Рабочая программа курса «Литературное чтение» icon

Рабочая программа курса «Литературное чтение»



НазваниеРабочая программа курса «Литературное чтение»
страница1/3
Л. А. Ефросининой
Дата конвертации07.01.2013
Размер461.33 Kb.
ТипРабочая программа курса
источник
  1   2   3

Литературное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.).

Программа рассчитана на 102 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 2 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010;

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.

В авторскую программу изменения не внесены.

^ Основная цель уроков литературного чтения в началь­ных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как искусства художественного слова; обо­гатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными лите­ратурными представлениями и знаниями. Круг минималь­ных литературоведческих понятий вводится не для того, что­бы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разо­браться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испы­тывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования млад­ших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  1. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  2. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  3. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное вос­приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

^ На начальном этапе (1-2 классы) используются темати­ческий и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

^ Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи­таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от­дельных произведений.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Основные линии программы:

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова­ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте­ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте­ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.

^ Развитие восприятия произведения

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает про­слушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналити­ческое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопро­сы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение за­кончилось?». Рассматривается форма произведения: опреде­ляется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

^ Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные призна­ки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются пред­ставления школьников об авторах различных произведений.

^ Развитие речевых умений

Развивается один из основных видов речевой деятельности - говорение. Практическое знакомство с диалогом и мо­нологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалогов о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обуче­ние пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

^ Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описа­ние героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.


^ Формы и средства контроля:





I

II

III

IV

Всего

Контрольная работа

1

1

1

1

4



^ Примерный план проведения проверочных и контрольных работ


п/п


Компетенция. Вид проверки


Время выполнения





I полугодие.

1


Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). ^ Текущая проверка.

Сентябрь-октябрь

2


Начитанность. Текущая проверка


Октябрь— ноябрь


3


^ Тест (вид текущей проверки)


Октябрь— ноябрь


4


Работа с детскими книгами. Текущая проверка


В течение каждой четверти


5


Выразительность чтения. ^ Текущая проверка


В течение каждой четверти


6


Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). ^ Итоговая проверка


Декабрь


7


Начитанность. Итоговая проверка


Декабрь


8


Выразительность чтения. ^ Итоговая проверка


В течение II четверти


9


Литературная эрудиция — литературные диктанты. ^ Текущая проверка


После изучения разделов


10


Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка


Конец декабря




II полугодие




1


Навык чтения вслух (способ, правиль­ность, понимание). ^ Текущая проверка

Февраль


2


Начитанность, работа с детскими кни­гами. Текущая проверка


Март


3


^ Тест (вид текущей проверки)


Март


4


Выразительность чтения. Текущая проверка


Январь— февраль


5


Навык чтения вслух (способ, правиль­ность, понимание). Итоговая проверка


Март— апрель


6


Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)1. ^ Текущая проверка.


Март— апрель



7

Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка


Конец апреля


8


Тест (вид итоговой проверки)


Конец апреля


9


Выразительность чтения. ^ Итоговая проверка


Апрель— май


10


Литературная эрудиция — литератур­ные диктанты. ^ Текущая проверка


После изучения разделов


11


Сформированность учебной и читатель­ской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка


Май

  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа России", а...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» Автор умк о. В. Кубасова 2 «А» класс базовый уровень. Разработчик
Примерной программы начального общего образования по курсу «Литературное чтение» образовательной области «Филология» (Стандарты второго...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б»
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года, примерной программы начальной школы по...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой. – М.: Вентана – Граф,...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
«Литературное чтение», опубликованной в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Часть» (Москва, «Просвещение»,...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа Литературное чтение 2 класс
В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной мо РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению Для
Дементьева Наталья Владимировна Рабочая программа Литературное чтение 3 класс на 2012-2013 уч год
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconЛитературное чтение 1-4 классы общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения Пояснительная записка «Литературное чтение»
«Литературное чтение» — комплексный раздел обучения русскому языку, обеспечивающий полноценное литературное образование и формирование...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для умк «Школа 2100»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы