Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр icon

Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр



НазваниеПротокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр
страница1/7
Дата конвертации06.01.2013
Размер1.14 Mb.
ТипПротокол
источник
  1   2   3   4   5   6   7

Рассмотрено

на заседании МС

Протокол № 2

от 19 сентября 2011г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_______________ Т.В.Банная

«___» _____________ 2011г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________Е.Г.Борщевская

«___» _____________ 2011г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательных процессов у
младших школьников, обучающихся по специальным (коррекционным) программам начального общего образования 7,8 вида»













педагог-психолог
Толмачева Е. С.



Гусев, 2011 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная программа составлена на основе развивающей программы Махмутовой Е.Р. «Психологическое развитие младших школьников».

Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).
В самом общем виде сущность VII, VIII видов состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной про-
граммы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу ре-
чи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются от-
клонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы про-
цессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей рабо-
ты выйти не может.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развива-
ющей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки,
полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).

Задачи программы:

  1. развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.

  2. формирование положительной учебной мотивации,

  3. снятие эмоционального напряжения,


Предмет психокоррекции: познавательные процессы.

Объект психокоррекции: дети 8-11 лет с задержкой психического развития.

Объём программы рассчитан на 32 часа. Всего 32 занятия при частоте встреч – один час в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста» включает в себя три основных блока:

  1. диагностический

  2. коррекционный

  3. блок оценки эффективности (динамика) коррекционных воздействий.




^ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК


Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчи-
вости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Форма проведения диагностических исследований: групповая.

^ Диагностика развития внимани


Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Методика используется для определения объёма внимания (по количеству про-
смотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).
Норма объёма внимания для детей 8-11 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.


Время работы – 5 минут.


Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача за- ключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут.»


Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

(модификация метода Пьерона-Рузера)

Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»
Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затра-
ченнное на выполнение задания.

Оценка: высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1мин 15 сек без ошибок;
средний уровень – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками;
низкий уровень – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками;
очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Образец №1


Образец №2




1


2


3


4


5


6


7


8


9































2

1

4

6

3

5

2

1

3

4

2

1

3

1

2

3

1

4

2

6

3

1

2

5

1

6


















































































3

1

5

4

2

7

4

6

9

2

5

8

4

7

6

1

8

7

5

4

8

6

9

4

1

3


















































































1

8

2

9

7

6

2

5

4

7

3

6

8

5

9

4

1

6

8

9

3

7

5

1

4

2


















































































9

1

5

8

7

6

9

7

8

2

4

8

3

5

6

7

1

9

4

3

6

2

7

9

3

5
















































































^ Диагностика развития памяти

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор даёт следующую инс-
трукцию.
Инструкция: «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти числа в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сло-
жить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое
с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске). Складываем 6 и 2 – получается 8
(записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается) и т.д. Интервал между зачте-
ниями рядов – 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Содержание методики Ключ
1. 5, 2, 7, 1, 4 1. 7985
2. 3, 5, 4, 2, 5 2. 8967
3. 7, 1, 4, 3, 2 3. 8575
4. 2, 6, 2, 5, 3 4. 8878
5. 4, 4, 5, 1, 7 5. 8968
6. 4, 2, 3, 1, 5 6. 6546
7. 3, 1, 5, 2, 6 7. 4678
8. 2, 3, 6, 1, 4 8. 5975
9. 5, 2, 6, 3, 2 9. 7895
10. 3, 1, 5, 2, 7 10. 4679

Подсчитывается число правильно найденных сумм. С учётом возраст-
ных особенностей используются следующие нормы:

6-7 лет – 10 сумм и выше
8-9 лет – 15 сумм и выше
10-12 лет – 20 сумм и выше
13-15 лет – 25 сумм и выше
старше 15 лет – 30 сумм и выше

Образец бланка:


Фамилия, имя ______________________________ Дата ____________
Возраст ______________________



№ ряда

Сумма

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.





Методика «Запомни пару»
Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существу-
ют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемым 10 пар слов (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания: результаты опыта записываются в таблицу:


Объём логической памяти

Объём механической памяти

Количество
слов перво-
го ряда
(А1)

Количество
запомнив-
шихся слов
(В1)

Коэффиц.
смысловой
памяти
(С1=В1:А1)

Количест-
во слов второго ряда (А2)

Количест-
во запом-
нившихся
слов (В2)

Коэффиц.
механич.
памяти
(С2=В2:А2)



^ Первый ряд Второй ряд
кукла – играть жук – кресло
курица – яйцо компас – клей
ножницы – резать колокольчик – стрела
лошадь – сани синица – сестра
книга – учитель лейка – трамвай
бабочка – муха ботинки – самовар
щётка – зубы спичка – графин
барабан – мальчик шляпа – пчела
снег – зима рыба – пожар
корова – молоко пила – яичница

Образец бланка:

Фамилия, имя __________________________ Дата ______________


логическая память

механическая память






























































  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconПротокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр
Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы)
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconПротокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр
Настоящая программа разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида «Коррекция нарушений...
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconОтчет о самообследовании общеобразовательного учреждения
Состав экспертной группы Орлова Р. Б., директор; Антощенкова Н. Е., зам директора по увр; Кононенко Л. В., зам директора по увр;...
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconУтверждаю 2011г. Директор моу сош №289
Кондратенко И. В., директор школы; Киселева Н. А., Ожегова Н. В., Пулина С. Е., зам директора по увр; Дробот Л. И. зам директора...
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconПротокол №5 заседания Управляющего совета
Приглашены: Минусенко Т. В. зам директора по увр, Кучинская Т. Г. зам директора по увр
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconУтверждаю Согласовано Рассмотрено Директор мбу сош №58 Зам директора по увр мо учителей Борисова О. О. Малярчук Т. А. «12» сентября 2012г. «8» сентября 2012 г. «6» сентября 2012г рабочая программа
«Английский язык нового тысячелетия» для 5- 11 классов общеобразовательных учреждений
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconУтверждаю Согласовано Рассмотрено Директор мбу сош №58 Зам директора по увр мо учителей Борисова О. О. Малярчук Т. А. «12» сентября 2012г. «8» сентября 2012 г. «6» сентября 2012г рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта общего образования по английскому языку «Милли»/...
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconПлан работы на I четверть 2011-2012 учебного года
Кл рук., Киселева Н. А.,зам директора по увр, Пулина С. Е и о зам директора по увр
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconПлан работы на I четверть 2010-2011 учебного года
Кл рук.,Киселева Н. А.,зам директора по увр, Пулина С. Е и о зам директора по увр
Протокол №2 от 19 сентября 2011г. Согласовано зам директора по увр iconПротокол № от 2011г «Согласовано»
Заместитель директора по увр мбоу сош имени М. И. Калинина /С. В. Бочкарёва
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы