«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» icon

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления»



Название«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления»
Дата конвертации29.09.2013
Размер40.97 Kb.
ТипДокументы
источник



«Духовно – нравственное воспитание учащихся

на уроках литературы в 5 классе

с применением приемов

критического мышления».


Кобелевой Надежды Александровны,

учителя русского языка, литературы и МХК

МОАУ СОШ №8 г. Кирова Кировской области


2012 – 2013


Концепция духовно – нравственного воспитания является приоритетной в обучении школьников. 2008 год был объявлен Годом Семьи, поэтому и на муниципальном, и на областном, и на государственном уровнях учителя гуманитарных дисциплин уделяют большое внимание вопросам нравственности. В 2012 -2013 учебных годах духовно – нравственное воспитание школьников актуально.

Представляем свой опыт по теме «Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления». Примеры опыта покажем на основе изучения в 5 классе произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Актуальность использования приемов критического мышления для учителя

Критическое мышление

  • помогает находить приоритеты;

  • воспитывает ответственность за выбор;

  • учит диалогу;

  • снимает страх перед общением;

  • учит делать самостоятельные выводы;

  • включает каждого в активный процесс познания.

Актуальность проекта для учащихся

  • Коллективный проект рассчитан на две недели (произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» изучается на трех уроках).

  • Монопроект предполагает участие в городском конкурсе по нравственным проблемам с перспективой выхода на детскую научно-практическую конференцию и публикацию в сборнике.

Были поставлены следующие цели:

  • Дидактическая. Осмысление и осознание новой информации средствами технологии критического мышления.

  • Образовательная. Осмысление нового текста с опорой на теоретические знания для 5 класса.

  • Воспитательная. Духовно – нравственное воспитание школьников.

Для учеников задачи были поставлены так:

  • Познакомиться с понятием «нравственность» «идеал» (для 5 класса).

  • Научиться видеть нравственные проблемы в произведении (для 5 класса).

  • Научиться делать самостоятельные выводы(для 5 класса). .

  • Сделать сравнительный анализ нравственных проблем в произведениях русской и зарубежной литературы (выполняет одна ученица из 5 класса).

Начнем с описания работы над литературным произведением в 5 классе. Вспомним этапы работы над проектом.

1. Организация проекта:

    • сформулировать название проблемы;

    • выбрать одну из гипотез, предложенных учителем или найденных самостоятельно ;

    • выбрать форму презентации и критериев ее оценки.

2. Осуществление деятельности: подобрать цитаты из текста сказки - были, которые послужили бы основой для доказательства своей гипотезы и решали бы поставленную проблему.

3. Презентация, которая бы логично и последовательно раскрывала решение проблемы и выдвинутую гипотезу, к которой пришли в результате работы. Эта презентация представлена на городской конкурс.

  1. Этап оценки: учитывать рейтинговую оценку (индивидуальный вклад каждого), затраченное время.

Следуют сказать о способах реализации технологии критического мышления

  • Предвосхищение. По фрагменту текста предположить тему.

^ К. Паустовский «Теплый хлеб»

Филька

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя. Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Сам ищи». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

  • Мозговой штурм. Записать все, что знаю по предложенной теме.

  • Ключевые слова. Соединить слова в предложение.

  • Инсерт. Чтение с пометами статьи литературоведческого характера и выделение черт сказки – были:

Сказочное

1.Из-за обиженного коня наступил мороз;

2.Солдат – инвалид свистнул и поднялся ветер;

3.Сорока разбудила теплый ветер.

Реальное

1.Конь ранен на войне;

2.Описан голод в послевоенные годы;

3.Деревня спаслась не из-за чуда, а благодаря труду ее жителей.

  • Авторский стул. Попытайтесь определить нравственные проблемы в произведении К.Паустовского «Теплый хлеб» (тема детства, равнодушие к людям, жестокость к животным,осознание своей вины, наказание за поступок, тема дружбы и взаимовыручки).

  • Синквейн.

Филька

Равнодушный, трудолюбивый.

Обижает, осознает, исправляет.

В трудной ситуации нашел выход.

Друг.

Чтобы увидеть результаты работы, была проведена анкета для учащихся.

    1. Что вам понравилось в такой форме работы – учебный проект?

    2. Почему выбрали такую форму презентации проекта (слайды, буклеты, сочинения и др.)?

    3. На каком этапе работы испытали наибольшие трудности и в чем они состояли?

    4. Что бы вы предложили изменить в организации работы по проекту?

    5. Что нового открыли вы в себе, работая над проектом (уверенность в себе, умения организатора, командные данные, интерес к предмету или другое)?


Опыт был успешно реализован не только на уроках. Проект участвовал в городском конкурсе; занял второе место на городской детской научно – практической конференции «Вечные вопросы»; был опубликован в сборнике участников конференции.




Похожие:

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconДоклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки»
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconПлан работы рмо учителей информатики на 23. 03. 2011
Показала несколько методических приемов использования на уроках информатики технологии критического мышления (мозговая атака, групповая...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconИз опыта работ Воспитателя первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №4 п. Каширин» Моисеевой Любови Федоровны Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconТехнология развития критического мышления
В данной методической разработке представлен опыт работы применения технологии развития критического мышления на уроках обж
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconМониторинг работы экспериментальной площадки «духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения русской культуры»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconТема самообразования «Технология развития критического мышления на уроках математики в 1 классе» учителя начальных классов Стасенко Г. Н

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» icon«Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках биологии»
И наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, высоким гражданским мужеством, неутомимой страстью...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconПодпрограмма духовно – нравственного воспитания «Мир твоей души»
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть основной ресурс социального и экономического...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconТехнология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Что означает критическое мышление?
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 5 классе с применением приемов критического мышления» iconТема: «Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий с применением блок-схемного подхода в организации дифференцированного обучения»
Стратегия: Создание условий развития творческого мышления и направленной познавательной деятельности учащихся на уроках информатики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы