Мир замечательных людей как среда формирования личности icon

Мир замечательных людей как среда формирования личности



НазваниеМир замечательных людей как среда формирования личности
Дата конвертации28.01.2013
Размер50.25 Kb.
ТипДокументы
источник

Троицкая К.В.

Волжский государственный инженерно-

педагогический университет,

Нижний Новгород, Российская Федерация

Мир замечательных людей как среда формирования

личности


Ключевые слова: мир замечательных людей, среда формирования личности.

Key words: The world of mighty people, surroundings of personal forming.

Разнообразные миры наполняют жизненное пространство человека, соприкасаются, проникают друг в друга. Многие из них для нас кажутся очевидными и понятными – мир животных, исторический мир, мир науки искусства и др. О существовании интерсубъективного, идеализированного или конструированного миров в повседневной жизни мы не задумываемся. В образовательном пространстве также существуют и взаимодействуют различные миры – «мир детей и взрослых, мир детского творчества и мир учебных дисциплин…; мир учебной информации и мир идей, проектов, программ; мир профессионального образования и пр.» [3, с.15-16].

Миры характеризуются связанностью элементов. Мир детей это не только дети, но и предметы с которыми они соприкасаются, значимые для них люди, детские желания, представления, мысли.

Человек берёт из многообразия миров малые части. Нет необходимости полностью погружаться в мир фотографии, в мир книги, мир машин, если это не касается профессиональных интересов и потребностей. Ребёнок постоянно находится в пространстве среди различных миров, их частей, на стыках и пересечениях. То, что он освоил, выделил для себя из разнообразных миров, становится частью его среды.

Уникальным по своей связи с другими мирами является мир замечательных людей, который предстаёт перед нами в виде микромира и макромира. Микромир включает в себя отношения, чувства, переживания человека и поэтому взаимосвязан с миром искусства. Макромир отражает связь с историческими мирами, миром наук.

Мир замечательных людей состоит из имён в истории и в современности; из судеб и биографий, связанных с историческими событиями в различных областях науки, искусства, политики; из размышлений, поступков, переживаний, стремлений и желаний конкретных личностей; из продуктов их деятельности, зафиксированных в произведениях искусства, мировоззренческих установках, нравственных нормах, политических взглядах и многого другого.

Этот мир изменчив и постоянен, открыт и недоступен, красив и ужасен, ограничен и бесконечен.

Этот мир существует в прошлом и в настоящем. Люди встречаются, соприкасаются их судьбы, сходятся их биографии. Они взаимодействуют, влияют друг на друга, соперничают, погружаясь при этом в мир творчества, мир идей, мир истины и разочарования.

Мир замечательных людей существует во всём своём многообразии, но редко он становится средой для детей. Он существует в пространстве, а дети живут в своей среде, где зачастую нет места масштабным поступкам. Даже мы, взрослые, возможно, и соприкасаемся с замечательными людьми своего времени, но не можем однозначно определить для себя значимость происходящих событий. «… разговор о личности не может быть завершён лишь временем и ситуацией её определённого действия или даже деятельности всей жизни, но уходит в историческую перспективу того, что иначе называют судом потомков» [1, с.83].

Задача педагогов сделать мир замечательных людей средой развития и формирования личности ребёнка. Для этого необходимо наполнить, соответствующей трофикой места обитания школьников, расширить границы ниш и обогатить их возможности.

Ю.С. Мануйлов в своих работах указывает на то, что питательный элемент в среде составляет основу жизни её обитателей. От качества, разнообразия, сбалансированности, целесообразности трофического наполнения ниш, в которых пребывает ребёнок, зависит количество возможностей, опосредующих его развитие.

В зависимости от трофических возможностей среда способна обогащать знаниями о судьбах замечательных людей, современном мире, потребностях общества и подталкивать к поиску себя в современном мире, открывать многогранность жизни и побуждать к осмыслению своих стремлений, озадачивать и подталкивать к размышлению, обнажать пороки общества и подготавливать к самостоятельной жизни, оценивать поступки людей и подвергать их сомнению. Но данные функции среды не осмыслены ни педагогами, ни родителями.

Ознакомление детей на уроках в рамках школьной программы с историческими личностями, писателями, художниками приоткрывает учащимся мир замечательных людей, но обычно это сводится лишь к рассмотрению биографических данных и влияния того или иного деятеля на ход истории, развитие науки и искусства. При этом мир сознания, переживания этих людей остаётся без внимания.

В средствах массовой информации, мы зачастую наблюдаем, как биографии замечательных личностей используют в качестве средства манипуляции сознанием людей. Сенсационность, приписывание не имевших места или мистических фактов, заострение особого на них внимания отвлекает зрителя от осмысления полученной информации. Главная мысль высказывается в форме утверждения. Это не побуждает зрителя, тем более юного, к сопоставлению и соотнесению фактов, к выработке собственного мнения и отношения к данной личности. Такие способы жизнедеятельности как сопереживание, сочувствие, сострадание заменяются пустым созерцанием или праздным любопытством.

Такая среда, созданная массовой культурой, не питает, а засоряет, ограничивает возможности, сознание и ум потребителя подобной информации.

Но не только возможности играют роль. Чтобы среда влияла на ребёнка, необходимо привнести соответствующие стихии. Педагог, оказывая влияние на воспитанника через среду, генерируя стихии творчества, интереса, вопрошания и др. имеет возможность формировать образ жизни учащегося. Образ жизни в свою очередь, «исполняет роль канала, моста, соединяющего человека и среду, благодаря которому человек получает информацию из среды» [2, c. 25]. Каким должно быть это питание, чтобы ребёнок имел возможность соприкасаться с миром замечательных людей, пережить их жизнь как свою, обогатиться их опытом, присвоить его, сделав частью своей биографии? Какие мы должны создать ниши, чтобы они питали ум, душу и сердце воспитанника? Какие средоформирующие действия будут способствовать образованию среды и культивированию образа жизни, способствующих выработке жизненных ориентиров, нравственных позиций, социальных установок? На эти вопросы пока нет ответов, хотя в советской школе на примере жизни замечательных людей воспитывались целые поколения. Но воспитание на примере и воспитание примером в настоящее время затруднено в силу размытости моральных императивов. Остается более сложный, и вместе с тем наиболее продуктивный путь воспитания средой, представленной жизненными обстоятельствами, поступками, творениями и переживаниями замечательных людей. Этот путь для педагога - исследователя и практика остается открытым.


Список источников:


1. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: Мировоззрение, культура, бытие / Е.К. Быстрицкий, отв. ред. В.П. Иванов. – Киев: Наук. думка, 1991. — 200 с.

2. Боровская, Е.В. Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития и формирования его личности / Е.В. Боровская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Т.14.– 2008. – № 1. – С. 24-26

3. Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики / Ю.С. Мануйлов // Социокультурная среда и единое образовательное пространство Приволжского федерального округа: региональная политика, стратегия развития: Материалы научно-практической конференции, 28-29 октября 2003 г. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – 302 с.




Похожие:

Мир замечательных людей как среда формирования личности iconТематическая структура апим
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
Мир замечательных людей как среда формирования личности iconРазвитие творческих способностей на уроке литературы как один из способов формирования личности ребёнка
Ов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей,...
Мир замечательных людей как среда формирования личности iconУ педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье — видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка. В единой капле — бесконечность, и небо в чашечке цветка»
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального...
Мир замечательных людей как среда формирования личности iconПлан работы по реализации I этапа опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Мир замечательных людей как среда формирования личности iconПлан работы по реализации I i этапа опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Мир замечательных людей как среда формирования личности iconКоррекционно-развивающая среда группы для детей с онр в условиях реализации фгт
Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается "как система условий, обеспечивающих всю полноту...
Мир замечательных людей как среда формирования личности icon«Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности» Педагогический совет мбоу «сош №48» г. Чебоксары
«Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности»
Мир замечательных людей как среда формирования личности icon«Я и мир вокруг меня»
Создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей
Мир замечательных людей как среда формирования личности icon«Бойцы невидимого фронта»
Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение...
Мир замечательных людей как среда формирования личности iconОтчет о реализации 1 года экспериментальной площадки по теме
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы