Компетенция и компетентность icon

Компетенция и компетентность



НазваниеКомпетенция и компетентность
Дата конвертации11.09.2013
Размер56.81 Kb.
ТипДокументы
источник

МБДОУ - детский сад № 9


Компетенция и компетентность


Сообщение подготовила:

воспитатель первой категории

Т.А. Пульникова


г.Губаха,

2012 г.

  1. Компетенция – определение

  2. Ключевые компетенции – что это?

  3. Перечисление компетенций

  4. Ключевые компетенции (по Юнеско…)

  5. Компетентностная составляющая педагогики



Существуют такие понятия как компетенция и компетентность. В чем их суть?

Компетенция – это готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Внутренние ресурсы:

Внешние ресурсы:

  • Знания

  • Информация

  • Умения

  • Люди, группы, организации и т.д.

  • Навыки




  • Способы деятельности




  • Психологические особенности.





Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В соответствии с разделением содержания образования на


Общее метопредметное

(для всех предметов)

Межпредметное

(для цикла предметов или образовательных областей)

Предметное

(для каждого учебного предмета)

предлагается трехуровневая иерархия компетенций:

  1. Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

  2. Общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  3. ^ Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Не существует единого перечня ключевых компетенций, т.к. компетенции – это заказ общества к подготовке граждан. Поэтому перечень ключевых компетенций определяется согласованной позицией социума.

^ Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни в быстро меняющихся условиях.

Выделяют следующие ключевые компетенции:

  • Ценностно-смысловые;

  • Общекультурные;

  • Учебно-познавательные;

  • Информационные;

  • Коммуникативные;

  • Социально-трудовые;

  • Личностного самосовершенствования.

Профессиональная компетенция – это способность действовать на основе практического опыта и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности.

Профессиональная компетентность педагога – это уровень знаний и профессионализма, позволяющих принимать правильное решение в конкретной педагогической ситуации с целью содействия благополучному развитию ребенка в условиях ДОУ.

^ Компетентностная модель педагога дошкольного образования рассматривается как сумма составляющих компетентности, формирующихся в процессе образовательной деятельности:

  • Универсальные(или инвариантные к области деятельности);

  • Предметные (в области деятельности);

  • Инструментальные;

  • Общепрофильные;

  • Специальные;

  • Системные;

  • Организационно-управленческие;

  • Межличностные;

  • Образовательные;

  • Научно-исследовательские.


Основные потенциалы личности педагога:

- познавательный;

- морально-нравственный;

- творческий;

- коммуникативный,

определяющие направленность на самоопределение в системе общественных отношений.

^ Универсальные компетентности представляют собой систему знаний, умений, качеств личности, способствующих успеху его профессиональной деятельности.

Значительная часть составляющих универсальной компетентности приобретается вне образовательной деятельности.

^ Профессиональная компетентность педагога есть итог той внутренней работы самой личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается и осваивается ею, порождая порой четко не осознаваемое умение в конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему.

^ Предметная составляющая компетентности способствует самореализации и конкурентноспособности педагога.

Профессиональная компетентность педагога – это профессиональная готовность педагога, его общая способность мобилизовать все имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности при решении конкретных педагогических ситуаций.

Профессиональные компетентности дошкольного педагога:

  1. Организационно- управленческая:

  • устанавливает профессиональный и личностный контакт с детьми;

  • способствует созданию благоприятной среды для развития и образования ребенка;

  • устанавливает гуманные отношения между участниками педагогического процесса, основанные на диалогическом взаимодействии и эмоциональном контакте с детьми;

  • мотивирует людей на совместную деятельность (родители, сотрудники, социум);

  • координирует взаимодействие между сотрудниками ДОУ;

  • устанавливает связи с общественностью;

  • мотивирует родителей на взаимодействие с педагогами ДОУ, аргументировано и доступно раскрывает специфику развития и обучения дошкольника;

  • осуществляет планирование деятельности с детьми;

  • систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

  • обеспечивает охрану жизни и здоровья детей;

  • владеет способностью педагогического анализа;




  1. Образовательная:

  • понимает значимость ребенка в системе общественных отношений;

  • осуществляет образовательный процесс, направленный на развитие и образование ребенка в период дошкольного детства;

  • владеет вариантным арсеналом воспитательных подходов и технологий;

  • проектирует направления развития личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

  • отбирает содержание образования, опираясь на нормативные документы в области образования;

  • использует современные образовательные технологии;

  • способствует социализации детей;

  • способствует формированию общей культуры личности ребенка;

  • конструирует различные формы педагогической деятельности;

  • обладает способностями в рефлексии и саморефлексии деятельности;

  1. Научно-исследовательская:

  • строит программу своего профессионального самосовершенствования в соответствии с инновационными направлениями.







Похожие:

Компетенция и компетентность iconКомпетентность разрешения проблем; Информационная компетентность; Коммуникативная компетентность
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, навыками и универсальными способами...
Компетенция и компетентность iconОценка письменной работы (конспекта урока, занятия) экспертом Критерии оценки письменной работы педагога
Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания,...
Компетенция и компетентность iconМодель формирования здоровьесберегающей компетентности у дошкольников
В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность»,...
Компетенция и компетентность iconОбразовательная программа по профессии; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция; пм профессиональный модуль
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования
Компетенция и компетентность iconПравила безопасного использования сети Интернет. Должностные обязанности
Икт-компетентность, компетентность в использовании возможностей Интернета в учебном процессе
Компетенция и компетентность iconИнформационная компетентность
Что же мы понимаем под термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных...
Компетенция и компетентность iconУчитель-исследователь – современная компетенция педагога» Общие положения Конкурс научно-исследовательских работ педагогов «Учитель-исследователь – современная компетенция педагога»
«Учитель-исследователь – современная компетенция педагога» (далее – Конкурс) проводится в соответствии с планом основных мероприятий...
Компетенция и компетентность iconОсновные составляющие компетентности специалистов Профессиональная компетентность
Правовая компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных...
Компетенция и компетентность iconОбразовательная программа по специальности; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция; пм профессиональный модуль
Физическая культура всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими...
Компетенция и компетентность iconОбразовательная программа по профессии; ок общая компетенция; пк профессиональная компетенция
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы