Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» icon

Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне»



НазваниеЛитературно – музыкальная композиция «Песня на войне»
Дата конвертации19.10.2012
Размер105.69 Kb.
ТипДокументы
источник

Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне»

Оформление сцены: прифронтовой лес, костер, брёвна, на брёвнах сидят солдаты, одетые в форму разных лет: ВОВ, Афганской войны, современную.

(«В лесу прифронтовом», на фоне музыки ученик в форме солдата читает стихотворение)

Послушай меня¸ я оттуда приехал,

Где, кажется, люди тверды, как гранит,

Где гневной России громовое эхо,

Вперед продвигаясь, над миром гремит.

Где слева – окопы, а справа – болота,

Где люди в соседстве воды и гранат

Короткие письма и скромные фото,

Как копии счастья, в планшетах хранят.

Здесь громкие речи, товарищ, не в моде,

^ Крикливые песни совсем не в ходу.

Любимую песню здесь люди заводят -

Бывает у смерти самой на виду!

И если тебя у костра попросили

Прочесть, как здесь принято, что-то свое –

Прочти им без крика стихи о России,

^ О чувствах России к солдатам ее.

Как любят их дети, как помнят их жены…

И станут тебе моментально слышны

И снег, и деревья – весь слух напряженный

Овеянной стужей лесной тишины.

И как бы при звуках родной им трёхрядки,

Словам твоей правды, поверив не вдруг,

^ Веселый огонь молодой переглядки,

Искрясь, облетит их внимательный круг…

И кто-то дровец, оживляясь, подбросит,

И кто-то смущенно оправит ружье,

И кто-то любимую песню запросит,

И кто-то тотчас же затянет ее…

В холодных порядках серебряной чащи

Осыплется пепел с верхушек седых,

И будто простое солдатское счастье

Горячим дыханьем коснется и их…

А русская песня, что с кривдой не в мире,

Пойдет между тем замирать на лету,

Потом, разрастаясь все шире и шире,

Как храбрый разведчик уйдет в темноту.

(звучит «Катюша»)

(Появляются ведущие праздника: юноша и девушка)

- Сегодня наш разговор о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать. О войне в Афганистане, и той, что совсем недавно полыхала на нашей земле – о Чечне.

- Когда мы готовили этот материал, нас одолевали сомнения, неуверенность. Не причиним ли мы кому-то боль? Имеем ли мы право, не видя войну собственными глазами, говорить о ней, а тем более препарировать чьи-то души? Точнее же – души ребят, вынесших свои песни с фронтов ВОВ, из опаленного войной Афганистана, из многострадальной Чечни.

- Но ведь эти ребята – почти наши ровесники! В 41-м им было столько, сколько нам. И по Афганским тропкам шагали 18-19 летние парни, и такие же пацаны воевали в Грозном. А потому мы будем говорить о них, о том, что они пережили, и об их песнях! Потому что песня – это их душа! И потому что песни – это наша память!

(«Журавли», на фоне музыки – стихи)

Память, память, за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни,

Ты друзей моих умерших оживи,

А друзьям живущим, молодость верни.

Память… Память!

Ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу друзьям своим в глаза взглянуть.

Память… Память… Память.

- Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!


- В далекий год, простясь с учителями,

Длину дорог, измерив фронтовых,

^ Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях, и в штыковых.

Веселые, отважные, простые,

В свой звездный час не дрогнули они,

И в памяти о них по всей России

Горят сегодня вечные огни.

Горят сегодня вечные огни.

(«Соловьи» , Соловьев-Седой, Фатьянов)

- Чем больше отдаляется от нас эпоха ВОВ, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Те, кто родился в 30-е, 40-е, 50-е, 70-е, 80-е, знают о войне лишь по рассказам, а большинство – по книгам и кинофильмам. Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас художественные памятники военных лет. Среди них, конечно, песни. Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью ВОВ.

- Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

- В полдень 22 июня 1941 года радио принесло страшную весть. И тотчас после этого сообщения прозвучало:

-Пролетают кони, да шляхом каменистым,

В стременах привстал передовой,

^ И поэскадронно бойцы-кавалеристы,

Натянув поводья, вылетают в бой!

- Так с первого дня песня воевала вместе с Красной армией, вместе с народом. Пели популярные довоенные песни: «Катюшу», «Три танкиста», «Раскинулось море широко». Создавались новые. Своеобразным гимном ВОВ стала «Священная война», созданная Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. Впервые она прозвучала на шестой день войны на Белорусском вокзале, откуда эшелоны уходили на фронт.

(«Священная война», Лебедев-Кумач, Александров)

- Но самой первой песней войны оказалась «Песня смелых», которую поэт Суриков, уходя на фронт, оставил в редакции «Правды» 22 июня 1941 года.

-Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

^ В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют…

Песня – крылатая птица

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

- На слова этого поэта написано много песен. А с одной произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Суриков слышит по радио на музыку К.Листова «Бьется в тесной печурке огонь».

(«Бьется в тесной печурке огонь» /Сурков, Листов/)

-Шла война, менялась обстановка на фронтах, рождались новые песни. Вся страна пела «Темную ночь», «Прощайте, скалистые горы», «В лесу прифронтовом», «Шумел сурово брянский лес», «Смуглянку». («Темную ночь»)

- В минуты передышки, между боями на фронте, когда части отходили на переформирование, звучала гармошка, и тогда…

(«Смуглянка»)

- А потом были песни победы, мирная жизнь, и песни мирные, счастливые, радостные!

(«День победы» /фонограмма/)

- О чем пожалеть и чего пожелать вам,

На мерзлом суглинке, замедлив шаги?

Не все еще люди, не все еще братья,

И есть еще в мире друзья и враги.

Куда ни поставь это горькое слово,

Но каждая буква в нем криком полна:

А что, если снова, а что, если снова,

А что, если снова на свете война?

(Раздаются выстрелы, взрывы, свист пуль)

- Вновь о войне в нашей стране заговорили в конце семидесятых, когда началась Афганская эпопея, мы, 17-18 летние и об этой войне знаем тоже больше понаслышке. О ней много говорят, и больше – плохо, да война – это и есть плохое, война – это зло.

- Но сколько бы мы не спорили - нужна была эта война, или нет, герои те, кто там воевал, или совсем наоборот, бесспорно одно: ребята, которые шли в бой, не за свою, кстати, землю, свято верили в то, что выполняют свой долг, и так же свято его выполняли.

- Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,

Где-то эхом вдали прогремели последние взрывы.

^ Только изредка ночью взорвут тишину пулеметы, проверяя, а все ли мы живы.

Здесь про страх и опасность мы будто с тобою забыли,

И в минуты отчаянья мы научились смеяться,

И с друзьями, которых на целую жизнь полюбили,

^ Мы привыкли надолго прощаться.

Время медленно шло, только быстро усы отрастали.

Снились ночью нам дети, любимые жены нам снились,

Но когда, расставаясь, с друзьями прощаться мы стали,

^ Почему-то опять загрустили.

По афганским дорогам пришлось нам проехать немало.

Мы тряслись в бэтээрах , нам небо служило палаткой.

И надолго под звездами твердым законом нам стало –

^ Не искать на земле жизни сладкой.


- Когда я увидела с экрана телевизора в каком-то концерте поднявшихся зрителей на прозвучавшие со сцены строки:

^ И отсчитает кто-то

Последний шаг и вздох,

И получишь пулю

На вздохе в твой живот…

Вот почему, ребята,

Мы постарели там,

Мы – раненые в душу

Тобой, Афганистан…

У меня защемило сердце, и набежали слезы на глаза от боли, сердечной, душевной боли за израненные, искалеченные войной души этих мальчиков, как их тогда называли – «афганцев».

(«Мы ранены в душу тобой, Афганистан»)

- Водоворот времени подхватил их, бросив по течению, этих ребят, не подготовленных к смерти и не знающих жизни. Уродство реальности гнетет человека: прекрасное, светлое, чистое – питает его душу. Они вернулись в общество, чтобы принести с собой свои песни – горькие, но чистые и искренние.

- Но самое главное – они принесли желание рассказать обществу правду о честно выполненном солдатском долге, об утерянных друзьях, о сломанных душах, о добром отношении к людям, о непримиримости к несправедливости, о любви к жизни.

(«О тех, кто вернулся»)

- Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть… Нет! Они не нуждаются в жалости. А вот без мужества и гордости им не обойтись… Это проникло с войной в их сердца и сознание. - Там, в Афганистане, не надо было приспосабливаться, лицемерить. С этим они и сегодня не хотят мириться. И дай им Бог сил и удачи!

Сигнал «Подъем»

- С утра в строю

Не в счет дожди и ветры,

И зной – не в счет,

И лютый посвист вьюг.

Зовут судьбы солдатской километры,

На запад, север, на восток, на юг.

Ровесник штатский

Молвит с удивленьем:

Ты что за долю выбрал, старина?

Тебя со службы и по воскресеньям

До поздней ночи мать ждет и жена…

Что я отвечу? Да, покоя нету,

Скупа судьба на радости порой.

Но, предложи мне выбор, - снова эту

Я изберу, не пожелав иной.

Я знал вчера и повторю сегодня:

Солдатской честной службы суть строга,

Но я не мыслю дела благородней,

Чем защищать Отчизну от врага!

- Конец 90-х… И вновь на нашей земле полыхает пожар. На нашей, потому что мы не делили и не делим землю на русскую, чеченскую, украинскую – это была наша общая земля. А сейчас каждый тянет одеяло на себя, каждый, отхватив кусок земли, кричит: «Это моя земля», - и … стреляет.

- И как тут снова разобраться, кто прав, а кто виноват, справедлива ли эта война, если стрелять приходится в тех, кто кого еще вчера считал своими друзьями. И снова гибнут мальчики. А те, кто выжил, слагают стихи и песни.

«Моздок-Грозный»

- Профессиональный поэт, слушая их, скажет это – не стихи, профессиональный композитор – это не музыка. Они же – эти ребята, слагающие песни, – еще не успели коснуться вершин поэзии и величия музыки. Они очень и очень молоды. А их песни ярки и имеют глубокий смысл, выходящий за рамки канонов поэтического и музыкального искусства. И не надо править то, что написано кровью и поется душой, за занавесом которой укрыты следы.

«Песня о двадцати»

- Не будем править их. И не будем судить. Не нам судить их. Жизнь расставит все по своим местам. Жизнь – она главный судья. И этот судья должен быть безгранично добрым, ибо в основе мира доброта лежит.

- История советской литературы оставила нам удивительный факт. Я бы даже сказала факт символический… Судите сами! А.Н. Толстой 19 лет писал свою бессмертную трилогию «Хождение по мукам». Заканчивал он свою рукопись июньскими ночами 41-го года – ночью не мешают разговоры. Не отвлекают телефонные звонки…

- В ночь с 21 на 22 июня он писал последние строки трилогии. Написав заключительную фразу будущей книги, писатель посмотрел на часы: было 4 часа утра 22 июня 1941-го года! Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск – по дорогам страны уже шла война, а последняя фраза его трилогии звучала так: «Мир будет вами перестраиваться для добра».

- Конечно, это можно посчитать случайным совпадением, но если вдуматься, то ведь все 1418 дней и ночей войны как раз и были яростной борьбой со злом ради торжества добра!

- Сегодня мы оглядываемся на те «сороковые - роковые, на те трагические, огненные, горькие и радостные четыре года войны, и хочется сказать: «Поклонимся великим тем годам…»

- Поклонимся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-го года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну – такую войну! – добил врага там, откуда война началась – в поверженном Берлине! Поклонимся тем, кто шагал по выжженным тропкам Афганистана, тем, кого подстерегала пуля на каждом шагу, тем, кто горел в танках в Грозном, всем тем, кто лежит в солдатских могилах и всем тем, кто уцелел в этих войнах!

- Пусть в домах не гаснет свет, сохраняется тепло. А если кто-то из вас из нас столкнется с этими ребятами, участниками войн, с их песнями, относитесь к ним так, как они этого заслуживают. (Выходят три солдата в военной форме и девушка с цветами, читают стихи)

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,

^ В своих руках мы держим автоматы.

Не для войны рождаются солдаты,

А для того, чтоб не было войны!

(Девушка вручает цветы ветеранам) (На фоне музыки «Журавли» солдаты читают стихотворение)

^ Так песне с далеких времен суждено –

Родившись, внезапно умчится в окно

И ходит по свету сама.

То в сердце твое застучит горячо,

То ласково тронет тебя за плечо,

То горе разделит с тобой.

Теплом из далекого дома пахнет.

И силу в солдатскую душу вольет,

На подвиг, ведя боевой.

И где б ни случилось – в походном строю,

В землянке, у смерти на самом краю.

Иль в мирном девичьем окне, -

Что может быть большей наградою мне,

Чем песню подслушать свою!

Пускай ни один из ее запевал

Не знает того, кто ее создавал,

Пусть только, народному сердцу верна,

Кому – нибудь в жизни поможет она.

(«Журавли»)






Похожие:

Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconМероприятие посвящённое дню победы войны священные страницы Навеки в памяти людской. Литературно- музыкальная композиция
Форма проведения: литературно- музыкальная композиция с опорой на краеведческий материал
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconЛитературно – музыкальная композиция «Воспоминание о войне» Ведущий

Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconЛитературно-музыкальная композиция празднования 65-летия Победы Дата проведения
Звучит песня: «Россия, Россия – ты моя судьба» (песня прерывается голосовым сообщением о начале Вой ны)
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconСтатья отнесена к разделу: Внеклассная работа
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconГрафик проведения мероприятий в рамках реализации Проекта «Погружение в 1812 год»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» icon9 мая. Литературно – музыкальная композиция «Воспоминание о войне»
Ведущий. Год 1941-й июнь. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу...
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconХлеб войны хлеб победы литературно-музыкальная композиция в годы Великой Отечественной войны особенно важно было сохранить здоровье бойцов и поднять их воинский дух.
Отечественной войны особенно важно было сохранить здоровье бойцов и поднять их воинский дух. В этом немалую роль сыграл хлеб войны....
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconЛитературно-музыкальная композиция «Звучи, памяти набат.»
Родине, чувство гордости за родную страну и ее народ, народ-победитель, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к...
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconНазвание работы
Литературно – музыкальная композиция к Дню Победы «Этих дней не смолкнет слава…»
Литературно – музыкальная композиция «Песня на войне» iconЭкологическая литературно-музыкальная композиция «Красная книга» 1-й уч-ся
Показывается изображение растений. Лучше, если это слайды, но можно использовать и рисунки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы