«homo legens» или «Человек читающий» icon

«homo legens» или «Человек читающий»



Название«homo legens» или «Человек читающий»
Дата конвертации19.10.2012
Размер85.75 Kb.
ТипДокументы
источник

«HOMO LEGENS» или «Человек читающий»


Уровень культуры человека определяется не тем, что он читает,

а тем, что он не читает
(Оскар Уайльд )



Чтение, книжная культура – фундаментальные достижения человечества. Носитель этой книжной культуры – Homo legens («человек читающий») внес решающий вклад в развитие цивилизации.

Во всем мире осознают роль чтения и читательской культуры: 2003 – 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Но в современной России педагоги все чаще говорят о «кризисе чтения», о падении интереса детей к книге, классике. Это сказывается и на уровне общей грамотности детей.Причем дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению (уже с третьего класса), в отсутствии привычки к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Это ведет к малограмотности, которая «слишком дорого обходится обществу».

Конкурентоспособность развитых стран все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни.

В связи с этим проблема читательской культуры приобретает для общества чрезвычайно важное, значение. И многие развитые страны в течение последних 20 лет уделяют этой проблеме постоянное внимание.

^ В предлагаемом сценарии учитель организовывает общение детей, побуждает их к высказываниям на темы чтения, читательских предпочтений, общей культуры.

В сценарии использованы разнообразные формы работы: беседа, викторина, проблемные вопроы


Цели: расширение кругозора детей; формирование положительной оценки таких качеств, как любознательность, эрудиция; воспитание уважения к книге, знаниям; побуждение к чтению, саморазвитию, самообразованию.

^ Форма меропиятия: час общения.

Подготовительная работа с детьми

а) За 2-3 дня до классного часа предложить детям заполнить анкеты: «10 самых любимых книг» с целью определения круга чтения детей.

б) По результатам анкеты выявить самых активных читателей и предложить им подготовить короткие рассказы на тему «Моя любимая книга». Задача рассказа – заинтересовать одноклассников, побудить их к чтению этой книги.

Оформление

Выставка книг из школьной библиотеки, из домашних библиотек восьмиклассников


План классного часа


1. Вступительное слово. «Самая лучшая система информации»

2. Проблемный вопрос. «Станет ли книга пережитком прошлого?»

^ 3. Книжная викторина

4. Интерактивная беседа. «Круг чтения»

5. Рассказы детей. «Мои любимые книги»

6. Заключительное слово. «Самая читающая страна»

7. Подведение итогов (рефлексия)


Ход классного часа


^ 1. Вступительное слово. «Самая лучшая система информации».

Классный руководитель. Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство – ни одна отрасль жизни не может существовать без инфорамации.

Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают.

Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатеь-фантаст Айзек Айзимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации.

Вот как он описал ее свойства:

Первое: доступность – пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек.

Второе: портативность – для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства.

Третье: надежность – информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть?

И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: «Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о…».

Как вы думаете, что имел в виду Айзек Айзимов?

(Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т п.)

Да речь шла о самой простой книге! На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.


^ 2. Проблемный вопрос. «Станет ли книга пережитком прошлого?».

Классный руководитель. Книга – это еще и очень древний источник информации. Ему около двух с половиной тысяч лет.

В начале прошлого века стали появляться новые источники информации – кино, радио телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет.

С появлением интернета любителей книжек стало еще меньше, казалось бы, еще чуть-чуть – и книгу окончательно похоронят. Но…

Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

– Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную инфорамцию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.

– Книги будут жить вечно. Над книжкой можо подумать, читать не спеша.

– Книжки – это информация, которую ты сам выбираешь – хочешь – читаешь, хочешь – нет, а телевизор навязывает информацию.

– Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.

– Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется, портится из-за вирусов и «глюков».

– Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.

– Современный ноутбук тоже можно положить в карман и читать где хочешь

– А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.

– Все равно компьютер заменит книгу – придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Но это будет нескоро.

– Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь – и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими – электронными, на лазерных дисках.

– Когда все научатся обращаться с компьютрами, тогда может быть, и перестанут читать книги.

Классный руководитель. Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.


^ 3. Книжная викторина

Классный руководитель. Книга – это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чем я говорю.

^ Учитель читает предложения, дети поднимат руки, отвечают

  1. Так называется заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (ТИТУЛ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ)

  2. Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад (ФАКСИМИЛЕ)

  3. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством (ТИРАЖ)

  4. Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (ФОРЗАЦ)

  5. Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте (БУМАГА)

  6. Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (КОРЕШОК)

  7. Сотрудник типографии, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (КОРРЕКТОР)

  8. Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения (СУПЕРОБЛОЖКА)

  9. Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (ФУТЛЯР)

  10. Человек, который коллекционирует старые книги (БУКИНИСТ)

  11. Одной из первой славянских рукописных книг было «Остромирово Евангелие». В каком веке оно появилось? (Х1 в)

  12. В XV в. в Европе появилась первая печатная книга. Кто был ее создателем? (ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ)

  13. В 1564 г. Иван Фёдоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (АПОСТОЛ)

  14. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими – 2-5 тысяч экземпляров. Но техника развивалсь, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 году за один день продали 10 тысяч экземпляров одной книги – это была поэма Байрона «Корсар»! Как сейчас называют книги, которые лучше всех продаются? (БЕСТСЕЛЛЕР)

Классный руководитель. Что ж, приятно было убедиться, что большинство из вас знакомо с книгой, знает ее биографию и строение.


^ 4. Интерактивная беседа. «Круг чтения»

Классный руководитель. Вы обратили внимание на эпиграф к сегодняшнему классному часу? (Читает эпиграф). Мне кажется, это очень точное и остроумное замечание, которое касается круга чтения каждого из нас.

У многих читателей есть какие-то стойкие интересы: одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Есть еще любители поэзии, сатиры, философской литературы.

Но О.Уайльд считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы не читаем. Как вы это понимаете?

Примерные ответы детей:

– У людей, которые читают только фантастику или детективы, низкая культура, потому что они не читают классику, серьезную литературу.

– Те, кто любит классику, философию – люди высокой культуры – они не станут тратить времени на детективы и дамские романы.

– В общем, те, кто не читает анекдоты и всякие приколы – культурные люди, а те, кто не читает классику и философию – некультурные.

^ Классный руководитель. А как ВЫ формируете круг своего чтения? Откуда вы знаете, что нужно читать, а чего читать не стоит?

Примерные ответы детей:

– На уроках литературы дают список книг – еле-еле успеваю его читать

– Книги по программе вообще не читаю. Если о какой-то книге говорят, прочту, чтобы не считали отсталым.

– Прихожу в библиотеку, говорю: «Дайте что-нибудь почитать». И мне дают.

– Читаю то, что приносит с работы мама – она называет это «жвачкой» и читает, чтобы отвлечсья от работы.

– Пролистала «Детскую энциклопедию», выписала названия книжек и, когда прихожу в библиотеку, прошу дать мне именно эти конкретные книги, а не что попало.

^ Классный руководитель. Круг чтения действительно имееть очень большое значение для человека. А цитату Оскара Уайльда можно заменить другой фразой: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты».


^ 5. Рассказы детей «Мои любимые книги»

Классный руководитель. Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула всю мою жизнь».

Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау.

Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым.

Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман Стендаля «Красное и чёрное». Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

– Я ликовал, – вспоминал ученый, – мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии.

Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой.

Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд – искоренение собственных недостатков и воспитание воли – вошёл у него в привычку и продолжался всю жизнь.

Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: «Да, он умел держать себя в узде. Ни в чём не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно».

Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя?

(Дети рассказывают о книгах)

Ребята, познакомившись с вашими анкетами, я поняла, что многие из вас читают без разбора, без системы. Хотелось бы дать вам мудрый совет одного знакомого библиотекаря: «Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему из хороших книг надо выбирать и читать только лучшие, и, конечно, ни в коем случае не  тратить своё драгоценное время на всякую ерунду».


^ 6. Заключительное слово. «Самая читающая страна»

Классный руководитель. Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна – самая читающая в мире.

И оказалось, что самый читающий народ – это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.

Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение.

Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятёрку «книжных червей», оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15 место.

Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.

.

^ 8. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Примерные ответы детей:

– Не читал и читать не буду, на это нет времени.

– Читала и буду читать, интернет и телевизор – это не то!

– Захотелось найти такую сильную книгу, чтобы она меня затронула, пока не нашел

– Все равно не хочется читать толстые книжки – лучше достать краткий пересказ.

– А я все равно буду слушать аудиокниги – можно параллельно что-то полезное делать!




Похожие:

«homo legens» или «Человек читающий» iconПроисхождение и эволюция человека. Наши предшественники. Временные рамки
Древние люди неандертальцы (первые представители вида человек разумный Homo sapiens). Современные (новые) люди, включающие ископаемых...
«homo legens» или «Человек читающий» icon«Что читать летом?»
Согласитесь, что читающий человек – это человек думающий, творческий, он обязательно найдет интересное дело и свое место в жизни....
«homo legens» или «Человек читающий» iconПамятка Анапа, 2012
...
«homo legens» или «Человек читающий» iconI (школьный) тур Всероссийской олимпиады школьников по Экологии 8 класс
Из перечисленных названий людей выберите то, которое относится к виду Человек разумный (Homo sapiens)
«homo legens» или «Человек читающий» iconТворческая группа I (школьного) тура Всероссийской олимпиады школьников по Экологии
Из перечисленных названий людей выберите то, которое относится к виду Человек разумный (Homo sapiens)
«homo legens» или «Человек читающий» iconПлан мероприятий на весенние каникулы в мкоу караганская оош. №п/п Наименование мероприятия Место проведения
Литературная встреча, посвященная неделе детской книги "Здравствуй человек читающий"
«homo legens» или «Человек читающий» iconКогда труд возвышается до творчества
Например, творчески думающий человек изобрел колесо или закон всемирного тяготения, или человек искусства новое произведение, или...
«homo legens» или «Человек читающий» iconЗапомните три ключевых момента
Удачное резюме может стать поводом для собеседования, т е личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует...
«homo legens» или «Человек читающий» iconЛинёва В. А. Данилевская О. М. Игровые модели в концепции олимпиады «О серьезном с улыбкой»
Концепция олимпиады базировалась на мысли Й. Хейзинги о том, что «игра — это содержательная функция со многими гранями смысла, а...
«homo legens» или «Человек читающий» iconТема реферата: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?» Научный руководитель : Бубнова Н. Н., учитель литературы, 1 квалификационная категория
«Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы