Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ icon

Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ



НазваниеАлгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ
Дата конвертации03.01.2013
Размер38.28 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.docxАлгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

L Семантический анализ

1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и "борьба" которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте.

2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов, и тем самым -

3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

2. Анализ изобразительных средств

1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

2. Выявить "вспомогательные" художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь, зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

3. Анализ стихотворения в контексте

1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

2. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.

3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.

Предложенный алгоритм, конечно же, не может служить универсальным "ключом" к постижению любого поэтического текста. Если мы предложим детям каждое стихотворение анализировать по этой "полной", всегда одной и той же "программе" и каждый раз проверять гармонию поэзии алгеброй алгоритма, то результатом может оказаться не приобщение к тайне поэзии, а стойкая к ней ненависть. Этот алгоритм намечает главный принцип анализа: от слова - к образу, от прямого значения слова к его многозначности, от формы - к содержанию. И в каждом отдельном случае этот принцип реализуется так, как подсказывает сам текст: где-то толчок движению нашей мысли дает название произведения; где-то сразу выявляются те самые два эмоциональных полюса, вокруг которых выстраиваются лексические, образные, ассоциативные цепочки; где-то достаточно остановиться лишь на ритмической организации стиха или на движении его интонационного рисунка и показать, как подчинен единой художественной цели любой элемент стиховой формы. Чем разнообразнее предложенные нами методы - при сохранении общего принципа анализа "от формы к содержанию", тем выше интерес ученика к самому процессу анализа, к самостоятельному выбору пути интерпретации, тем продуктивнее процесс обучения.

У многих учителей, знакомых с этим алгоритмом, возникает вопрос: не слишком ли он сложен, не ограничена ли "зона" его действия лишь старшей возрастной группой? Однако те, кто попробовал работать с этим алгоритмом, свидетельствуют о том, что его легко воспринимают учащиеся любого класса, вплоть до начальной школы (здесь, разумеется, в упрощенном, облегченном варианте). Думается, что это вполне закономерно: в основе алгоритма - постижение многозначности слова, работа воображения, следовательно, обращение к образному, ассоциативному - невербальному мышлению ребенка, к эмоциональной сфере его психики. А, как известно, сфера эта достаточно хорошо развита уже в раннем возрасте. Придумывая, "что на что похоже", сочиняя загадки, выполняя другие творческие задания "на воображение", первоклассник чаще всего оказывается даже изобретательнее, чем ученик старшей школы. Груз точных знаний, получаемый на протяжении всех школьных лет, недостаточное внимание к развитию эмоциональной сферы и невербального мышления - все это "гасит" природную непосредственность детских эмоций, обедняет воображение, не развивает, а снижает способность к многозначному, образному, ассоциативному восприятию окружающего мира. Старшеклассники в большинстве своем "зажаты", их воображение и эмоции как бы спрятаны в подсознании - может быть, еще и в этом кроется причина их удивительной глухоты к поэтическому, художественному слову, их нелюбви к поэзии. Ассоциативный анализ стиха не только может, но и должен применяться на всех ступенях обучения: он призван помочь нам в сохранении и развитии этой сферы мыслительной деятельности ребенка, в приобщении его к богатству и красоте художественного мира.

Каоганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста // Русская словесность. — 2003. —№1. — С.20-28.




Похожие:

Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconТема: Ф. И. I ют чей но и философ, человек. Обучение анализ поэтического текста

Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconДокументи
1. /Лотман Ю.М. - Анализ поэтического текста.doc
Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconЛингвистический анализ текста на уроках русского языка
Нельзя с этим не согласиться, ведь давно известно, что ни один вид анализа текста не обойдется без составляющих лингвистического...
Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconАнализ поэтического текста
Михаил Грозовский – современный поэт, автор поэтических сборников “За все плати душою, брат”, “Я встретил хороших людей”, “Стая белых...
Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconДокументи
1. /анализ текста разный/analiz_teksta.doc
2. /анализ...

Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconЛотман Ю. М. Анализ поэтического текста
Зная заранее, чего в этой книге не следует искать, читатель избавит себя от разочарований и сэкономит время для чтения исследований,...
Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconКонспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало
Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста
Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconУрок развития речи в 7 классе Комплексный анализ текста "Памятник подлецу"
Цель: воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к людям, природе через чтение и анализ текста
Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ iconАнализ результатов деятельности турфирмы Вертикальный и горизонтальный анализ формирования финансовых результатов
Информационной базой анализа результатов деятельности предприятия является форма №2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и...
Алгоритм анализа поэтического текста L семантический анализ icon2 Микротопонимы, образованные от нарицательных имен
Лексико-семантический анализ и словообразовательная характеристика микротопонимики села Подлесная Тавла Кочкуровского района
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы