родителей; стратегию построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться. Организаторами собраний могут быть избраны следующие целевые ориентиры: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка. |
Задание 1. Обозначьте актуальную на сегодняшний день тему родительского собрания в своем классе и определите цель родительского собрания в соответствии с выбранной Вами темой. Запишите их
|
^ помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания. ^ Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования.
|
^ В методическом пособии "Работа классного руководителя с родителями" Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний: организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей; собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива; тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса; собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов; собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию; итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.
В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. |
^ Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках, несколько реже используются изготовленные школьниками открытки-приглашения. Нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации учебного заведения, учителя-предметники, школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др. Задание 2. Составьте текст приглашения на родительское собрание, разрабатываемое Вами в Мастерской:
Состоится__________ Уважаемые родители! Приглашаю Вас к доверительному разговору о том,как воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам войны. Классный руководитель Бугаева Ольга Алексеевна
Представьте себе семью, в которой каждый родитель гармонично общается со своим ребёнком, мечтает, чтобы он вырос умным, способным, уверенным в себе и т.д. Все конфликтные ситуации, недоразумения и споры решаются на конструктивном уровне, без обид и упреков...
Уважаемые ...., ....! Если Вам близок такой образ семьи, Вы хотите приобрести навыки преодоления трудностей в решении конфликтных ситуаций в семье, мы приглашае Вас на родительское собрание "Конфликты в семье". Собрание состоится ...., в .... часов. Классный руководитель Заяц Лариса Александровна.
Ваш ребенок вступил в нелегкий подростковый период. Если Вы столкнулись с проблемами и хотите ему помочь, приглашаем Вас на родительское собрание ^ . Присутствуют психолог, педагоги, у которых можно получить консультацию. Собрание состоится ..., в ... часов. Классный руководитель Болтунова И.В. Вы заметили, что Ваш ребенок повзрослел и Вы столкнулись с проблемами. Приглашаем Вас на родительское собрание "Наши трудные дети". Присутствуют: психолог, педагоги. Собрание состоится …,в … часов. Классный руководитель Беленко Л. А. .. Родительское собрание «Современные дети» Состоится__________ ^ Приглашаю Вас принять участие в диспуте на тему "Какие они, современные дети?". Также, Вы сможете проконсультироваться у школьного психолога. Классный руководитель Ярополова О.Н.
|
Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. Решение – это обязательный элементродительского собрания. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только "классическую" форму – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы. |
^ Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. В классной комнате размещаются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп. Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников. |
Методика проведения собрания Родительское собрание можно условно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную. Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем. Основная часть. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение. Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. |
План описания деятельности по подготовке и проведению собрания Тема родительского собрания. Фамилия и инициалы автора-разработчика. Цели собрания. Участники родительского собрания Подготовительная работа. Оформление, оборудование и инвентарь. Ход собрания. Решение родительского собрания. Список использованной литературы. |
|