Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» icon

Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения»



НазваниеТехнология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения»
Дата конвертации21.10.2012
Размер74.78 Kb.
ТипДокументы
источник

Технология «полного усвоения».

На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения».

Идея “полного усвоения” была выдвинута в 60 – е годы прошлого столетия американскими психологами Дж. Кэрролом и Б.С. Блумом.

Дж. Блок и Л. Андерсон на практике разработали соответствующую общедидактическую систему (технологию) обучения на основе “полного усвоения”.

Современное описание технологии “полного усвоения” отражено в работе М.В. Кларина “Технология обучения: идеал и реальность” – Рига: Эксперимент, 1999.

Переход на уровень технологического проектирования учебного процесса и последующая его реализация помогают учителю стать профессионалом, раскрывают его личность, выступают альтернативой формального образования.

На пути создания системы обучения учителя математики гимназии № 4 г.Брянска :

  • переняли то, что открыто другими,

  • выявили те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации обучения,

  • трансформировали теоретические положения и обобщения в практическую деятельность,

  • адаптировали уже имеющиеся дидактические материалы и создали новые с акцентом на выбранную технологию,

  • написали книгу “Обучение на основе технологии “полного обучения”, которая вышла в издательстве “Дрофа”, 2004. Авторы: заслуженный учитель РФ, учитель математики – Гончарова Т.Д.; учителя математики гимназии № 4 г. Брянска.

Болезненными, сложными проблемами школы средней ступени явля­ются снижение интереса учащихся к учению, рост неуспеваемости, паде­ние качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенность учителей результатами своего труда, недовольство родителей школой. И особенно сложным в настоящее время оказалось преподавание такого предмета, как математика. Для нее характерны сильные внутрипредметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он еще хуже усвоит последующий. Известно, что, не получив на каком-либо этапе необходи­мого фундамента математической подготовки, ученик оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться. Дальнейшее изучение математи­ки, а также смежных предметов становится для ученика трудным, а иног­да и невозможным из-за существенных пробелов в знаниях.

Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По на­блюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей раз­ным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учеб­ным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь мате­риал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают вы­учить, и потому далеко не все полностью усваивают материал. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить раз­личия в знаниях и добиться полного усвоения у 95% учащихся.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагоги­ческих условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Для организации своей педагогической деятельности я выде­лила следующие технологические условия.

1. Общая установка учителя. Суть такой установки, которой должен проникнуться учитель, работающий по этой системе, за­ключается в том, что все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а его задача — правильно органи­зовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.

2. Определение эталона (критерия) «полного усвоения» для всего курса. Сформулировать эталон «полного усвоения» — значит отве­тить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце обучения (в конце отдельной темы, тематического раздела, всего кур­са). Основу эталона «полного усвоения» составляет точное описание учебных целей. Важно найти такой способ точного описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения соотнес­ти реальный результат обучения с запланированной учебной целью.

3. Разбиение учебного материала на отдельные фрагменты (учеб­ные единицы). Каждая учебная единица представляет собой целост­ный раздел учебного материала. Прежде чем осуществить разбиение учебного материала, важно проанализировать его и при необходи­мости провести дополнительную разработку. Помимо содержатель­ной целостности, ориентиром при разбивке на разделы может слу­жить та или иная продолжительность изучения материала. После вы­деления учебных единиц определяются результаты, которые должны быть достигнуты в ходе изучения.

4. Составление диагностических тестов. Диагностические тесты составляются по каждой учебной единице. Основное назначение таких тестов — выявить необходимость коррекционной работы, вспомогательных учебных процедур.

5. Составление альтернативных и дополнительных учебных мате­риалов. Альтернативные учебные материалы составляются по каждой группе тестовых вопросов, а дополнительные материалы — в рамках одной учебной единицы. Эти материалы рассчитаны на организацию самостоятельной деятельности учащихся, в процессе которой педа­гог организует с ними работу над разрешением учебных затрудне­ний и создает условия для дальнейшего развития каждого ученика.

6. Составление разноуровневых контрольных работ. Разноуров­невые контрольные работы составляются по каждой учебной едини­це. В ходе таких работ выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. Определяется качество тематического образо­вательного уровня знаний и умений.

7. Выбор оптимальных методов, форм и средств деятельности учителя и деятельности учащихся. Методы, формы и средства должны быть направлены на повышение эффективности и резуль­тативности процесса обучения.

8. Ориентация учащихся. Учитель подробно останавливается на том, что должны усвоить учащиеся и как они будут учиться, чтобы доcтичь «полного усвоения».

^ Ход учебного процесса и методические рекомендации по его организации.

Блок уроков — это фрагмент процесса обуче­ния, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдель­ную порцию учебного материала, этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

^ Этапы освоения изучаемого материала (учебной единицы)

Организационно – педагогическая направленность

1. Изучение нового материала

Индивидуализация учебного процесса

2. Диагностическое тестирование

Проверка базового уровня

3. Уроки коррекции и развития.

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) закрепление повторная диагностическая работа.

Развитие: продвинутый уровень углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень

Продвинутый уровень

Углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.


^ Цель занятий по изучению нового материала. Введение учебного материала с учетом закономерностей процесса познания при вы­сокой мыслительной активности учащихся. Выделение уровня обязательной математической подготовки для всех учащихся и од­новременное создание условий для достижения более высоких ре­зультатов теми учащимися, которые проявляют склонность и ин­терес к предмету.

^ Изложение нового материала и его проработка учащимися про­исходит традиционно. Определяется общеобразовательный мини­мум, который должен быть усвоен всеми учениками. Учебная де­ятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные цели (их пе­речень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого бу­дут оцениваться их учебные результаты). В рамках этого общеобра­зовательного минимума, содержание которого дифференциация затрагивать не должна, возможной становится лишь индивидуали­зация учебного процесса, причем такая, которая в идеале сможет гарантировать достижение всеми учащимися учебных целей этого минимума.

^ Цель диагностического тестирования. Выявление пробелов в зна­ниях учащихся по изученной теме, классификация типичных оши­бок. Установление уровня усвоения учащимися изученного материала без представления результатов их обучения. Определение учеб­ных возможностей обучаемого и путей его продвижения в рамках учебной единицы.

На протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию диагностических тестов, которые проводятся после изуче­ния каждой учебной единицы и предназначены для руководства его продвижением. Сведения по результатам проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их, а учитель — определить уровень обученности ученика, причины того или иного отклонения достигну­тых результатов от запланированных ранее.

^ Цель коррекционных занятий. Обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися как основы для диффе­ренциации в обучении. Предоставление возможности ученику по­вторно проработать, но на новом качественном уровне (самостоя­тельно, с помощью учителя или консультанта) те разделы учебной единицы, которые остались не усвоенными им. Проведение по­вторного диагностирования знаний, умений и навыков ученика.

^ Цель развивающих занятий.

Продвинутый уровень. Повышение образовательного уровня учащихся на основе базовых знаний, умений и навыков, приме­няемых в новой ситуации. Совершенствование умений учащихся рационально организовывать свою учебную деятельность и разви­тие способности к рефлексии и оцениванию. Формирование у уча­щихся умения обобщать и систематизировать учебный материал с целью восприятия математики как цельной науки.

^ Углубленный уровень. Превращение ребенка, заинтересованно­го в самоизменении и способного к нему, в субъект учения. Обес­печение развивающего эффекта обучения, дающего возможность учащимся самостоятельно строить математические модели наибо­лее важных практических задач, решать их и ориентироваться в не­стандартных ситуациях. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся и ее корректировка.

^ Цель контрольной работы. Проверка качества и уровня сформи­рованности знаний, умений и навыков учащихся по теме, разделу, курсу. Обнаружение пробелов в знаниях, умениях и навыках уча­щихся с целью внесения корректив в процесс обучения. Заключительная проверка знаний, умений и навыков по всему курсу (разделу, теме) проводится в форме разноуровневой контроль­ной работы, которая позволяет проследить логику рассуждений ученика.


На странице Тесты, моего сайта вы найдете диагностические тесты по математике для 5 и 6 класса, а также тематические тесты по алгебре для 7-11 классов.




Похожие:

Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconИнформация об опыте 3 с
Методическая тема, над которой я работаю на протяжении нескольких лет, «Использование элементов современных информационных технологий...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconАнкета по состоянию методической работы мбоу прудовской средней общеобразовательной школы п. Пруды за 2011-2012 учебный год. Над какой методической темой и который
Над какой методической темой и который год работает школа «Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconТехнология полного усвоения знаний
Здесь так же, как и в авторском варианте, пред­лагается интерпретация основных идей педагогической системы, разработанной американскими...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconСравнительная таблица традиционного ученого занятия и работы над темой
...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconАнализ методической работы в мобу сош с. Бедеева Поляна в 2011-2012 учебном год
Работа педагогического коллектива над методической темой оу. Связь с методической темой района. Какие задачи были поставлены и как...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconСоздание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов «технологии полного усвоения знаний»
Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности,...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconУрок Тема «Рыбы водные позвоночные животные»
Работая в течение ряда лет над своей методической темой по самообразованию «Самостоятельная работа на уроках биологии», при планировании...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconИнформация о работе моу сош №16 по обобщению и распространению педагогического опыта в 2011-2012 учебном году
В 2011-2012 учебном году школа работала 3 год над единой методической темой «Формирование ключевых компетенций ученика на основе...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconАнализ методической работы за 2010-2011учебный год
В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив моу кругловской оош продолжил работу над методической темой: «Личностно ориентированное...
Технология «полного усвоения». На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Обучение на основе технологии «полного усвоения» iconИнформационные и коммуникативные технологии
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы