Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» icon

Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя»



НазваниеМетодические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя»
Дата конвертации10.09.2013
Размер132.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник



Методические рекомендации

к программе повышения квалификации

«Информационные технологии в деятельности учителя»


Икт и профессиональная компетентность педагога

Любое развивающееся общество предъявляет адекватные целям своего социального развития требования к специалистам в области образования. Педагогическая компетентность — важнейшее условие успешности профессиональной деятельности педагога и показатель его возможностей. При этом педагогическая компетентность педагога не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. На первое место сегодня выступают такие содержательные компоненты компетентности педагога, как критичность мышления, способность к анализу, потребность в самосовершенствовании и т.п. Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств.

В последнее время появился ряд статей, рассматривающих различные компоненты (гностический, проектировочный, организационный, коммуникативный и проч.) деятельности педагога, связанной с использованием средств новых информационных технологий. Однако при этом в большинстве случаев акцентируется внимание на подготовке студентов педагогических вузов в контексте рассматриваемой проблемы. И несколько в тени остаются вопросы, связанные с методической подготовкой и повышением квалификации в области информационных технологий учителей-предметников (к сожалению, еще очень часто вопрос обсуждается на уровне проблематики формирования начальной компьютерной грамотности педагогов!). А их особенность, прежде всего в том, что все получаемые знания переносятся в практическую плоскость, фильтруются и оцениваются с точки зрения их профессиональной (причем, опять же практико-ориентированной) и личной значимости.

Какие же на сегодняшний день предъявляются требования к профессиональной компетентности учителя в связи с интенсивным внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, как изменилась структура и содержание этого понятия?

Рассматривая цели и задачи системы повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий в контексте проблемы формирования профессиональной компетентности педагога, трудно возразить против того, что переосмысление этого термина — объективная необходимость. На наш взгляд, освоение средств НИТ должно качественно повлиять не столько на изменение структуры общей профессиональной компетентности педагога, сколько на качественное содержание ее компонентов. Должен качественно измениться весь спектр теоретических и практических умений (см. рис.1), составляющих основу профессиональной компетентности педагога. И уверенно чувствовать себя педагог, не овладевший новыми средствами интеллектуальной деятельности, сегодня уже не может.




Рис.1. Спектр профессиональных умений педагога

Информационные умения:

  • владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;

  • владение приемами текстового редактирования, соответствующими специфике предметной области (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т.п.);

  • владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;

  • владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;

  • представление информации средствами презентационных технологий;

  • использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.

^ Аналитические умения:

  • анализ педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность и др.), эргономических и технических требований;

  • оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей;

  • оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.

^ Прогностические умения:

  • прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов сети Интернет в образовательном просессе исходя из поставленных дидактических целей;

  • прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с ресурсами ИКТ, включая кооперированную деятельность на базе сетевого взаимодействия;

  • предвосхищение результата обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.

^ Проективные умения:

  • навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности (перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи);

  • формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.

^ Организационные умения:

  • обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация учебного процесса на его основе;

  • навыки управления педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат;

  • психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;

  • повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность межпредметного характерара основе средств ИКТ и др.

Коммуникационные умения:

  • владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном (посредством электронной почты и форумов) и синхронном (чат-сессии, ICQ) режимах;

  • оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;

  • выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы;

  • использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения и др.

Ориентационные умения:

  • готовность к формированию морально-ценностных установок учащихся (особенно при работе в сети Интернет);

  • владение способами транслирования школьникам культурных знаний средствами ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет;

  • готовность к организации культурной деятельности субъектов образования на базе средств ИКТ творческого (не транслирующего!) характера, нацеленную на создание новых образцов культурного наследия общества; деятельности, нацеленной на самоутверждение личности;

  • готовность к культурному развитию и социальной адаптации учащихся в современном информационном обществе и др.

^ Проектирование образовательного процесса на базе информационных технологий

Достаточно эффективным методическим приемом освоения новых педагогических технологий является моделирование конкретных педагогических ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Функциональными элементами модели при этом являются формы организации учебно-воспитательного процесса, основные виды деятельности учащихся и педагога, способы их взаимодействия и т.п.

Этот методический прием иллюстрирует неразрывность триады «анализ — прогноз — проект». Проводя анализ электронных ресурсов, педагог прогнозирует результат образовательного процесса с использованием этих ресурсов и переходит непосредственно к этапу его проектирования, выработке конкретных методических рекомендаций (проективные умения).

Не смотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения с использованием средств НИТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся), урок остается основной формой обучения.

Очевидно, что конструирование урока с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. Наиболее важным является принцип системности, который предполагает исследование проблемы в двух аспектах., то есть с точки зрения макро- и микроподходов.

Поводя макроанализ, проектируемый урок можно и должно рассматривать как элемент общей системы обучения. Именно с этих позиций определяются его цель и задачи, т.е. на первый план выходят те связи, которые реализуют изначально заданную (преимущественно стандартом школьного образования) целевую функцию — фактические требования к знаниям, умениям и навыкам (как в конкретно-научном плане, так и общеинтеллектуальном).

Микроанализ требует рассматривать проектируемый урок как единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационное средство, учебный материал) и многообразия соединяющих их связей, определяющих функциональное взаимодействие этих компонентов (именно поэтому, на наш взгляд, естественен переход от термина «планирование» урока к терминам «конструирование» или «проектирование»). Характер этих функциональных связей носит более активный, сложный и содержательный, по сравнению с традиционным обучением, оттенок.

Нельзя забывать о том, что урок по своим целям и дидактической структуре — очень подвижная и достаточно гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних (развитие материальной базы, появление новых ОЭР и т.п.) и внутренних (состояние взаимодействия основных компонентов процесса обучения) условий. Поэтому с учетом принципа развития в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных) и средств их достижения.

Планируя деятельность учащихся с электронным ресурсов, следует отметить значимость принципа генерализации информации, который требует прежде всего уплотнения и обобщения информации. Достаточно часто перегруженность содержанием учебного материала образовательных электронных ресурсов, обилие второстепенного материала влечет к потере сути за деталями. Поэтому при подготовке к учебным занятиям и анализе образовательных электронных ресурсов необходимо отбирать и использовать информацию, выделяя главное, основное, системообразующее, концентрируя внимание учащихся на основных понятиях и законах.

Кроме того, практическая реализация этого принципа с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) достаточно актуальна в плане развития личности обучаемого, формирования у учащихся информационно-коммуникационных компетенций (умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии поиска информации, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.п.).

Следующий принцип — принцип индивидуализации — базируется на педагогической закономерности, согласно которой в педагогическом процессе достигается тем большая эффективность в развитии личности, чем более эффективно осуществляется индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения.

Принцип индивидуализации в педагогическом процессе на базе средств ИКТ реализуется, прежде всего, через гипертекстовую технологию представления неструктурированного свободно наращиваемого знания.

Таким образом, как отмечалось выше, с гипертекстом связаны реальные возможности построения такой системы образования на базе средств новых информационных технологий, которая позволит в корне изменить методы получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, что, несомненно, будет способствовать сознательности и активности учащихся.

Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием информационных технологий и ресурсов сети Интернет, можно выделить следующие этапы его конструирования.

  1. Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов. Исходя из контента урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств НИТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе:

    • создания условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с ресурсом, а также темп учебного процесса и образовательную траекторию;

    • более глубокой индивидуализации обучения и обеспечения условий для его вариативности;

    • организации работы с интерактивными моделями изучаемых объектов и процессов (прежде всего тех, с которыми сложно познакомиться на практике);

    • представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

    • представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;

    • автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

    • автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;

    • организации поиска информации в электронном ресурсе и более удобного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и др.);

    • создания условий для реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (модульное обучение, экспериментальная, исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.);

    • проведения виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий;

При этом необходимо акцентировать внимание на реализации тех уникальных возможностей средств новых информационных технологий, которые создают предпосылки для повышения эффективности образовательного процесса, стимулируют развитие дидактики, а также создание методик, ориентированных на развитие личности обучаемого, включая:

  • стимулирование учебно-познавательной деятельности;

  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования);

  • обеспечение рационального сочетания различных видов учебно-познавательной деятельности (поисковая, экспериментальная, исследовательская и др.) с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов усвоения учебного материала;

  • формирование информационно-коммуникационных компетенций (умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии поиска информации, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.п.);

  • развитие мышления (наглядно-действенного, интуитивного, творческого и т.п.);

  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения) и проч.;

  • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

В соответствии с указанными аргументами выбирается и тип необходимых образовательных электронных ресурсов.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.

Проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель — учащийся — ОЭР — учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока.

На данном этапе педагог проводит более детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов (ресурса) с позиций принципа генерализации информации, прогнозирует эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

3. Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется:

  • цель;

  • длительность этапа;

  • форма организации деятельности учащихся;

  • функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;

  • форма промежуточного контроля и т.п., на основании чего заполняется технологическая карта.

Каждый этап урока с использованием средств НИТ и ресурсов Интернет — это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, в противном случае эффективность данного этапа снижается. Целесообразно продумать таким образом организацию занятий, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.

^ 4. Педагогическая реализация. Основная цель этапа — перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению вопросов (если, конечно, это не этап автоматизированного контроля) между учениками для того, чтобы знания, приобретенные на уроке, стали для них личностно значимыми. Учитель же на этом этапе урока — координатор, консультант по сложным вопросам, но не активный участник общения. Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.




Похожие:

Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconПрограмма повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconПовышение квалификации, профессиональная переподготовка За последние годы прошла обучение: 2007 г. – курсы при Башкирском институте развития образования «Методика преподавания информатики в школе»
Г. – курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки при бгпу им. М. Акмуллы по программе «Инновационные информационные...
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconМетодические рекомендации по созданию модели формирования ууд приложение цель работы
Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации по иоч по программе инвариантного блока по теме «модернизация региональной...
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconМетодические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников с. 23-25 Заключение с. 26-27
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconКурсы повышения квалификации за последние 3 года 1 5а, 5б математика Фёдоров В. В
«Основы профессиональной деятельности учителя технологии. Дизайн-подход к технологическому образованию»
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности координационного совета по реализации
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconРасписание занятий 2 группы слушателей курсов повышения квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии»

Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconМинистерство образования иркутской области иркутский институт повышения квалификации работников образования обучение бурятскому языку и литературе в малокомплектной сельской школе методические рекомендации иркутск, 2010
Печатается по решению Научно-методического совета Иркутского института повышения квалификации работников образования
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации к программе повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя» iconМетодика проведения нестандартных уроков по курсу Информатика и информационные технологии
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы