Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» icon

Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление»



НазваниеФормирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление»
Дата конвертации21.10.2012
Размер307.09 Kb.
ТипУрок
источник


Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов

Сущность понятия « Продуктивное мышление».

Как научить ребёнка продуктивно мыслить?

Предметы и явления действительности познаются с момента рождения при помощи ощущений и восприятий (звуки, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, цвета, формы) посредством мышления. Мышление-это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта-ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые знания. Через органы чувств, которые являются каналами связи организма с окружающим миром, поступает информация в мозг и перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, затем на этой основе преобразует мир.

Мышление связано с практической деятельностью людей, с речевыми механизмами, так как движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом происходит лишь посредством речевой деятельности.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности объекта, явления.

Одним из способов мыслительной деятельности, является мыслительная операция, посредством которой человек решает мыслительные задачи (умственные и практические).

Мыслительные операции (процессы): анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация, человек применяет в зависимости от задачи и характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке:

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. От практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному.

Синтез – это объединение частей, свойств, отношений, действий в одно целое (обратный анализу процесс). Анализ и синтез – взаимосвязанные логические операции, могут быть практическими и умственными. От практически действенного к чувственному, от элементарного к сложному.

Сравнение – это установление поверхностного или более глубокого сходства и различия предметов и явлений. Прежде чем сравнивать объекты и явления, необходимо научиться выделить в них один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.

Классификация – распределение предметов и явлений определённого типа по подгруппам в зависимости то сходства и различия их друг с другом.

Обобщение – выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила

Абстрагирование – это выделение какого-нибудь признака и рассматривание его изолированно от других признаков, т.е. отвлечённо. Изолированное изучение отдельных признаков объекта или явления при одновременном отвлечении от всех остальных, помогает человеку глубже понять их сущность.

Конкретизация – это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному. Этот процесс обратный абстрагированию, но неразрывно связанный с ним, раскрывает содержание.

Формированию собственного умения продуктивно мыслить способствует развитие логического мышления у ребёнка, умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения.


Для того чтобы научить детей решать жизненные задачи, надо познакомить их со способами мышления: представление, суждение, рассуждение, воображение, умозаключение.

Представление – это восприятие окружающей действительности ребёнком. Развитие разнообразных представлений зависит от разных условий: от человеческой среды, окружающей ребёнка, прежде всего семьи, умственного развития и в частности от полученного образования, жизненного опыта, географического окружения.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.

Рассуждения – это логическая связь нескольких суждений, необходимых для решения мыслительной задачи. Рассуждение имеет практический смысл тогда, когда оно приводит к определённому итогу поиска мысли, умозаключению.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, который даёт новое знание о предмете и явлениях окружающего мира, Умозаключения (выводы) от частного к общему – индуктивные, а в обратном порядке – дедуктивные.

Почему надо развивать продуктивное мышление у детей?

Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребёнком из разных источников информации, вызывают у него потребность вскрывать причины и сущность связей между предметами. Чтобы всесторонне познать предмет, нужно уметь выделить существенные признаки; определить его место среди других понятий; установить связь с другими предметами и научиться пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

В любой деятельности приходится решать разнообразные мыслительные задачи (практические и умственные), которые решаются путём выполнения знакомых практических и умственных действий или путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи.

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Творческое мышление (продуктивное) - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и так далее).

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Можно выделить следующие основные характеристики творческого (продуктивного) мышления:

  1. Зоркость в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее "усвоенного".

  2. Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.

  3. Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий - это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

  4. Боковое мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить - надо думать скоро". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.

  5. Цельность восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми "порциями"). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.

  6. Готовность памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти - это одно из важнейших условий продуктивного мышления.

  7. Гибкость мышления: гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.

  8. Гибкость интеллекта: существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово "вовремя". Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

  9. Способность к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.

  10. Беглость речи.

  11. Способность к доведению дела до конца.

  12. Профессиональные способности.

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.

Преимущественно, проблема формирования продуктивного мышления на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.

Таким образом, на основании проведенного анализа, я для себя определила, что формирование продуктивного мышления учащегося означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.


^ Метод проектов как средство формирования продуктивного мышления учащихся.

Важнейшим средством в формировании продуктивного мышления в обучении выступают активные методы обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательной активности и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Формирование творческого (продуктивного) мышления означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся. Продуктивное мышление проявляется и развивается в деятельности. Только применение активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причём с самого начала процесса обучения, ведёт к активности в постоянном овладении знаниями и применением их на практике.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень творческой активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в школе заключается в том, что она является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;– актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;– выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Возрастные и психологические особенности школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей-предметников.

^ Организация проектной деятельности учащихся.

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.). Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных образовательных технологиях) Е.Г. Новолодская.

Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:

– предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;

– обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;

– предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности,

-приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

– служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;

– включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

– ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. ^ В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

^ Этапы творческого процесса, выделенные П.Н. Андрияновым, имеют отчетливо выраженные промежуточные результаты:

– обоснование, осознание и принятие идеи (результат: принятая идея –задача),

технологическая обработка идеи (результат: ее доведение до возможности практической реализации);

– практическая работа над идеей (результат: практическая реализация);

– апробирование объекта в работе,

доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).

Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:

интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей и родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное,валеологическое,прикладное,ознакомительно-ориентиро

вочное и пр.;

программно_целевая, суть которой состоит в том, что реализаципроекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по ее достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей;

деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив – проблема –цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;

интеллектуальная: при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;

креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализация через проживание «ситуации успеха» (успех в работе закрепляет в сознании ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем будут использоваться как собственный опыт и «открытия», а значит, ребенок будет заинтересован в результатах своих действий и научится нести за них ответственность);

стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации;

коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребенка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;

ценностно_ориентационная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я_концепции» к «Мы_концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путем самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни.

^ К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:

последовательность в планировании и осуществлении проекта;

регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);

динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);

учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;

гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы;

- равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;

инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;

гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и предметно-пространственной, природной и социальной среды ученики включаются в процесс жизнетворения, получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умение преодолевать негатив волевыми усилиями;

творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;

самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;

здоровьетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям – у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов ребята занимаются само_ оздоровлением, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды;

развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.; – новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;

результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностнозначимой и социально детерминированной задачи;

завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.

Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно_поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.


^ Опыпто - экспериментальная проверка эффективности метода проектов как средства формирования продуктивного мышления учащихся.

Состояние продуктивного мышления

У многих детей школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, я предположила, что целенаправленное развитие продуктивного мышления детей – достаточно важная задача.

Экспериментальная работа осуществлялась в общеобразовательной школе № 5 г. Вязники. В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 8 класса. Всего участвовало 24 учащихся. В экспериментальную группу вошло 24 человека.

Средний возраст детей 14 лет.

Экспериментальное исследование проводилось в течении 5 лет в несколько этапов:

^ 1 этап – констатирующий срез.

Цель: диагностика исходного уровня типа мышления.

Мною был проведен тест на определение типа мышления, учащимся было предложено ответить на вопросы, по результатам опроса я определила тип мышления каждого ребенка. В зависимости от типа мышления я предлагала учащимся разные типы проектов одним творческие, другим практико-ориентированные, предметные и межпредметные, научно-исследовательские.

Тест на определение типа мышления.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Мне интересно составлять компьютерные программы.

  • Я люблю читать книги.

  • Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

  • Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

  • Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Я люблю играть в шахматы.

  • Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

  • Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

  • Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

  • Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

  • В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

  • Я придаю большое значение сказанному слову.

  • Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

  • Мне нравится все делать своими руками.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

  • Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.

  • При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

  • Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

  • Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Я предпочитаю точные науки ( физику, математику).

  • Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

  • Я хотел(а) бы подчинить свою жизнь определенной системе.

  • Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

  • Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Я понимаю красоту математических формул.

  • Мне легко говорить перед аудиторией.

  • Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

  • Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

  • Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

  • Красота для меня важнее, чем польза.

  • Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

  • Не люблю ходить одним и тем же путем.

  • Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

Отметьте пункт, который Вам подходит

  • Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

  • Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

  • Истинно только то, что можно потрогать руками.

  • Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

  • Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

Диагностика эффективности метода проектов как средства формирования продуктивного мышления школьников

Цель: проверка эффективности формирующего эксперимента.

^ На прогностическом этапе была составлена примерная программа эксперимента, включающая примерный прогноз результатов. Сама для себя в соответствии с уровнем знаний составила такой прогноз: кроме той цели, которую я должна реализовать, примерно 80% учащихся – дети с высоким уровнем учебной мотивации, их я должна научить организовывать работу в группе и научить презентовать свою деятельность, не бояться публичности, 10% - со средним уровнем сформированности ЗУНов, их я должна научить системно мыслить, работать с информацией, ясно и убедительно излагать свои мысли, 10% - научить учиться самостоятельно, т.к это дети со слабым уровне сформированности ЗУН.

^ На подготовительном этапе эксперимента были изучены труды отечественных и иностранных специалистов по педагогике и психологии. Осуществлялся выбор наиболее приемлемых педагогических технологий. В процессе эксперимента ведущей педагогической технологией, конечно, являлась метод проектов, так как это не просто форма учебной деятельности, а отлаженная система, в которой каждый участник играет определенную роль, каждая группа имеет свое задание в общей цели. В зависимости от содержания и целей урока использовались и другие, сопутствующие, педагогические технологии: технология деловой игры, технология уровневой дифференциации.

На этом этапе были выбраны методики отслеживания результатов работы группы и каждого учащегося. Проведен анализ календарно-тематического планирования и выбраны темы, где уместно использование метода проектов. Выбирать необходимо темы, которые подразумевают изучение какой-то серьезной проблемы.

На организационном этапе самое главное – сформировать группы. Здесь я использовала методику «исследование статусной позиции в коллективе сверстников» - прием «выбор партнера».

Можно прибегнуть к традиционной социометрической методике. Конечно, учесть все пожелания детей невозможно, но мне удалось сформировать группы, участники которых чувствовали себя психологически комфортно. Кроме того, в каждой группе ученик может играть определенную роль, которую ему предлагает учитель (с этой ролью он должен справиться, она не должна его тяготить, должна быть ему по силам) – координатор, консультант, посредник, исследователь, знаток, докладчик, художник, оппонент, биограф и т.д.

На данном этапе использовала также Методику изучения сформированности мотива сотрудничества. Изучение уровня сформированности мотива сотрудничества осуществлялось через тестирование, которое показало, что у 73% учащихся безразличное, или нейтральное отношение к совместной учебной деятельности, у 27% учащихся положительно аморфное отношение к групповой работе, этих детей привлекают внешние, поверхностные атрибуты совместной работы, такие, как возможность поговорить с товарищем, сдвигать столы, пересаживаться и т. В процессе эксперимента поменялось отношение участников эксперимента к работе в группах: у 30% учащихся сформировалось положительное, осознанное, отношение к совместной учебной деятельности, у 45% учащихся – положительное, личное, действенное отношение к совместной учебной деятельности, которое связано с поиском средств и способов содержательного сотрудничества. Причем, в мотивировках преобладает указание на деловые качества партнеров и на целесообразность в объединении усилий для решения задач.25% учащихся нравится работать в группе, но только потому, что возможно разделение труда.

^ Диагностический этап. Это стартовая диагностика, которая позволяет сравнить учащихся с ними же.

  1. срезы знаний по информатике «на входе»;



Здесь использовалась технология Ерецкого. Это позволяет увидеть степень усвоения темы, раздела и позволяет увидеть достижения каждого учащегося. Я использовала эти УКР на входе и выходе.

2) тестирование на интеллект;

Начало эксперимента Итоги эксперимента




^ Практический этап

Тема проекта должна обязательно содержать проблему, поле неясности, иначе пропадает сама основа для разных точек зрения, которые могут предлагать участники групп. Весь материал, используемый на уроке, должен обеспечивать взаимозависимость отношений в группе. Во многих случаях учащемуся старших классов для выведения соответствующих закономерностей, выявления существенных признаков рассматриваемого вопроса необходимо прочитать много страниц пособий, книг, пронаблюдать большое количество разнообразных явлений.

Сначала преподаватель ставит цели и задачи, указывает пути, по которым надо идти. Затем дает задание каждой группе. Я наблюдаю, как они работают, насколько свободно и верно ориентируются в материале, насколько грамотно и точно формулируют свои мысли, и, если требуется, прихожу на помощь. После коллективной самостоятельной работы прибегаю к фронтальной форме обучения. Заслушиваются и обсуждаются сообщения разных групп. В ходе обсуждения ученики дополняют друг друга, вступают в полемику, что способствует развитию коммуникативных навыков. Таким образом, каждая группа вносит свою часть добытых знаний в общую копилку, внесли 1/3 часть информации, забрали вдвое больше, создается определенная реальная картина, которая позволяет сделать общий вывод.

Дети сами овладели знаниями, а не «присвоили», это значит, что они не только запомнили материал, но и переосмыслили его. Причем, использовали разные методы: Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти.

^ Обобщающий этап эксперимента

На протяжении всего эксперимента велся дневник наблюдений, в который фиксировались все данные о позитивных изменениях каждого учащегося и группы в целом.

^ Описание и оценка результатов работы

Оценивать работу каждого участника нужно, исходя из содержания учебного материала, видов работ и т. д., можно по следующим универсальным критериям: теоретическая часть, практическая часть, творчество.

Лист учета качества коллективной работы



Фамилия, имя

Участие в обсуждении внутри группы

Выступление с итогами работы группы

Участие в обсуждении между группами

Другая деятельность

Итог

(оценка)





















Диагностика степени интеграции группы и межгруппового взаимодействия через тест Сишора «определение индекса групповой сплоченности» проводилась после каждого урока, проведенного в режиме интерактивного обучения.




Повышение качества интерактивной деятельности

  • Умение формулировать цели, задачи урока и согласовывать свои действия по их осуществлению с другими группами

  • Осознание того, что деятельность каждой группы – это часть общей работы по достижению целей

  • Создание атмосферы конкурентности между группами, заинтересованность каждой группы в качестве выполнения работы, укрепление сознательной дисциплины.

Повышение качества знаний по информатике


Другие достижения

  1. Исследовательская работа

  2. Участие в конкурсах

  3. Поступление в вузы по профилю

  4. Результаты ЕГЭ – двоек нет, средний балл-69,6 по школе, 64,5 по вязниковскому району, 62,2 по области, максимальный результат 94 балла.

Таким образом, метод проектов – эффективное средство развития продуктивного мышления учащихся.

^ Проверка эффективности метода проектов как средства развития продуктивного мышления учащихся

Американский педагог Уильям Киллпатрик разработал проектную систему обучения, суть которой состоит в том, что дети, исходя из своих интересов, решают вместе с учителем какую-нибудь исследовательскую задачу. Включаясь в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями. Используя эту идею и описание алгоритма организации проектной работы с детьми Т.А. Сидорчук, А.А. Нестеренко , И.Н. Мурашковска , можно попробовать научить учащихся решать практические задачи при проведении коллективных творческих дел методом проектов. Организуя проектную деятельность, мы стремились:

1. Научить школьников осмысленной организации коллективного творческого дела: – видеть проблему (зачем мы это делаем?);

– использовать полученные знания и умения в различных учебных ситуациях, реализуя межпредметные связи;

– планировать конечный результат;

– знать способы достижения поставленной цели.

2. Научить работать в группах.

3. Научить пользоваться различными источниками информации и способами обработки.

4. Научить публично выступать с отчетом о проделанной работе.

Стартом проекта должна служить задача, которую детям нужно решить, но способа ее решения они пока не знают. Например, мы делали проекты к праздникам 8 Марта и 23 Февраля. Возникновение проектов было связано с конкретными проблемами. Для решения этих проблем нужно выполнить ряд заданий, которые мы называем «шаги проекта»:

1. Формулируем проблему и исследовательский вопрос.

2. Собираем «копилку объектов».

3. Осуществляем их классификацию.

4. Работаем со справочниками и энциклопедиями.

5. Беседуем со специалистами.

6. Проводим наблюдения, эксперименты, формулируем вопросы.

7. Обобщаем полученные результаты.

8. Представляем проект.

Каждый ребенок в ходе работы над проектом находит свою нишу в общем деле. Школьники , работая в группах, взаимно мотивируют друг друга на работу, поддерживая интерес к поиску решения проблемы.

^ Темы проектов школьников оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

За годы работы по эксперименту моими учащимися созданы многие проекты, например:

^ Межпредметные и предметные проекты

1. Какой математик постигал основы науки по обоям в комнате? Найди в различных источниках информацию об этом и выполните презентацию.

2. Узнайте, когда празднуют день числа Пи?

  1. В каких профессиях нужна математика, выясни, и подготовь презентацию проекта.(групповой)

  2. Веб-сайт «Компьютеры, как средство общения людей»(индивидуальный проект)



  1. Веб-сайт «Компьютерное оборудование» (индивидуальный проект)

  2. Веб-сайт «Информационные технологии» (индивидуальный проект)





  1. Учебный проект «Чудеса природы»



Практико-ориентированный проект

Проект «Молодежные субкультуры» (индивидуальный проект)

Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы» (групповой проект)

Экологический практико-ориентированный проект «Я и природа - крепкое здоровье» (групповой проект)

Веб-сайт «Молодежь выбирает компьютер», занявший 3 место в научно-практической конференции «Юность-будущему» (групповой проект)


Исследовательские проекты:

  1. Веб-сайт «Вязники историко-культурный центр России», занявший 3 место в научно-практической конференции «Юность-будущему»(групповой проект)



  1. «Чебышев П. Л. – человек насквозь русский» - научно-исследовательский проект, занявший 1 место в районе и 3 место в области на научно-практической конференции.(индивидуальный проект)

  2. «Лобачевский Николай Иванович великий математик России» - научно-исследовательский проект, занявший 1 место в районе на научно-практической конференции. (индивидуальный проект)

^ Творческие проекты

Веб-сайт «Интерактивная математика 5 класс», долгосрочный проект (еще не окончен) (групповой проект)

Таким образом, уроки с использованием метода проектов являются средством формирования успешности учения школьников, способствует успешному развитию формирования продуктивного мышления учащихся. Данный метод представляет собой действенный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет детям самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

ВЫВОДЫ

Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Метод проектов развивает внимание, память, мышление, и другие психические процессы; формирует способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Я пришла к выводу: если включать метод проектов в учебную деятельность школьников, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соеди­нить обучающую, воспитательную, развивающую, деятельности, то развитие продуктивного мышления учащихся эффективно.

Заключение

Использование метода проектов является составной частью технологического обучения школьников, которое осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей концепции.

Метод проектов является значимым способом модернизации и интенсификации процесса учения, в котором происходит активное формирование психологических новообразований личности школьника.

Итак, к важным факторам проектной деятельности мы относим:

– рост познавательной, творческой активности учащихся;

– раскрытие их творческого потенциала;

– активизацию субъектной позиции;

– формирование самостоятельности и ответственности;

– стимулирование самореализации;

– повышение мотивации учащихся при решении задач;

– смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

– создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, но также необходимо умело направлять эту деятельность.


Литература

  1. И.В. Алёхина, Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. Психология: практический курс.психология человека. Часть 1. – Брянск: Издательство БГПУ им. Акдемика И.Г. Петровского, 1998.

  2. Гузеев, В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В.В. Гузеев // Метод проектов. Вып. 2 / Белорус. гос. унт, Центр проблем развития образования, Республиканский инт высшей школы БГУ. – Минск РИВШ БГУ, 2003.

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

  4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. РостовнаД., 2004.

  5. И. Книгина. Энциклопедия тестов для детей.- Издательство «Арнадия», 1997.

  6. Под общей редакцией В.С. Кукушкина. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов.- Серия «Педагогическое образование».- Ростов н/Д: издательский центр «Март»,2002.

  7. Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- СПб..Питер,2000.

  8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьниковКнига для учителя нач. классов. – М.,2004.

  9. Мурашковска, И.Н. Неделя проектов / И.Н. Мурашковска // Школьные технологии. – 2001. – № 1. – С. 183–188.

  10. Немов Р.С. психология Учеб. Для студ.высш.пед.учебн.заведений: в 3 кн.- 3-е изд.- М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

  12. Талызина Н.Ф. Формирование познават. деят-ти уч-ся. - М., 1983,

  13. В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова,Е.Н.Корнеева и др.;Познавательные процессы и способности в обучении.- М.: Просвещение, 1990.

  14. Шамова Т.И. активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208





Похожие:

Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconРазвитие логического мышления на уроках информатики
Многие умения и навыки, формируемые на уроках информатики, носят общеучебный, общеинтеллектуальный характер
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconРабота творческой группы по теме «Использование метода проектов на уроках английского язык»
Представление программы творческой группы «Использование метода проектов на уроках английского язык»
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconСлайд Сущность исследовательского подхода
...
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconТема: «Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий с применением блок-схемного подхода в организации дифференцированного обучения»
Стратегия: Создание условий развития творческого мышления и направленной познавательной деятельности учащихся на уроках информатики...
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconПлан работы рмо учителей информатики на 23. 03. 2011
Показала несколько методических приемов использования на уроках информатики технологии критического мышления (мозговая атака, групповая...
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconТема: Мышление. Виды мышления. Рекомендации по развитию мышления у учащихся
Мышление является психическим процессом, касающимся только человека, никакие больше создания на земле не способны к мыслительным...
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconПоложение о проектной деятельности обучающихся
Министерства образования и науки Самарской области №2015 от 13. 08. 2003г. «О введении метода проектов в практику образовательных...
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconПроектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconПроектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов Сущность понятия «Продуктивное мышление» iconПрограмма элективного курса «Ключевые понятия обществоведческих наук»
О обучения становится не изучение основ наук, а общеинтеллектуальное развитие – формирование у учащихся качеств мышления, необходимых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы