Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» icon

Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны»



НазваниеКлассный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны»
Шевченко Л.М
Дата конвертации09.09.2013
Размер76.37 Kb.
ТипКлассный час
источник



КГОУ СПО

Колледж малого города р.п. Чегдомын


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

КЛАССНЫЙ ЧАС


Тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны»


Авторы:

Соц. педагог по музею

Шевченко Л.М.

Члены актива музея :

Конарев Г.Е.

Веселова Л.А.


2010
Цель:

Познакомить учащихся с историей профессионального образования

в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Содействовать привитию обучающимся уважительного отношения к людям, внёсшим большой вклад в развитие профессионального образования в нашем районе, развитие самого посёлка и района.

  2. Содействовать воспитанию у обучающихся потребности и интереса к поиску и восстановлению , забытых имён выпускников и преподавателей школ ФЗО района.

  3. Изучение истории развития профессионального образования в Верхнебуреинском районе.

  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся

  5. Преемственность поколений.

Форма проведения:

Устный журнал.

План.

  1. Вступление.

  2. Трудовые резервы.

  3. Помощь тыла фронту.

  4. Заключение.

Да, сделали всё, что могли,

Кто мог, сколько мог и как мог.

Б. Слуцкий

  1. Верхнебуреинский район образован в 1927г. Местные жители зани­мались оленеводством. Так же шла добыча золота на прииске Софийске, который работал с 1874 г. До 40-х годов XX века, значительное внимание уделялось изучению района: шли разведочные и изыскательные работы по изучению и проектированию запасов полезных ископаемых, будущей трассы Байкало-Амурской железной дороги.

В 1939 г открылась Ургальская угольная шахта. И для района, как нельзя, кстати, именно ко времени в 1940 г. от 2 октября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государствен­ных трудовых резервов СССР».

  1. Вслед за правительственным Указом было принято решение Хабаровского крайисполкома от 14.10.1940 г. «Об организа­ции в крае Ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения», ко­торое обязывало руководителей района открыть школы ФЗО: в п. Средний Ургал на 200 учащихся с шести месячным сроком обучения на базе имеющихся помещений строительства «Бурейстрой» и в посёлке «Умальта» – на базе имеющихся помещений «Умальтстроя» с контингентом обучающихся 200 человек. Угольные шахты уже начали работать, но их необходимо было развивать, строить и одновременно строить сам посёлок шахтёров, его инфраструктуру. В связи с этим нужны были специалисты шахтёрских и строительных профессий: проходчики, слесари, электрослесари горного оборудования, машинисты, плотники, печники и другие специалисты. Сроки для выполнения правительственных Указов в те годы были очень жёсткими. Сейчас не понятно, как можно было открывать школы за полтора месяца, когда решение крайисполкома было принято 14 октября, а 25 октября нужно было уже отчитаться о том, что подобраны кадры и подготовлена база для школ, а через месяц школа должна была уже работать. Но это были времена жёсткой централизованной сталинской политики и школы были открыты вовремя.

Школа ФЗО № 9 в п. Чегдомын была открыта в декабре 1940 года в де­ревянном бараке, а учащиеся жили в палатках, в районе действующей сегодня обогатительной фабрики. Директором ФЗО № 9 был Кримишин (к сожалению, не известны его имя и отчество). Из первых мастеров известны – мастер горных профессий Пекшев Степан Авакумович и мастер строительных профессий – Смольский. В первом потоке, а это был уже 1941 год, обуча­лась молодежь из Хабаровского и Приморского краев, Амурской области, Поволжья и Чувашии. С де­кабря 1941 года по май 1942 года обучалось уже 320 человек и сформирова­лось 14 групп по специальностям: столяр, плотник, проходчик, печник, маши­нист, моторист, электрослесарь.

  1. В июне 1941 года началась Великая Отечест­венная Война. Стало не до учебы, 27 июля 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление о переключении всей учебно-производственной деятельности на выполнение оборонных заказов. Теоретическое обучение временно носило характер производственного инструктажа на рабочем месте. В две-три смены по 8 часов каждая проводилось производственное обучение. За годы войны трудовые резервы Верхнебуреинского района подготовили и передали государству 480 квалифицированных рабочих строительных и шахтёрских профессий. Учащиеся строительных профессий строили бараки для училищ, в которых в дальнейшем учились ученики следующих наборов. Большая часть выпускников 1942 года была отправлена на фронт, а из ос­тавшихся была сформирована бригада на лесозаготовки на участок Чемчуко. А когда ребята достигли совершеннолетнего возраста, их всех отправили на фронт. Из выпуска 1942 года на шахте были оставлены по брони двое – Вельдин Василий Павлович и Васильев Виктор Павлович. В составе небольшой группы рабочих-шахтёров они остались для поддержания шахты в рабочем состоянии. В 1942 году школу закрыли, коллективы строителей и шахтеров Ургала жили напряженной жизнью. Формировали производствен­ные эксплуатационные участки, проводили детальное исследование добывае­мых углей, форсировали строительство щахт. Создается новая женская бригада навалоотбойщиц. В шахту пошли женщины. На производствах работали и старики и подростки. Все для фронта, все для Победы – была единая цель. За военные годы ушло на фронт 6253 человека. 1108 – не вернулось. В1942 году Бурейшахтстроем было собрано тёплых вещей для бойцов действующей армии: 10 полушубков, 5 меховых жилетов, 50 пар валенок,75 пар меховых рукавиц и перчаток,100 пар тёплых носков и чулок. Было собрано 208 000 рублей на постройку самолётов.

Многие молодые шахтёры выполняли сменные задания на 200% и 300%. Комсомольцы шахты изготовили электроды из отходов проволоки – это позволило сэкономить в пользу фронта 3000 рублей.

На шахте продолжались работы. Одна за другой сдавались штольни. К празднику 7 ноября 1942 года по проложенной к этому времени железнодорожной ветке прошёл первый эшелон с Ургальским углём.

Из воспоминаний труженика трудовых резервов Кокоша Николая Петровича 1925 года рождения:

«В1942 году я закончил ФЗО № 4 в п. Кивда Амурской области. В п. Чегдомын приехал в начале декабря 1942 года и работал на эстакаде откатчиком до консервации шахты в1943году. Работали мы дружно. Дисциплина была строгая, особенно во время войны. За опоздание и не выход на работу судили и налагали большие штрафы. В тылу работа была нелёгкой. Были сильные морозы, мучил голод. В1942 году в п.Умальта при руднике открылись шестимесячные курсы по подготовке шоферов, медсестёр и связистов, которых готовили для фронта. Было 3 группы. В каждом потоке обучалось по 80 человек. На курсы принимали обучаться местных жителей и жителей района. Выпускница курсов автоводителей Екатерина Сафоновна Завозина 1942 года в п. Умальта, работала на перевозке грузов для молибденового рудника. Имеет награды: медаль «За доблестный труд в годы ВОВ» и памятные юбилейные медали «Ветеран труда», почётные грамоты.

Из рассказа Екатерины Сафоновны Завозиной: «Мы девушки трудились на вспомогательных участках: в конторе, в транспортном цехе. Где-то в конце 1943 года начальство решило организовать курсы шоферов. Группу подобрали из 50 девушек. Днём работали каждая на своём месте, а вечером грызли шофёрскую науку. Сначала теорию, а через месяц – практически. Учились на американских «студебеккерах» – мощных хороших машинах повышенной проходимости. Наука давалась легко. Хотя не всем, и экзамены сдали чуть больше половины группы. Там же училась и Нестерова Екатерина Дмитриевна. Из воспоминаний: «Во время войны приисковых девчат готовили для фронта по двухсотдевяносточасовой программе. Часть обучалась медицинскому делу, чтобы медсёстрами принять участие в боях за Родину. Была группа связистов и шоферов. Я изучала шофёрское дело.6 месяцев до декретного отпуска возила на бензовозе ЗИС-5 горючее с пристани Бурея до Умальты. Моим постоянным напарником был Юрий Штофаст. Было сделано 2 выпуска. Последний выпуск был в 1944 году.

На­ступил март 1943 года. Получено распоряжение Народного Комиссариата угольной промышленности на Дальнем Востоке от 17 марта 1943 года «О под­готовке шахт к консервации; снятии рельс в шахтах и на поверхности». Шахту законсервировали, рельсы отправили на фронт. Ученики ФЗО принимали участие в погрузке оборудования, которое снималось в шахте и отправлялось в Амурскую область на действующие шахты. Ребята грузили всю технику на баржи, которые ходили по реке Бурея до станции Бурея.

Шахтёров и оборудование отправили в Райчихинск добывать уголь.

Верхнебуреинцы в фонд обороны страны сдают облигации довоенных Государственных займов и трудовые сбережения, собирают и отправляют на фронт тысячи тёплых вещей и посылки с подарками для бойцов. В этот период в районе ускоренными темпами развивается земледелие.

Трудящимися района изготовлено и направлено на фронт 15000 тёплых вещей, более 16 тонн индивидуальных и коллективных посылок, собрано средств на постройку боевой техники – 1,5 миллиона рублей, сдано в фонд обороны облигаций госзаймов на 1,5миллиона рублей и на восстановление города Киева – 50 000 рублей.

  1. Возродилось все после великой Победы. Ургальское шахтоуправление стало одной из крупнейших послевоенных новостроек на Дальнем Востоке. В первомайские дни 1947 года шахта Ургал-2 выдала первый уголь.

Возродилось и профессиональное образование на Ургале после Победы. Наш район – это часть Хабаровского края. Трудовые резервы Верхнебуреинского района внесли свой посильный вклад в Победу над гитлеровской Германией. Многие воспитанники трудовых резервов уходили на фронт и с оружием в руках защищали Родину, а в тылу самоотверженно трудились под девизом «Всё для фронта – всё для Победы!» Много имен Героев Советского Союза, бывших воспитанников трудовых резервов, вписаны в летопись героических дел.

За годы войны трудовые резервы Хабаровского края подготовили и передали государству 36700 квалифицированных рабочих, выполнили государственных заказов на сумму 59 миллионов рублей, вырабатывая в среднем за смену 150-200% государственной нормы. Свыше трех тысяч воспитанников ремесленных и железнодорожных училищ, школ ФЗО стали знатными стахановцами.

Трудовые резервы Хабаровского края выпустили огромное количество оборонной продукции:

  • Выплавлено стали – 5000 тонн;

  • Добыто угля – 257409 тонн;

  • Пробурено нефтяных скважин – 1864 п.м.;

  • Построено буровых вышек – 30 шт.;

  • Отремонтировано вагонов – 5265 шт.;

  • Отремонтировано автомашин – 1441 шт.;

  • Отремонтировано и построено барж – 57 шт.;

  • Отремонтировано паровозов – 413 шт.;

  • Собрано и отремонтировано тракторов – 172 шт.;

  • Собрано самолётов – 291 шт.;

  • Собрано и отремонтировано танков – 250 шт.;

  • Изготовлено сельхозинвентаря – 12600 шт.;

В суровых условиях Хабаровского края молодёжь, привыкая к всевозможным трудностям и явлениям природы, закаляла свою волю и характер.

Использованная литература

  1. Профессиональное образование Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., автор: Касаткина Н. А., руководитель музея «Истории начального профессионального образования Хабаровского края», г. Хабаровск 2004 г.

  2. Вестник начального профессионального образования хабаровского края, декабрь 2003 № 1, «Вклад трудовых резервов в развитие хабаровского края», издательский центр КНМЦ.

  3. Методическая разработка Чупиной Н.П. «История профессионального образования в Верхнебуреинском районе», 2004г.




Похожие:

Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в послевоенные годы (1948-1955г.)»
Тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в послевоенные годы (1948-1955г.)»
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе с 1956-1960 год»
Содействовать привитию обучающимся уважительного отношения к людям, внёсшим большой вклад в развитие профессионального образования...
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час «Музейный урок». 10 класс. Учащиеся 10 класса проводят классный час с целью, чтобы молодое поколение знали и помнили о Великой Отечественной войне, чтили память погибших и относились с уважением к ветеранам ВОВ.
Экскурсовод: Здравствуйте, посетители нашего музея. Сегодня мы проводим экскурсию на тему Великой Отечественной войны
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час в 10 классе
Ознакомление детей с историей гражданской обороны в годы Великой Отечественной войны
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час тема: «История профессионального образования в Верхнебуреинском районе с 1960 г по 1964г.»
Познакомить учащихся с историей профессионального образования в Верхнебуреинском районе с 1960 по 1964 год
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconИсследовательская работа по воссозданию событий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг в Амурском районе Хабаровского края
Развитие познавательной деятельности и интереса к жизни людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconТема Великой Отечественной войны и Победы в произведениях современных авторов. Тема Великой Отечественный войны в произведениях поэтов Саратовского края. Стихи собственного сочинения. Сроки проведения конкурс
На конкурс предлагаются к исполнению тексты произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, в том числе
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconОсновная часть Дергачи в годы Великой Отечественной войны
Этот поисковый материал я также использовала в своей работе. Сведения о ныне живущих ветеранах и инвалидах Великой Отечественной...
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconУрока «Муромцы в годы Великой Отечественной войны»
Цели и задачи: Показать, как Муромская земля помогала ковать победу над врагом. Организовать встречу с ветеранами Великой Отечественной...
Классный час тема: «Профессиональное образование в Верхнебуреинском районе в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час «к 70-летию Освобождения с. Новомихайловского от немецко-фашистских захватчиков»
Торжественное захоронение останков трех советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, состоялось сегодня в селе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы