Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе icon

Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе



НазваниеПриёмы технологии развития критического мышления в начальной школе
Дата конвертации06.09.2013
Размер78.99 Kb.
ТипДокументы
источник


М. В. БУГАЁВА

с. НИЖНИЕ БУЗУЛИ МОУ «НИЖНЕБУЗУЛИНСКАЯ СОШ»


Приёмы технологии развития критического мышления в

начальной школе (из опыта работы).

В течение ряда лет мной применяются в опыте работы приёмы современной образовательной технологии (СОТ) Технологии развития критического мышления (ТРКМ), которая предусматривает аналогичные цели, задачи и результаты обучения в начальной школе, как и при формировании коммуникативных универсальных учебных действий ФГОС.

Цель ТРКМ: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

-Развитие критического мышления, рефлексивности, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.

- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Изучив ТРКМ, я применила приёмы стадий «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» на уроках. Приведу, как пример, несколько приёмов стадии «Осмысление»: 1) Инсерт 2). Чтение с остановками» 3). «Рыбий скелет» или «Фишбоун». 4. Приёмы, работающие с таблицами: таблица ПМИ («Плюс», «Минус», «Интересно»), таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»), концептуальная таблица, таблица – синтез.

Приём «Концептуальная таблица»

Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Приём применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

+

_

Сами устраивают себе жильё



+



_

Выводят потомство и ухаживают за ним



+


_ +

Защищаются от врагов

+

_


Тема: Поверхность нашего края. ( Стадия осмысления)

Линии сравнения

Равнины

Возвышенности

Плоскогорья

Цвет на карте

зелёный

жёлтый

Светло – коричневый

Высота

0 – 200м

200 – 500м

500 – 800м


Концептуальная таблица

Линии сравнения

Холм

Гора

подошва

+

+

склон

+

+

вершина

+

+

высота

невысокий

+


Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких не так – то просто). Безусловно, интересно использование синкейнов и в качестве средства творческой выразительности.

^ Приведу пример из опыта работы. Синквейн (на стадии Рефлексия): - задание в группах (предмет «Мир вокруг нас»)

Гора Холм

Каменная крутая Невысокий, пологий

Стоит, белеет, возвышается. Зеленеет, цветёт, уменьшается С подошвой, склонами, вершиной. Склоны губит овраг –

Высота! Земля…


^ По теме «Дикие животные», учащиеся 2 класса, работая в группах, составили следующие синквейны:

1 группа: (по картинке): 2 группа:

Утка Лиса

Красивая, водоплавающая Рыжая, хитрая

Гнездится, выводит и учит. Охотится, кормит, заботится

Насекомыми, водорослями питается. Роет нору для лисят

Дичь! Хищница.

3 группа: Тигр

Амурский, полосатый

Украшает, властвует, исчезает.

Обитает в Дальневосточной тайге.

«Красная книга». ( Зверь)

Синквейны составлены учащимися 2 класса на уроке русского языка – на слово «Ученик»

Д. Люды: Ученик

Любознательный, старательный

Читает, пишет, считает

Учится, умеет петь и рисовать.

Школьник.

^ В. Матвей: Ученик

Терпеливый, внимательный

Читает, изучает, запоминает, развивается.

Он хочет стать учителем.

Отличник.


Р. Валентина: Ученик

Красивый, умный

Учится, рисует, пишет, соревнуется.

Он старается хорошо трудиться.

Друг.

^ Приём «Шесть шляп мышления» использован мной на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным». Учащиеся легко восприняли задание для группы, соответствующее «Шляпе». Вот что получилось: «Белая шляпа» (факты): (выдержка из текста) «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет ему стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль я не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции):Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и я пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказали много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Учащиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу.

Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений. А в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.

Например, открытый урок литературного чтения в 3 классе проведён по теме: Обобщение. А.П.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, о прекрасной Царевне Лебеди».

Цель урока: Создать условия для творческого самовыражения учащихся на основе анализа сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

2.Развивать речь на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» и приёма «Синквейн».

3. Воспитывать нравственные качества - «добро побеждает зло»

Воспитывать эстетические чувства на основе музыки Римского – Корсакова, иллюстраций художников И. Билибина, Врубеля. Оборудование: презентация к уроку, шесть разноцветных шляп, короны царя и царевны.

Специфика урока в том, что на уроке были применены приёмы ТРКМ: «Шесть шляп мышления», «Синквейн», фазы урока «Рефлексия» и «Вызов».

Применение приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» способствовало творческому самовыражению личности ребёнка при анализе сказки. Найдены ответы: Что позитивного было в сказке? Что можно было бы изменить, почему что – то нельзя было изменить - иначе сказки бы не получилось? Учтены факты, связаны изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

В творческих группах учащиеся составили синквейны по темам «Салтан», «Гвидон».

1 группа: Салтан 2 группа: Гвидон

Добрый, смелый. Добрый, внимательный

Воюет, прощает, правит. Путешествует, правит, заботится

Салтан правит своим царством. Гвидон правит на острове.

Царь. Князь


Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» на основе приёма ТРКМ «Шесть шляп мышления» в 3 классе, открытый урок

«Чёрная шляпа»- Матвей: В сказке нарушены права человека: мать и сына посадили в бочку, засмолили и бросили в море – океан. Мне не понравилось, что повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха были завистливыми, глупыми и причинили столько горя родным. Не очень хорошим был поступок у Гвидона, когда он, превращаясь, то в комара, то в муху, то в шмеля кусал -жалил своих тётушек - но он больше никак не мог защититься.

«^ Красная шляпа» - Катя: Я была рада и удивлена, что лебедь стала Царевной Лебедью и именно она стала женой князя Гвидона. Я радовалась, когда Гвидон, сумел, пользуясь своим новым образом, наказать ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху. Как хорошо, что остров князя Гвидона был лучше, чем царство царя Салтана - это тоже, как наказание злым сестрицам. Хорошо, что семья царя Салтана была гуманнее других: добро победило зло.

«Зелёная шляпа» - Валя: Если бы я могла, то с самого начала подружила сестёр, посоветовала бы им жить дружно, одной семьёй, заботиться друг о друге, растить вместе маленького Гвидона, ведь царь Салтан уезжал на войну.

«^ Синяя шляпа»- Даниил: Сказка учит нас добру. Тяжёлые испытания пришлось вынести князю Гвидону и его матери – они были разлучены с отцом – мужем. На их право на жизнь посягнули близкие люди. Но князь Гвидон был честным, добрым человеком и был вознаграждён царевной Лебедью. Семья воссоединилась.

В настоящее время, на уроках литературного чтения в 4 классе, так же используются приёмы «Шесть шляп мышления», «Синкейн», «Эссе» и др.

Критический мыслитель (ученик):Формирует собственное мнение,совершает обдуманный выбор между различными мнениями, решает проблемы, аргументировано спорит,ценит совместную работу, в которой

возникает общее решение, умеет ценить чужую точку зрения и осознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.




Похожие:

Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconТехнология развития критического мышления
В данной методической разработке представлен опыт работы применения технологии развития критического мышления на уроках обж
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconТехнология развития критического мышления
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного...
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconМобу талаканская сош №6 Учитель начальных классов Липинина Ольга Ивановна
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе Выступление на научно практической конференции...
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconПриемы технологии развития критического мышления учащихся инсерт
В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется...
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconПлан работы рмо учителей информатики на 23. 03. 2011
Показала несколько методических приемов использования на уроках информатики технологии критического мышления (мозговая атака, групповая...
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconТехнология развития критического мышления Зам директора по нмр
Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир»
С использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconУчастие в методических мероприятиях
Всероссийской дистанционной творческой лаборатории учителей «Разработка урока в технологии развития критического мышления»
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconПриёмы развития логического мышления у детей
Л. С. Выготским. Исходя из этого, рассмотрим некоторые наиболее яркие методические приёмы развития логического мышления у детей дошкольного...
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе iconКласс 5 Тема: Основы проектирования. Проект «Игольница». Цель
План – конспект урока технологии (использована педагогическая технология «Теория развития критического мышления»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы