Образовательная программа icon

Образовательная программа



НазваниеОбразовательная программа
страница1/9
Дата конвертации18.10.2012
Размер1.14 Mb.
ТипОбразовательная программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Утверждаю:

директор школы

_____________

А.Ю Чихирев.

«11» августа 2009 г.


Образовательная программа


МОУ-СОШ с. Александровка

Советского района Саратовской области

на 2009 – 2012 гг.


Принята:

на педагогическом совете

протокол №12

от «10» августа 2009г.


Содержание.


Введение

РАЗДЕЛ I. Информационно-аналитические данные об

общеобразовательном учреждении

РАЗДЕЛ II. Характеристика социального заказа на образовательные

услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей

из социального заказа

РАЗДЕЛ III. Цели и задачи образовательного процесса

РАЗДЕЛ IV. Учебный план и его обоснование

РАЗДЕЛ V. Организация образовательного процесса

РАЗДЕЛ VI. Программно-методическое обеспечение

образовательной программы

РАЗДЕЛ VII. Мониторинг полноты и качества реализации

образовательной программы (критерии, показатели

реализации программы)

РАЗДЕЛ VIII. Управление образовательной программой

РАЗДЕЛ IX. Оценка реализации образовательной программы


Введение


В школе создана индивидуальная перспективная образовательная программа. Статья 9 Закона РФ «Об образовании» закрепила необходимость такого документа и дала его определения:

«Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, с одной стороны определяющий содержания образования, соответствующего уровням направленности, а с другой стороны, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения».

Образовательная программа – долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа.

^ Формирование образовательной среды.

Образовательная среда



Диагностика образовательной деятельности


Дошкольное образование





Школа 1-й,2-й, 3-й ступеней

Цель образовательной деятельности



ССУЗ, ВУЗ

Содержание основного и дополнительного образования



Методика



Средства обучения



Организационные формы управления



Результаты образовательной деятельности

Формирование педагогической системы.

Диагностика состояния образовательной деятельности



Приоритетные цели и задачи школы



Содержание

Методическая система

Средства обучения

Организационные и управленческие подходы


Эффективность



Целевая

Ресурсная

Социально-психологическая

Технологический эффект






Результативность



Реализация программ, уровень их усвоения

Состояние здоровья

Достижения

Уровень воспитанности и образованности

I. Информационно-аналитические данные об общеобразовательном учреждении.

1.2. Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Александровка Советского района Саратовской области функционирует с 1982 года. Она осуществляет учебно-воспитательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 3 ступеней образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. В школе имеются: 13 учебных кабинетов, столовая, комната боевой и трудовой славы, методический кабинет, библиотека, мастерская, спортивный зал, медицинский кабинет.

В настоящее время в школе обучаются в 10 классах-комплектах 153 учеников, наполняемость классов составляет 15,3 человек., в том числе:

1-я ступень - 68 учащихся, которые обучаются в 4х классах;

2-я ступень - 68 учащихся, которые обучаются в 5ти классах;

3-я ступень - 17 учащихся, которые обучаются в 1ом классе.

Учебное заведение имеет односменный режим работы, 6 дней в неделю, в первом классе – 5 дней. В школе после уроков организована группа продленного дня, которую посещают учащиеся 2 – 6 классов. Учебная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой нормы. Продолжительность перемен между уроками 10 - 20 минут. Для учащихся 1 – 4 классов организовано проведение динамических пауз на свежем воздухе. Организованным горячим питанием охвачено 80% учащихся.

В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В 13 объединениях занимаются 146 школьников. В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности сельского Дома культуры. Дополнительным образованием охвачено 95 %;

В школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов. Из 23 педагогов имеют высшее образование - 18, среднее специальное - 4; 1 – незаконченное высшее. 4 педагога имеют нагрудный знак «Отличник народного просвещения Российской Федерации», 2 педагога – «Почетный работник общего образования РФ», 1 – награжден грамотой Министерства образования СССР, 3 – грамотами Министерства образования РФ, 2 – победителя конкурса «Лучших учителей России» в 2006г, в 2008г. 5 педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 16 - 1-ю категорию.

К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии учебного заведения:

• существенно возросла конкурентоспособность образовательного учреждения;

• увеличилось количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения;

• высоких успехов достигли учащиеся и педагоги школы - участники районных, областных олимпиад, смотров, конкурсов.

• более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формирования их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

• наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (выявлено на основе наблюдений и анкетировании учащихся, родителей и педагогов);

• значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой.


1.2. Аналитическое обоснование образовательной программы

1. 2.1 Концептуальные основания.

В условиях быстрого развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения. Обеспечение качественного образования, его эффективное взаимодействие с рынком труда, ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих методов обучения, способствующих формированию новых жизненных установок личности школьников. Сегодня нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к конструктивному сотрудничеству. Поэтому педагогический коллектив школы видит главную стратегическую цель (цель-«идеал») своей деятельности в формировании у школьников учебной и внеучебной самостоятельности, социальной компетентности, деятельности, ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.

Однако, очевидное противоречие между существующей необходимостью формирования навыков самостоятельной деятельности школьников и невозможностью ее удовлетворения традиционным содержанием и формами организации обучения и воспитания предопределило системный характер изменений в образовательном пространстве школы.

Педагогический коллектив наметил вектор дальнейшего развития школы - создание принципов Деятельностного обучения в рамках реализации проекта «Наша новая школа», реализующего целостную концепцию развития личности и деятельности обучающегося на всех возрастных этапах. Основой реализации этой концепции является переход к освоению и внедрению проекта «Наша новая школа».


^ Краткий анализ достижений

На протяжении двух последних лет в школе наблюдается положительная динамика показателей качества знаний учащихся.






^ 2007 – 2008 учебный год

2008 – 2009 учебный год

 

2-4 классы

5-8 классы

^ 10-11 классы

2-11 классы

2 – 4 классы

5 – 9 классы

11 класс

2 – 11 классы

Всего учащихся

34

65

13

112

55

75

12

127

Отличники

5

9

-

14

6

8

1

15

Учатся на «4» и «5»

17

20

8

45

18

25

6

49

Неуспевающие

-

-

-

-













% обученности

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

% % качества

64,71%

44,62%

61,54%

52,68%

62%

46,1%

58,3

50,79






В целом по школе 50,79 % учащихся имеют высокий уровень усвоения образовательного стандарта.

Сравнительный анализ результатов срезов знаний и результатов итоговых контрольных работ показал, что в большинстве классов отмечается положительная динамика уровня овладения учебным материалом, что говорит о работе педагогов в зоне ближайшего развития учащихся.

Результаты выпускников 11 класса на экзаменах по ЕГЭ (математика, русский язык и предметов по выбору) превышает минимальный порог. Все учащиеся обучались в универсальном классе.

Ежегодно 95% выпускников поступают в высшие учебные заведения.

По данным исследований психологов школы учащиеся имеют стабильно высокие показатели учебно-познавательного интереса. Среди мотивов, определяющих познавательный интерес, у 80 % учащихся школы, выделяются мотивы, связанные с процессом обучения и стремлением к самоопределению и самосовершенствованию.

Качество образования учащихся позволяет школе в течение последних лет занимать призовые места в муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, смотрах и фестивалях. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в Международном интеллект – фестивале «Политика вокруг нас», региональной научно – практической конференции «Инициатива молодых» и показывают высокий уровень предметных знаний, творческих способностей и завоевывая призовые места.


^ Достижения учащихся в предметных олимпиадах (призовые места)

2008-2009 учебный год


Предметы

Районные олимпиады

^ Областные олимпиады

Математика

III место – Мостовая А., 8 кл




Информатика

III место – Девяткина Л., 11кл

II место – Клепиков А., 9 кл.




Химия

II место – Баймухамбетов Н., 9 кл

III место – Бармушев Н., 11 кл




Биология

III место – Холдякова А., 11кл




Экология

II место – Баймухамбетов Н., 9 кл

III место – Бармушев Н., 11 кл




Обществознание

III место – Синельникова К., 9 кл




Английский язык

III место – Бармушев Н., 11 кл




География

II место – Баймухамбетов Н., 9 кл





За последние 3 года 5 выпускников школы награждены золотыми и серебряными медалями.

Достижение обязательного уровня подготовки учащихся по важнейшим приоритетным умениям в соответствии с требованиями образовательного стандарта обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования, использованием новых технологий обучения, совершенствованием профессиональной квалификации.

В школе количественно преобладают учителя, имеющие высокие результаты в обучении и воспитании. Они строят свою педагогическую деятельность на основе целостного изучения личности учащихся, используют в учебно-воспитательном процессе современные образовательные технологии, позволяющие выстраивать субъект – субъектные отношения между учителем и учеником, владеют предметным содержанием преподаваемых курсов, теоретическими знаниями и практическими умениями в области методов и приемов формирования самостоятельной оценочной деятельности, умеют направлять и поощрять усилия школьников на достижение высоких результатов в различных видах деятельности.

В школе сложилась система повышения квалификации, которая включает курсовую подготовку всех учителей школы по приоритетным вопросам модернизации российского образования на основе именных образовательных сертификатов.

В 2007 году школа стала победителем конкурса, в рамках ПНПО «Лучшая сельская базовая школа».

    1. ^ 2. Проблемы и противоречия

Анализ текущего состояния образовательного процесса в школе, социальных ожиданий субъектов образовательного процесса, позволил выявить ряд проблем, на разрешение которых направлена образовательная программа:

  • учебный план школы еще недостаточно обеспечивает возможность движения учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам, мало времени отводится на самостоятельную работу (проектную и исследовательскую деятельность);

  • при положительной динамике качества знаний в целом по школе, в отдельных классах этот показатель низкий.

  • часть педагогов допускает просчеты в выстраивании эффективного взаимодействия с отдельными учащимися с учетом их потребностей и способностей, испытывает трудности в организации дифференцированной, индивидуально-ориентированной работы на уроке;

  • большинство учителей не в полной мере используют возможности современных технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов;

  • недостаточность материально-технической базы организации профильного обучения и дополнительного образования снижает ее эффективность.



^ II. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.

Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа.

2.1 Социальный заказ на образование – это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.

Характеристика социального заказа складывается из следующих основных компонентов:

Государственный заказ:

  • создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личностью.

 Социальный заказ:

  • организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;

  • обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам     эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями эпохи;

  • воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;

  • обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;

  • воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.

  Заказ учащихся:

  • возможность получения качественного образования в современной высокотехнологичной и демократической школе;

  • создание условий для взаимодействия в процессе обучения с органами власти, общественностью, представителями бизнеса и предоставление возможности проявления социальных инициатив;

  • возможность самореализации.

 Заказ педагогов:

  • обеспечение условий для профессионального роста и мастерства, успешной самореализации и самосовершенствования. Улучшение материально-технической базы и методического оснащения учебно-воспитательного процесса, повышения статуса учителя в обществе, как человека, ответственного за формирование профессиональных и личностных качеств.

 Ожидаемые результаты нововведений:

  • повышение качества образования;

  • рост педагогического мастерства;

  • развитие системы государственно-общественного управления образованием;

  • улучшение здоровья учащихся и учителей;

2.2 Модель выпускника

Социальный заказ общества на образовательные услуги, в частности, по отношению к школьному образованию выражается в определенных требованиях к личности выпускника школы.

Выпускник школы должен быть интеллектуально развитой, широко образованной, творчески активной личностью, готовой к продолжению образования.

Выпускник представляется конкурентно-способным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды, диктуемым рынком. При этом выпускнику школы присущ социальный оптимизм, базирующийся на хорошей школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и непрерывном стремлении к самосовершенствованию.

Успешная самореализация выпускника в современных условиях потребует от него много сил и хорошего здоровья, а значит, у выпускника школы должна быть воспитана персональная ответственность за собственное здоровье, потребность в здоровом образе жизни. Для педагогического коллектива важно сохранить психическое и физическое здоровье школьников.

Для выпускника школы значимы такие общечеловеческие ценности, как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание к ближним.

  1. ^ Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно--воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.
    Нравственный потенциал.
    · Восприятие и понимание учащихся таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
    · Внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
    · Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
    Познавательный потенциал.
    · Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
    · Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.
    · Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
    Коммуникативный потенциал.
    · Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.
    · Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.
    Эстетический потенциал.
    · Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
    · Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
    Физический потенциал.
    · Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
    · Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
    · Желание потребовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

  2. ^ Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.

Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
Познавательный потенциал.
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
· умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке
Коммуникативный потенциал.
· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения
· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал.
· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· знание выдающихся деятелей и произведений лит-ры и искусства
· апробация своих возможностей в музыке, лит-ре, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
Физический потенциал.
· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

  1. ^ Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на данной ступени.

Нравственный потенциал.
· усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность».
· воспитание чувства гордости за свою Родину.
· адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
· готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.
· сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
Познавательный потенциал.

· желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы,
· сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования,
· наличие навыков самостоятельной учебной деятельности,
· знание и понимание основных положений Конституции РФ.

Коммуникативный потенциал.
· наличие индивидуального стиля обучения,
· владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов,
· способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал.
· стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты
· потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов,
· желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Физический потенциал.
· стремление к физическому совершенству,
· осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.

2.3 Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы связан с желание педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика. Он заключается в создании личностно-ориентированной концепции образования.

МОУ – СОШ с. Александровка - это образовательное учреждение, которое реализует следующие цели: отработка модели адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям, обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование, создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности, повышение роли образования в воспитании личности, обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.

Деятельность и отношения в школе самовыражения строятся на следующих принципах:

1. гуманизация образования, предполагающая индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

2. демократизация управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов.

3. преемственность в обучении;

4. развитие воспитательного потенциала школы в гражданском образовании, профессиональном самоопределении;

5. повышение профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

6. учет интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательного процесса.


^ III. Цели и задачи образовательного процесса

Педагогический коллектив школы видит главную стратегическую цель (цель-«идеал») своей деятельности в формировании у школьников учебной и внеучебной самостоятельности, социальной компетентности, ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.

^ Долгосрочные задачи:

  1. Сосредоточить работу педагогического коллектива на разработке методов, подходов обучения и воспитания, направленных на формирование опыта самостоятельного индивидуального и коллективного действия, самопознания, самоорганизации для личностного, социального и профессионального самоопределения учащихся.

  2. Создать единое образовательное пространство как пространство развития.

  3. Обеспечить достижение обязательного уровня подготовки учащихся по важнейшим приоритетным умениям в соответствии с требованиями образовательного стандарта и ключевыми компетенциями.

  4. Создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования (профильное обучение).

  5. Внедрить в практику работы школы содержание учебных предметов и форм организации учебной деятельности школьников, построенных на основе теории содержательного обобщения и принципах деятельностного подхода.

  6. Формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание, опыт самостоятельного, индивидуального и коллективного разновозрастного взаимодействия для личностного, социального, профессионального самоопределения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Образовательная программа iconОбразовательная программа I. Образовательная программа начального общего образования
Образовательная программа ориентирована на выполнение обучающимися федерального государственного стандарта 2004 года 1 г класса и...
Образовательная программа iconДокументи
1. /ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА/1 пояснительная записка МБОУ СОШ ь9.docx
2....

Образовательная программа iconДокументи
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/Коррекционная программа.doc
Образовательная программа iconДокументи
1. /Примерная основная образовательная программа ОУ/Базисный учебный план.pdf
2....

Образовательная программа iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
...
Образовательная программа iconОсновная образовательная программа для первого классапо фгос. Мбоу «Архангельская средняя образовательная школа»
Основная образовательная программа начального общего образования нашего учреждения, имеющего государственную аккредитацию, составлена...
Образовательная программа iconДокументи
1. /Примерная образовательная программа/bazisnyy_up.pdf
2. /Примерная...

Образовательная программа iconДокументи
1. /Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ ь 34/Основная образовательная программа...
Образовательная программа iconДокументи
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/0. содержание.docx
Образовательная программа iconДокументи
1. /Образовательная программа/Образовательная программа (2011-2012).doc
2. /Образовательная...

Образовательная программа iconРабочая программа по геометрии (для общеобразовательных школ) 7 11 класс Номинация : Рабочая программа по предмету, курсу Разработала: богданова ольга николаевна
Региональная образовательная выставка «Образовательная программа оу как механизм обеспечения современного качества образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы