Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В icon

Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В



НазваниеВыступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В
Дата конвертации22.10.2012
Размер266.72 Kb.
ТипДокументы
источник

Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И.В.

на августовском совещании работников образования

26 августа 2011г.

«Модернизация общего образования как стратегия развития

муниципальной образовательной системы»


Модернизация системы образования Саратовской области и БМР осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2011-2015 годы, федерального проекта модернизации общего образования на 2011-2013 годы.

Действует Закон Саратовской области от 28.04.2005г. №33-ЗСО «Об образовании», в который ежегодно вносятся дополнения и изменения.

Реализуются областные и муниципальные целевые программы, направленные на модернизацию региональной системы образования:

- «Развитие образования» на 2009-2011 годы,

- «Молодежь Саратовской области» на 2009-2011 годы,

- «Молодежь БМР» на 2009-2011 годы,

- «Одаренные дети Саратовской области» и «Дети БМР» на 2011-2013 годы,

- «Доступная среда» на 2011-2013 годы,

- «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений» и другие…

Губернатором области утвержден «Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Саратовской области»

Разработан проект муниципальной целевой программы «Развитие образования» на 2012-2014 годы, реализация которой начнется с 2012 года.

Направления модернизации системы образования Балаковского муниципального района содержатся в стратегии развития образования БМР до 2025 года.

Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономике, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает обеспечение инновационного развития базового образования, что характерно для системы образования Саратовской области, в том числе Балаковского муниципального района.

Реализован КПМО, продолжается проведение мероприятий по реализации национальной инициативы «Наша новая школа», в настоящее время разработан и утвержден муниципальный комплекс мер по модернизации общего образования на 2011год.

За время вступления в КПМО Комитетом образования и руководителями образовательных учреждений были отработаны новые подходы, позволяющие реализовать поставленные задачи.

Одним из механизмов модернизации экономики в образовании Саратовской области является переход на нормативное финансирование. С 2005 года финансирование общеобразовательных учреждений Саратовской области производится по ежегодно утверждаемым нормативам бюджетного финансирования, определенным в расчете на одного учащегося в зависимости от вида и типа образовательного учреждения.

Нормативное бюджетное финансирование является способом выравнивания условий получения образовательной услуги, условием повышения прозрачности финансовых процессов, способом выравнивания уровней бюджетной обеспеченности, инструментом оптимизации бюджетных расходов.

На нормативной основе формируются субвенции на реализацию общеобразовательных программ, в которые входят расходы на оплату труда с начислениями, учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, доступ к сети Интернет и использование программного обеспечения. Федеральный государственный стандарт начального общего образования предусматривает увеличение внеурочной занятости учащихся. На эти цели в рамках нормативов финансового обеспечения на реализацию общеобразовательной программы в образовательную программу с 1 сентября 2011 года вводится в среднем по области 3 дополнительных часа (Закон Саратовской области от 6 июля 2011 года № 77-ЗСО)./ В БМР в зависимости от фонда оплаты труда в учреждении от 2 до 6 часов/

Наряду с нормативным финансированием с 1 сентября 2008 года в общеобразовательных учреждениях города и с 1 января 2009 года во всех общеобразовательных учреждениях введена новая система оплаты труда.

Произошло повышение заработной платы учителей, дифференциация зарплаты педагогов в зависимости от качества и результатов их труда, изменилась структура зарплаты, существенно увеличилась доля стимулирующих выплат, запущены механизмы оптимизации внутренних ресурсов образовательных учреждений.

По данным Федеральной службы государственной статистики по итогам 2010 года по отношению среднемесячной начисленной заработной платы работников общеобразовательных учреждений к среднеотраслевой заработной плате Балаковский муниципальный район занимает 16 место среди муниципальных образований Саратовской области.

Средняя заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений за 1 полугодие 2011 года составила 13561 руб.( город_- 14349 руб, село – 12385 руб.)

^ Средняя заработная плата воспитателей г.Балаково в среднем (с учетом 1 тыс.руб.) -7490 руб, воспитателей Балаковского района – 7469 руб. В целом по МДОУ-7480 руб.

1 января 2011 года вступил в силу Закон Саратовской области от 26 ноября 2010 года № 207-ЗСО «О социальной поддержке в 2011 году отдельных категорий работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке», согласно которому педагогическим работникам ДОУ назначается денежная выплата в размере 1 тысячи рублей ежемесячно. С 2012 года в перечень работников ДОУ, получающих эту доплату, войдут медицинские и кухонные работники.

В июле 2011 года внесены изменения в действующие нормативные правовые акты области, направленные на повышение заработной платы учителей – на 6,5% с 1 июня 2011г. и на 8,8% с 1 сентября 2011 г. (с 13,3 тыс.руб по итогам 1 квартала 2011г. до 15,4 тыс.руб. с сентября 2011г., что превысит среднюю зарплату по экономике, сложившуюся по итогам 1 квартала 2011г. – 14,6 тыс.руб.).

Действенные меры предпринимаются по поддержке молодых учителей. Законодательно закреплено, что молодой учитель уже с первых дней начала работы в школе получает к базовой заработной плате стимулирующие надбавки на уровне, сложившемся у учителей в среднем по школе. Помимо этого выпускники профессиональных учебных заведений при приеме на работу в сельские школы получают единовременное пособие в сумме 50 тыс. руб. В итоге уровень оплаты труда учителей со стажем работы до 3 лет в среднем по муниципалитету составляет 10,6 тыс.руб. Принята муниципальная целевая программа «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы Балаковского муниципального района на 2011 – 2013 г.г.», включающую комплексные мероприятия по

обеспечению отдельных категорий работников бюджетной сферы жильём путем предоставления жилых помещений в результате приобретения жилья, выдачи социальных выплат (ссуд, займов), перераспределения жилых помещений,

выплате единовременного денежного пособия молодым специалистам ( по программе 7 человек по отрасли «Образование») размере 20 тыс. рублей на начало работы на сумму 322,14 тыс .рублей в 2011 году ,

установлению ежемесячной надбавки в размере 10% от должностного оклада к должностному окладу молодым специалистам на сумму 16, 05 тыс. рублей,

ежемесячной надбавки наставникам молодых специалистов в размере 10% от должностного оклада на сумму 21,63 тыс. руб.

В 2010 году в учреждения образования пришли только 7 молодых специалистов, в этом году пока только 4 человека.

Действенной дополнительной мерой станет введение для молодых специалистов «13 зарплаты». Соответствующий закон «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы Саратовской области» принят на заседании областной Думы 27.07.2011г. В образовании в 2012 году данные выплаты позволят привлечь молодых специалистов на вакантные должности учителей по иностранному языку, информатике, математике и физике, которые на сегодня наиболее востребованы.

Важнейшим показателем состояния системы образования Балаковского муниципального района является гарантированное право на получение общедоступного и бесплатного качественного общего образования.

Сеть образовательных учреждений Балаковского муниципального района позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан. На территории БМР функционирует 50 общеобразовательных учреждений: 26 средних, 20 основных , гимнащзии-2, лицей-1, школа с углубленным изучением предметов -1. Все учреждения имеют статус юридического лица.

На сегодняшний день существуют проблемы, которые предстоит решать.

  • ^ Доведение наполняемости классов по сельской местности до 14 человек. За время реализации КПМО изменен вид образовательного учреждения 12 сельских школ. Если в 2008 году средних школ на селе было 20, то в 2011 году осталось только 9 средних школ. Проблема наполняемости классов в сельских школах остается. По данным предварительного комплектования из 195 выпускников 9 классов сельских школ в 10 класс подали заявления только 34 человека (17%). Кроме того, есть классы, в которых насчитывается всего по 2-3 человека (ООШ с.Николевка, Н. Казаково, С.Отрог).

На областном совещании работников образования отмечена необходимость разработки на федеральном уровне нормативных правовых документов:

- о наполняемости классов при реализации основной общеобразовательной программы, указав минимальную и максимальную наполняемость класса, определить понятие «класс-комплект»,

- об определении понятия «малокомплектная школа», установив минимальное количество обучающихся в школе для отнесения ее к малокомплектной,

- федеральные рекомендации по механизму финансирования малокомплектных школ в условиях внедрения во всех регионах РФ нормативного финансирования и новой системы оплаты труда, ориентированной на результат.

Важнейшим приоритетом образовательной политики Балаковского муниципального района в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения и повышение качества предоставляемых услуг.

^ На территории Балаковского муниципального района функционирует 46 ДОУ, из которых 30 – расположены в городе Балаково. Их посещает 7464 детей. Расходы на содержание одного ребенка из средств местного бюджета в 2010 году составили 39740 руб. Охват услугами ДОУ составляет 8941 человек (80%) , (в РФ 59% детей посещает детские сады). В настоящее время в Министерстве финансов РФ находится на утверждении федеральная программа «Развитие дошкольного образования», которая предусматривает софинансирование субъектов по выполнению мероприятий по увеличению охвата детей услугами дошкольного образования.

На территории района за последние четыре года за счет введения в строй 4-х детских садов, создания групп предшкольного образования и других мероприятий, введено дополнительно 1233 места, однако, это кардинально не изменило ситуацию. Администрацией района принята и реализуется муниципальная целевая программа «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений на 2011-2015 г.г.», которая предполагает к 01.10.2011 г. ввести дополнительно 240 мест, прежде всего, за счет организации групп дошкольного образования на базе 6-ти общеобразовательных школ города (СОШ№4,6,10,19,8,22).

Для обеспечения гарантий доступности услуг дошкольного образования предпринимаются следующие меры: осуществляется процесс возврата зданий бывших детских садов, перепрофилирование, переоборудование помещений, реконструкция существующих дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений Развиваются вариативные формы дошкольного образования: открываются группы кратковременного пребывания детей (ДОУ № 1,15,3), на базе общеобразовательных учреждений создаются структурные подразделения дошкольного образования.

При условии выполнения всех мероприятий и выделения субвенций областного бюджета в размере 352 млн.рублей дополнительно охвачено дошкольным образованием будет 1420 детей дошкольного возраста, проживающих на территории Балаковского муниципального района.

Впервые в этом году проведен областной конкурс лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Саратовской области на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Из 100 человек по области 8 воспитателей ДОУ г.Балаково. Каждый из них получит ко Дню учителя денежное поощрение в размере 50 тысяч рублей за счет средств программы «Развитие образования на 2009-2011 годы».

Большое внимание по-прежнему уделяется изучению и внедрению в образовательный процесс ДОУ развивающих программ и технологий.

С начала 2010-2011 учебного года начался процесс постепенного перехода на внедрение развивающих программ. По программе развития и воспитания в детском саду «Детство» работают 10 ДОУ, по программе «Предшкольная пора» под ред. Н. Виноградовой продолжают работать предшкольные группы в шести общеобразовательных учреждениях (ООШ № 8, СОШ № 11, 18, 21, 27, структурном подразделении ООШ с. Еланка ) и ДОУ № 38, 57. В 14-ти дошкольных учреждениях в рамках муниципального эксперимента реализуется УМК «Предшкола нового поколения».

Осуществление работы по данным программам позволяет реально решать проблему преемственности дошкольного и начального образования, так программы начальной школы («Школа ХХI века” и «Перспективная начальная школа») разработаны с учетом программ для детей дошкольного возраста.

^ Основные проблемы развития дошкольного образования

Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полном объеме потребности населения в услугах по предоставлению дошкольного образования, очередь на получение мест составляет ежегодно более 2 тыс.человек.

Актуальной остается проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Слабо развиты интеграционные формы организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития, особенно в сельской местности.

Качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Необходимо развивать и систему дополнительных услуг, предоставляемых на платной основе.

Требует дальнейшего развития преемственность связей между дошкольным и начальным звеньями образования и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, технологий и др.) в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Требуют решения вопросы внедрения новых форм предоставления дошкольного образования с учетом потребностей населения, повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.

В проекте Федерального Закона «Об образовании» планируется изменение структуры системы образования и впервые выделен как самостоятельный уровень – дошкольное образование. Планируется разделение услуг в сфере дошкольного образования на образовательные услуги и услуги по присмотру и уходу. Повышение ресурсного обеспечения дошкольного образования за счет софинансирования образовательной услуги из средств регионального (по аналогии с общеобразовательными учреждениями) и муниципального бюджетов, софинансирования услуги по присмотру и уходу за счет средств бюджета и средств семьи. И что немаловажно, планируется введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (дошкольное образование как первая ступень).

  • Как отмечается в докладе экспертной группы по разработке стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, «усиливается образовательное неравенство, формируется сегмент школ с низким качеством образования, растет ажиотажный спрос в школы с высоким качеством».

Для снижения негативных последствий названных проблем необходимо дальнейшее развитие функционирования ресурсных центров, на базе которых организуются очные и дистанционные консультации по вопросам подготовки к ГИА, преподавание элективных курсов, проводится профориентационная работа с использованием компьютерных психологических тестов.

В проекте Закона впервые предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ, которые до настоящего времени законодательно не регламентированы и применялись лишь в отдельных субъектах РФ, участвующих в реализации КПМО. Необходима разработка подзаконных актов по определению норматива сетевого финансирования. Об этом велась речь на областном совещании работников образования.

В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

Эта тема и актуальна, и противоречива, и является реальностью современного образования.

Проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет формы оценки качества образования по уровням образования, которые включают в себя прежде всего, государственные процедуры (итоговая государственная аттестация, лицензирование, государственная аккредитация), а также независимую оценку качества образования. Важное значение при этом отводится мониторингу в системе образования как форме наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов образовательного процесса, контингента обучающихся, учебных достижений обучающихся, сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С точки зрения нормативно – правового аспекта муниципальную систему оценки качества образования мы можем рассматривать как составную часть региональной и общероссийской систем оценки качества образования, при этом соблюдая организационное и содержательное единство подходов к проведению оценки качества образования. Ежегодно школы нашего района принимают участие в мониторинговых исследованиях, проводимых РЦОКО. Проведение мониторинговых исследований осуществляется по различным направлениям:

  • изучение и оценка уровня компетентностного развития, учебных и внеучебных достижений обучающихся 4-ых, 9-ых, 11-ых классов;

  • изучение условий организации образовательного процесса;

  • изучение и оценка состава педагогических кадров;

  • изучение эффективности реализации образовательных программ.

Конечная цель исследования – получение достоверных и надежных данных о качестве образования, предоставляемого потребителям образовательных услуг в Балаковском районе, а также кластеризация муниципальной системы образования в соответствии с выбранной моделью оценки качества образования.

По итогам мониторинга 2010 года муниципальная система образования Балаковского района занимает 7 кластер, что означает, что достижения обучающихся выше, чем уровень организации образовательного процесса.

Проект Закона «Об образовании» создает необходимую нормативную базу для закрепления достижений и конкурентных преимуществ, а также послужит основой для решения обостряющихся проблем ( типичных для всей системы образования РФ ), таких как низкий уровень обновления педагогического корпуса, снижение его качества, и, в связи с этим необходимость более пристального внимания учителей к самообразованию, применению инновационных технологий в своей работе, проявлению инициативы.

В этой связи большое значение отводится деятельности МОУ «Учебно – методический центр», который является важным звеном в структуре муниципальной системы оценки качества образования. Учебно – методический центр в соответствии с Положением о муниципальной системе оценки качества образования Балаковского муниципального района наделён полномочиями проведения мониторинговых и социологических исследований по различным вопросам. За период 2009 – 2011 год проведено 20 исследований, в том числе:

  • мониторинг оценки готовности к ведению государственной (итоговой) аттестации всех категорий участников по всем предметам;

  • социологическое исследование по выявлению информационных и образовательных потребностей педагогов МДОУ;

  • мониторинг готовности учителей работающих в 4-х классах к введению ФГОС НОО;

  • мониторинг изучения уровня информированности руководителей и педагогов образовательных учреждений в вопросах ФГОС.

МОУ «Учебно-методический центр» функционирует как региональная площадка непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников.

На базе «Учебно-методического центра» работают 3 региональных площадки, координируется деятельность 8 региональных, 11 муниципальных, 9 школьных инновационных и экспериментальных площадок.

Активно внедряются новые формы профессионального взаимодействия: работает 11 сетевых педагогических сообществ, актуальны среди педагогов профессиональные конкурсы, реализуются 5 проектов межмуниципального, регионального и российского уровня.

Учебно-методический центр создал схему эффективного методического сопровождения внедрения проекта «Мониторинг образовательных достижений школьников», в рамках которого с научным сопровождением НП «Центр современных образовательных технологий» (г.Москва) в МОУ СОШ№7,18,26, гимназия№2, лицей№1, СОШ с.М.Быковка, п.Головановский родителям оказывается электронная образовательная услуга с использованием электронных журналов и дневников.

Опыт МОУ «Учебно-методический центр» включен в план Академии повышения квалификации работников образования (г.Москва) для публикации на всероссийском уровне в журнале «Методист» в рубрике «Мастер-класс».

По инициативе главы администрации Балаковского муниципального района МОУ «Учебно-методический центр» разработал к реализации в 2011 году социальный проект «Наш добрый дом», финансируемый из средств Благотворительного фонда «Дорога к дому» (ЗАО «Северсталь-сортовой завод Балаково»). В числе участников проекта: МОУ СОШ№ 7, 11, 13, 16, 19, 22, 25, 26, п.Головановский, с.Быков Отрог; МДОУ №5, 8, 57; Центр дополнительного образования; управление опеки и попечительства администрации БМР.

Этот проект – стратегический шаг в системном подходе к вовлечению в «Нашу новую школу» в рамках государственно-частного партнерства всех участников образовательного процесса и в том числе родителей.


В июле 2011г Министерством образования и науки РФ был организован и проведен Всероссийский семинар по модернизации региональных систем общего образования, в котором приняли участие и представители Саратовской области.

В рамках проекта Саратовской области «Модернизация региональных систем общего образования на 2011-2013 годы» в 2011 году выделено из федерального бюджета 396 млн.руб, из них Балаковский муниципальный район получит 27 млн.руб, в 2012году – 81 млн.руб, в 2013 г. – 54 млн.руб. Общеизвестным является факт, что инвестиции, вкладываемые в отрасль «Образование», имеют отдаленный эффект, и достичь моментального результата невозможно, именно поэтому перед нами стоит важная цель: рационально использовать выделенные денежные ассигнования на реализацию мероприятий с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг и решению проблем, которые на сегодня, очевидны.

Важная роль при этом отводится подготовке педагогических кадров. Планируется обучить в 2011 году 349 руководящих и педагогических работников (в том числе учителей начальных классов, иностранных языков, учителей математики, русского языка и литературы, физической культуры). На обучение данной категории педагогических работников запланированы денежные средства в размере 1 млн.рублей.


Считаю необходимым сказать о результатах ЕГЭ как самом актуальном инструменте оценки качества образования. Результаты ЕГЭ мы проанализировали всесторонне: и средний тестовый балл по предметам, отдельно по лицею и гимназиям, общеобразовательным школам, результаты в профильных классах, в сельских малокомплектных школах. Кроме того, все полученные результаты сопоставили с данными по области и России.

Лучше среднеобластных показателей результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, информатике, географии, литературе.

На уровне среднеобластных – результаты ЕГЭ по физике, химии, биологии, английскому языку.

Ниже среднеобластных показателей – результаты ЕГЭ по истории, немецкому языку.

^ По информатике, литературе, географии, иностранным языкам все выпускники перешагнули минимальный порог.

Проблемными предметами в прошлом году для наших ребят были иностранный язык и информатика. Целенаправленная спланированная и проведенная, прежде всего, на уровне общеобразовательного учреждения работа показала, что в этом году ситуация заметно улучшилась – все выпускники, выбравшие эти предметы, перешагнули минимальный порог, а результаты по информатике несколько лучше среднеобластных.

Что касается обязательных предметов: если по русскому языку, наблюдается ежегодное улучшение результатов (количество школьников не сдавших русский язык, уменьшилось с 2,3% в 2009 до 0,4 % в 2010году, в 2011 году все выпускники перешагнули минимальный порог), то процент выпускников не преодолевших минимальный порог по математике в этом году выше, чем в предыдущем. 15 выпускников не набрали необходимого количества баллов по математике.

Мы задаём себе вопросы: почему такие результаты, какие факторы влияют на качество результатов? Есть над чем поработать и каждому руководителю общеобразовательного учреждения, и методическим объединениям, и комитету образования.

Учитывая результаты двух обязательных предметов не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 24 выпускника Балаковских школ, из них 3 выпускника, не получившие аттестат в 2010г., снова не смогли сдать ЕГЭ по математике.

Остановлюсь более подробно на результатах ЕГЭ по обязательным предметам в разрезе образовательных учреждений БМР.

  • ^ Среди статусных учреждений (лицей, гимназии) лидирует лицей№1 (средний балл - 71,7), на втором месте гимназия№1 (62,2 балла), на третьем месте гимназия№2 (58,7 балла). Выпускники всех статусных учреждений БМР показали результаты ЕГЭ по обязательным предметам выше среднеобластных показателей и соответствуют среднероссийским показателям.

  • ^ Среди городских школ лидируют СОШ№4, 2, 28, показатели ЕГЭ по русскому языку и математике в этих школах выше среднеобластных и среднемуниципальных показателей.

На уровне среднеобластных и среднемуниципальных показателей средний балл по ЕГЭ по обязательным предметам в СОШ№13,16,20.

Ниже средних показателей по муниципалитету и соответственно по области результаты ЕГЭ выпускников СОШ№26,27,18,25.

Самые низкие результаты ЕГЭ показали выпускники 11 класса СОШ№11 и выпускники вечерней формы обучения (12 классы) СОШ№7



^ Среди сельских школ лидирует СОШ п.Новониколаевский



Однако, показатели ЕГЭ выпускников сельских школ в целом значительно ниже среднеобластных и среднемуниципальных показателей.

Немаловажным, по совершенно понятным причинам, является уровень знаний ученика, окончившего основную школу. Если до введения ЕГЭ процент учащихся, желающих продолжить обучение в средней школе, по району составлял 75 – 80 %, то в настоящее время мы наблюдаем ежегодное сокращение (в 2009 году – 56 %, 2010 год – 55%, 2011 год – 52 %).


В 2011 году получили аттестаты с отличием 49 выпускников 9 классов (в 2010 году аттестаты с отличием получили всего 11 человек).

Уважаемые коллеги! Особо хочу обратить ваше внимание на то, что с принятием нового Закона «Об образовании» у потребителей образовательных услуг появляются дополнительные права, в частности право обучающихся (родителей, законных представителей) требовать возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием.

Сегодня реализация муниципальной системы качества образования позволяет обеспечивать управление информацией для принятия решений, планирования действий.

Наряду с достаточным уровнем предметных знаний, уровень компетенций школьников (т.е. умение применять полученные сведения на практике, в реальной жизненной ситуации) остается достаточно низким.

Именно на улучшение этого показателя ориентированы вводимые в 2011 году ФГОС начальной школы. Проведена серьезная работа по подготовке к введению стандартов:

- разработано необходимое нормативно-правовое обеспечение,

- приводятся условия образовательного процесса в учреждениях в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к качеству начального образования,

- разработаны и утверждены образовательные программы для начальной школы в каждом образовательном учреждении,

- организовано проведение курсов повышения квалификации для педагогических и управленческих кадров школ БМР по переходу на работу по новым образовательным стандартам (очные, заочные, дистанционные курсы),

- подготовлены для каждого образовательного учреждения Балаковского муниципального района методические рекомендации по введению Федерального образовательного стандарта второго поколения в практику начальной школы;

- проведены мониторинговые исследования готовности образовательных учреждений Балаковского района к данному переходу.

На сегодняшний день разработаны и утверждены образовательные планы всех общеобразовательных учреждений.

В рамках комплекса мер по модернизации образования и с целью четкой организации учебно-воспитательного процесса запланировано приобретение в каждую городскую школу базового комплекта оборудования кабинетов начальной школы для перехода на новые ФГОС.

(Предусмотрено 22 млн. 121 тыс. рублей)

Сформирована и отправлена заявка муниципалитета на оборудование кабинетов начальных классов.

Одним из главных принципов образовательного процесса является сохранение здоровья детей. На территории Балаковского муниципального района реализуется комплекс муниципальных целевых программ, направленных в том числе на решение задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся.

Так, в муниципальной целевой программе « Развитие образования на 2009-2011 г.г.» имеется раздел « Создание условий для улучшения здоровья обучающихся и воспитанников». В этом разделе предусмотрена конкретная система мероприятий по обновлению и совершенствованию образовательного процесса в условиях здоровьесберегающей среды, прежде всего, предполагающей обеспечение условий безопасного пребывания детей в образовательном учреждении, соответствие зданий нормативам СанПИН, пожарной безопасности и травмобезопасности, а также комплексного системного взаимодействия всего педагогического коллектива. На выполнение предписаний надзорных органов в 2011 году в бюджете Комитета образования выделено 8 млн.руб. На сегодня одна из самых сложно решаемых проблем – выполнение предписаний надзорных органов в рамках выделенных бюджетных ассигнований.

Для более успешного решения проблемы разработана и реализуется программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2013 г.г.» В соответствии с этой программой в образовательных учреждениях реализуются программа «Основы здорового образа жизни», проводятся спортивно-массовые мероприятия.

Имеется множество технологий, позволяющих осуществить прогноз возможностей молодого человека учиться без ущерба для его здоровья, организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс.

Большое внимание уделяется организации летней занятости детей и подростков. На эти цели в муниципальной целевой программе « Дети БМР» предусмотрено в 2011 году 13659,1 т.р., в 2012 г.-15431,6 т.р. Кроме того , в муниципальной целевой программе « Молодежь БМР на 2011-2013 г.г.» заложены средства на организацию временного трудоустройства подростков в возрасте 14-17 лет.

Летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием минувшим летом были организованы на базе 45 образовательных учреждений с охватом 2590 детей (что на уровне 2010 года).

В режиме загородных летних оздоровительных лагерей три учреждения, два из которых являются муниципальными (МАУ ДОЦ «Ласточка», МАУ ДОЦ «Салют»), одно - частной фирмы (УДОЛ «Орленок»).

^ Организованным отдыхом в загородных лагерях в 2011 году было охвачено 3192 ребенка. Из них с оплатой за счет средств муниципального бюджета отдохнули 1161 ребенок.

Интересной и разнообразной была программа отдыха детей в загородных лагерях.

Достаточно успешным считаем организацию работы профильных отрядов.

В профильных отрядах отдохнули 515 детей:

-спортивного направления: (дзюдо, биатлон, легкая атлетика, волейбол, футбол, водные лыжи, туристический )- 216 детей на базе ДОЦ «Ласточка», «Салют»,УДОЛ « Орленок»;

-творческого направления (театрального, хореографического и художественно-эстетического)- 145 детей на базе ДОЦ «Ласточка», «Салют»;

-лингвистического направления-20 детей на базе ДОЦ «Ласточка»;

-православного направления ( по инициативе епархии Саратовской губернии и Свято-Троицкого храма) с охватом 76 детей на базе ДОЦ «Салют»;

-краеведческого направления «Славяне» - 42 чел. на базе ДОЦ «Ласточка».

Впервые, в рамках муниципальной целевой программы «Дети Балаковского муниципального района» на 2011-2013 гг. на базе МАУДОЦ «Ласточка» был организован профильный отряд для победителей и призеров муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад школьников. Для организации работы данного отряда всего в рамках программы предусмотрено 268 тыс. 128 руб. Родительская плата за путевку составила 5%., 95% - оплата из средств местного бюджета.

Участниками профильного отряда являлись учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений БМР в количестве 16 человек - победители и призеры муниципального этапа олимпиады МОУ «СОШ №16», МОУ «СОШ №26», МОУ «СОШ №13», МОУ «ООШ №14», МОУ «СОШ №18», МОУ «СОШ №28», гимназии №1, №2, лицея №1.

Учителями высшей квалификационной категории для детей проводились занятия по развитию профориентационных интересов естественно-математического и гуманитарного профилей.

Итоги летней оздоровительной кампании будут подведены на расширенном заседании межведомственной комиссии в сентябре 2011 года.


В концепции развития образования на территории БМР отмечается, что дополнительное образование детей решает ряд социально значимых проблем, таких как: социальная адаптация детей и подростков, формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений несовершеннолетних и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.

В 2010-2011 учебном году функционирует 5 муниципальных учреждений дополнительного образования детей ( «ДЮСШ №1», «ДЮСШ №2», «Центр дополнительного образования детей» и два оздоровительных центра с сезонным функционированием). В учреждениях дополнительного образования детей занимается текущем учебном году в 317 группах, кружках, секциях 4365 воспитанников. Услугами дополнительного образования на территории Балаковского муниципального района охвачено 84% детей.

Наиболее стабильными и популярными являются объединения художественно-эстетической, физкультурно-спортивной направленности.

Положительные результаты многолетней работы системы дополнительного образования детей БМР находят своё подтверждение в итогах всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей, спортивных состязаний.

В 2010-2011 учебном году 1356 воспитанников МОУДОД «ЦДОД» приняли участие в муниципальных, региональных, областных, всероссийских и международных конкурсах и слетах. Более 57% участников стали призерами и лауреатами конкурсов и фестивалей.

^ Основные проблемы дополнительного образования детей

1. Недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

2. Недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

3. Недостаточное использование потенциала учреждений дополнительного образования детей при организации внешкольной и внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений;

4. Дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей.


Таким образом, с учетом основных тенденций развития системы образования БМР, для достижения стратегической цели определены следующие приоритетные задачи и ключевые направления их реализации.

1. Развитие гибкой, многовариантной системы дошкольного образования, отвечающей разным социальным запросам населения

2. Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования

3. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования путем увеличения охвата детей услугами ДОУ.

4. Развитие системы оценки качества образования. Мы не должны рассматривать оценку качества образования лишь с позиций результатов ЕГЭ, необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить модель успешной социализации детей. Кроме того, важное значение приобретает создание института независимой оценки качества образования (пока только в проекте закона).

5. Обеспечение доступности и равных возможностей получения учащимися качественного дополнительного образования в условиях развития вариативности видов образовательных программ и учреждений дополнительного образования.

6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни

7. Обеспечение доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, широкое внедрение дистанционных образовательных технологий обучения, электронных образовательных ресурсов

8. Стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, поддержка лучших образовательных учреждений и лучших педагогов.

9. Развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности

10. Развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей

11. Совершенствование инфраструктуры образования, обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями

12. Развитие организационно-экономических механизмов, повышающих эффективность использования финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию приоритетов развития образования БМР на среднесрочную перспективу

Эффективность решения задач, определенных стратегией развития в соответствии с указанными приоритетами, позволит создать условия для достижения современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, равного доступа к нему всех граждан республики.

В сфере дошкольного, общего и дополнительного образования БМР произойдет обновление организационно-экономических механизмов:

– перевод образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, в новые организационно-правовые формы;

– финансирование всех видов образовательных учреждений на основе подушевого принципа, либо в рамках муниципального задания;

- разработка регламентов предоставления образовательных услуг, в том числе в электронном виде;

–совершенствование новой системы оплаты труда педагогических работников;

- переход на программно-целевой метод финансового обеспечения отрасли образования исходя из принципа бюджетирования, ориентированного на результат;

– развитие конкуренции среди образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Изменятся  подходы к управлению в системе образования, в том числе через:

– расширение участия общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и республиканском уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы) за счет повышения открытости и прозрачности системы образования;

Будут реализовываться гибкие и разнообразные формы предоставления услуг дошкольного образования. Дальнейшее развитие получит система организации предшкольного образования детей. Повысится уровень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.

В системе общего образования будут созданы условия для распространения дистанционных технологий обучения, за счёт чего повысится доступность образовательных услуг на территории района. в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, созданию безбарьерной образовательной среды.

Процесс модернизации системы дополнительного образования будет способствовать становлению учреждения дополнительного образования детей как субъекта рынка образовательных услуг. Получит дальнейшее развитие вариативность образовательных услуг в системе дополнительного образования района.

Повысится конкурентоспособность квалифицированных педагогических кадров на рынке труда. В результате, в систему образования придут новые высококвалифицированные и профессиональные работники.

Уверена, что все задачи, стоящие перед отраслью образования, будут решены, учитывая потенциал педагогического сообщества Балаковского муниципального района.





Похожие:

Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconВыступление председателя комитета образования администрации бмр расторгуевой Ирины Владимировны на коллегии комитета образования
Позвольте кратко остановиться на итогах 2012 года и определить основные задачи на 2013 год
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconИнформация «О подготовке к проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов на территории бмр в 2012 году»
Выступление председателя Комитета образования администрации бмр расторгуевой Ирины Владимировны на пдс 19. 03. 2012г
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconИ. В. Расторгуевой Заявление об участии в едином государственном экзамене выпускника прошлых лет
Председателю Комитета образования администрации Балаковского муниципального района
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconПриказ №67 от 26. 08. 2006г. «Об утверждении назначения председателя профсоюзного комитета школы»
На основании решения трудового коллектива школы утвердить назначение председателя профсоюзного комитета школы Гаркавенко Е. В
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconУтвержде н: администрацией г. Березники в лице Комитета по вопросам образования И. о председателя Комитета по вопросам образования /Е. В. Бешинская/ Приказ № от “ ” 2005 г. Принят
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconПриказ №81 от 23. 10ю08 г председателя комитета по образованию
В целях реализации постановления Администрации Алтайского края от 01. 03. 08 №81 «О реализации в рамках приоритетного национального...
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconВыступление Расторгуевой Ирины Владимировны на августовском совещании работников образования
В современном мире важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные...
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconВыступление Председателя гак, Директора фскн россии Виктора Иванова на заседании Государственного антинаркотического комитета
Не только руководство страны, но и население выделяет наркоманию в качестве проблемы №1 так, согласно опросам вциом 57 опрошенных...
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconТематика заседаний Родительского комитета
Утверждение состава родительского комитета и выборы председателя родительского комитета, секретаря
Выступление председателя Комитета образования Расторгуевой И. В iconИ о. заместителя председателя председатель ус директор школы комитета по образованию А. Ф. Вакиш. Ж. И. Крункель. С. В. Бадулина. Принято на педсовете 29 мая 2012 г протокол
Согласовано Согласовано Утверждаю и о заместителя председателя председатель ус директор школы комитета по образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы