Классный час «За колючей проволокой» icon

Классный час «За колючей проволокой»



НазваниеКлассный час «За колючей проволокой»
Дата конвертации29.05.2013
Размер111.19 Kb.
ТипКлассный час
источник

КЛАССНЫЙ ЧАС

«За колючей проволокой»

1 куплет «Бухенвальдский набат»

Звучит песня

Гитлер заявил: «Дайте мне 10 лет, и вы не узнаете Германию». И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе, она была опутана колючей проволокой 1100 концлагерей было на территории фашистского государства.

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто мы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся, здесь мы и живем.


Чужое солнце всходит над холмами,

Но почему нахмурилось оно? –

Не грет, не ласкает нас лучами,-

Безжизненное, бледное пятно.

С 1934 года управление и охрану концлагерей осуществляли органы СС. К началу второй мировой войны на территории Германии и Австрии существовало 6 концлагерей: Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Флоссенбюрг, Маутхаузен и Ровенсбрюк. Сначала их узниками были немецкие коммунисты, социал – демократы, лица, которых преследовали по расовым, религиозным мотивам, антифашисты Австрии, Чехословакии, граждане Германии польского происхождения, а также уголовные преступники. В годы второй мировой войны фашистская Германия ставила задачу уничтожения целых народов.

Состав узников увеличивался за счет схваченных участников Сопротивления в оккупированных странах, военнопленных, а также мирных жителей оккупированных стран.

По данным органов СС, к апрелю 1940 года насчитывалось 15 основных концлагерей и 100 филиалов, а с апреля 1944 года было 20 основных концлагерей. Была предпринята массовая отправка в концлагеря еврейского населения из всех оккупированных стран. К лету 1944 года в них умерщвлено около 6 млн. евреев. Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти». Лагеря располагали всеми атрибутами массового уничтожения людей с применением современной техники – газовыми камерами, крематориями, лабораториями для преступных медицинских экспериментов и др.

При некоторых лагерях имелись промышленные предприятия, которые принадлежали СС. Всего через концлагеря , включая, уничтоженных сразу после прибытия в лагерь без регистрации, прошли 18 млн. человек, из которых погибло 11 млн.

Гитлеровцы открыто стремились истребить целые народы. Пленных кормили отбросами, содержали в лагерях, где не было никаких укрытий от холода. В специальных машинах – душегубках фашистские палачи ежедневно отправляли сотни и тысячи людей. Днем и ночью во многих лагерях дымили крематории, в которых уничтожали трупы заключенных.

В фашистских застенках гитлеровские палачи замучили тысячи советских людей. Среди них был и видный военный ученый генерал – лейтенант инженерных войск Д.М.Карбышев. Гитлеровцы хотели его переманить на свою сторону. Его долго пытали. В ночь на 18 февраля 1945 года Карбышева вывели во двор тюрьмы в лагере Маутхаузен и при 20 градусном морозе обливали холодной водой до тех пор пока тело Карбышева не превратилось в глыбу льда. 28 февраля герою Советского Союза генералу Д.М.Карбышеву на месте его гибели поставлен памятник.

В Маутхаузене были замучены 123 тысячи антифашистов из стран Европы, из них свыше 32 тысяч советских граждан.

В берлинской тюрьме Маобит смертью героя погиб известный татарский поэт Муса Джалиль. Но никакие муки плена не могли сломить мужество советских людей, их волю к борьбе и победе. В концлагерях наши патриоты создавали подпольные антифашистские организации. В страшном фашистском застенке – концлагере Бухенвальд среди советских военнопленных возникло несколько подпольных групп, которые весной 1943 года объединились в одну организацию. Руководил ею подпольный центр во главе с Н.Симаковым. члены организации, которые работали на фашистских предприятиях, выпускали бракованную продукцию, портили оборудование. В конце 1944 года на заводе «Густлов Верке» в Тюрингии в брак систематически шло до половины суточного производства винтовок. Попытки эсесовцев найти виновных были безрезультатны.

В начале 1945 года в лагере стали готовиться к вооруженному восстанию. Военнопленные тайно по частям собирали пистолеты, винтовки, изготовляли кинжалы, наладили производство ручных самодельных гранат. К весне 1945 года подпольная организация насчитывала около 2 тысячи человек. В апреле 1945 года, в условиях разгрома немецко – фашистских войск узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован.


^ Звучит песня «Бухенвальдский набат» 2 куплет

Дахау – 1-ый фашистский концентрационный лагерь. Был создан в марте 1933 года в 17 км от Мюнхена. Площадь 235 га. В Дахау имелись: крематорий, газовые камеры, «каменный мешок» (подвальное помещение без окон), медицинские лаборатории, а также 130 филиалов. С 1934 года находится в ведении органов СС, здесь проходил подготовку руководящий персонал для других концлагерей.

Осенью 1941 года в Дахау поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из них были немедленно расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты. Через него прошло 250 тысяч узников, в том числе около 12 тысяч советских граждан. В тяжелых условиях узники вели борьбу против фашистов: спасали больных, устраивали акты саботажа, поддерживали связи с немецкими и иностранными группами. В связи с приближением войск союзников гитлеровцы пытались взорвать лагерь вместе с узниками. Но их план был сорван, в лагерь вошли американские войска. В момент освобождения в Дахау было 30 тысяч человек. В 1960 году в Дахау сооружен памятник жертвам фашизма.

^ Стихотворение «Тюремный страж» автор, Муса Джалиль


Освенцим – концлагерь, был создан в мае 1940 года на территории Польши около города Освенцим. Площадь – приблизительно 500 га. Во время войны в нем постоянно находилось до 250 тысяч узников. Лагерь был предназначен для массового уничтожения людей. В нем было уничтожено свыше 4 млн. человек 27 национальностей. 7 октября 1941 года прибыли первые эшелоны с советскими людьми. Освенцим являлся одним из центров, где широко проводились различные «опыты» для изыскания средств биологического уничтожения людей. Здесь существовали специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории (построение и развитие ткани человека и животных). Впервые на советских военнопленных испытали газ «Циклон В». Осенью 1944 года здесь вспыхнуло восстание узников, оно было жестоко подавленно. 27 января 1945 года несколько тысяч оставшихся в живых узников Освенцима освободила Советская Армия. Было спасено 2819 человек из них 96 советских граждан. В 1947 году на территории бывшего лагеря создан музей, позднее был построен мемориальный комплекс (1967 год)


Земля! Отдохнуть бы от плена,

На вольном побыть сквозняке…

Но стынут над стонами стены,

Тяжелая дверь на замке.


О небо с душою крылатой!

Я столько бы отдал за взмах!

Но тело на дне каземата,

И пленные руки в цепях.


Как плещет дождями свобода,

В счастливые лица цветов.

Но гаснет под каменным сводом

Дыханье слабеющих слов.


Я знаю – в объятиях света

Так сладостен миг бытия!

Но я умираю…

И эта последняя песня моя.


Майданек – концлагерь на территории оккупированной Польши близ Люблина. Он создан в октябре 1941 года, имел 10 филиалов. На его территории, кроме жилых бараков, размещалось 7 газовых камер, несколько крематориев, бункер (тюрьма), виселицы и др. устройства массового уничтожения узников. Первоначально лагерь был рассчитан на одновременное содержание 20-50 тысяч узников, с 1942 года – на 250 тысяч узников. Первыми узниками Майданека стали 5 тысяч военнопленных, доставленных осенью 1941 года. С декабря 1941 года в Майданеке проводились массовые расстрелы заключенных. С осени 1942 года узников уничтожали путем отравления газом «Циклон – Е», в ноябре 1943 года было совершено массовое убийство евреев (18000 человек). Режим лагеря оправдывал его название – лагерь смерти. Заключенные влачили голодное существование. 1 раз в день кофе из ботвы брюквы, 2 раза суп из травы и от 180до 270 граммов хлеба наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой – обычный рацион заключенного. За малейшую провинность лишали и этой скудной пищи на несколько дней, что, по существу, означало голодную смерть. Заключенные ели падаль кошек, собак. Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или были неестественно толстыми от отеков и опухания на почве голода. Гитлеровцы не щадили и детей. Во второй половине мая 1943 года эсесовцы привезли в Кременецкий лес 2 платформы и грузовой автомобиль трупов польских детей. Они были совсем голые, в лесу их сложили в штабеля и сожгли. Чтобы заглушить крики жертв, задыхавшихся в газовых камерах, расстреливаемых и истязаемых, гитлеровцы на территории лагеря поставили мощные динамики, из которых с грохотом лилась траурная музыка. 24 мая 1944 года лагерь Майданек был освобожден Советскими войсками. По решению Польского комитета национального освобождения в ноябре 1944 года территория бывшего лагеря стала Государственным музеем.

^ Стихотворение «палачу» автор, Муса Джалиль

Штудгоф – концлагерь на территории оккупированной Польши, близ Гданьска. С марта 1942 года Штудгоф официально именовался концлагерем. Первыми узниками его были 6000 поляков, 22 июня 1941 года в лагерь были привезены 40 советских моряков с торговых кораблей, захваченных фашистами в порту Гдыня, с 1942 года численность советских узников значительно возросла. В лагере применялась система массового уничтожения людей. Узники подвергались преступным медицинским опытам; проводились»эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела. За время существования лагеря в него было заключено 120 тысяч человек, из них умерщвлено 65 тысяч человек. Узники в тяжелых условиях подполья вели борьбу против фашистов.

10 мая 1945 года Штудгоф был освобожден Советской Армией. В 1962 году на месте бывшего лагеря создан Государственный музей, в 1968 году возведен памятник узникам.

В концлагерях, созданных гитлеровцами, совершались различные насилия и истязания над людьми. Например, комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Потом передавал автомат жене, и она также стреляла, иногда, чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух 2-4- летних детей и давал очередь по ним. Дочь в ответ аплодировала и кричала: «Папа, ещё!».

В 1943 году в день рождения Гитлера (ему исполнилось 54 года) он лично выбрал из числа заключенных 54 человека и расстрелял их. А однажды сотрудник Гестапо с руководителями лагеря поспорил, что он одним ударом секиры разрубит мальчика. В доказательство он поймал в лагере 10-летнего мальчика, поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе и пригнуть к ним голову, примерился и ударом секиры разрубил мальчика вдоль туловища.

Известны такие случаи. когда фашисты, работавшие в лагере смерти, сами душили женщин и детей. А мужчин замораживали в бочках с водой, подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; протыкали тело заключенных куском железа, плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по «движущей мишени».

Флюссенбюрг, концлагерь в Баварии, близ с границей Чехословакии, был создан в мае 1938 года, имел свыше 70 филиалов и внешних рабочих команд для содержания политических заключенных; позже он стал штрафным лагерем для военнопленных из других лагерей. В 1941 году в лагерь поступили советские военнопленные. В результате массовых казней и непосильного труда из 112 тысяч узников погибло около 80 тысяч, в том числе свыше 26 тысяч советских граждан.

Узники вели подпольную антифашистскую борьбу.

Заксенхаузен, лагерь в 30 км севернее Берлина. Являлся местом испытания орудий и способов массового уничтожения людей для последующего их применения в других лагерях. Рабский труд узников использовался на различных предприятиях.

31 августа 1941 года в Заксенхаузен поступил первый транспорт с советскими военнопленными, все они были расстреляны. Всего через Заксенхаузен прошло свыше 200 тысяч узников из 27 стран, свыше 100 тысяч были уничтожены.

Несмотря на жесткий режим, в лагере действовало несколько организаций Сопротивления. Они совершали акты саботажа, организовывали побеги, готовили вооруженные выступления. Гитлеровцам удалось раскрыть замысел подпольщиков. Ночью 2 февраля 1945 года неожиданно арестовали более 200 тысяч человек. Когда их привезли на казнь, они бросились на своих палачей, но им удалось уничтожить несколько палачей, а сами были убиты.

22 апреля 1945 года советские и польские войска освободили Заксенхаузен. С 1961 года на территории бывшего лагеря открыт Международный мемориальный музей.

Заксенхаузен был школой гитлеровских палачей. Многие из них стали комендантами концлагерей, расположенных на территории оккупированной Европы. В Заксенхаузене изобретались и усовершенствовались новейшие методы истязаний людей. Так, была создана дорожка для испытания – заключенные, подгоняемые охраной, пробегали по ней 40 км. На дорожке чередовались девять настилов галька, щебень, мелкий гравий, шлак и др. Для того, чтобы усилить мучения, узникам выдавали обувь на 2 размера меньше, а на спину привязывали мешки с песком весом 20 кг. В конце войны штаб Гитлера принял решение вывезти оставшихся ещё в лагере заключенных в открытое море на баржах и там уничтожить. Для проведения массовых расстрелов советских военнопленных в Заксенхаузене использовалось особое помещение, замаскированное под кабинет врача, в котором стояли приспособления для измерения роста. Заключенный вставал, чтобы измерить рост, а его убивали выстрелом через отверстие, находящееся позади.

^ М.Джамиль «Варварство»

Каждому здравомыслящему человеку ясно: дети – это дети, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляли. Однако фашизм их зверски уничтожал. Истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев. Дети – это будущее народа, будущее нации, продолжение жизни на планете.

Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения»: «Мы, - говорил Гитлер, должны развивать технику обезлюживания…Я имею в виду устранение расовых единиц. И это то, что я намерен осуществить».

Вот, что говорили дети, спасенные Советской Армией.

Самий Мудианов, 1930 года рождения, из города Род (Италия): «…нас, детей по 15-20 человек, заставляли работать – на лямках возить груженные разными грузами повозки, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда увозились в крематорий. Работали мы с 4 часов утра до вечера. В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал нам «кару» за то, что не было чисто в блоке. Нас, 150 человек, построили на улице около блока и отвели в купальню, где раздели донага, облили холодной водой, голых повели на улицу в свой блок, после чего многие дети заболели».

Детей, родившихся в лагере, эсесовцы отбирали у матерей и умерщвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин у них вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

^ М.Джалиль «Утешение»

Звучит «Бухенвальдский набат» 3 куплет


Пояснительная записка


Патриотическое воспитание – это формирование в ребенке приверженности духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах страны, готовности ради родины к самопожертвованию, верности отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно – технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

«Урок мужества» «За колючей проволокой» посвящен памяти узникам концентрационных лагерей в годы Великой Отечественной войны: Бухенвальд, Освенцим, Маутхаузен, Дахау, Майданек, Штудгор, Заксенхаузен.

В этом сценарии включены стихи татарского поэта М.Джалиля и песня Александра Соболева и Вано Мурадели «Бухенвальдский набат», мероприятие рассчитано на учащихся 5-9 классов.

Необходимое оборудование:

  1. Запись песни «Бухенвальдский набат»

  2. Сборник стихотворений М.Джалиля

  3. Выставка книг о Великой Отечественной войне

  4. Фотолетопись «За колючей проволокой»

Целью мероприятий по патриотическому воспитанию является воспитание патриотических чувств учащихся, сохранение памяти об узниках концлагерей Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты: такие классные часы ориентированы на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, уважение к военной истории, воспитание в детях гордости за великую историю нашей страны.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ГОРНОЗАВОДСКА НЕВЕЛЬСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»


«Урок мужества»

«За колючей проволокой»

Для учащихся 5-9 классов


Автор: Казакова Антонина Васильевна, заведующая библиотекой МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»

Номинация: методика и организация проведения

«Уроков мужества»


с.Горнозаводск

2009 год




Похожие:

Классный час «За колючей проволокой» iconКлассный час «Конвенция ООН о правах ребенка» Ноябрь Кл руководители, мастера п/о Классный час «Конституция РФ -основной закон страны»
Классный час Уголовная ответственность и их родителей за приобретение спиртных напитков
Классный час «За колючей проволокой» iconКлассный час «Чернобыль-трагедия 20 века» 26. 04. 13, 11. 00 1а,30ч классный руководитель Сарушкина О. А. Классный час «Чернобыльская-трагедия»
Классный час с просмотром презентации «Чернобыль-трагедия, подвиг, предупреждение»
Классный час «За колючей проволокой» iconОтчет о проведении уроков, посвящённых Победе в во войне
Единый классный час «Годы, опаленные войной 1-11 5 Классный час «Дети войны»
Классный час «За колючей проволокой» iconЕдиный классный час, посвященный теме «Славы предков достойны!»
Классный час в 7«В» классе на тему: «Знаменательное событие 200-летие Бородинского сражения»
Классный час «За колючей проволокой» iconКлассный час Театрализованный классный час о вреде курения
Сигарелла (злая колдунья, высокая, худая, с зеленоватым цветом лица, с темными кругами под глазами)
Классный час «За колючей проволокой» iconКлассный час «Несовершеннолетний имеет право…» Цель
Подготовительный этап: Классному руководителю необходимо подготовить юридические памятки для старшеклассников и по возможности пригласить...
Классный час «За колючей проволокой» iconКлассный час викторина «Жизнь без сигарет» Цели
...
Классный час «За колючей проволокой» iconКлассный час. Тепло родного дома. Цели
Мы не зря начали наш классный час с песни о доме, о семье. Родина, родной дом это исток, начало начал
Классный час «За колючей проволокой» iconДокументи
1. /классный час Родословная/Русинова. Классный час Моя родословная.docx
Классный час «За колючей проволокой» iconКлассный час «Редкие профессии» 9 2 Бельдягина С. А. кл рук. Классный час «Выбор профессии дело серьезное»
«коммунарская средняя общеобразовательная школа» алейского района алтайского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы