Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу icon

Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу



НазваниеТема: Управление качеством образовательного процесса в доу
Дата конвертации19.10.2012
Размер67.99 Kb.
ТипДокументы
источник

Тема: Управление качеством образовательного процесса в ДОУ

Микляева Наталья Викторовна
Заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московский гуманитарный педагогический институт

Вопросы журнала «Руководитель ДОУ»:

Что понимают под управлением качеством воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении?

Сегодня под понятием качества образования понимается комплексная характеристика образования, выражающая

  • степень его соответствия потребностям заказчика образовательных услуг – родителей детей дошкольного возраста - и меру их удовлетворенности,

  • соответствие кадрового потенциала и развивающей предметной среды, образовательной программы Федеральным государственным требованиям,

  • оценку освоения ребенком программы дошкольного образования и его возможностей для перехода на следующий уровень образования.

Однако следует сразу оговорить, что оценка качества образования не является синонимом качества воспитательно-образовательного процесса. Это можно понять, проанализировав подходы к управлению. В первом случае, в основном, ДОУ рассматривается как организация – открытая система, взаимодействующая с внешней средой, которая развивается и приобретает новые качества. Это предполагает использование системного и деятельностного подхода к управлению качеством. Во втором – процессного и ситуативного подхода к управлению, когда особое внимание уделяется

  • координации воспитательно-образовательного процесса с процессами управления ДОУ;

  • определению полномочий, прав и ответственности за управление данными процессами и их ресурсное обеспечение;

  • проведение мониторинга запросов родителей и удовлетворенности результатами педагогического процесса и процесса управления качеством работы ДОУ;

  • проведению образовательного мониторинга, характеризующего динамику развития ребенка в процессе его воспитания и обучения в ДОУ.

Поэтому для того, чтобы оценить уровень управления качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, эксперт должен провести мониторинг данных видов деятельности руководителя и педагогов ДОУ и их влияние на динамику развития детей.

^ Чем регламентируется качество образования в ДОУ?

В Проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2010) говорится о необходимости:

  • привести в соответствие применяемые формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным, психо-физиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников;

  • обеспечить эффективное использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;

  • обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации (глава III).

Внутренняя система оценки качества отвечает принципу контекстности развития образовательной системы – разрабатывается с опорой на региональные документы. Так, согласно Проекту структуры Московского стандарта качества для системы дошкольного образования, разработанному в рамках Программы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») на 2012-2016 гг., в качестве содержательных блоков, отражающих специфику качества дошкольного образования в Москве, включает:

- соответствие деятельности ДОУ требованиям к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования: кадровым, материально-техническим, учебно-материальным, медико-социальным, информационно-методическим и др.;

- оценку охваченности детей в возрасте от 3 до 7 лет разными формами дошкольного образования и предоставление всем нуждающимся семьям с детьми от года до трех лет возможности получения консультативных услуг и психолого-педагогической помощи;

- соответствие образовательной программы ДОУ Федеральным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- информацию об успешности перехода воспитанников на следующий уровень образования (связь с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования).

Кто и как управляет качеством образования в ДОУ?

Функция управления, естественно, принадлежит заведующей и старшему воспитателю детского сада. Однако сегодня, в условиях реализации государственно-общественной системы управления образованием, в управлении образовательным учреждением участвуют и сотрудники, и родители воспитанников. Формы такого самоуправления могут быть различными: от традиционного педагогического и попечительского советов до управляющего совета ДОУ. При этом интеграция всех управленческих и педагогических сил ДОУ и семьи должна быть направлена на соотнесение:

- целей и результатов воспитательно-образовательного процесса;

- целей и результатов деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;

- целей и результатов функционирования и развития ДОУ.

Ради этого в ДОУ может быть создан общественный Совет по качеству. Его деятельность может быть связана с разработкой стратегии (например, стратегии управления качеством воспитательной работы, формирования социокультурных связей образовательного учреждения и т.д.), определением оптимальной модели и технологии управления качеством (например, технологии управления качеством по целям или по результатам, преобразующей или опережающей технологии, индикаторной технологии) и разработки мониторинга качества.

Как можно повысить качество образовательного процесса?

Однозначных ответов на этот вопрос быть не может. Все зависит от типа и вида образовательного учреждения, контингента воспитанников и условий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Например, система управления качеством коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи включает систему управления качеством

  • условий (модель предметно-развивающей среды, экспресс-диагностика языковой способности как методический инструментарий для анализа «точек роста» и проблемных областей коррекционно-педагогического процесса, модель лингвистической лаборатории, сайт-программы),

  • процесса (методики развития языковой способности в разных возрастных группах, комплекс функциональных и структурных методов развития языковой способности воспитанников с общим недоразвитием речи),

  • результатов (метод прогноза результатов коррекционно-педагогической работы в зависимости от уровня развития языковой способности, система индикаторов качества коррекционно-педагогического процесса), -

опирающуюся на индикаторную технологию, технологию опережающего управления и технологию управления качеством по результатам.

В детских садах, имеющих группы компенсирующей и общеразвивающей направленности, например, в детских садах комбинированного вида, данная система будет работать по-другому – ее нужно будет модифицировать и адаптировать к новым условиям, учитывая варианты полной, неполной или частичной, смешанной интеграции воспитанников в процессе организации разных форм организованной или самостоятельной образовательной деятельности.

Как правильно и эффективно осуществлять контроль качества образования в ДОУ?

На наш взгляд, система контроля управления качеством в ДОУ может рассматриваться с позиций двух подходов:

1) как педагогическая деятельность, направленная на решение ряда развивающих, воспитательных и обучающих, коррекционных задач в меняющихся обстоятельствах воспитательно-образовательных и коррекционно-педагогического процесса, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются во взаимодействии с детьми оптимальные, органичные для данной деятельности, традиционные и нетрадиционные педагогические решения;

2) как условия взаимодействия различных компонентов внешней и внутренней структуры воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающие их единство, целостность и гибкость функционирования.

Первый подход должен лежать в основе оперативного контроля качеством воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса и промежуточного мониторинга освоения образовательной программы, связанного с оценкой согласованности задач и результатов процессов воспитания, обучения и развития – освоения образовательных областей, в соответствии с ФГТ. Что здесь оценивать во время контроля качества образования?

Особое значение здесь имеет оценка качества педагогического взаимодействия, о которой сегодня очень мало говорят (Л.А.Парамонова, Т.В.Антонова и др.). Ведь именно она отвечает за формирование у участников воспитательно-образовательного процесса личностных и профессиональных смыслов, которые позволяют характеризовать данный процесс как содержательный процесс, связанный с личностными новообразованиями на рубежном этапе оценки качества, а не просто процесс количественных изменений, связанных с освоением тех или иных компетенций, развитием тех или иных способностей.

Второй подход – в основе рубежного и итогового контроля. Развитие ребенка должно быть здесь оценено с точки зрения способностей и компетенций, которые формируются у него в ходе освоения образовательных областей, а также становления интегративных личностных качеств, соответствующих «социальному портрету» ребенка дошкольного возраста. При этом такое развитие должно быть рассмотрено через призму его взаимосвязей с компонентами внешней (среда, участники воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса, их взаимодействие) и внутренней (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты) структур в контексте формирования таких качеств данного процесса, как единство, целостность и гибкость. Тогда развитие будет характеризоваться переходом на новую ступень, связанную с изменением позиции личности и формированием ценностного отношения к миру. Именно об этом говорится в ФГОС начального образования.




Похожие:

Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconВнутришкольное управление качеством образования. Внутришкольный контроль
Внутришкольный контроль – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса и выявления основных результатов...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconПлан работы методического объединения естественно-математического цикла. 2011-2012уч год
Методическая тема школы: «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconПрограмма развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Тема: «Управление инновационной деятельностью доу как условие формирования его конкурентоспособности»
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconПротокол от № Утверждаю
Методическое объединение (далее мо) – форма организации деятельности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconПоложение о мониторинге качества воспитательно-образовательного процесса в доу (примерное)
Мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconЦель: определить степень удовлетворённости участников образовательного процесса школьной жизнью Дата проведения
Результаты мониторинга «Оценка удовлетворённости участников образовательного процесса качеством предоставляемых муниципальных услуг...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconПлан-график курсов повышения квалификации на I полугодие 2013г
...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconПротокол №2 от 30. 05. 2012 г
...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу icon2 Информация, размещаемая на сайте доу, не должна
Информационный ресурс сайта доу формируется из общественно-значимой информации для всех участников образовательного процесса, деловых...
Тема: Управление качеством образовательного процесса в доу iconДоу №64 г. Сызрань Зам зав по вмр
Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы