«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» icon

«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе»



Название«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе»
Дата конвертации23.07.2013
Размер63.22 Kb.
ТипСборник статей
источник

Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка»



«Методы работы со слабослышащими

детьми на уроке английского языка

в общеобразовательной школе»


Васильева Елена Александровна, МБОУ «Основная общеобразовательная школа», учитель английского языка, Г.Мариинский Посад Чувашская Республика

Аннотация


Владение иностранными языками, как известно, в значительной степени определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус. Сказанное имеет прямое отношение и к детям с нарушениями слуха, обучающихся в общеобразовательной школе. Овладение английским языком становится одним из условий их социальной адаптации, профессиональной востребованности. Обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись путем прямого использования существующих методик, применяемых при обучении детей, обладающих нормальным слухом. Люди с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь, у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка. В данной статье мне хотелось остановиться на проблемах, возникающих при обучении слабослышащих детей иностранному языку в общеобразовательной школе и специальных методах обучения таких детей английскому языку.


В России глухих и слабослышащих детей около 200 000. В системе образования нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.

Каждый учитель пытается найти свои подходы к таким детям. А это непросто: они не только в общении отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. Учителю необходимо каждую минуту помнить о том, что такими школьниками информация в основном считывается по губам, что нельзя стоять за спиной у слабослышащего ребенка, что он может не понять значение каких-либо слов, употребленных учителем для объяснения нового материала в устной форме. Небольшим опытом обучения иностранному языку слабослышащих я готова поделиться.

Начиная работу с такими детьми на уроках английского языка, я попыталась ответить на следующие вопросы: Есть ли сегодня специальная методика обучения иностранному языку слабослышащих детей в общеобразовательной школе? Как учить? Какие из общепринятых форм и методов работы будут наиболее эффективны в работе со слабослышащими? Позволяют ли имеющиеся в школе условия обеспечивать социальное развитие слабослышащих школьников на уроках иностранного языка?


После изучения информации по данным вопросам, определился ряд методических задач, которые необходимо решить.

Помня, что основную информацию учащиеся получают через зрительный канал и что зрительная память у слабослышащих развита лучше, учителю следует опираться на фонетические, лексические и грамматические наглядности при ознакомлении с новым материалом программы и во время тренировки совершенствования речевых навыков и умений.

Чтобы понять говорящего, учащиеся должны видеть артикуляцию. Значит, в обучении аудированию необходимо использовать видео материалы, где возможно регулирование громкости речи, повторение, паузы.

В обучении говорению возможно добиться построения монологического высказывания, однако их объем может быть уменьшен. Организовать диалогическую речь трудно, но опыт показывает, что возможно воспроизведение ролевых диалогов с ограниченным набором программной лексики.

Что касается таких видов речевой деятельности как чтение и письмо, то в этом случае возможностей больше и можно удовлетворить в полном объеме.

В обучении фонетике следует добиваться понимания слабослышащими учащимися особенностей произношения специфических английских звуков, соблюдения долготы и краткости гласных.

Опыт работы со слабослышащими показывает, что большую часть материала нужно предъявлять учащимся и проверять в письменной форме. Это требует создания дополнительного раздаточного материала, индивидуальных карточек.

Можно попробовать выделить на каждый год ведущие учебные задачи и добиваться их последовательного решения:

2-3 кл. – обучение чтению слов, узнавание знакомых слов в речи учителя, выбор ответа на вопрос по ситуации общения, рассказ о себе в рамках изученных тем. При организации игровой деятельности на уроке с младшими школьниками мы можем ориентироваться на слабослышащего ребенка.

1. Игра с мячом. Задавая какой-либо вопрос, учитель бросает мяч отвечающему. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос одним словом. Затем дети задают вопрос и бросают мяч. Это упражнение помогает развивать внимание слабослышащего ребенка и позволяет осуществлять тренировку лексики по теме.

2. Работа в парах. Дети задают вопросы друг другу, либо приводят примеры, либо задания. Эта работа может проходить у доски, за партами. Одним из обязательных условий выполнения такого задания является поворот головы нормально слышащего учащегося, так как слабослышащим детям нужно видеть говорящего человека.

Цель этих методов – сформировать у слабослышащего ребенка такие качества, как инициативность, коллективизм и самостоятельность. Находясь постоянно в кругу слышащих сверстников, дети с ограниченными возможностями приобретают новый социальный опыт и получают эмоциональный заряд положительной энергии, которые усиливают их стремление к коммуникации с окружающим миром.

4-6 кл – чтение с общим пониманием, воспроизведение знакомых слов в стихах и пословицах, узнавание знакомых слов в речи одноклассников, ведение ролевых диалогов, составление небольших тематических текстов с использованием простых грамматических структур.

Если в классе слабослышащими являются 1-2 человека то, основная задача учителя – учитывать их индивидуальные возможности при презентации материала и организации парной и групповой работы, подобрать такому ученику подходящего партнера для общения на уроке иностранного языка. Нужно помнить, что при фронтальной работе мотивация слабослышащего ученика снижается. Можно предусмотреть на такой случай индивидуальные карточки. В работе с опорой на такие индивидуальные карточки слабослышащие учащиеся, как правило, не менее успешны других.

7-8 кл. – поисковое чтение, развитие смысловой догадки, высказывание мнения по изучаемым темам, знакомство с новыми грамматическими явлениями, составление описательных текстов с использованием грамматических структур. При работе с упражнениями на развитие социокультурной компетенции используйте параллельный перевод, кроме специальных заданий в домашней работе. Кроме того, для проверки грамотности выполнения письменных упражнений используются карточки «проверь себя», содержащие правильные варианты.

Со слабослышащими учащимися необходимо работать индивидуально. Если у таких учащихся сложности с речью, это даст им возможность проговаривать изучаемый материал в спокойной, комфортной обстановке. Кроме того, можно в случае необходимости дать дополнительные разъяснения, чтобы на общем уроке учащиеся справились с работой быстрее.

С распространением компьютеров владение английским языком в письменной форме открывает перед слабослышащими учащимися не меньше перспектив, чем перед обычными выпускниками школы. И в этом направлении следует интенсивно работать. Обучение чтению и письму на основе интерактивных средств помогает решить методические задачи на качественно новом уровне. Доступность информационных технологий приобретает особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих детей. Благодаря мультимедийным возможностям компьютера ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Использование сети Интернет в образовании глухих и слабослышащих детей тоже играет немаловажную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный фон и тем самым развивает уровень мотивации к обучению. Важно, что дети с нарушениями слуха, обращаясь к Интернету, могут использовать в учебных целях практически любую образовательную среду.Учитель должен анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс.


За несколько лет работы со слабослышащими детьми становится понятно, что учиться по общеобразовательной программе они могут, но это требует большего количества учебных часов для овладения программой и дополнительной индивидуальной работы.


^

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ





  1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М., Просв., 1990

  2. Бутко С. С. Реализация фасилитативной функции учителя в иноязычном общении с младшими школьниками (на примере слабослышащих детей) [Текст] / С. С. Бутко // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 138-144.

  3. Горлова Н.А. Личностно-деятельный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010, - 248 с.

  4. Зайцева Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: Основные идеи и перспективы (Обзор зарубежной литературы).//Дефектология. – 1999.

  5. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. - М., 1985

  6. Шипицин Л.М., Назарова Л.П. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации. - Санкт-Петербург, 2001






Похожие:

«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» icon«работа с видеофильмом на уроке английского языка»
Шмальц Светлана Ивановна, маоу сош №1, учитель английского языка, Краснодарский край г. Курганинск
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconФормы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка и. Г. Мягкая Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №8»
Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1226
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского...
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconПлан развития Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка №1226, участвующего в реализации пилотного проекта по развитию общего образования.
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1226
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconПоложение о Клубе «Друзья английского языка»
...
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconКомпетентностный подход в преподавании английского языка
Работа «Компетентностный подход в преподавании английского языка» выполненная учителем английского языка высшей категории мбоу лицея...
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconРоль музыки и песен в изучении английского языка
Работа «Роль музыки и песен в изучении английского языка» выполненная учителем английского языка высшей категории мбоу лицея №4 Айрапетян...
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconЦиклограмма работы рмо учителей английского языка на 2009\2010учебный год
«Альтернативная методика преподавания английского языка» (Обсуждение госстандартов по предмету, результатов гиа и егэ; проблемы преемственности...
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconСеминарское занятие подготовила: Белина Г. В. Провели: Афоненкова О. А. Белина Г. В. «Современные методы обучения на уроке и во внеурочной деятельности»
Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы...
«Методы работы со слабослышащими детьми на уроке английского языка в общеобразовательной школе» iconТ. А. Рябова С. С. Калашникова
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы