Рабочая программа по литературному чтению Для icon

Рабочая программа по литературному чтению Для



НазваниеРабочая программа по литературному чтению Для
Дата конвертации06.09.2013
Размер358.45 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Мирошниченко Галина Дмитриевна Рабочая программа Литературное чтение 3 класс 2012 – 2013 уч.год





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга

«Слово»



«Согласовано»

Руководитель МО


Протокол № ___ от «__»

_______________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР


«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

Для 3 класса


Разработана

Мирошниченко Галиной Дмитриевной

учителем начальных классов


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от «30»____августа__2012 г.


2012 – 2013 г.


Пояснительная записка

Данная программа будет реализовываться в 3 классе КРН VII вида.

  1. Особенности детей с ОВЗ VII вида.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

  • У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

  • Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

  1. Корректировка программы.

  2. Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

  3. Методы и формы через которые будет реализована программа:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • комментированные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.



Данная рабочая программа составлена на основании:

  • программы «Школа России» для начальных классов по литературному чтению и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);

  • федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);

  • регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан №993 от 24.06.2011 г.);

  • федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).


Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результатив­ность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. ^ Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении худо­жественных произведений, формирование эстетического от­ношения к искусству слова; овладение первоначальными на­выками работы с учебными и научно-познавательными текс­тами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нрав­ственного опыта младших школьников, формирование пред­ставлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, ува­жения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в на­чальной школе является формирование читательской компе­тентности младшего школьника, осознание себя как грамотно­го читателя, способного к творческой деятельности. Читатель­ская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произве­дения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Рабочая программа предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно - эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Результаты изучения курса:

Личностные результаты:

  • формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.



Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • Работать с различными видами текстов.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе 5-8 классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения (внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут).


Для реализации программного содержания используется учебно – мет Содержание тем учебного курса


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содер­жания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содер­жанию услышанного произведения, определение последова­тельности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плав­ному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным тем­пом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установ­ка на нормальный для читающего темп беглости, позво­ляющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и ин­тонационных норм чтения. Чтение предложений с интонацион­ным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с по­мощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучаю­щее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение на­ходить в тексте необходимую информацию. Понимание особен­ностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения вы­сказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-по­пулярных - и их сравнение. Определение целей и задач созда­ния этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, струк­туры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид ис­кусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учеб­ная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о худож­никах-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в кни­ге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. Пони­мание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксиче­ское построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, струк­тура (композиция).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведе­ние эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям.

Характеристика героя произведения с использованием ху­дожественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипер­бола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учите­ля) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков ге­роев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского от­ношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя — защитника Отечества. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступ­ках: преодоление собственных недостатков, воспитание нрав­ственных принципов.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыс­лей) пересказ.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), опи­сание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позво­ляющих составить данное описание на основе текста). Вычле­нение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступ­ков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и науч­но-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текс­та. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалоги­ческого общения: понимать вопросы, отвечать на них и само­стоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не пере­бивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точ­ку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Монолог как форма речевого высказывания. Отражение ос­новной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изоб­разительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, по­вествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особеннос­тей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произве­дения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по ри­сункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголов­ку (отражение темы, места действия, характера героев), исполь­зование в письменной речи выразительных средств языка (си­нонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествова­ние, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.

Представленность разных видов книг: историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юморис­тические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художествен­ной речи (с помощью учителя) средств выразительности: сино­нимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рас­сказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (мо­нолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские ху­дожественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклор­ные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и пого­ворки, загадки): узнавание, различение, определение основ­ного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее пред­ставление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в твор­ческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирова­ние, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на осно­ве художественного произведения (текст по аналогии).


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса

^ Обучающиеся должны:

  • владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70 - 75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

^ Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;

  • самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;

  • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

  • сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);

  • подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;

  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;

  • различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

  • названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

  • народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.


Перечень учебно – методического обеспечения


Книгопечатная продукция:

  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.

  • Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.

  • Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.

Печатные пособия:

  • Словари по русскому языку.

  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения:

  • Классная доска.

  • Компьютер.

Экранно-звуковые пособия:

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).


одический комплект по программе «Школа России», включающий следующие учебно – методические пособия:

  • Литературное чтение.3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /(сост. Л.Ф.Климанова и др.), М.: Просвещение, 2010

  • Л.Ф.Климанова Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 класс, М.: «Просвещение», 2009г.


Количество часов в год – 102.

Количество часов в неделю – 3.


Учебно – тематическое планирование к рабочей программе

по литературному чтению


Количество часов: в неделю – 3 часа

за год – 102 часа




п/п

Наименование разделов и тем


Кол-во часов




^ Раздел «Самое великое чудо на свете»


3

1.

1)Рукописные книги Древней Руси

Вн. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом.


1

2.

2)Первопечатник Иван Федоров

1

3.

3)Урок-путешествие в прошлое.

Вн. чт. Веселые стихи Б.Заходера.

1




Раздел «Устное народное творчество»

9

4.

1)Русские народные песни

Вн.чт. Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка.


1

5.

2)Докучные сказки

1

6-7.

3,4)Деление текста на части. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена.

2

8-9.

5,6) Составление плана. Иван-царевич и серый волк», русская народная сказка

2

10-11

7,8) Художественные особенности сказки. «Сивка-бурка», русская народная сказка

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена.


2

12.

9)Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»). Тест

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена.

1




Раздел «Поэтическая тетрадь 1»

7

13.

1) Выделение языковых средств выразительности. Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» наизусть

1

14.

2) Определение настроения лирического героя. А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» наизусть по выбору

Вн. чт. Книги Е.Чарушина.

1

15.

3) Воспевание любви к родной природе. И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» отрывок наизусть по желанию


1

16.

4) Понимание глубины содержания. И.С. Никитин «Встреча зимы»

Вн. чт. «Друг» (рассказы Б.Житкова о животных).


1

17.

5) Образы и настроения пейзажной лирики. И.З. Суриков «Детство» наизусть отрывок


1

18.

6) Образы и настроения пейзажной лирики. И.З. Суриков «Зима» наизусть по выбору

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1

19.

7)Путешествие в Литературную страну. Тест

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1




Раздел «Великие русские писатели»

16 (8)

20.

1)А.С. Пушкин «…За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало… », «В тот год осенняя погода…» наизусть по выбору

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1

21.

2) Смысл стихотворения и настроение лирического героя. А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1

22-24

3,4,5) Работа над содержанием. Характеристика героев. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Вн. чт. В. Маяковский – детям.

3

25.

6) Мораль в произведении. И.А. Крылов «Мартышка и очки» наизусть

Вн. чт. В. Маяковский – детям.

1

26.

7) Характерные признаки басни. И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

27.

8) Чтение по ролям. И.А Крылов «Ворона и лисица»

Вн. чт. Стихи отечественных поэтов о Родине.

1




28.


9)М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» наизусть по выбору


1

29.

10)М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» наизусть

Вн. чт. Знакомство с детскими журналами


1

30.

11)Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

31.

12) Характер героя, его поступки и мотивы. Л.Н.Толстой «Акула»

Вн. чт. Рассказы В. Чаплиной

1

32.

13) Характер героя, его поступки и мотивы. Л.Н.Толстой «Прыжок»


1

33.

14)Составление образа героя по произведению. Л.Н.Толстой «Лев и собачка» (быль)

Вн. чт. Рассказы В. Чаплиной


1

34.

15) Описание природных явлений. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?»

1

35.

16)Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). Тест

Вн. чт. Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют

1




Раздел «Поэтическая тетрадь 2»

5

36.

1) Определение настроения стихотворения. Н.Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

Вн. чт. «Не насытиться око зрением, а человек знанием» (чтение рассказов на тему, выбранную обучающимися)

1

37.

2) Передача эмоционального тона. Н.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» наизусть по частям

1

38.

3) Использование средств интонационной выразительности. К.Д.Бальмонт «Золотое слово»


1

39.

4) Практическое знакомство со средствами выразительности. И.А.Бунин «Детство»,

«Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» наизусть по выбору

Вн. чт. «Не насытиться око зрением, а человек знанием» (чтение рассказов на тему, выбранную обучающимися)

1

40.

5)Развивающий час (урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь»). Тест

1




Раздел «Литературные сказки»

7

41.

1)Д.Н.Мамин – Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам» »

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов-классиков)

1

42.

2)Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

43.-

44.

3,4) Художественные особенности сказки. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов-классиков)


2

45.-46.

5,6) Выделение фрагментов текста по рисунку. В.Ф.Одоевский «Мороз-Иванович»

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов-классиков)

2

47.

7)Урок-КВН (обобщающий урок по I части учебника).

1




Раздел «Были-небылицы»

9

48.-49.

1,2) Реальное и вымысел в произведении. М.Горький «Случай с Евсейкой»

Вн. чт. Сказки – несказки В. Бианки и Э. Шима (урок-отчет)


2




50.-51.

3,4) Характеристика героя. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

Вн. чт. Сказки отечественных писателей о детях



2


52.

5) Характеристика героя. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

1

53,

54,

55.

6,7,8) Деление текста на смысловые части. А.И.Куприн «Слон»


Вн.чт. «По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

3

56.

9)Урок-путешествие по «Былям-небылицам». Тест

Вн.чт. «По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

1




Раздел «Поэтическая тетрадь 1»

4

57.

1) Овладение приемом словесного рисования. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» наизусть по выбору

1

58.

2) Работа над интонацией при чтении. А.А.Блок «Ветхая избушка»,

«Сны», «Ворона»

Вн.чт. «По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

1

59.

3) Выделение олицетворений. С.А.Есенин «Черемуха» наизусть по выбору

1

60.

4)Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей

1




Раздел «Люби живое»

14

61.

1)М.М.Пришвин «Моя Родина»

(из воспоминаний)

1

62.-63

2,3) Обучение различным вилам пересказа. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей

2

64.-65.

4,5) Осознавание собственного отношения к героям. В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

Вн. чт. Рассказы Н. Сладкова


2

66.-67.

6,7) Художественные особенности сказки. В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Вн. чт. Рассказы Н. Сладкова


2

68.-70.

8.-10) Различные виды пересказа. Б.С.Житков «Про обезьянку»

Вн. чт. Рассказы и повести Л. Воронковой


3

71.

11) Составление собственных высказываний на основе прочитанного. В.Л.Дуров «Наша Жучка»

Вн. чт. «Непобедимая и легендарная!» (книги о Советской Армии и ее героях)

1

72.

12)Словесное рисование сюжетных фрагментов текста. В.П.Астафьев «Капалуха»

1

73.

13)В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

Вн. чт. «Мама и мы» (стихи, рассказы, сказки)

1

74.

14)Урок-конференция «Земля - наш дом родной». Тест

1







Раздел «Поэтическая тетрадь 2 »


6

75.

1)С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Вн. чт. Любимые книги – любимые писатели


1

76.-77.

2,3) Отношение к герою произведения. А.Л.Барто «Разлука», «В театре» наизусть отрывок по выбору


2

78.

4)С.В.Михалков «Если»

наизусть отрывок

Вн. чт. Любимые книги – любимые писатели


1

79.

5)Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»

наизусть по вариантам


1

80.

6)«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Тест

Вн. чт. «Про эту книгу» ( книги-самоделки из материалов периодической печати)


1




Раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

12

81.

1)Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

82.

83.

84.

2,3,4) Тема и главная мысль текста. А.П.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

Вн. чт. Наша библиотека, или «Город твоих друзей»

3

85.-86.

5,6) Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко «Золотые слова»

Вн. чт. «Все мы хотим побывать на Луне» (книги о космонавтах)


2

87.-88.

7,8) Составление плана. М.М.Зощенко «Великие путешественники»

Вн. чт. Рассказы М. Пришвина

2

89.

9) Виды пересказа. Н.Н.Носов «Федина задача»


1

90.

10) Чтение по ролям. Н.Н.Носов «Телефон»

Вн. чт. Рассказы М. Пришвина

1




91.


11) Оценка поступка в произведении В.П.Драгунский «Друг детства»



1

92.

12)Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

Вн. чт. «Глаз видит далеко, а ум еще дальше» (книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он сделал, изобрел

1




Раздел «По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»

4

93.

1)Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

1

94.

2)Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

Вн. чт. «Глаз видит далеко, а ум еще дальше» (книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он сделал, изобрел)

1

95.

3)Р.Сеф «Веселые стихи» отрывок наизусть

1

96.

4)Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест

Вн. чт. Русские мастера (хохлома, матрешка-русский сувенир, дымка)

1




Раздел «Зарубежная литература»

6

97.-99.

1,2,3)«Храбрый Персей» (древнегреческий миф)

Вн. чт. Русские мастера (хохлома, матрешка-русский сувенир, дымка)

3

100.-101

4,5) Деление текста на смысловые части Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Вн. чт. «Узнай, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чем говорят» (стихи и сказки Джанни Родари)

2

102.

6)Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Тест

1



Список литературы


Учебный комплект

Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 2 частях.

Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий.

М.: «Просвещение», 2009 г.




Рабочая тетрадь. Чтение. 3 класс. Климанова Л.Ф., М.: «Просвещение», 2011 г.


Методическое обеспечение

Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., М.: «Просвещение», 2010 г.



Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 класс.

Москва. «Просвещение», 2009г.




С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс», Москва «ВАКО», 2007 год;

О.В. Узорова «Тесты по литературному чтению. 3 класс. – М.: Астрель: АСТ, 2008год.

Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., М.: «Просвещение», 2010 г.

Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.










Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по литературному чтению Для
Дементьева Наталья Владимировна Рабочая программа Литературное чтение 3 класс на 2012-2013 уч год
Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по русскому языку 1 Казакова Л. В. Рабочая программа по литературному чтению
Перечень рабочих программ для реализации учебного плана (федеральный компонент)
Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс умк: «Школа России» По программе: 102 часа (3 часа в неделю)
«Литературное чтение» 2004 года и авторской программы по литературному чтению для 4 класса автора Л. Ф. Климановой// Школа России....
Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению Для iconДокументи
1. /Рабочая программа по литературному чтению (авт.Климанова)/Календарно-тематическое планир...
Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс (начального образования) Составлена на основе примерной программы по литературному чтению
Комитет Администрации города Славгорода Алтайского края по образованию и делам молодёжи муниципальное казённое общеобразовательное...
Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по русскому языку Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни
Рабочая программа по литературному чтению Для iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Кузьмича Калашникова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы