Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы icon

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы



НазваниеЭкономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы
Дата конвертации12.02.2013
Размер
ТипДокументы
источник
1. /Экономика (экзаменационный набор)/Вопросник.doc
2. /Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы.doc
3. /Экономика (экзаменационный набор)/графики к вопросам.doc
4. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/1.doc
5. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/10.doc
6. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/11.doc
7. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/12.doc
8. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/13.doc
9. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/14.doc
10. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/15.doc
11. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/16.doc
12. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/17.doc
13. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/18.doc
14. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/19.doc
15. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/2.doc
16. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/20.doc
17. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/21.doc
18. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/22.doc
19. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/23.doc
20. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/24.doc
21. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/25.doc
22. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/26.doc
23. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/27.doc
24. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/28.doc
25. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/29.doc
26. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/3.doc
27. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/30.doc
28. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/31.doc
29. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/32.doc
30. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/33.doc
31. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/34.doc
32. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/35.doc
33. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/36.doc
34. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/37.doc
35. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/38.doc
36. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/39.doc
37. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/4.doc
38. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/40.doc
39. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/41.doc
40. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/42.doc
41. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/43.doc
42. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/44.doc
43. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/45.doc
44. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/46.doc
45. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/47.doc
46. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/48.doc
47. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/49.doc
48. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/5.doc
49. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/50.doc
50. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/51.doc
51. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/56.doc
52. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/57.doc
53. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/58.doc
54. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/59.doc
55. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/6.doc
56. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/60.doc
57. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/61.doc
58. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/62.doc
59. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/63.doc
60. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/64.doc
61. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/65.doc
62. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/66.doc
63. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/67.doc
64. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/68.doc
65. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/7.doc
66. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/70.doc
67. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/71.doc
68. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/72.doc
69. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/74.doc
70. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/75.doc
71. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/76.doc
72. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/77.doc
73. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/78.doc
74. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/8.doc
75. /Экономика (экзаменационный набор)/шпоры по билетам (в отдельных файлах)/9.doc

Ответы на вопросы к экзамену по эконом.



  1. Категория эконом и сфера её применения.

Эконом - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая Эконом (уход от налогов). В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): 1)что производить, 2)как производить, 3)для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством эконом ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе произ-ва, распределения, обмена и потребления. ЭТ изучает сферу произ-ва и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человека, с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (проблема выбора)". ЭТ изучает движение эконом жизни - тенденции в развитии цен, произ-ва, безработицы. Эконом цели: эконом рост, полная занятость, эконом эффективность (макс отдача при мин издержек), стабильный уровень цен, эконом свобода, справедливое распределение доходов, эконом обеспеченность, торговый баланс.



  1. Возникновение эконом науки и основные этапы ее развития.

Эконом теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы эконо-мических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем эконом взглядов. Подлинное начало расцвета эконом науки связано с развитием "буржуазного" способа произ-ва.

Первая школа эконом науки - меркантилизм Источником богатства меркан-тилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 3атем появляются физиократы, которые источником общественного богатства признавали произ-во, причем только в сельском хозяйстве.

Выдающимися представителями классической эконом науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, у которых основным объектом исследования выступает про изводство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.

Важный вклад в развитие эконом теории дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть их взглядов заключалась в том, что в реальной жизни произ-ва вообще не существует, что общественное произ-во имеет 2 сто­роны: производительные силы и произ-ные отно­шения. Особенно ценным у К. Маркса и Ф. Энгельса явля­ется то, что в их работах, во-первых, показано материа­листическое понимание истории, во-вторых, они открыли закон прибавочной стоимости.



  1. Меркантилизм как первая теоретическая школа эконом мысли.

Меркантилизм богатство об­щества усматривал в накоплении $ (монет из золота и се­ребра). По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост $ само­очевиден: товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются по более высоким. Так, органи­зованная в Англии «Московская компания для торговли с Рос­сией» скупала одно мачтовое дерево за 25—30 коп, а продавала за 4—5 руб.

Задачу эконом теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благопри­ятных условий для внешней торговли гос должно вме­шиваться в экономику — покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан; Монкретьен в 1615 г. дал название эконом теории, обосновывающей политику гос-ва, — полит экономия (греч. роНИке — искусство управлять госм), то есть наука об управлении госм экономикой.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в эконом стал господствовать не торговый, в промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии произ-ва со­провождался возникновением классической полит экономии.



  1. Учение физиократов об источнике общественного богатства,

Го-во не должно вмешиваться в производительную, торговую и финансовую деятельность своих подданных. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имуществе, прав и свобод. Этим ограничиваются экон-кие отношения между населением и госм. Такая идеология в науке наз. экон-ким либерализмом. Естественном порядке. В русле этого учения возникли еще два понятия: естественная свобода и естественный человек. Естественный порядок противопоставлялся общественному порядку. На подобные идеи и опирался экон-кий либерализм физиократов. Общ-во состоит из отдельных людей, кот. природа наделила различными склонностями, способностями и потребностями. Каждому человеку должно быть позволено, действовать естественно. Труд должен быть свободным, плоды его неприкосновенны. Отсюда лозунг: собственность священна! Вторым устоем учения физиократов было представление о земле как единственном источнике богатства народа. Физиократы создали понятие чистого продукта. Это то, что остается от суммы произведенного продукта, если вычесть все затраты на его произ-во (разница между ценой товара и издержками на его произ-во). Откуда берется чистый продукт? Только из земли – убеждены физиократы. Промыш. труд только придает продукту земли новую форму. По понятиям физиократов торгово-промышленная прибыль оказывается подобием з/п, кот. ремесленник и торговец выплачивают себе сами. Тот труд, кот. создает чистый продукт, физиократы наз. производительным, а всякий другой - непроизводительным. Производителен только тот труд, кот. прилагается к земле. Поэтому класс землевладельцев – производительный класс, а все остальные – класс бесплодный. Так как одна лишь земля дает чистый продукт, она одна и несет всю тяжесть налогов. Чтобы взимание налогов было проще и дешевле, нужно все их виды заменить одним – земельным – налогом. Экон-кий либерализм; исключительная производительность труда, прилагаемого к земле; единый земельный налог – это и есть «три кита» физиократии. Представители: Ричард Кантильон (1680-1734) –ирландец, жил во Франции, «Опыт о природе торговли вообще» (в1755 г. опубликовано); Венсан де Гурне (1712-1759); Франсуа Кенэ (1694-1774)



  1. Классическая школа и её вклад в развитие эконом теории.

Учение Петти о стоимости.

Источник вещественного богатства - труде. На этом базируется и достижения в анализе товара, его стоим; впервые сделан шаг в разработке теории товарного произв: указана не только необходимость соизмеримости товаров, но и объективная основа этой соизм. «Естественная цена» - может выраж в благородных металлах.

При оценке величины стоим счит необходимым учитывать то, что товары «произведены землей и человеч трудом». Поиск единой меры, сводящей к единой основе влияние на стоим труда и земли, приводит Петти к положению о том, что в качестве этой меры выступает зарплата.

Петти заложил основы труд теории стоим, он указал на труд как на естественную основу рын цены. Однако в трактовке стоим Петти допускал мерк колебания: он отождествлял стоим с мен стоим, а мен стоим с благор метал. Не понимая двойств хар труда, Петти смешивал абстр труд с конкр, причем под абстр трудом он в неяв форме подразумевал конкр труд, созд золото и серебро.

А.Смит. В основе исследования - произ-во материальных благ.

Сущность эконом явлений им выявилась прежде всего из исслед самого произв. Причем произв. представлялось как произв в целом, предполагая при этом единство непосредственного произв. материальных благ, их распр. обмен и потребл. на этой основе С. показал, что необходимо относиться к хоз. как к системе. Этот подход позволил выявить законы самого обществ хоз.

С. серьезное внимание уделял обществ распр труда, производит. и интенсивности труда. Он подчеркивал важность понимания факторов произв., произв ресурсов, а также числа людей и на этой основе выводил производит. труда. Смит уделяет внимание экон отнош и их соц хар.

Рикардо. - Теория трудовой стоимости.

Свои идеи он базирует на теории труд стоим. Стоим товара опред колич труда, затраченного на их произв. Стоим и определение ее рабочим временем он считает абсолютным законом как для простого произв, так и для капиталист. Он прямо указал, что «стоим товара или колич товара, на кот он обменивается, зависит от относит труда, кот необходимо для его произв, а не от большего или меньшего вознаграждения, кот уплачивается за этот труд». Уделял внимание связи между ростом производительности и величиной стоим, сведению сложного труда к простому и тому, что стоим товаров сложного труда больше стоим продуктов простого труда. Указывал на то, что хотя силы природы и участв в создании потреб стоим, но не участв в создании стоим.

О распределении стоимости.

Рикардо отждествлял труд и рабочую силу, ему казалось, что рабочий продает не свою рабочую силу, а сам труд. Он видит, что стоим товара создается трудом рабочего и величина ее опред колич труда, а в обмен на свой труд рабочий получает меньшую стоим в виде зарплаты. Если не был бы нарушен закон стоим, то вся стоим принадлежала бы рабочему.

Он обосновал вывод, что рента явл результатом труда, частью стоим с/х продукта. $ явл товаром, золото и серебро, выполняющие роль $ обладают стоим, завис от колич труда, затрач на их произв



  1. Марксизм и основные положения марксисткой полит экономии.

Марксизм - направление в теоретической эконом, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой эконом системы. Карл Маркс (1818 - 1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд - “Капитал”, 1 том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:

1)учение об общественно-эконом формациях;

2)выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-эконом системы;

3)теория воспроиз-ва и эконом кризисов;

4)учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;

5)учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;

6)оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения $;

7)сущность абсолютной ренты.

Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам эконом отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.



  1. Немарксистское направление: общая характеристика школ эконом теории.

Самуэльсон.
Предмет эконом теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. 1. эконом - это исследование поведения человека в процессе произ-ва, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов. 2. эконом исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения макс удовлетворения материальных потребностей человека.



  1. Предмет и функции эконом теории.

Примет эконом теории. Сюда входят техника произ-ва, технология изготовления благ, социальные, полит (связанные с деятельностью гос-ва), правовые и эконом отношения.

Предметом эконом теории являются эконом отношевия между людьми.

Функции эконом теории.

1. Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить эконом явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается наци­ональное хоз-во.

2. Прогностическая функция - означает научное предвидение хода на­учно-технического и социально-эконом развития на обозримое будущее. Нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные варианты хозяйственных решений. Чем сложнее становится техника и ор­ганизация произ-ва, тем настоятельнее необходимо прогно­зировать и планировать развитие эконом.

3. Практическая функция - состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику гос-ва, выявлять принципы и способы рационального хоз-во­вания. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность пред­приятий и гос-ва.

Все указанные функции дают положительные результаты, если познаны и правильно используются на практике эконом законы.



  1. Эконом как основное направление современной эконом теории. Составные части эконом.

В современной эконом теории выделяют неоклас­сическое, неокейнсианское, институционально-социологи­ческое и другие направления.

В основу неоклассического направления положен прин­цип невмешательства гос-ва в экономику. Сторонни­ки считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между произ-вом и потреблением. Вмешательство гос-ва может вызывать нарушение равновесия, снижение эконом эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свобо­ду частного предпринимательства, рыночных сил (А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.).

Неокейнсианство базируется на идеях известного анг­лийского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воз­действия гос-ва на эконом процессы в целях приспособления эконом отношений к новым усло­виям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, система­тическое вмешательство гос-ва в экономику (Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

Представители институционально-социологического на­правления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают эко­номику как систему, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как эконом, так и социологических, политических и со­циально-психологических факторов. Объектом исследо­вания являются "институты", под которыми подразумевают­ся корпорации, профсоюзы, гос, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явле­ния (например, обычаи, нормы поведения различных соци­альных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

Неолиберализм - направление в эконом науке и практике управления хоз-ой деятельностью, сто­ронники отстаивают принцип саморегулирова­ния, свободного от излишней регламентации. 2 традиционных положения. 1. они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хоз-ва, создает наилучшие условия для эконом роста; 2. отстаивают приоритетное значение свободы субъектов эконом деятельности. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.

Микроэконом - как и почему принимаются эконом решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют числен­ность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей, помогает по­нять взаимодействие субъектов эконом и в отраслях промышленности. Она вызывает интерес к стратегическо­му взаимодействию фирм, процессу ценообразования на товары и услуги в условиях рынка.

Макроэконом - рассматривает эконом процессы на уровне национальной эконом. Она изучает в совокупном виде на­циональный объем произ-ва, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Основ­ными показатели: нацио­нальный объем произ-ва, производительность труда, общий уровень цен, %ная ставка и занятость.

Интерэконом (мировая эконом) - рассматривает эконом отношения в мировом сообществе. Важнейшие категории: экспорт и импорт, торговый и платежный баланс, тарифы, квоты, валютные курсы.



  1. Эконом благо и его свойства.

Блага подразделяются на мате­риальные и нематериальные. Материальные блага вклю­чают: естественные дары природы, (землю, воду, воздух); продукты сельского хоз-ва, добывающей про­мышленности, (здания, машины); долговые обязательства; паи гос и частных компаний.

Нематериальные блага делятся на 2 группы: внут­ренние и внешние, заключены в самом человеке и представ­ляют качества и способности. (Н: деловые способности) Внешние блага - репутация и деловые связи. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и достав­ляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная).

Выделяют неэконом - не являются предметом производственной деятель­ности людей. Имеются в количествах, превышающих по­требность в них. (Н: воздух, вода). Эконом блага - количество которых ограничению, в сравнении в потребности к ним.

Долговременные - используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз (произ-ное оборудование). Недолговременные блага - удовлетворяют потребность лишь 1 раз и полностью потребляются (питание).

Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) - могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. (Н: нефть и уголь как топливо) взаимодополняемые (комплиментарные) - блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. (Н: магнитофон и кассеты к нему).

Все блага - и взаимодополняемые и взаимозаменяе­мые - подразделяются на настоящие - находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие - субъект может располагать лишь в будущем. Блага можно различать как прямые - призваны непосредственно удовле­творять потребности людей, т.е. предметы потребления, косвенные- блага, использующиеся для произ-ва дру­гих благ, т.е. средства произ-ва.

Эконом ценность благ зависит от их относительной редкости. Ценность определяется 2 обстоятельствами - интен­сивностью потребности (это величина психологическая) и наличным количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а вместе с тем одно благо можно использовать для удовле­творения нескольких потребностей. Следовательно, существует проблема не только недостаточности эконом благ по сравнению с потребностями, но и предназначеннос­ти каждого блага для определенного ряда применений.



  1. Эконом ресурсы, их свойства и классификация

Ресурсы подразделяются на :

1)эконом (функционирующие)

2)потенциальные (не вовлечённые в хоз-енный оборот)

Эконом ресурсы включают:

1)природные ресурсы

2)трудовые (население в труд. возрасте)

3)материальные (все созданные человеком средства произ-ва, явл. рез. произ-ва)

4)финансовые (денеж. средст, которые общество в состоянии выделить на орг. произ-ва)

5)информационные (научная, научно-техническая, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания эконом продукта)

Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком.

Природные ресурсы - те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека. Природные ресурсы по характеру использования делятся на:

1)Реальные (вовлечённые в производ. процесс)

2)Потенциальные (в настоящее время не испол.)

Природные ресурсы делятся на:

1)исчерпаемые: 2)неисчерпаемые; 3)заменимые; 4)незаменимые.

Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны. Исчерпаемые ресурсы:

1)не возобновляемые(земельные угодья, воздух)

2)относительно возобновляемые

3)воспроизводимые

Неисчерпаемые состоят из 3-х групп:

1)космические(солнечная радиация, морские приливы и отливы)

2)климатические(атм воздух; энерг. ветра, воды)

3)водные

Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, эк-ки более выгодными. Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода.

В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека.

Необходимо различать понятия “эконом ресурсы” и “факторы произ-ва”. Ресурсы это то, что поступает, входит в экономику, питает её. А факторы - это то, что задействовано в производственно-эконом процессах.



  1. Противоречие между потребностями и ресурсами общества и нуги его преодоления.

Потребность - нужда в чём-либо, чувство неудовлетворённости, которое человек испытывает, или чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить. Потребность - ощущение нужды и связанное с ним стремление удовлетворить её. Выделяют потребности первичные и вторичные. первичные - потребность в питании и т.п. вторичные - потребности в удовлетворении духовных запросов человека

Произ-во предполагает использование ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в произ-во, выполняют роль факторов произ-ва. Ресурсы выступают в роли факторов произ-ва, если они задействованы в производстве, если есть определённый результат. Ресурсы подразделяются на: - эконом (функционирующие) - потенциальные (не вовлечённые в хоз-енный оборот) Эконом ресурсы включают: - природные ресурсы - трудовые (население в трудоспособном возрасте) - материальные (все созданные человеком средства произ-ва, являющиеся результатом произ-ва) - финансовые ($ средства, которые общество в состоянии выделить на организацию произ-ва) - информационные (научная, научно-техническая, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания эконом продукта).



  1. Произ-во как процесс потребления ресурсов. Факторы произ-ва.

Произ-во предполагает использование ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в произ-во, выполняют роль факторов произ-ва. Ресурсы выступают в роли факторов произ-ва, если они задействованы в производстве, если есть определённый результат.

Факторы производдства.

ФП – Параметры определяющие характер и результативность протекания эк-ких процессов, предопределяющие кол-во кач-во производимого эконом продукта. Так что факторы есть не столько произ-ные ресурсы, сколько произ-ный потенциал эконом. Факторы можно рассматривать как причины, а эконом продукт как следствие эконом производственного процесса.

В запаадной эк теории выделяют следующие факторы:

1)земля

2)труд

3)капитал

4)предпринимательский фактор.

Земля – это естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности.

Труд – любая интеллектуальная и физическая деятельность ч-ка, результатом которого явл. блага, удовлетворяющие потребности че-ка.

Капитал – любые материальные блага, которые используются для произ-ва других благ и услуг. Капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают основной и оборотный капитал.

Основной – здание, сооружение, оборудование.

Оборотный – сырье, материалы, Е и т.д.

Предпринимательская деятельность – особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов произ-ва. С целью максимизации дохода.

Маркс выделил следующие факторы пр-ва: предмет труда, средство труда, рабочая сила.

Раб сила – совокупность физических и духовных способностей ч-ка (личный фактор)

Предметы труда – все то, на что направлен труд чел-ка (данные природой: нефть вземле, лес; и сырье: предмет труда претерпевший определенную обработку).

Средства труда – то, с помощью чего чел-к воздествует на предмет труда. Средства пр-ва – вещественный фактор пр-ва.



  1. Проблема выбора в эконом. Кривая производственных возможностей и её свойства

Кривая производственных возможностей - какой максимальный объем произ-ва товара или услуги может быть получен при данном объеме произ-ва другого товара




В эконом полной занятости для увеличения произ-ва одного товара всегда необходимо поступиться произ-вом другого товара. Это графически отражено в нисходящем характере кривой. Форма графика показывает своеобразную цену одной товарной единицы, выраженную в альтернативном количестве другого товара.

Категория цены - связана с понятием определенного количества другого блага которое необходимо при обмене отдать взамен данного блага

Альтернативные (вмененных) издержки (альтернативной стоимости). Ресурсы, используемые для произ-ва данного блага, могут быть использованы и в создании другого блага. Если мы затрачиваем ресурсы на произ-ва данного продукта, это значит, что мы отказываемся от их использования в создании другого (альтернативного) продукта и недополучаем какое-то количество последнего.

Количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради произ-ва дополнительной единицы данного товара, - альтернативные (вмененными) издержки (альтернативной стоимостью)

Поскольку технологии произ-ва разных товаров в общем случае не являются взаимозаменяемыми, то произ-во каждой последующей единицы данного товара вызывает потребность в сокращении произ-ва альтернативного товара в большей степени. В силу не взаимозаменяемости технологий альтернативные издержки возрастают.

Закон возрастания вмененных издержек - свойство эконом систем увеличивать произ-во одного блага только на основе сокращения произ-ва другого блага, причем дополнительный прирост объемов произ-ва одного блага вызывает необходимость все возрастающего сокращения объемов произ-ва альтернативного блага

Из закона возрастания вмененных издержек проистекает вогнутость по отношению к началу координат кривой производственных возможностей.

Проблема выбора:

3 фундаментальных вопроса:

  1. Что производить и в каких количествах?

В админ эконом эту проблему пытались решить на основе системы централизованного директивного планирования. В капиталистической эконом ее призвано решить саморегулирование хозяйственных процессов посредством рыночного механизма.

  1. Как производить и с какими затратами ?

Эконом система должна располагать механизмом отбора наилучших технологических способов произ-ва, позволяющих в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сырья, материалов, человеческого труда производить необходимую для общества продукцию.

  1. Для кого производить и как распределять произведенные блага?

Жизнеспособная эконом система располагает механизмами распределения доходов, которые и определяют, кому, в конечном счете, предназначены произведенные товары и услуги.



  1. Понятие эффективности, ее количественное выражение. Эффективность произ-ва и Парето - эффективность.

Такое состояние рынка, при кот. никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участников, наз. Парето-оптимальным состоянием. Оно характеризует наилучшее распространение товаров и ресурсов. Общее рыночное равновесие достигается в результате того, что каждый потребитель стремится получить максимум полезности при данных ценах и данном уровне дохода, а каждый производитель стремится получить максимум дохода при данных технологических коэффициентах в условии свободной конкуренции.

Специфическое содержание эффектив­ности в каждой системе хоз-ва определяется обществен­ной формой произ-ва, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов произ-ва. Критерием эффективности общественного произ-ва является достижение наивысших результа­тов с наименьшими затратами. В национальной эконом эффективность обществен­ного произ-ва измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесен­ных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами роста этих показателей. Важным требова­нием эффективности произ-ва - произ-во потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу по­требностям общества. Для характеристики эф­фективности произ-ва применяется система показате­лей, таких как качество продукций, соответствие ее обще­ственным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества продукции - важнейший показатель эффективности произ-ва. Расширение выпуска высо­кокачественной продукции - признак интенсивного типа развития произ-ва, характерная черта научно-техни­ческого прогресса. Эффективность произ-ва находит свое отражение в достижении соответствия его результа­тов общественным потребностям. Главным показателем эффективности произ-ва является производитель­ность труда.



  1. Эконом система: понятие, структура, классификация.

Эконом система - это особым образом упорядоченная совокупность связей отношений между производителями материальных благ и услуг.

Структура эконом системы:

1) соц-эконом отношения, основанные на определённых формах собственности, на эконом ресурсы и результаты произ-ва.

2) хоз-енный механизм, как способ регулирования эконом процессов.

3) организационно-правовые формы хоз-ой (эконом) деятельности субъектов системы.

4) конкретные эконом связи между субъектами эконом (товарно-$, финансовые, кредитные).

Классификация эконом систем:

1) Формационный подход (Марксистская эконом наука)

А)первичная или архаичная - первобытнообщинный и Азиатские способы произ-ва

Б)вторичная - основанная на частной форме на средство произ-ва (рабство, крепостничество, капитализм)

В)третичная - коммунистическая формация, которая предусматривает уничтожения частной собственности (социалистический и коммунистический).

Общественная формация - это исторический тип общества, развивающийся на основе определённого способа произ-ва.

Способ произ-ва - это совокупность производительных сил и производственных отношений.

2) Цивилизационные - предполагает изучения мировой истории, как единого целого в масштабе всей планеты, с постепенной сменой цивилизаций:

1)неолитическая - 35 столетий

2)восточная рабовладельческая - 30 столетий

3)античная - 13 столетий

4) раннефеодальная - 8 столетий

5) пред индустриальная - 5 столетий

6) индустриальная - 3 столетия

7) постиндустриальная - чуть больше 1 столетия. (Именно эту цивилизацию в эконом науке называют смешанной, социально-ариентированной, рыночной экономикой.)

3) По степени индустриального развития общества:

а) индустриальная

б) постиндустриальная

в) неоиндустриальная (современное информационное общество).

(Схема) Эконом Система (Типичная) - делится на:

1) нерыночная ЭС: (делится)

А) традиционная система хоз-ва

Б) Командно-админ СХ

2) Рыночная ЭС:

А) Рыночная Эконом Современного типа

Б) Рыночная эконом Свободного типа

Командно-админ СХ --- Переходная ЭС --- Рыночная эконом Свободного типа



  1. Традиционная система хоз-ва, её сущность, характерные черты.

Традиционная система хоз-ва:

В основе функционирования данной системы положен хоз-енный механизм, основанный на использовании издавна существующих традиций и обычаев.

Чертами этой системы:

1) патриархальность

2) низкий уровень производительности труда

3) отсутствие новшеств в применении орудий труда

4) засилье авторитета отдельных личностей, религиозных предрассудков.



  1. Сущность и характеристика хоз-ого механизма командно-админ системы хоз-ва.




Похожие:

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconДокументи
1. /Economics (экзаменационный набор)_2/Macro (шпоры)/9.doc
2. /Economics...

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconДокументи
1. /Вопросы и ответы-экономика 7семестр/Ответы_эконом_7sem.doc
2. /Вопросы...

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconДокументи
1. /Экономика/Задания/экономика задания.doc
2. /Экономика/Метод....

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconДокументи
1. /Экономика/Задания/экономика задания.doc
2. /Экономика/Метод....

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconЗашифруйте ответы на вопросы. Ответы: Вопросы: Слуховые косточки. I. Три части слухового анализатора

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconЕгэ и гиа: вопросы и ответы
Егэ и гиа – хорошо знакомые всем процедуры, но, тем не менее, вопросы по их проведению возникают до сих пор. Мы представляем ответы...
Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconДокументи
1. /Набор бланков/Запроснаблокирование_удаление_уточнениеПДн.doc
2. /Набор...

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconДокументи
1. /География/География вопросы/10-11 классы.doc
2. /География/География...

Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы iconЗадание Блиц- тура краеведческой дистанционной олимпиады – 2012
Среди перечисленных букв найти ответы на нижепоставленные вопросы, в самом кроссворде – с помощью заливки – закрасить ответы разными...
Экономика (экзаменационный набор)/Ответы на вопросы icon13. Превентивные ответы Несмотря на то, что арсенал современных средств рекламного воздействия достаточно широк, у потенциального потребителя нередко остаются не разъясненные рекламой "острые" вопросы
В этом случае заблаговременно делается анализ "критические" и опасных тем, направлений пропаганды и вопросов. После этого так же...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы