Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос icon

Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос



НазваниеСистемно-деятельностный подход как технологическая основа фгос
Дата конвертации21.11.2012
Размер114.62 Kb.
ТипДокументы
источник

1 слайд

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС

2 слайд

В истории образования выделены три подхода к разработке стандартов. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов были основаны на нем. Второй подход называется компетентностным. И третий - системно-деятельностный подход в образовании. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов: системного, который разрабатывался такими учеными, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целым рядом исследователей, и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Понятие системно-деятельностного подхода было введено еще в 1985 г. и для нас с вами этот подход в обучении не является новшеством, мы много о нем слышали и даже сами пытались применять в своей педагогической деятельности. Сегодня же наша цель – разобраться, почему именно этот подход положен в основу федеральных стандартов 2 поколения и как мы можем использовать его на своих уроках.

3 слайд

Уважаемые коллеги, обратите внимание на слайд. Давайте подумаем, требует ли от нас ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Из года в год количество информации в мире увеличивается. Из огромного количества информации человеку нужно отобрать только конкретную, удовлетворяющую его запросом в определенный момент жизни. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания.

4 слайд

А сейчас давайте попробуем проанализировать нашу жизнь. Что ни день, на пути нас подстерегают разные проблемы, которые нам нужно решить. А учит ли этому школа? Внимание на слайд. Давайте сравним: традиционный урок и жизненный урок. Когда жизнь нас ставит в ситуацию затруднения, МЫ - формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?», МЫ - обдумываем варианты решения, МЫ - пытаемся решить проблему, получив результат, МЫ - сравниваем его с целью. Обратите внимание на структуру традиционного урока: за ребенка на уроке все делает учитель! (проверяет,объявляет, объясняет, организует). Такой нам нужен результат?

^ 5 слайд

Продолжаем «давать знания» или пойдем к новому результату? Конечно нам нужен новый результат!

6 слайд

Образовательный стандарт второго поколения как раз и фиксирует новые результаты образования и требования к этим результатам. Они не ограничиваются только предметными как при ЗУНовском подходе. К ним присоединяются еще метапредметные результаты и личностные.

7 слайд

Посмотрите на слайд, обратите внимание, как изменился портрет выпускника: ЗУН так и сохраняются, но добавляются способы деятельности, интерес, мотив, ценностные ориентации.

8 слайд

Как же получить новый образовательный результат? ФГОС предлагает нам развивать личность учащегося на основе освоения способов деятельности, т. е. применяя на своих уроках системно-деятельностный подход. В контексте системно-деятельностного подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности.

^ 9 слайд

Обратите внимание на слайд: чему учили и чему научили на этом уроке?

10 слайд

А чему на этом? Почему?

11 слайд

Да потому что на втором уроке основной задачей педагога было создание и организация условий, инициирующих детское действие, другими словами – применение на уроке системно-деятельностного подхода. Основной результат на таком уроке – развитие личности ребенка на основе УУД.

  1. слайд

Как же организовать деятельность школьников, основным результатом которой станет развитие личности ребенка? В этом нам помогут современные образовательные технологии.

13 слайд

Выделяют базовые технологии стандартов второго поколения, которые вы можете видеть на слайде: информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение); технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира); технология, основанная на реализации проектной деятельности; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения. Сегодня мы очень кратко рассмотрим только три из них.

14 слайд

Первая технология - УЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «^ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

15 слайд

              Чтобы вам стало сразу понятно, что же такое учебная ситуация давайте сначала рассмотрим их виды:

^ Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:

  • соревнования – командные и индивидуальные;

  • сюжетные – «поиск сокровищ» …

ролевые – «пишем инструкцию», «учитель»

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:

  • «Пишем книгу»;

  • «Готовим праздник»

  • «Делаем подарки»

  • «Сообщаем вам …»

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:

  • эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)

  • группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение

  • проведение мини-исследований

  • описание и оценка



Таким образом учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его и частично – запоминают.

                При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия, приобретая при этом некоторые способности.


16 слайд


      Для того чтобы спроектировать учебный процесс на основе учебных ситуаций нужно:

  • определить задачи урока

  • отобрать учебный материал,

  • выбрать способы организации учебных ситуаций

  • спрогнозировать возможные действия детей.


17 слайд

Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики и русского языка

  • Игры и эксперименты (с числами, с телами, с величинами, со звуками и буквами, словами, текстами )

  • Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, слова, устные высказывания, тексты)

  • Группировка, упорядочивание, классификация, сравнение (работа с числами, выражениями, словами, текстами…)

  • Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей,)

  • Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем, тексты, памятки)

  • Ежедневный счет, вычисления, решение задач, чтение, письмо (списывание, письмо под диктовку, творческие работы)

18 слайд

Вторая технология - УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Уровневая дифференциация в обучении позволяет выбрать объем и глубину усвоения учебного материала школьниками, сообразуя и учитывая их способности, интересы, потребности.

19 слайд

Выделяют 3 уровня усвоения знаний и сформированности способов действий, которые вы можете видеть на слайде.

Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение ряда важнейших условий:

  1. выделенные уровни усвоения материала должны быть открыты для учащихся;
    2) ученикам предлагается одинаковый объем учебного материала, но устанавливаются различные уровни требований к его усвоению;
    3) в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;
    4) каждый ученик имеет право добровольно решать, на каком уровне ему усваивать материал.

20 слайд

Уровневую дифференциацию можно организовать с помощью формирования мобильных групп. Учитель планирует работу и с группами выравнивания (базисный стандарт), и с группами повышенного уровня. Создаваемые группы мобильны и состав их может меняться в зависимости от темы и целей урока, содержания учебного материала.

21 слайд


Возможны следующие варианты организации работы в мобильных группах:


  1. Когда учебный материал отобран специально для группы выравнивания и для группы повышенного уровня.

Например: на уроке чтения после прочтения произведения 1 группе- карточка с вопросами, на которые они должны ответить, 2 группа- сами составляют вопросы к тексту
  1. ^

    Постановка вопросов на разных уровнях в течение всего урока.


Примерные вопросы на разных уровнях 

  • Вопросы, требующие установления основных характерных черт, признаков, качеств явлений, важнейших условий процесса, действия - I уровень

  • Вопросы на сравнение, вопросы, требующие характеристики - II уровень

  • Вопросы на установление причинно-следственных связей, классификации предметов или явлений по указанному
    признаку, установления значения того или иного события - III уровень

  1. Использование тестовых заданий, включающих обязательные и 
    дополнительные части.

  2. ^

    Выбор самими учащимися посильного для них задания.




22 слайд

Третья технология - Проблемно-диалогическая технология

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации. 

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. 


23 слайд

Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.

24 слайд

Обратите внимание на слайд – вот пример проблемной ситуации.


25 слайд


«Золотые правила» использования приемов технологии:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • Учи анализировать каждый этап работы;

  • Критикуя, стимулируй ученика.

26 слайд

При том позиция учителя должна быть такой, которую вы можете наблюдать на слайде.

27 слайд

А к концу обучения портрет нашего ученика должен стать вот таким!

28 слайд

Ну, что ж, включайтесь в работу, приглашаю вас к сотрудничеству и жду на следующем заседании нашей проблемной группы.


Цель - обучить самостоятельному решению проблем

Средство - открытие знаний вместе с детьми

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика.
Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.


^ Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например, вопрос«Какая цифра идет в арифметической прогрессии после 5?» имеет воспроизводящий характер, а вопрос «Почему цифра 5 пишется именно таким образом?» носит проблемный характер. 

^ Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы. 

^ Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.

^ Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Проблемные ситуации бывают следующих типов:

1. Учащиеся не знают способа решения задачи и не могут ответить на проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний для решения задачи.

2. Учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями, которых не хватает для решения данной задачи.

3. У учеников возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью.

4. У учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретических знаний.

Структура урока в этом подходе отличается от традиционного урока и включает три этапа:

1. Актуализация опорных знаний и способов действия.

2. Усвоение новых понятий и способов деятельности. 

3. Применение их и формирование умений и навыков. 

Начало формы


Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска, когда учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником, и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда образовательный продукт неизвестен не только ученику, но и учителю.

Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?

  1. Организационные – умение решать проблемы

  2. Коммуникативные – вести диалог

  3. Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

  4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора



^ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

  • открытое (но контролируемое) пространство

информационных источников,

  • инструменты «взрослой» информационной деятельности,

  • среда информационной поддержки учебного процесса,

  • гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

  • современные системы управления учебным процессом




Похожие:

Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconСистемно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»
Системно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconТема контроля
Методический семинар «Системно-деятельностный подход как методологическая основа фгос»
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconА. С. Байтурина План методической работы
Теоретический семинар «Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального общего образования»
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconПлан методического сопровождения введения фгос начального общего образования
Теоретический семинар «Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального общего образования»
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconПлан методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения фгос начального общего образования (2010-2011 уч г.)
Теоретический семинар «Апробация новых фгос. Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального...
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconПлан работы на октябрь. День учителя 06. 10 Спартакиада учителей моу назаровского района 12. 10 Районные соревнования по шашкам, шахматам и настольному теннису 16. 10
Метод семинар «Системно – деятельностный подход в обучении как основа фгос второго поколения»
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconПлан работы кмо на 2012-2013 уч г
Методическая тема уо: «Системно деятельностный подход в обучении как основа государственного стандарта»
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconПлан методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения фгос начального общего образования (2011-2012 уч г.) в Моу «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Теоретический семинар «Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального общего образования»
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconПлан-конспект семинара «Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения»
Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения
Системно-деятельностный подход как технологическая основа фгос iconДиагностическое изучение проблемы
Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения. Изучение материалов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы